Литературно-театрализованная композиция «Нам война не смотрела в глаза»

Цель:
Знакомство обучающихся с историей Великой Отечественной войны через литературные и поэтические образы
Задачи:
- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в суровое время;
- воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданственности, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне.

Библиотека материалов Дум Думыча

ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«НАМ ВОЙНА НЕ СМОТРЕЛА В ГЛАЗА»

Цель:

Знакомство обучающихся  с историей Великой Отечественной войны через литературные и поэтические образы

Задачи:

-  познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в суровое время; 

-  воспитывать  у школьников чувства патриотизма и гражданственности, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне;

-  предоставить возможность обучающимся проявить творческие способности и актерское мастерство.


Ход сценария


На экране – заключительные кадры х/ф “Офицеры”,

на фоне которых звучит песня “От героев былых времен…”


За кулисами голос читает стихотворение Д. Попова:

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны. 
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…


Сцена №1.


Звучит грустная музыка.

На сцену не спеша выходит ветеран (в орденах, с палочкой ).

Задумавшись, смотрит в зал, потом говорит:

Ветеран:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе –


Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...


Уходит в другую часть сцены и присаживается.

Начинает звучать музыка «Рио-Рита» На сцену весело выбегают юноши и девушки, играют между собой, пишут мелом на доске «Прощай, школа!», танцуют парами этот танец.

Звучат слова Ю. Левитана, сообщение о начале войны:
«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»


1 мальчик:
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.


Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.


Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!


Юноши постепенно уходят со сцены. Остается девушка и читает стихи:


1девочка:
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она...
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.

(Вероника Тушнова –« Кукла») 


Кадры кинохроники начала войны (бомбежки, шагают солдаты)

На сцену выбегают 4 мальчика уже в военной форме и обращаются к девушкам:


1 мальчик

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.


2 мальчик

Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.


Ветеран
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.


3 мальчик
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:

- Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

(Константин Симонов – «Жди меня»)


Голос из-за кулис: По машинам! По машинам!

Юноши убегают. Начинает звучать песня М. Блантера на стихи М. Исаковского

«До свиданья, города и хаты», девушки растерянно ходят по сцене и машут рукой парням.


1 девочка
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.


2 девочка

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите … И все-таки
постарайтесь вернуться назад.


3 девочка

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги… Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…


4 девочка (младшая)

До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!

(Булат Окуджава – «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»)

Звук сирены. Все девочки убегают.

Слышатся звуки боя: выстрелы, автоматные очереди, вой мин, разрывы снарядов, рев моторов, лязг гусениц. На сцене солдаты: стреляют из винтовок с колена, лежа на земле, имитируют рукопашную схватку.


Ветеран

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
-Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

(Александр Твардовский - «Рассказ танкиста»)


Звучит песня (или запись в исполнении А.Герман) «Колыбельная»


Мальчик подходя к зыбке, укрепленной в правом углу сцены. Над зыбкой – икона.


Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили,
Маячили остовы черных печей.
Руины устало чадили.
И в редком разбросе лежали тела
В тени колоколенки древней.
Как будто бы смерть неохотно брала
Ясак с белгородской деревни.
И в этом еще не дотлевшем аду,
Где горе уже накричалось,
Под старой березой у всех на виду
Ремённая люлька качалась.
Играла малиновой медью колец
С июньскою синью небесной.
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной.
Нет, он не кричал, ни о чем не молил,
Ко рту подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой, шевелил
Седые его волосенки.

(В.Кочетков - «В сожженной деревне»)


Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс!

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

(Самуил Маршак - «Мальчик из села Поповки»)


Мальчик
Сороковые, роковые;
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко,
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все во мне запало,
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Давид Самойлов - «Сороковые, роковые…»)

Девочка

Мы легли у разбитой ели.

Ждём, когда же начнёт светлеть.

Под шинелью вдвоём теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

 

У тебя есть друзья, любимый.

У меня  - лишь она одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

 Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт…

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она – не в счёт!


Отогрелись мы еле-еле

Вдруг – приказ: «Выступать вперёд!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идёт.

 

С каждым днём становилось горше.

Шли без митингов и знамён.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрёпанный батальон.

 

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по чёрной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

 

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровах

Светлокосый солдат лежит?

 

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

 

Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живёт.

 

У меня есть друзья, любимый.

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

 

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

(Юлия Друнина – «Зинка»)


Звучит песня «Твоя звезда»


Голос за кулисами: Эти девушки взвалили на свои плечи огромную тяжесть – ратный труд. А далеко от передовой тысячи и тысячи женщин и детей трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали. Ждали своих любимых – мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся.


На экране – кадры военной кинохроники о женщине в годы Великой Отечественной войны. Санитарки перевязывают раненых, уносят их на носилках.


Девочка

Побледнев,

Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна
.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть «Не смей!»
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
«Сестрица!»

Кто-то там,
Под обстрелом, кричит…

(Юлия Друнина – «Ты должна!»)

Звучит песня «Вальс фронтовой сестры»

Девочка

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем – так учили нас.
Одним движеньем – только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться – беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.


Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймёшь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

(Юлия Друнина – «Бинты»)


Выходит группа детей в пионерских галстуках с книжками и балалайкой

На сцене нянечка в белом халате возится с ранеными.

Дети читают по очереди.

1. Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!
До чего же артисты
маленькие…»


2. Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
с балалайками,
с мандолинами
и большими пачками книг.

Что в программе?
В программе – чтение,
пара песен
военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
входим с трепетом и почтением.

3. Двое здесь.
Майор артиллерии
с ампутированной ногой,
в сумасшедшем бою
под Ельней
на себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело…

4. И другой –
до бровей забинтован, -
капитан,
таранивший «мессера»
три недели назад
над Ростовом.
5. Мы вошли.
Мы стоим в молчании.
Вдруг
срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
объявляет начало концерта.
А за ним,
не вполне совершенно,
но вовсю запевале внимая,
о народной поём,
о священной
так,
как мы её понимаем.

поют «Священная войны» 1 куплет


6. В ней Чапаев сражается заново,
краснозвёздные мчатся танки.
В ней шагают наши
в атаки,
а фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится,
в ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться,
нравится
нам
такая война!
Мы поём.
Только голос лётчика
раздаётся.
А в нём – укор:

7. - Погодите…
Постойте, хлопчики…
Погодите…
Умер
майор… -

8. Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо,
будто в бреду…

Вот и всё
о концерте в госпитале
в том году.

(Роберт Рождественский – «Концерт»)




Девочка
Встал солдат, но не шагнуть солдату.

Он только выкрикнул: «В атаку!»

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить.

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.


Выходит женщина-мать, вся в черном.

Мать.

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет немил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого…
За лесами моя ластынька!
За горами – за громадами!
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя, горюшко мое,
Где же ты?

(Р.Рождественский – «Реквием»)


Уходит под звуки “Аве, Мария” Дж. Верди.


Солдат.
Нас не нужно жалеть,
Ведь и мы б никого не жалели.
Мы пред нашим комбатом,
Как пред господом богом чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мертвых
Расцвели голубые цветы.
Пусть живые запомнят и пусть поколения знают
Эту взятую с боем
Суровую правду солдат.
И твои костыли,
И смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой,
Где тысячи юных лежат…
(Семен Гудзенко – «Мое поколение»)

Звучит песня «Алые закаты» (поют девочки).

Девочка.
И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

Звучит песня Д. Тухманова «День Победы». На сцене солдаты, девушки. Все ликуют, радуются; обнимаясь, плачут. В руках у всех букеты цветов. Солдат мелом на стене пишет: «Мы победили! Домой!» Все участники композиции выходят, держась за руки.

Ветеран.
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
С. Щипачев

(звучит реквием Моцарта)

Чтец

Война…как давно это было…и мы , поколение  21 века, знаем лишь ее историю, не познав едкий вкус …Война… Сколько слез было пролито…сколько убито было сыновей, дочерей, сестер, братьев, мужей… Война… Это жестокое слово пронзит сердце каждого человека. Это невыносимая боль, страдания, переживания, страх и жажда …Жажда Победы…. Мы помним тех, кто отдал за нас жизни… Тех, кто взял в руки оружие, сражаясь за нас с вами… Тех, кто выживал под  фашистскими пулями, тех, кто ощущал холод и голод. Мы посвятили им все наши слова, мысли, чувства. Вечная память героям!


Звучит песня «Я знаю о войне лишь понаслышке…»


Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.

Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.

Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших
С той, последней войны.

Как беде своей давней,
Мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней,
Как июньский рассвет.

Песня вновь воскрешала
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.

И прощалась поклоном,
Затихала вдали...
А сердца по вагонам
Всё за песнею шли.

(Андрей Дементьев – «Где-то около Бреста…»)


Песня «О той весне»

Затем все участники спектакля выходят на сцену с рисунками против войны

Чтец

Мир – это лучшее слово на свете.

Взрослые к миру стремятся и дети.

Птицы, деревья, цветы на планете.

Мир – это главное слово на свете.

 

Я нарисую яркое солнце!

Я нарисую синее небо!

Я нарисую свет в оконце!

Я нарисую колосья хлеба!

Мы нарисуем осенние листья,

Школу,  ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнём нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

(поднимают рисунки)

 

Поднимите рисунки выше,

Чтобы все их видеть могли,

Чтобы всем был сегодня слышен

Голос юных граждан земли!

Песня «День без выстрела»

Материалы подготовил(а): Дорохова Анна Петровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение