Конспект урока по литературному чтению 3 класс А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
🐠Цель: к окончанию урока учащиеся будут знать содержание сказки, значение устаревших слов.
Задачи: создать условия для восприятия произведения, осмысления прочитанного, словесного выражения эмоций, чувств; содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; развития умения внимательно слушать произведение; способствовать привитию интереса к творчеству А. Пушкина, воспитанию чувства меры.
Материалы подготовил(а): Романенко Наталья Ивановна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Тема: А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: к окончанию урока учащиеся будут знать содержание сказки, значение устаревших слов
Задачи: создать условия для восприятия произведения, осмысления прочитанного, словесного выражения эмоций, чувств; содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; развития умения внимательно слушать произведение; способствовать привитию интереса к творчеству А. Пушкина, воспитанию чувства меры.
Ход урока
I. Организационный этап
- Я желаю вам успеха на уроке и будьте активными .
II. Этап актуализации знаний и способов деятельности
I) Дыхательная гимнастика
Упражнение «Сосуды».
- Представьте, что вам необходимо наполнить сосуды разного размера воздухом. Сделайте вдох и наполните сначала совсем маленький сосуд, потом сосуд побольше, а теперь наполните воздухом самый большой.
2) Артикуляционная гимнастика
-Настроим для работы наш речевой аппарат.
Работа со скороговоркой
-Прочитайте медленно с экрана скороговорку
Рыбак увидел судака.
-Судак!- сказал рыбак.
Судак услышал рыбака.
-Чудак,- сказал судак.
-Сколько действующих лиц? Прочитаем по ролям.
1 ряд -будут авторами, 2 ряд- судак, 3 ряд-рыбак.
Чтение на одном дыхании
— На экране обложки книг-сказок, разделите их на две группы. Объясните, почему вы так разделили.
- В первой стопке находятся народные сказки, а во второй —авторские.
- Авторские сказки или литературные, так как это произведения
художественной литературы.
- Сегодня мы начинаем работу над новым разделом —«Не меркнет в столетьях строка. Великие сказочники мира».
- Давайте вспомним, что такое сказка? (Жанр устного народного творчества.)
- Какие бывают сказки? (Авторские и народные).
- Назовите виды сказок? (Бытовая, волшебная, о животных).
- Какие особенности есть в сказках? Чем сказка отличается от рассказов, стихов…(Зачин, концовка, повторы, наличие волшебных предметов, превращение, положительные и отрицательные герои, в сказках добро всегда побеждает зло).
В этом разделе мы будем знакомиться с литературными сказками знаменитых сказочников. И сегодня познакомимся с творчеством одного такого великого сказочника - А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
- Какую цель поставим перед собой на уроке? Прием "Дополни фразу"
Вспомним о творчестве...
Познакомимся с содержанием...
Будем работать над обогащением...
III. Этап освоения новых знаний и способов деятельности
Сказки Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. В детстве Саша был шалуном и проказником. Затаив дыхание этот непоседливый и озорной мальчишка сидел и слушал, когда няня Арина Родионовна рассказывала чудесные русские сказки. Образованием детей в семье Пушкиных занимались гувернеры. Саша был послушным учеником. Первые стихи он написал в 8 лет на французском языке. Но Пушкин знал не только французский, а еще и английский, немецкий, итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки.
Только 37 лет прожил поэт. За свою короткую жизнь он написал много поэм, рассказов и стихотворений. Александр Сергеевич открыл для литературы новую поэзию: поэзию сказочных чудес.В них он показывал детям и взрослым, какими нельзя быть.
В 2019 году весь мир отмечал важное событие: 220-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Весь мир — потому что произведения Пушкина переведены практически на все языки. Его знают, читаюти любят в самых дальних уголках земного шара и взрослые, и дети.
Самостоятельное чтение статьи, ответы на вопросы
Каждый, кто прочитает пушкинские сказки впервые, будет счастлив, а кто станет перечитывать их, будет наслаждаться не только сказочными сюжетами, образами, но и прелестью русского языка, очарованием истинной пушкинской поэзии.
Работа в группах. Игра«Из какой сказки?».
— Герои каких сказок так говорят?
■ Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
■ Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах... «Сказка о царе Салтане...»
■ Не печалься, ступай себе с Богом,
Будет вам новое корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- В словосочетании золотая рыбка слово золотая имеет прямое или переносное значение? Подберите синоним к слову золотая.
Физкультминутка (Море волнуется...)
Работа с текстом сказки
1) Прослушивание аудиозаписи произведения
2) Выявление первоначального эмоционального восприятия произведения. Фронтальный опрос.
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
— Кто главные герои сказки?
— Кто больше всего понравился?
3) Лексическая работав группах
1 гр. 1,2 часть
2 гр. -3-4 часть
3 гр.- 5- часть
4 гр- 6- часть
— Прочитайте и найдите непонятные по смыслу слова. Обратитесь к помощи толкового словаря, расположенного после текста.
-Какие незнакомые слова вы нашли? /Ответы учащихся, на доску вывешиваются устаревшие слова, даются их значение/
Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод0;сеть рыболовная.
Пряла пряжу – скручивала волокна и делала нити.
Молвить – сказать.
Старче – старик.
IV. Этап закрепления знаний и способов деятельности
— Какая это сказка: грустная, веселая, смешная, поучительная? Почему вы так считаете? Докажите.
-Каким в сказке показан старик, а какой старуха?
- Прочитайте пословицу.
Жадность - что река: чем дальше, тем шире.
-Как вы думаете, к какому из героев сказки она подходит? Почему?
V.Этап контроля и самоконтроля
- Вспомним содержание сказки. Блиц опрос:
С каких строк начинается сказка? (Жил старик со своей старухой…)
Как называется такое начала сказок? (Зачин)
Какое магическое число встречается в сказке? (33 года)
Где жил старик со старухой? (У синего моря в ветхой землянке)
Какой рыболовной снастью рыбачил старик? (Неводом)
Какая волшебная помощница есть в сказке? (Золотая рыбка)
О чем она попросила старика? (Отпустить в море)
Что сказала старуха, когда старик рассказал ей об этом? (Что он простофиля и должен вернуться и попросить у рыбки исполнить его желание)
Что попросил первый раз старик у рыбки? (Корыто)
Недовольная старуха снова заставила старика идти к рыбке и просить у нее... (Новую избу)
Кем затем ей захотелось стать? (Столбовой дворянкой)
А потом? (Царицею)
Что еще захотела старуха? (Стать владычицей морской)
VI.Этап информации о домашнем задании
VII. Этап подведения итогов урока
- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»
-А какой урок мы возьмем из этой сказки?
-А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.
- Ребята, а как называется сказка, с которой мы знакомились на уроке? Кто автор этой сказки?
— Достигнута ли цель урока?
Самооценка, выставление отметок.
VIII.Рефлексия (метод «Закончи фразу»).
■ Меня особенно удивило, как...
■ Меня взволновало, что...
■ Никогда не забуду, как...
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Романенко Наталья Ивановна
Мне нравится | 1