Конспект урока литературного чтения в 3 классе Тема: «Сравнения. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Опрятней модного паркета...»

урок по УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Цели: продолжать обсуждение тех художественных приемов (сравнение, олицетворение, контраст), с помощью которых поэт делает свои наблюдения и открытия достоянием читателей и создает яркие, наполненные жизнью образы; показать, что все яркие образы, которые создает поэт, складываются в единую, целостную картину и передают главное впечатление — переживание автора.

Библиотека материалов Дум Думыча

Урок литературного чтения в 3 а классе

Тема: «Сравнения. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Опрятней модного паркета...»

Цели: продолжать обсуждение тех художественных приемов (сравнение, олицетворение, контраст), с помощью которых поэт делает свои наблюдения и открытия достоянием читателей и со­здает яркие, наполненные жизнью образы; показать, что все яркие образы, которые создает поэт, складываются в единую, целостную картину и передают главное впечатление — переживание автора.

Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

(Проверка домашнего задания-стих-ние наизусть Берестова или Лунина)

  1. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с произведениями А.С. Пушкина. А о чем они, вы узнаете, отгадав загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром. (Зима.)

  • Вам нравится зима? Чем? (Восхищает красота природы, нра­вятся зимние забавы.)

  • Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Мы должны исследовать, какими средствами А. Пушкин со­здает в своем стихотворении зимние образы.

  1. Работа по теме урока

(Учитель выразительно читает стихотворение в учебнике нас. 18.)

  • Поделитесь впечатлениями. Что вы себе представили?

  • Картина сказочная или реалистическая? (Сама картина зимы реалистическая, но

те образы — олицетворения, с по­мощью которых поэт создает эти картины, можно назвать сказочными, ведь именно в сказке оживают явления природы.)

Зима действительно волшебница, она преображает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими оттенками!

  • Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихо­творение. (На две.)

  • Прочитайте первую часть. О чем говорится в этой части?

  • Какие слова и даже звуки передают шум северного ветра?

  • Расставьте паузы и подчеркните слова, на которые падает логическое ударение (произносятся с большей силой голоса).

(Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл // — и вот сама

Идет волшебница зима.)

  • Докажите. (После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце третьей строчки более длительная пауза, так как заканчи­вается первая часть стихотворения.)

  • Прочитайте вторую часть стихотворения и расставьте паузы.

(Пришла, рассыпалась;/ клоками

Повисла на суках дубов;/

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов; /

Брега с недвижною рекою /

Сравняла пухлой пеленою;//

Блеснул мороз. //

И рады мы //

Проказам матушки зимы.)

  • Определите ритм этого стихотворения. (Ритм идущего че­ловека.)

  • Что вы хотите донести до слушателей своим чтением? (При­мерный ответ.

  • Радость, что наступила зима.

  • Восхищение ее неожиданным приходом.

  • Восхищение красотой природы.)

Выразительное чтение стихотворения.

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

Прочитайте на с. 19 название следующего стихотворения. («Опрятней модного паркета...».)

(Учитель читает стихотворение вслух.)

  • Поделитесь впечатлениями. Что вам понравилось? Что уди­вило? Какое настроение у вас возникло?

  • Все ли вам понятно? Найдите значение непонятных слов в толковом словаре.

Блистает — блестит, ярко светится, сверкает. Звучно — звучный, издающий громкие чистые звуки. Полону вод — по открытой воде. Брег — берег.

(Чтение высказывания Анишит Йокоповны на с. 19.)

  • Как поэт создает ощущение праздника? Для того чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте стихотворение и по­думайте, сколько образов создает автор. Много ли их? (Че­тыре.)

  • Как бы вы назвали эти картины? (Речка, мальчишки, гусь, снег.)

  • Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам.

  • Картина 1

  • Прочитайте. Что вы поняли? (Речка, покрытая льдом, бли­стает.)

  • Как вы думаете, отличаются ли слова «блистает» и «блестит» по смыслу? (Блистает — значит, выделяется своим особен­ным качеством, она до блеска начищена морозом.)

  • О ком или о чем можно сказать: блистает? (Человек блиста­ет умом, остроумием; дамы блистают своими нарядами.)

  • Какой прием автор использовал, чтобы подчеркнуть осо­бенности речки? (Сравнение: речка, как паркет.)

  • Почему поэт сравнивает поверхность речки именно с мод­ным паркетом? (Модным дорогим паркетом устилали пол в бальных залах, где проходили праздники; он складывается в рисунок.)

  • А откуда рисунки на льду?

Картина 2

  • Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (Это узоры от коньков.)

  • Почему поэт называет мальчишек «радостный народ»? Какой образ создается? (Оживленные голоса, ощущение движения.)

  • Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко». Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками? Какой прием использовал здесь автор? (Звукопись.)

  • Какие слова передают ощущение звуков? (Звучно, режет.)

  • Какой вывод мы можем сделать? (В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется пол­нота ощущений.)

  • Миша нашел сценку, которая показалась ему смешной. А вы сумеете ее отыскать? Прочитайте ее внимательно.

Картина 3

  • Что вы поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода.)

  • Какое настроение добавляет к общему ощущению эта кар­тина? (Комическое.)

  • На чем держится этот комический эффект? (Гусь тяжелый и поэтому кажется, что он ступает по льду особенно важно; и отсюда комический эффект его падения.)

  • Какие слова помогают представить самого гуся и то, что с ним случилось?

Картина 4

  • Прочитайте. Что вы поняли? Почему снег мелькает? (Пер­вый снег сухой и легкий, поэтому каждая снежинка, как звез­дочка.)

  • Можно ли эту картину назвать праздничной? Как поэт со­здает ощущение праздника? (Чистота белого снега, радост­ное настроение мальчишек, звуки, которые издают их коньки, комическая ситуация с гусем — все это создает праздничный настрой.)

  • Перечитайте стихотворение и найдите рифмы. (Паркета — одета; народ — лед; тяжелый — вод: лед — веселый; снег — берег.)

  • Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмую­щихся строчек?

  • Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь — случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы.)

  • Прочитайте стихотворение, останавливаясь в конце каждой стоки.

  • А теперь прочитайте, делая паузы там, где стоят знаки пре­пинания.

  • В чем разница? (В восьмой строчке слово «веселый» относит­ся к гусю, а во втором варианте слово «веселый» относится к снегу.)

  • Какой вариант лучше выражает смысл стихотворения?

  • Расставьте паузы. Помните, что запятая — короткая пауза; точка и точка с запятой — длинная пауза.

(Учащиеся работают над выразительностью чтения. Учитель читает реплику Кости на с. 19.)

  • А вы видите эту картину? Как вы представляете себе такой зимний пейзаж? (Ответы детей.)

  • Как вы думаете, это вид сверху? (Да, только сверху можно увидеть узоры на льду, которые делают его похожим на празд­ничный паркет.)

  • Этот вид многое вмещает? (Он вмещает очень много, но в нем есть яркие подробности.)

  • Найдите и прочитайте их. Создается ли у вас ощущение красоты целого? (Да, создается праздничная красота целой картины.)

  1. Рефлексия

  • Продолжите фразу:

На уроке пришлось по душе...

Меня удивило...

Меня поразило...

  1. Подведение итогов урока

  • С какими произведениями А. Пушкина вы познакомились?

  • Какое чувство испытывал автор, создавая свои произве­дения?

  • Что объединяет эти два стихотворения? (А. Пушкин очень точно создает яркие, наполненные жизнью образы, они скла­дываются в единую, целостную картину и передают главное впечатление — переживание автора.)

Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений А. Пушкина наизусть (учеб­ник, с. 18-19).






Материалы подготовил(а): Горгадзе Любовь Григорьевна

Скачать

Аватар

2021-10-03T18:13:0003.10.21 18:13

 Спасибо! 

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение