Конспект урока по литературному чтению 3 класс А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

🐠Цель: к окончанию урока учащиеся будут знать содержание сказки, значение устаревших слов.
Задачи: создать условия для восприятия произведения, осмысления прочитанного, словесного выражения эмоций, чувств; содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; развития умения внимательно слушать произведение; способствовать привитию интереса к творчеству А. Пушкина, воспитанию чувства меры.
Материалы подготовил(а): Романенко Наталья Ивановна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Тема: А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: к окончанию урока учащиеся будут знать содержание сказки, значение устаревших слов

Задачи: создать условия для восприятия произведения, осмысления прочитанного, словесного выражения эмоций, чувств; содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; развития умения внимательно слушать произведение; способствовать привитию интереса к творчеству А. Пушкина, воспитанию чувства меры.

Ход урока

I. Организационный этап

- Я желаю вам успеха на уроке и будьте активными .

II. Этап актуализации знаний и способов деятельности

I) Дыхательная гимнастика

Упражнение «Сосуды».

- Представьте, что вам необходимо наполнить сосуды разного раз­мера воздухом. Сделайте вдох и наполните сначала совсем маленький сосуд, потом сосуд побольше, а теперь наполните воздухом самый большой.

2) Артикуляционная гимнастика

-Настроим для работы наш речевой аппарат.

Работа со скороговоркой

-Прочитайте медленно с экрана скороговорку

Рыбак увидел судака.

-Судак!- сказал рыбак.

Судак услышал рыбака.

-Чудак,- сказал судак.

-Сколько действующих лиц? Прочитаем по ролям.

1 ряд -будут авторами, 2 ряд- судак, 3 ряд-рыбак.

Чтение на одном дыхании

3) Работа в группах

На экране обложки книг-сказок, разделите их на две группы. Объясните, почему вы так разделили.

- В первой стопке находятся народные сказки, а во второй —авторские.

- Авторские сказки или литературные, так как это произведения

художественной литературы.

- Сегодня мы начинаем работу над новым разделом —«Не мер­кнет в столетьях строка. Великие сказочники мира».

- Давайте вспомним, что такое сказка? (Жанр устного народного творчества.)

- Какие бывают сказки? (Авторские и народные).

- Назовите виды сказок? (Бытовая, волшебная, о животных).

- Какие особенности есть в сказках? Чем сказка отличается от рассказов, стихов…(Зачин, концовка, повторы, наличие волшебных предметов, превращение, положительные и отрицательные герои, в сказках добро всегда побеждает зло).


В этом разделе мы будем знакомиться с литературными сказками знаменитых сказочников. И сегодня познакомимся с творчеством одного такого великого сказочника - А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».

- Какую цель поставим перед собой на уроке? Прием "Дополни фразу"

Вспомним о творчестве...

Познакомимся с содержанием...

Будем работать над обогащением...

III. Этап освоения новых знаний и способов деятельности

Сказки Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. В детстве Саша был шалу­ном и проказником. Затаив дыхание этот непоседливый и озорной мальчиш­ка сидел и слушал, когда няня Арина Родионовна рассказывала чудесные русские сказки. Образованием детей в семье Пушкиных занимались гувернеры. Саша был послушным учеником. Первые стихи он написал в 8 лет на французском языке. Но Пушкин знал не только французский, а еще и английский, немец­кий, итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки.

Только 37 лет прожил поэт. За свою короткую жизнь он написал много поэм, рассказов и стихотворений. Александр Сергеевич открыл для литературы новую поэзию: поэзию сказочных чудес.В них он показывал детям и взрослым, какими нельзя быть.

В 2019 году весь мир отмечал важное событие: 220-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Весь мир — потому что произве­дения Пушкина переведены практически на все языки. Его знают, читаюти любят в самых дальних уголках земного шара и взрослые, и дети.

Самостоятельное чтение статьи, ответы на вопросы

Каждый, кто прочитает пушкинские сказки впервые, будет счастлив, а кто станет перечитывать их, будет наслаждаться не только сказочными сю­жетами, образами, но и прелестью русского языка, очарованием истинной пушкинской поэзии.

Работа в группах. Игра«Из какой сказки?».

Герои каких сказок так говорят?

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах... «Сказка о царе Салтане...»

Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет вам новое корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»

- В словосочетании золотая рыбка слово золотая имеет прямое или переносное значение? Подберите синоним к слову золотая.


Физкультминутка (Море волнуется...)


Работа с текстом сказки

1) Прослушивание аудиозаписи произведения

2) Выявление первоначального эмоционального восприятия произведе­ния. Фронтальный опрос.

Понравилась ли вам сказка? Чем?

Кто главные герои сказки?

Кто больше всего понравился?

3) Лексическая работав группах

1 гр. 1,2 часть

2 гр. -3-4 часть

3 гр.- 5- часть

4 гр- 6- часть

Прочитайте и найдите непонятные по смыслу слова. Обратитесь к помощи толкового словаря, расположенного после текста.

-Какие незнакомые слова вы нашли? /Ответы учащихся, на доску вывешиваются устаревшие слова, даются их значение/

Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод0;сеть рыболовная.

Пряла пряжу – скручивала волокна и делала нити.

Молвить – сказать.

Старче – старик.

IV. Этап закрепления знаний и способов деятельности

Какая это сказка: грустная, веселая, смешная, поучительная? Почему вы так считаете? Докажите.

-Каким в сказке показан старик, а какой старуха?

- Прочитайте пословицу.

Жадность - что река: чем дальше, тем шире.

-Как вы думаете, к какому из героев сказки она подходит? Почему?

V.Этап контроля и самоконтроля

- Вспомним содержание сказки. Блиц опрос:

С каких строк начинается сказка? (Жил старик со своей старухой…)

Как называется такое начала сказок? (Зачин)

Какое магическое число встречается в сказке? (33 года)

Где жил старик со старухой? (У синего моря в ветхой землянке)

Какой рыболовной снастью рыбачил старик? (Неводом)

Какая волшебная помощница есть в сказке? (Золотая рыбка)

О чем она попросила старика? (Отпустить в море)

Что сказала старуха, когда старик рассказал ей об этом? (Что он простофиля и должен вернуться и попросить у рыбки исполнить его желание)

Что попросил первый раз старик у рыбки? (Корыто)

Недовольная старуха снова заставила старика идти к рыбке и просить у нее... (Новую избу)

Кем затем ей захотелось стать? (Столбовой дворянкой)

А потом? (Царицею)

Что еще захотела старуха? (Стать владычицей морской)

VI.Этап информации о домашнем задании

VII. Этап подведения итогов урока

- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы возьмем из этой сказки?

-А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

- Ребята, а как называется сказка, с которой мы знакомились на уроке? Кто автор этой сказки?

Достигнута ли цель урока?

Самооценка, выставление отметок.

VIII.Рефлексия (метод «Закончи фразу»).

Меня особенно удивило, как...

Меня взволновало, что...

Никогда не забуду, как...



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Романенко Наталья Ивановна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение