Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы на тему: «Усатый-полосатый»

Данный материал поможет методистам по ИЗО провести НОД в старшей группе.
Цель предоставленного материала: обмен опытом работы по ИЗО.
Задачи: повысится профессиональная компетентность педагогов, качество воспитательно-образовательного процесса, экономия времени на поиск информации, использование различных методов и приёмов, развитие интереса и творческих способностей дошкольников.
Материалы подготовил(а): Большунова Виорика Георгиевна

Библиотека материалов Дум Думыча













Конспект

непосредственно образовательной деятельности по рисованию

Тема: «Усатый-полосатый»

для детей старшей группы

















Разработала: Большунова Виорика Георгиевна

воспитатель-методист по изобразительной деятельности

и художественно-эстетического приоритетного направления деятельности

I кв.кат.

МДОУ «Каменский центр развития ребёнка»

ПМР, г. Каменка







Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию на тему: «Усатый-полосатый» для детей старшей группы.

В изобразительной студии имеются: репродукции картин известных художников, картины-схемы жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр), фото-выставка «Мой пушистый друг».

Цель: закрепить знания детей о кошках, о стихотворении С.Я.Маршака «Усатый-полосатый»; продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - «тычёк», «примакивание».

Программные задачи:

Познавательные (обучающие):

- Способствовать побуждению интереса о кошках, доставлять детям удовольствие от строк из стихотворения Маршака С.Я. «Усатый-полосатый», закреплять умение отвечать на вопросы.

- Систематизировать знания детей о жанрах живописи (пейзаж, натюрморт, портрет), познакомить с новым жанром живописи – анималистическим, с художником-анималистом, иллюстратором детских книг Лебедевым В.В.

Изобразительная: Формировать умение у детей передавать в рисунке образ котенка (на основе геометрических фигур, круг-голова, овал-туловище и т.д.), соблюдая пропорцию, характерные особенности, животного в движении.
Техническая: Совершенствовать навыки рисования шерсти методом «тычок», «примакивание». Совершенствовать технику рисования красками и кистью.

Цветовая: Совершенствовать умение смешивать два цвета, чтобы получился новый цвет (белый+черный=серый), побуждать детей к выбору цвета (серый, черный). 

Композиционная: Формировать умение у детей располагать рисунок в соответствии с формой предмета (положением котенка, вертикально или горизонтально).

Развивающие:

- Развивать интерес к окружающему, художественный вкус, творческие способности, чувство цвета.

- Продолжать развивать композиционные навыки, пространственные  представления.

- Развивать устную речь, обогащать словарный запас.

- Развивать сенсорное восприятие (форма, цвет, величина), психические процессы (внимание, воображение, память, мышление, речь), мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство последовательности; усидчивость, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, активность, аккуратность.

- Воспитывать интерес к художественному творчеству; доброту, любовь и бережное отношение к животным.
- Воспитывать желание доводить начатое до конца, радоваться результату, адекватно оценивать свою работу и сверстников.

Предварительная работа: Проведение НОД по ознакомлению детей с жанрами живописи, домашними животными. Д/и «Назови жанр живописи». Чтение стихотворения Маршака С. Я. «Усатый-полосатый». Рассматривание иллюстраций в книгах.


Задачи реализуются по следующим образовательным областям:

«Познавательное»

«Художественно-эстетическое»

«Социально-нравственное»

«Физическое»

Методы и приёмы:

Методы повышения познавательной активности:

- Метод вопросов, уточнения

- Приучение к самостоятельному поиску ответов

- Элементарный анализ, сравнение

Методы повышения эмоциональной активности:

- Игровые ситуации, игровые приёмы

- Воображаемые ситуации

- Элементы новизны

Методы обучения и развития творчества

- Эмоциональная насыщенность окружения

- Мотивирование детской деятельности

- Рассматривание и исследование предметов

- Проблемная ситуация, задача

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

- Демонстрация фото-выставки

- Беседа, рассказ

- Перспектива, направление на последующую деятельность

Словарная работа: иллюстрация, иллюстратор, художник-анималист, анималистический жанр.

Оборудование и материалы: фото-выставка «Мой пушистый друг», картины-подсказки жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр), игрушка котёнок, книга Маршака С.Я. «Усатый-полосатый», портрет художника Лебедева В.В., акварельные краски, ½ альбомного листа на каждого ребенка, карандаши, кисточки, баночки с водой, алгоритмическая схема рисования котенка, геометрические фигуры, картинки и образцы изображения кошек, аудиозапись песен и спокойной музыки.








Ход НОД:

1.Организационный момент:

- Каждый день и каждое утро,

Мы говорим всем… (Доброе утро!)

- А теперь… Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Будем мы трудиться,

Незачем лениться!

- Почему мы не будем лениться? Конечно, ведь мы пришли куда? (В изостудию). А чем мы здесь занимаемся? (Лепим и рисуем). Какое сегодня занятие? (Рисование) Как вы догадались? Какой сегодня день недели?

2.Основная часть:

Систематизация знания детей о жанрах живописи

- Ребята, но в изостудии мы не только лепим и рисуем, но и знакомимся с народным декоративно-прикладным искусством, картинами, жанрами живописи.

- Сколько жанров мы знаем? (3) Какие? (пейзаж, натюрморт, портрет)

- Кто изображает эти картины? (Художники)

Работа по картинам-подсказкам.

- Что такое пейзаж? (Времена года)

- Что такое натюрморт? (Овощи, фрукты, цветы, посуда)

- Что такое портрет? (Люди)

Д/и «Назови жанр живописи» (Показ репродукций картин известных художников)

(Дети присаживаются на свои места правильно, спина прямая, ноги вместе.)

- Молодцы, ребята, всё мы повторили! Всё вы знаете!

- А сегодня я хочу вас познакомить с новым жанром живописи – анималистическим.

- Слово это сложное, но вам будет легко запомнить его, если вы вспомните то, что изучали на занятиях по молдавскому языку. Подумайте и скажите, что значит «анимале» в переводе на русский язык? (Животные, звери)

- Правильно, с латинского «анимал», с английского «animal» - это животное.

- Хором проговариваем: «анималистический жанр» (если изображены животные, картинка-подсказка «Животные»)

- Художники, которые на своих картинах изображают животных, называются анималистами. (Хоровое проговаривание: «художники-анималисты»).

- Сегодня мы с вами будем художниками-анималистами. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого мы будем рисовать.

Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся ма-а-а-а-а-а-ленькой лапкой (Котенок)

- Посмотрите, какой котенок пришел к нам в гости. Ребята, давайте внимательно рассмотрим котёнка и опишем. Какой он? (Маленький, пушистый, полосатый и т. д.)

- Как называют маму и папу котенка? (Кошка, кот)

- Это домашние или дикие животные? Почему? Где живут? (Домашние, живут дома).

- Правильно. У многих из вас тоже живут кошки в доме. Вы, наверное, когда пришли в изостудию, увидели на доске много фотографий кошек. Это фото-выставка «Мой пушистый друг».

- Чем покрыто тело у этих животных? (Шерстью)

- Какой окраски у кошек шерсть? (Рыжие, коричневые, белые, серые, полосатые и т. д.)

- Чем питаются?  (Молоком, мясом, рыбой, травкой…)

- А какую пользу приносят? (Ловят мышей, охраняют амбары, сараи с зерном)

- А какие они бывают по характеру? (Спокойные, добрые, ласковые, злые, агрессивные)

- Что любят делать котята? (Играть, резвиться, прыгать, катать клубок, спать, отдыхать, лакать молоко).

- А вы знаете, что сегодня кошка – одно из самых популярных домашних животных? Издавна есть такой обычай: первой в новый дом хозяин впускает кошку. Она олицетворяет домашний уют, намывает гостей. Кошка в мире животных занимает особое, почетное место. Это удивительное существо: гордое и независимое, нежное и ласковое, добродушное и умное. Нет одинаковых кошек, они бывают разных пород: экзотические, гладкошёрстные, длинношёрстные, и даже безшёрстные. Они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них разные характеры. Туловище у кошек гибкое. Усы и брови помогают им улавливать запах, определять расстояние в прыжках, даже определять скорость ветра. А кошачий хвост всегда показывает, в каком настроении кошка: спокойном, игривом или раздраженном. Бегать, прыгать — их любимое занятие. Кошка — отличный охотник.

Физминутка «Повадки котёнка»
Наш котёнок ходит тихо,

Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,

Может быть котёнок быстрый.
Он тихонько побежал,

И мышей не распугал.

Видно, котик наш устал,

Сел на лавку и поспал.

- Наш котёнок загрустил. Оказывается, у него совсем нет друзей. Как вы думаете, можем ли мы ему помочь? Как? Правильно. Мы ему друзей нарисуем. А он посмотрит, как мы это сделаем.

- О кошках, как и о других животных, люди сочиняют сказки, пишут стихи и рассказы. Недавно вы познакомились со стихотворением Маршака С. Я. «Усатый-полосатый» (показ книги). Для того чтобы книги были интересными, в них есть рисунки, ещё их называют иллюстрации. Кто изображают иллюстрации, как вы думаете? (Художники). И их называют художники-иллюстраторы (Хоровой повтор нового слова).



- Я хочу вас познакомить с художником-иллюстратором этой книги – это Лебедев Владимир Васильевич - великолепный художник, признанный мастер детской иллюстрации. Лебедев В.В. любил животных и их изображал, поэтому он не просто иллюстратор, но ещё и  художник-анималист.

- О ком говорится в этой книге? (О котёнке)

- Я вам предлагаю нарисовать котят, а вот каких — вы должны догадаться. Послушайте отрывок из стихотворения «Усатый – полосатый» Маршака С.Я.

Жила-была девочка.

Как ее звали?

Кто звал,

Тот и знал.

А вы не знаете.

Сколько ей было лет?

Сколько зим,

Столько лет, —

СорокА еще нет.

А всего четыре года.

И был у нее…

Кто у нее был?

Серый, Усатый,

Весь полосатый.

Кто это такой? Котенок.

- Догадались, каких котят будем рисовать? (Ответы детей.)
- Давайте нарисуем полосатых котят, и у нас будет своя выставка, и нашему котёнку не будет грустно.

Вопросы по тексту:

- Какой был котенок у девочки? (Маленький, глупый, усатый, полосатый.)

- Чего не хотел делать котенок? (Спать на кровати.)

- А что любил котенок? (Есть и играть: есть сало, катать карандаши.)

- Почему девочка все время повторяла«Вот какой глупый котенок!»(Сердилась, удивлялась, что он все делает не так, по-своему.)

Алгоритм выполнения работы:
- Из каких частей тела состоит котёнок? (Туловище, лапки, голова, хвост, ушки).
Опишите, какое у котенка туловище, голова, лапы, хвост?
Ребята посмотрите внимательно и скажите, какие у котенка глаза, нос, уши, усы?
Скажите, что у котенка больше голова или туловище?

Составление фигуры котёнка из геометрических фигур на магнитной доске.

- Посмотрите на нашего котенка повнимательнее. Ведь его тело состоит из геометрических фигур. Назовите их. (Туловище – большой овал, голова – круг, лапы – овалы или прямоугольники, хвост – овал, подушечки на лапках – круги или овалы, уши – треугольники).

- Ребята, у меня на подносе лежат геометрические фигуры. Предлагаю вам составить из них фигуру котёнка. Как можно это сделать? Подумайте. (Один ребёнок работает).

- А если котёнок прыгнул? Что нужно сделать? (Другой ребёнок работает).

-Молодцы! Выполнили правильно. Нам очень помогли геометрические фигуры.

Образец изображения котёнка.

- Посмотрите, какой получается котёнок, если мы будем его изображать с помощью геометрических фигур. (Образец методиста ИЗО).

- Чем покрыт котенок, какая шубка у него? Какой расцветки котенок?
- У нашего котика шерсть пушистая, полоски чёрного цвета, как мы это можем показать в нашем рисунке? (Будем рисовать методом «тычка»).
- Ребята, если котенок белого цвета с серыми полосками, а у нас серой краски нет, как быть? (получение серого путем смешивания белого и черного).
(Начинаю закрашивать котенка тычками по всему туловищу сверху вниз, а потом лапки и хвост можно всей кистью, кончиком или способом «примакивания», объясняя детям, что кисть держим правильно или вертикально).

- Дорисовываем мордочку: глаза, носик, щёчки, усики. Вот какой красивый получился котенок!
- Давайте подготовим наши руки, чтобы они хорошо поработали.

Пальчиковая гимнастика.

У кошечки нашей есть 10 котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, 2 хитрых,

Два маленьких самых,

И самых красивых.

Есть у котяток лапки,

А на лапках – цап-царапки. 

Очень острые они. 

Целый день они хлопочут,

Коготочки они точат.

Словесное воспроизведение способов действий (вопросы на уточнение)
- Ребята, кого мы будем рисовать? (Котёнка)
- С чего мы начнем рисовать? (С туловища). Затем что? (Голова, лапы, подушечки лап, хвост, прорисовываем мордочку)
- Какими способами мы будем рисовать шерстку нашего котенка? ( «Тычком», «примакиванием»).
Молодцы, все правильно! 

Гимнастика для глаз. (Тренажер Базарнова В. Ф.)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение (песни о котах и котятах).

- Приступайте к рисованию.  Ребята, садитесь за столы правильно, спина прямая.

Дети самостоятельно рисуют, соблюдая последовательность и инструкции педагога. 

(Во время рисования педагог подходит к детям, помогает при затруднениях, обращает внимание на аккуратность, предлагает дополнить рисунок мелкими деталями).

3.Заключительная часть: итог, рефлексия.

- Кого мы сегодня нарисовали? (Котёнка).

- Сложно нам было? Какие помощники у нас были? (Геометрические фигуры).

Задание «Придумай кличку»

- Ребята, молодцы, все справились. Котята получились отличные. У каждого из них свой характер, свой внешний вид. Посмотрев на них, хочется дать им кличку. А как вы их назовете? (Если котик любит играть - Игрунчик, если царапается - Царапка, если котик рыжий - Рыжик, если полосатый – Тигренок).

Анализ и оценка работ.

По окончании рисования детские работы оформляются на выставку. Дети рассматривают и рассказывают о своих работах и сверстников, любуются ими, отмечают наиболее выразительные рисунки.

- Наш котёнок тоже радуется тому, что у нее теперь много красивых, добрых, веселых друзей. Он вам очень благодарен и говорит вам «Спасибо! Мяу-мяу-мяу!»























Материалы подготовил(а): воспитатель Большунова Виорика Георгиевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение