Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы на тему: «Усатый-полосатый»
Данный материал поможет методистам по ИЗО провести НОД в старшей группе.
Цель предоставленного материала: обмен опытом работы по ИЗО.
Задачи: повысится профессиональная компетентность педагогов, качество воспитательно-образовательного процесса, экономия времени на поиск информации, использование различных методов и приёмов, развитие интереса и творческих способностей дошкольников.
Материалы подготовил(а): Большунова Виорика Георгиевна
Библиотека материалов Дум Думыча
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по рисованию
Тема: «Усатый-полосатый»
для детей старшей группы
Разработала: Большунова Виорика Георгиевна
воспитатель-методист по изобразительной деятельности
и художественно-эстетического приоритетного направления деятельности
I кв.кат.
МДОУ «Каменский центр развития ребёнка»
ПМР, г. Каменка
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию на тему: «Усатый-полосатый» для детей старшей группы.
В изобразительной студии имеются: репродукции картин известных художников, картины-схемы жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр), фото-выставка «Мой пушистый друг».
Цель: закрепить знания детей о кошках, о стихотворении С.Я.Маршака «Усатый-полосатый»; продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - «тычёк», «примакивание».
Программные задачи:
Познавательные (обучающие):
- Способствовать побуждению интереса о кошках, доставлять детям удовольствие от строк из стихотворения Маршака С.Я. «Усатый-полосатый», закреплять умение отвечать на вопросы.
- Систематизировать знания детей о жанрах живописи (пейзаж, натюрморт, портрет), познакомить с новым жанром живописи – анималистическим, с художником-анималистом, иллюстратором детских книг Лебедевым В.В.
Изобразительная: Формировать
умение
у детей передавать в рисунке образ
котенка (на основе геометрических фигур,
круг-голова, овал-туловище и т.д.), соблюдая
пропорцию, характерные особенности,
животного в движении.
Техническая: Совершенствовать
навыки рисования шерсти методом «тычок»,
«примакивание».
Совершенствовать
технику рисования красками и кистью.
Цветовая: Совершенствовать умение смешивать два цвета, чтобы получился новый цвет (белый+черный=серый), побуждать детей к выбору цвета (серый, черный).
Композиционная: Формировать умение у детей располагать рисунок в соответствии с формой предмета (положением котенка, вертикально или горизонтально).
Развивающие:
- Развивать интерес к окружающему, художественный вкус, творческие способности, чувство цвета.
- Продолжать развивать композиционные навыки, пространственные представления.
- Развивать устную речь, обогащать словарный запас.
- Развивать сенсорное восприятие (форма, цвет, величина), психические процессы (внимание, воображение, память, мышление, речь), мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство последовательности; усидчивость, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, активность, аккуратность.
-
Воспитывать
интерес
к
художественному творчеству;
доброту,
любовь
и бережное отношение к животным.
-
Воспитывать желание доводить начатое
до конца, радоваться результату, адекватно
оценивать свою работу и сверстников.
Предварительная работа: Проведение НОД по ознакомлению детей с жанрами живописи, домашними животными. Д/и «Назови жанр живописи». Чтение стихотворения Маршака С. Я. «Усатый-полосатый». Рассматривание иллюстраций в книгах.
Задачи реализуются по следующим образовательным областям:
«Познавательное»
«Художественно-эстетическое»
«Социально-нравственное»
«Физическое»
Методы и приёмы:
Методы повышения познавательной активности:
- Метод вопросов, уточнения
- Приучение к самостоятельному поиску ответов
- Элементарный анализ, сравнение
Методы повышения эмоциональной активности:
- Игровые ситуации, игровые приёмы
- Воображаемые ситуации
- Элементы новизны
Методы обучения и развития творчества
- Эмоциональная насыщенность окружения
- Мотивирование детской деятельности
- Рассматривание и исследование предметов
- Проблемная ситуация, задача
Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности
- Демонстрация фото-выставки
- Беседа, рассказ
- Перспектива, направление на последующую деятельность
Словарная работа: иллюстрация, иллюстратор, художник-анималист, анималистический жанр.
Оборудование и материалы: фото-выставка «Мой пушистый друг», картины-подсказки жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр), игрушка котёнок, книга Маршака С.Я. «Усатый-полосатый», портрет художника Лебедева В.В., акварельные краски, ½ альбомного листа на каждого ребенка, карандаши, кисточки, баночки с водой, алгоритмическая схема рисования котенка, геометрические фигуры, картинки и образцы изображения кошек, аудиозапись песен и спокойной музыки.
Ход НОД:
1.Организационный момент:
- Каждый день и каждое утро,
Мы говорим всем… (Доброе утро!)
- А теперь… Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Будем мы трудиться,
Незачем лениться!
- Почему мы не будем лениться? Конечно, ведь мы пришли куда? (В изостудию). А чем мы здесь занимаемся? (Лепим и рисуем). Какое сегодня занятие? (Рисование) Как вы догадались? Какой сегодня день недели?
2.Основная часть:
Систематизация знания детей о жанрах живописи
- Ребята, но в изостудии мы не только лепим и рисуем, но и знакомимся с народным декоративно-прикладным искусством, картинами, жанрами живописи.
- Сколько жанров мы знаем? (3) Какие? (пейзаж, натюрморт, портрет)
- Кто изображает эти картины? (Художники)
Работа по картинам-подсказкам.
- Что такое пейзаж? (Времена года)
- Что такое натюрморт? (Овощи, фрукты, цветы, посуда)
- Что такое портрет? (Люди)
Д/и «Назови жанр живописи» (Показ репродукций картин известных художников)
(Дети присаживаются на свои места правильно, спина прямая, ноги вместе.)
- Молодцы, ребята, всё мы повторили! Всё вы знаете!
- А сегодня я хочу вас познакомить с новым жанром живописи – анималистическим.
- Слово это сложное, но вам будет легко запомнить его, если вы вспомните то, что изучали на занятиях по молдавскому языку. Подумайте и скажите, что значит «анимале» в переводе на русский язык? (Животные, звери)
- Правильно, с латинского «анимал», с английского «animal» - это животное.
- Хором проговариваем: «анималистический жанр» (если изображены животные, картинка-подсказка «Животные»)
- Художники, которые на своих картинах изображают животных, называются анималистами. (Хоровое проговаривание: «художники-анималисты»).
- Сегодня мы с вами будем художниками-анималистами. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого мы будем рисовать.
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся ма-а-а-а-а-а-ленькой лапкой (Котенок)
- Посмотрите, какой котенок пришел к нам в гости. Ребята, давайте внимательно рассмотрим котёнка и опишем. Какой он? (Маленький, пушистый, полосатый и т. д.)
- Как называют маму и папу котенка? (Кошка, кот)
- Это домашние или дикие животные? Почему? Где живут? (Домашние, живут дома).
- Правильно. У многих из вас тоже живут кошки в доме. Вы, наверное, когда пришли в изостудию, увидели на доске много фотографий кошек. Это фото-выставка «Мой пушистый друг».
- Чем покрыто тело у этих животных? (Шерстью)
- Какой окраски у кошек шерсть? (Рыжие, коричневые, белые, серые, полосатые и т. д.)
- Чем питаются? (Молоком, мясом, рыбой, травкой…)
- А какую пользу приносят? (Ловят мышей, охраняют амбары, сараи с зерном)
- А какие они бывают по характеру? (Спокойные, добрые, ласковые, злые, агрессивные)
- Что любят делать котята? (Играть, резвиться, прыгать, катать клубок, спать, отдыхать, лакать молоко).
- А вы знаете, что сегодня кошка – одно из самых популярных домашних животных? Издавна есть такой обычай: первой в новый дом хозяин впускает кошку. Она олицетворяет домашний уют, намывает гостей. Кошка в мире животных занимает особое, почетное место. Это удивительное существо: гордое и независимое, нежное и ласковое, добродушное и умное. Нет одинаковых кошек, они бывают разных пород: экзотические, гладкошёрстные, длинношёрстные, и даже безшёрстные. Они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них разные характеры. Туловище у кошек гибкое. Усы и брови помогают им улавливать запах, определять расстояние в прыжках, даже определять скорость ветра. А кошачий хвост всегда показывает, в каком настроении кошка: спокойном, игривом или раздраженном. Бегать, прыгать — их любимое занятие. Кошка — отличный охотник.
Физминутка
«Повадки котёнка»
Наш
котёнок ходит тихо,
Еле
слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу:
оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост
пушистый,
Может
быть котёнок быстрый.
Он тихонько
побежал,
И мышей не распугал.
Видно, котик наш устал,
Сел на лавку и поспал.
- Наш котёнок загрустил. Оказывается, у него совсем нет друзей. Как вы думаете, можем ли мы ему помочь? Как? Правильно. Мы ему друзей нарисуем. А он посмотрит, как мы это сделаем.
- О кошках, как и о других животных, люди сочиняют сказки, пишут стихи и рассказы. Недавно вы познакомились со стихотворением Маршака С. Я. «Усатый-полосатый» (показ книги). Для того чтобы книги были интересными, в них есть рисунки, ещё их называют иллюстрации. Кто изображают иллюстрации, как вы думаете? (Художники). И их называют художники-иллюстраторы (Хоровой повтор нового слова).
- Я хочу вас познакомить с художником-иллюстратором этой книги – это Лебедев Владимир Васильевич - великолепный художник, признанный мастер детской иллюстрации. Лебедев В.В. любил животных и их изображал, поэтому он не просто иллюстратор, но ещё и художник-анималист.
- О ком говорится в этой книге? (О котёнке)
- Я вам предлагаю нарисовать котят, а вот каких — вы должны догадаться. Послушайте отрывок из стихотворения «Усатый – полосатый» Маршака С.Я.
Жила-была девочка.
Как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет, —
СорокА еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее…
Кто у нее был?
Серый, Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? Котенок.
-
Догадались, каких котят будем рисовать?
(Ответы детей.)
- Давайте нарисуем
полосатых котят, и у нас будет своя
выставка, и нашему котёнку не будет
грустно.
Вопросы по тексту:
- Какой был котенок у девочки? (Маленький, глупый, усатый, полосатый.)
- Чего не хотел делать котенок? (Спать на кровати.)
- А что любил котенок? (Есть и играть: есть сало, катать карандаши.)
- Почему девочка все время повторяла: «Вот какой глупый котенок!»? (Сердилась, удивлялась, что он все делает не так, по-своему.)
Алгоритм
выполнения работы:
-
Из каких частей тела состоит котёнок?
(Туловище, лапки, голова, хвост,
ушки).
Опишите,
какое у котенка туловище, голова, лапы,
хвост?
Ребята
посмотрите внимательно и скажите, какие
у котенка глаза, нос, уши, усы?
Скажите,
что у котенка больше голова или туловище?
Составление фигуры котёнка из геометрических фигур на магнитной доске.
- Посмотрите на нашего котенка повнимательнее. Ведь его тело состоит из геометрических фигур. Назовите их. (Туловище – большой овал, голова – круг, лапы – овалы или прямоугольники, хвост – овал, подушечки на лапках – круги или овалы, уши – треугольники).
- Ребята, у меня на подносе лежат геометрические фигуры. Предлагаю вам составить из них фигуру котёнка. Как можно это сделать? Подумайте. (Один ребёнок работает).
- А если котёнок прыгнул? Что нужно сделать? (Другой ребёнок работает).
-Молодцы! Выполнили правильно. Нам очень помогли геометрические фигуры.
Образец изображения котёнка.
- Посмотрите, какой получается котёнок, если мы будем его изображать с помощью геометрических фигур. (Образец методиста ИЗО).
-
Чем покрыт котенок, какая шубка у него?
Какой расцветки котенок?
-
У нашего котика шерсть пушистая, полоски
чёрного цвета, как мы это можем показать
в нашем рисунке? (Будем рисовать методом
«тычка»).
-
Ребята, если котенок белого цвета с
серыми полосками, а у нас серой краски
нет, как быть?
(получение
серого путем смешивания белого и
черного).
(Начинаю
закрашивать котенка тычками по всему
туловищу сверху вниз, а потом лапки и
хвост можно всей кистью, кончиком или
способом «примакивания», объясняя
детям, что кисть держим правильно или
вертикально).
-
Дорисовываем мордочку: глаза, носик,
щёчки, усики. Вот какой красивый получился
котенок!
-
Давайте подготовим наши руки, чтобы
они хорошо поработали.
Пальчиковая гимнастика.
У кошечки нашей есть 10 котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, 2 хитрых,
Два маленьких самых,
И самых красивых.
Есть у котяток лапки,
А на лапках – цап-царапки.
Очень острые они.
Целый день они хлопочут,
Коготочки они точат.
Словесное
воспроизведение способов действий
(вопросы на уточнение)
-
Ребята,
кого мы будем рисовать? (Котёнка)
-
С чего мы начнем рисовать? (С туловища).
Затем что? (Голова, лапы, подушечки лап,
хвост, прорисовываем мордочку)
-
Какими способами мы будем рисовать
шерстку нашего котенка? ( «Тычком»,
«примакиванием»).
Молодцы,
все правильно!
Гимнастика для глаз. (Тренажер Базарнова В. Ф.)
Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыкальное сопровождение (песни о котах и котятах).
- Приступайте к рисованию. Ребята, садитесь за столы правильно, спина прямая.
Дети самостоятельно рисуют, соблюдая последовательность и инструкции педагога.
(Во время рисования педагог подходит к детям, помогает при затруднениях, обращает внимание на аккуратность, предлагает дополнить рисунок мелкими деталями).
3.Заключительная часть: итог, рефлексия.
- Кого мы сегодня нарисовали? (Котёнка).
- Сложно нам было? Какие помощники у нас были? (Геометрические фигуры).
Задание «Придумай кличку»
- Ребята, молодцы, все справились. Котята получились отличные. У каждого из них свой характер, свой внешний вид. Посмотрев на них, хочется дать им кличку. А как вы их назовете? (Если котик любит играть - Игрунчик, если царапается - Царапка, если котик рыжий - Рыжик, если полосатый – Тигренок).
Анализ и оценка работ.
По окончании рисования детские работы оформляются на выставку. Дети рассматривают и рассказывают о своих работах и сверстников, любуются ими, отмечают наиболее выразительные рисунки.
- Наш котёнок тоже радуется тому, что у нее теперь много красивых, добрых, веселых друзей. Он вам очень благодарен и говорит вам «Спасибо! Мяу-мяу-мяу!»
Материалы подготовил(а): воспитатель Большунова Виорика Георгиевна
Мне нравится | 0