Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема: «Сравнения. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Опрятней модного паркета...»
урок по УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Цели: продолжать обсуждение тех художественных приемов (сравнение, олицетворение, контраст), с помощью которых поэт делает свои наблюдения и открытия достоянием читателей и создает яркие, наполненные жизнью образы; показать, что все яркие образы, которые создает поэт, складываются в единую, целостную картину и передают главное впечатление — переживание автора.
Библиотека материалов Дум Думыча
Урок литературного чтения в 3 а классе
Тема: «Сравнения. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Опрятней модного паркета...»
Цели: продолжать обсуждение тех художественных приемов (сравнение, олицетворение, контраст), с помощью которых поэт делает свои наблюдения и открытия достоянием читателей и создает яркие, наполненные жизнью образы; показать, что все яркие образы, которые создает поэт, складываются в единую, целостную картину и передают главное впечатление — переживание автора.
(Проверка домашнего задания-стих-ние наизусть Берестова или Лунина)
Сегодня мы познакомимся с произведениями А.С. Пушкина. А о чем они, вы узнаете, отгадав загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)
Вам нравится зима? Чем? (Восхищает красота природы, нравятся зимние забавы.)
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Мы должны исследовать, какими средствами А. Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы.
(Учитель выразительно читает стихотворение в учебнике нас. 18.)
Поделитесь впечатлениями. Что вы себе представили?
Картина сказочная или реалистическая? (Сама картина зимы реалистическая, но
те образы — олицетворения, с помощью которых поэт создает эти картины, можно назвать сказочными, ведь именно в сказке оживают явления природы.)
Зима действительно волшебница, она преображает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими оттенками!
Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихотворение. (На две.)
Прочитайте первую часть. О чем говорится в этой части?
Какие слова и даже звуки передают шум северного ветра?
Расставьте паузы и подчеркните слова, на которые падает логическое ударение (произносятся с большей силой голоса).
(Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл // — и вот сама
Идет волшебница зима.)
Докажите. (После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце третьей строчки более длительная пауза, так как заканчивается первая часть стихотворения.)
Прочитайте вторую часть стихотворения и расставьте паузы.
(Пришла, рассыпалась;/ клоками
Повисла на суках дубов;/
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов; /
Брега с недвижною рекою /
Сравняла пухлой пеленою;//
Блеснул мороз. //
И рады мы //
Проказам матушки зимы.)
Определите ритм этого стихотворения. (Ритм идущего человека.)
Что вы хотите донести до слушателей своим чтением? (Примерный ответ.
Радость, что наступила зима.
Восхищение ее неожиданным приходом.
Восхищение красотой природы.)
Выразительное чтение стихотворения.
Прочитайте на с. 19 название следующего стихотворения. («Опрятней модного паркета...».)
(Учитель читает стихотворение вслух.)
Поделитесь впечатлениями. Что вам понравилось? Что удивило? Какое настроение у вас возникло?
Все ли вам понятно? Найдите значение непонятных слов в толковом словаре.
Блистает — блестит, ярко светится, сверкает. Звучно — звучный, издающий громкие чистые звуки. Полону вод — по открытой воде. Брег — берег.
(Чтение высказывания Анишит Йокоповны на с. 19.)
Как поэт создает ощущение праздника? Для того чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте стихотворение и подумайте, сколько образов создает автор. Много ли их? (Четыре.)
Как бы вы назвали эти картины? (Речка, мальчишки, гусь, снег.)
Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам.
Картина 1
Прочитайте. Что вы поняли? (Речка, покрытая льдом, блистает.)
Как вы думаете, отличаются ли слова «блистает» и «блестит» по смыслу? (Блистает — значит, выделяется своим особенным качеством, она до блеска начищена морозом.)
О ком или о чем можно сказать: блистает? (Человек блистает умом, остроумием; дамы блистают своими нарядами.)
Какой прием автор использовал, чтобы подчеркнуть особенности речки? (Сравнение: речка, как паркет.)
Почему поэт сравнивает поверхность речки именно с модным паркетом? (Модным дорогим паркетом устилали пол в бальных залах, где проходили праздники; он складывается в рисунок.)
А откуда рисунки на льду?
Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (Это узоры от коньков.)
Почему поэт называет мальчишек «радостный народ»? Какой образ создается? (Оживленные голоса, ощущение движения.)
Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко». Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками? Какой прием использовал здесь автор? (Звукопись.)
Какие слова передают ощущение звуков? (Звучно, режет.)
Какой вывод мы можем сделать? (В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений.)
Миша нашел сценку, которая показалась ему смешной. А вы сумеете ее отыскать? Прочитайте ее внимательно.
Что вы поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода.)
Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (Комическое.)
На чем держится этот комический эффект? (Гусь тяжелый и поэтому кажется, что он ступает по льду особенно важно; и отсюда комический эффект его падения.)
Какие слова помогают представить самого гуся и то, что с ним случилось?
Прочитайте. Что вы поняли? Почему снег мелькает? (Первый снег сухой и легкий, поэтому каждая снежинка, как звездочка.)
Можно ли эту картину назвать праздничной? Как поэт создает ощущение праздника? (Чистота белого снега, радостное настроение мальчишек, звуки, которые издают их коньки, комическая ситуация с гусем — все это создает праздничный настрой.)
Перечитайте стихотворение и найдите рифмы. (Паркета — одета; народ — лед; тяжелый — вод: лед — веселый; снег — берег.)
Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек?
Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь — случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы.)
Прочитайте стихотворение, останавливаясь в конце каждой стоки.
А теперь прочитайте, делая паузы там, где стоят знаки препинания.
В чем разница? (В восьмой строчке слово «веселый» относится к гусю, а во втором варианте слово «веселый» относится к снегу.)
Какой вариант лучше выражает смысл стихотворения?
Расставьте паузы. Помните, что запятая — короткая пауза; точка и точка с запятой — длинная пауза.
(Учащиеся работают над выразительностью чтения. Учитель читает реплику Кости на с. 19.)
А вы видите эту картину? Как вы представляете себе такой зимний пейзаж? (Ответы детей.)
Как вы думаете, это вид сверху? (Да, только сверху можно увидеть узоры на льду, которые делают его похожим на праздничный паркет.)
Этот вид многое вмещает? (Он вмещает очень много, но в нем есть яркие подробности.)
Найдите и прочитайте их. Создается ли у вас ощущение красоты целого? (Да, создается праздничная красота целой картины.)
Продолжите фразу:
На уроке пришлось по душе...
Меня удивило...
Меня поразило...
С какими произведениями А. Пушкина вы познакомились?
Какое чувство испытывал автор, создавая свои произведения?
Что объединяет эти два стихотворения? (А. Пушкин очень точно создает яркие, наполненные жизнью образы, они складываются в единую, целостную картину и передают главное впечатление — переживание автора.)
Выучить одно из стихотворений А. Пушкина наизусть (учебник, с. 18-19).
Материалы подготовил(а): Горгадзе Любовь Григорьевна
Мне нравится | 3