конспект НОД тема: «Учусь сочувствовать»

образовательная деятельность по социальной компетентности дошкольников
Задачи: Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь.
Материал. Карточки с изображением людей и животных, выражающих настроение
радости, грусти, удивления, испуга. Шапочки гномов, книга В. Короленко «Слепой музыкант».

Библиотека материалов Дум Думыча

4


Приложение 7 Б


Конспект непосредственно образовательной деятельности

(Старшая возрастная группа)


Тема: «Учусь сочувствовать»

Задачи: Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь. 

Материал. Карточки с изображением людей и животных, выражающих настроение

радости, грусти, удивления, испуга. Шапочки гномов, книга В. Короленко «Слепой музыкант».


Ход занятия

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель. Молодцы, ребята, не забыли поздороваться с нашими гостями. А хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте»? Или тебе, Катя, отломлю маленький кусочек? Или тебе, Дима, насыплю пригоршню в кармашек «здравствуй» сладкого, как сахар? Каждому из вас я дарю «здравствуй». Вы поздоровались и одновременно улыбнулись. Какое у вас настроение после этого? (Ответы детей.) У каждого человека бывают разные настроения. Назовите настроения, какие вы знаете. 

Дети. Грусть, радость, испуг, злость, внимание, удивление. 

Воспитатель. Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей. Влияет, без сомнения, на нас всех настроение. Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит? Рассеет без сомнения «Азбука настроения».

Игра «Азбука настроения»

Каждому ребенку даются карточки с изображением людей и животных, выражающих настроение (радость, грусть, удивление, испуг).

Воспитатель просит показать картинки всех веселых людей и зверей, потом всех недовольных и т. д. Затем предлагает детям изобразить на своем лице сходное настроение. 

По окончанию игры воспитатель включает магнитофонную запись плача ребенка.

Отмечает реакцию детей.

Воспитатель. Почему дети плачут? Что вы чувствуете, когда слышите плач человека или плач животного? Значит, вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо. Сочувствовать – чувствовать настроение другого. Хорошо или плохо, что человек умеет плакать? 

Дети. Если человек видит боль других и сочувствует, то это хорошо. 

Воспитатель. Когда не стыдно плакать? 

Дети. Когда больно, кого-то жалко, обидно. 

Воспитатель. Когда стыдно плакать? 

Дети. Когда можно потерпеть. Громко плакать, требуя что – то. 

Воспитатель. Надо ли учиться плакать? Знаете ли вы, как надо плакать? Чтобы все видели вас? 

Дети. Нет, можно отвернуться, закрыть лицо руками. 

Воспитатель. А прилично ли вытирать слезы руками? А как? 

Дети. Использовать носовой платок. 

Воспитатель. Плакать громко прилично? Как называют тех, кто плачет часто, громко, без причины? «Плакса», и даже дразнят: «рева». А у вас есть «плаксы» и «ревы» в группе? Вам повезло! 

Дети, вы умеете сочувствовать тому, кто плачет, то есть жалеть другого? Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Развесели дедушку». Дедушка у нас будет не простой, а гном. Его буду играть я. Вы тоже не просто дети, а гномы. 

Воспитатель раздает детям шапочки с бубенцами. Сама играет роли и гнома и ведущего. Надевает бороду, садится на стульчик, показывая выражением лица, что ей грустно, невесело. Предлагает спросить детей, почему дедушка грустный. Дети спрашивают

Гном. Я волшебную шапочку с бубенцами потерял. 

Воспитатель. Что мы будем делать, дети? Бедный дедушка такой грустный, вот- вот заплачет. Нам жалко дедушку? Подойдите к нему, присядьте на корточки и жалобно посмотрите ему в глаза, погорюйте вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку! Как вы его пожалеете? 

Дети.

Положим руку на его плечо, постоим. 

- Погладим по руке, по спине, по голове. 

- Прислонимся или обнимем дедушку. 

- Развеселим его: позвеним бубенчиками. 

- Улыбнемся дедушке. 

Воспитатель. Все равно дедушка грустит. Что же нам ещё сделать? Подарить ему что-нибудь вместо шапки – грузовик, конфету, цветок? 

Каждый ребенок дарит гномику, что хочет. 

Воспитатель. А может, кто-нибудь отдаст дедушке свою шапочку с бубенцом? 

Дети дарят гному шапочку с бубенцом. Дедушка надевает ее и улыбается.

Воспитатель. Хорошо, что вы умеете сочувствовать. 

Воспитатель собирает шапки гномов, предлагает детям сесть на стульчики. 

Воспитатель. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами (без рук, ног, слепые, глухие, кто-то рождается инвалидом). 

Послушайте отрывок из книги В. Короленко «Слепой музыкант».

«… Послушайте, это опять вы? – спросил мальчик. 

-Разве вы не видите, что это я? – Этот вопрос больно отозвался в душе слепого. 

- Отчего вы такой сердитый? – спросила девочка. 

- Я… не сержусь на вас… - сказал тихо мальчик. 

- Так давайте играть вместе. 

- Я не умею играть с вами… 

- Какой вы смешной! 

Мальчик услышал, как девочка перебирает цветы. Он взял в руки цветок, легко пальцами тронул его. 

- Это лютик,0;

Потом неожиданно стал ощупывать лицо и волосы девочки. Девочка испугалась и заплакала. 

- Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка! 

Петрусь сидел с низко опущенной головой, впервые испытывая унижение калеки. Потом упал на траву и заплакал… 

- О чём ты плачешь? Ты такой странный! – сказала девочка с задумчивым участием. 

- Я не странный… Я… Я – слепой… »

Воспитатель. Как надо относиться к таким детям? 

Дети. Сочувствовать. 

Воспитатель. Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем? Я шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, которого везли на коляске. У меня на глазах появились слёзы. Почему? Как можно назвать детей, которые смеялись? 

Дети. Жестокими, безжалостными, бесчувственными. 

Воспитатель. Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно. 

А сейчас посмотрите друг на друга. У всех ли у вас хорошее настроение? Не грустно ли кому? Как поднять настроение? (Ответы детей). Я предлагаю вам решить задачки не на сложение и вычитание, а на сочувствие и внимание. 

1. Маленький ребенок не мог перейти дорогу – проявите ли вы сочувствие? Как? 

2. Ребенок прыгнул неудачно с крыльца в сугроб. Что вы сделаете? 

3. Старичок переходит дорогу. Как вы поступите? 

4. Ребенок плачет. Вы не обратите внимания на него? А что сделаете? 

5. Котенку отдавили лапку, и он передвигается на трех. Что вы будете делать? 

6. Мальчики кидают в собаку камнями. Ваши действия? 

Сегодня мы учились жить по правилам, жить среди людей. Какие правила вы запомнили? 

1. Плакать надо тихо! Отворачиваться! 

2. Замечать тех, кто плачет. 

3. Помогать маленьким и пожилым. 

4. Нельзя разглядывать инвалидов. Неприлично! 

Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем успокаивать их и помогать им. 

«Умею сочувствовать!» Произнесите это шепотом, хором.

Дети произносят. 

Материалы подготовил(а): Филиппенко Елена Николаевна

Скачать

2019-02-08

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение