Краткосрочный проект «Цыганское счастье» для детей старшего дошкольного возраста
2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Россия является многонациональной страной. 8 апреля - Международный день цыган! К цыганскому искусству и фольклору в своем творчестве обращались Пушкин А.С. и другие писатели. В рамках года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, наша группа продолжая тему Пушкина, 31.03 представила музыкально-хореографическую композицию "Цыганское счастье".
Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста с бытом цыганского народа. Познакомить детей с культурой, песнями, стихами, нарядами и танцами цыганского народа.
Материалы подготовил(а): Москвина Людмила Владимировна - воспитатель, Серебрякова Евгения Андреевна - педагог-психолог.
Библиотека материалов Дум Думыча
муниципальное автономное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад N° 165»
Краткосрочный проект «Цыганское счастье»
для детей старшего дошкольного возраста.
Москвина Людмила Владимировна, воспитатель первой кв.категории
Серебрякова Евгения Андреевна, воспитатель, педагог-психолог
2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Россия является многонациональной страной. 8 апреля - Международный день цыган! К цыганскому искусству и фольклору в своем творчестве обращались Пушкин А.С. и другие писатели. В рамках года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, наша группа продолжая тему Пушкина, 31.03 представила музыкально-хореографическую композицию "Цыганское счастье".
Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста с бытом цыганского народа. Познакомить детей с культурой, песнями, стихами, нарядами и танцами цыганского народа.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и обогатить знания детей о внешнем виде цыган,
- учить узнавать цыган по описанию наряда, говору,
- расширить кругозор детей посредством уточнения интересных фактов о цыганском народе,
- обобщить знания детей о кочевых цыганах,
-приобщение к художественной литературе, искусству, музыкальной деятельности, театрализованной игре,
- повторение профессий в театре,
- правила поведения в театре,
- знакомство с музыкальными инструментами цыганского народа.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе обобщения знаний о цыганах,
- развивать умение отвечать на вопросы,
- развивать художественно-эстетическое направление,
- учить детей выступать на публику, перед взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к народам, населяющим Россию,
- воспитывать навыки совместной работы, взаимовыручку.
Социально-эмоциональные:
- вызвать положительные эмоции от погружения в материал,
- учить контролировать свои эмоции в момент выступления перед зрителями.
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Срок краткосрочного проекта: февраль – март 2022 года.
Работа с родителями: помощь в разучивании ролей, костюмы актёрам, музыкальные инструменты, съёмка и монтаж фото-видео, участие в конкурсах.
Сценарий:
Музыкально- хореографическая композиция «Цыганское счастье»
Действующие лица: ведущий, цыган Баро (как Будулай), отец Бахти, дети, цыганки, Земфира, А.С.Пушкин,
Оборудование, атрибуты и костюмы : кибитка, шатер, костер, разнос, чайник, чашки, карты, гитары, бубны, пенёк, планшетка с бумагой и карандашом, деревья в поле, фон: степь кони пасутся, ИКТ.
Музыка:
Сценарный план:
(На поляне остановился на отдых цыганский табор. Стоят кибитки, походные шатры, горят костры. Невдалеке бродят стреноженные кони. Слышны гитары...)
Ведущий:
Однажды цыгане, покинув родную Индию, ушли вслед за заходящим солнцем. Чтобы больше никогда не останавливаться. Испокон веков бродили цыганские таборы по Азии, Африке, Европе. Каких цыган только не встретишь: Румынских, Венгерских, Индийских, Русских. Трудно представить себе что-нибудь более волнующее, чем песни и танцы у костра, рядом с кочевой кибиткой.
(выходят дети, сидит у костра, рядом дети, звучит музыка)
Цыган Баро:
- Много лет я на этой земле прожил, в разных землях побывал. Всю жизнь мы цыгане в дороге, переезжаем из одного села в другое, из одной страны в другую.
Дети: - Расскажи нам, Баро, цыганскую сказку.
Цыган Баро: - Расскажу, но не сказку, а легенду про очень известного
писателя.
Дети: - Расскажи, Баро! Расскажи!
Цыган Баро: - Э…, тише чавАлэ! Слушайте!
(музыка)
Цыган Баро:
- Издавна имя Пушкина среди цыган в почете за то, что он нас добрым словам поминал, за то, что любил нас, за то, что жил среди нас, за то, что книги о нас писал. Много лет уже этой истории...:
- Прогневал Пушкин царя, и хотел тот его сослать, да не удалось царю это дело. Скрылся Пушкин. Ходил он себе по России и как-то раз набрел на цыганский табор. Видит: стоят шатры, лошади по поляне гуляют, костры горят. Сидят цыгане возле костров, кушают, чай пьют, а молодежь здесь же песни под гитару поет. Пушкин сразу в табор не пошел, остановился неподалеку, наблюдает.
(Выходят из шатра девушки. Подходит к табору Пушкин, цыганка Земфира подносит разнос с чайником и чашками, приглашает присесть)
Земфира: - Садись, чаворо!
Цыган Баро: И была в том таборе молодая, да красивая цыганка Земфира. Понравился ей Пушкин, привела она его к своему отцу Бахти.
Цыганка: Все так, все правда0;(раскладывает карты)
(Цыганский танец вокруг костра)
Цыган 1,2,3
Шуршат
атласом юбки,
Мониста в такт звенят
И,
улыбаясь, губки,
И дразнят, и манят.
В
неистовом круженье
Мелькает всё
вокруг,
И в радостном волненье,
Захватывает
дух!
Пляши,
гуляй, ромалэ,
Ведь жизнь всего
одна!
Пока я не устала,
И смерть
мне не страшна!
Пушкин: (к отцу) - Позволь остаться в таборе вашем.
Отец Бахти: (Предложил Пушкину)
– Живи, как хочешь, морэ, делай, что пожелаешь: хочешь – на кузнице работай, хочешь – лошадьми занимайся – твоя воля.
Цыган Баро:
Так и остался Пушкин у цыган в таборе жить. Да только не стал Пушкин ни кузнецом, ни цыганским барышником. Сидел он себе на пеньке да книги свои писал. А еще рисовал много: детей цыганских рисовал, коней, как пляшут цыгане, как поют для богачей, как милостыню просят, как гадают – все как есть рисовал.
Пушкин: - Расскажи Земфира, откуда род ваш.
Цыганка Земфира:
Одна цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках.
Цыганка: Все так, все правда0;(раскладывает карты)
Отец Бахти:
Бог сотворил землю. Заселил ее растениями и животными. Не хватало Себе подобного - человека. Хорошенько растопил Бог печь, взял Бог кусочек глины и очистил от всяких примесей, недостойных человеку, и начал из него лепить человека. Засунул его в печь. "Пусть хорошенько пропечётся" - решил Бог и когда заглянул в печь, оказалось, что человек получился совсем черным. Но Богу хотелось творить дальше. На второй раз он поспешил с "выпечкой". Вынул из печи, а там - белый человек. "Что-то он слишком белый, но пусть живет» – подумал Бог и быстро вылепил третьего человека. Получился очень красивый человек из смуглой кожей, карими глазами, черными волосами. Бог от восторга запел, а Его подобие запело в ответ. Так появились на свет очень красивые, кареглазые, музыкальные, веселые и свободолюбивые люди – цыгане.
(Выходят цыгане с гитарами)
Цыганка 1
Как
цыгане поют - передать невозможно.
Да
и есть ли на свете такие слова?!
То с
надрывной тоскою, темно и тревожно.
То
с весельем таким, что хоть с плеч голова!
Цыганка 2
Ах
вы, песни! Ах други чавалэ-ромалэ!
Что
такое привычный домашний уют?
Все
ничто! Все качнулось на миг и пропало,
Только
звезды, да ночь, да цыгане поют!
(Цыганская песня)
Цыган Баро:
Есть у нас поверье, кто с цыганами жил, кочевал у того душа и сердце навеки цыганским останется. Так и имя А.С.Пушкина неразрывно связано с цыганским народом.
- Пора спать чавАлэ!
Дети:
- Завтра расскажешь нам Баро, ещё цыганскую сказку. Это не сказки,
все правда.
Цыганка: Все, все правда – так карты говорят (раскладывает карты)
(все засыпают спокойная мелодия цыганские мелодии, звучат стихи Пушкина)
Пушкин:
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
В шатре одном старик не спит;
Он перед углями сидит,
Согретый их последним жаром,
И в поле дальнее глядит,
Ночным подёрнутое паром.
Цыган Баро: Свобода – и есть наше Цыганское счастье! Пора в путь, чавалэ!
(выходят на поклон, уходят со сцены)
Литература:
Легенда о жизни Пушкина А С. у цыган.
Цыганские народные сказки.
О
свещение
новостей группы на сайте ДОУ в ВКонтакте.
Материалы подготовил(а): воспитатель Москвина Людмила Владимировна - воспитатель, Серебрякова Евгения Андреевна - педагог-психолог
Мне нравится | 0