Мастер-класс «Активные методы обучения как способ повышения эффективности обучения»

Учитель знакомит с методами, формами и приёмами, активизирующими познавательную деятельность учащихся на уроках литературы; представляет технологию проведения литературной гостиной.

Библиотека материалов Дум Думыча

Мастер – класс.



Тема : « Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса »



Тип : комбинированный.

Вид : урок-презентация с элементами имитационной игры.


Цели :

- познакомить с методами, формами и приёмами, активизирующими познавательную деятельность учащихся на уроках литературы; представить технологию проведения литературной гостиной;

- способствовать развитию у учеников мастер - класса самостоятельности, активности и интереса к предмету;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса, доброжелательности.



Задачи :

-передача своего опыта путем прямого и комментированного показа

последовательности действий ,методов, приемов в проведении литературной гостиной ;

- совместная отработка методических подходов учителя и приёмов решения поставленной проблемы;

- оценка собственного профессионального мастерства учениками мастер-класса.



Организационно – педагогическое обеспечение : интерактивная доска, авторская презентация выступления педагога, раздаточный материал, экран настроения, выставка книг, творческих работ обучающихся, музыка Б.Окуджавы.



Ход занятия.


1. Подготовительно - организационный момент.

- Приветствие;

- вступительное слово мастера;

-эмоциональный настрой учеников на работу.


2 Основная часть.

Презентация педагога по теме мастер-класса.


Слайд №1

Каждый со мной согласится, что именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Как увлечь детей своим предметом? Как сделать урок интересным? Это первостепенная задача каждого педагога.

Наши дети большую часть времени проводят за компьютером, перестали читать произведения художественной литературы, у многих отсутствует познавательный интерес на уроке. Это большая проблема нашей действительности. Тема моего выступления « Формы, приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках литературы »


Слайд № 2 Цели.

Слайд № 3 Задачи.

Слайд № 4 Активная познавательная деятельность.

Слайд № 5 Цели и задачи моей педагогической деятельности.

Слайд № 6,7 Принципы педагогической деятельности.

Слайд № 8 Методы активизации познавательной деятельности учащихся.

Слайд № 9 Формы организации обучения.

Слайд № 10-11 Результативность.

Слайд №12 Формы работы во внеурочной деятельности.

Слайд №13 Литературная гостиная.

Слайд № 14 Этапы организации и проведения литературной гостиной.

Слайд № 15 Стратегия познавательной мотивации обучающихся.

Слайд № 16 Хотелось бы вспомнить очень простые слова Марка Фабия Квинтилиана :« Надо поощрять ребёнка то просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он радовался, когда что-нибудь выучит »


3. Распространение своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

Имитационная игра.

Литературная гостиная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

Оформление : экран настроения, портрет писателя, выставка творческих работ учащихся, выставка книг писателя, атрибуты для создания образа.

Вступительное слово учителя : « Давайте восклицать, друг другом восхищаться…» Я надеюсь, вы все знаете, кто написал эти замечательные строки . ( Б. Окуджава)

Да, мы сегодня будем говорить о «бардовской песне» и о творчестве

Б. Ш. Окуджавы.

Распределение ролей. У нас в гостях присутствуют литературные критики, поэты, друзья, библиотекари, статисты.( Раздача дидактического материала)

Давайте выясним, кто же такие барды?

Мини - исследование проводят библиотекари. ( Работа с толковым словарём)

Друзья мои, давайте выясним, что же нам сегодня необходимо для того, чтобы наше мероприятие состоялось?

Игра со зрителями. Литературное лото : тишина, голос, поэзия, гитара.

И это всё о нём , о Б. Окуджаве. ( Мужчина из зала выполняет роль поэта)

- Звучание живого голоса поэта. Чтение стихотворения «Всё глуше музыка души…»

Учитель: Песни Булата Окуджавы вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов. Это время называли « магнитофонной эрой » Они отличались от тех, что звучали по радио и телевидению. В них были интонации беседы, дружеского обращения. Вот как сам поэт вспоминает о написании первой своей песни»


Окуджава« Я начал сочинять песни в конце 50 г., как бы случайно, желая развлечь своих друзей. Один знакомый показал мне три гитарных аккорда, с этого всё началось. Песня вызвала бурное одобрение. Мне захотелось написать ещё несколько песен. Лёгкость их появления удивила не только друзей, но и меня самого. Это были самые мои счастливые дни. Я обнаружил, что могу писать песни, хотя музыкального образования у меня не было»


А что скажут поэты (товарищи по цеху) о творчестве Б.Окуджавы?

Поэт Юлий Ряшенцев.

Поэт Давид Самойлов


В чём же заключается формула гениальности этого поэта?

Вот как о нём сказал Вознесенский….

« У нас появился странный поэт. Стихи обычные, музыки никакой, голос, посредственный. Всё вместе гениально!»


Что же было такое в этих песнях, что вызывало столь радостное приятие одних и яростное негодование других? Послушаем наших литературных критиков.

Критик 1

Критик 2

Критик 3


Учитель : Суровые критики творчества Б. Окуджавы говорили о «совершенно лишних словах» в его песнях: в таких речевых оборотах

« мой дорогой », « извините», « ваше величество», « будьте добры!»

Но именно так и возникла в песенном диалоге со слушателем столь необходимая атмосфера взаимопонимания.



Окуджава « Да, у меня есть грустные песни , и не всем они нравятся.

Но я вспоминаю, что Горький называл вечно смеющихся людей

« жизнерадостными эмбрионами» Таким людям я не верю, они мне не интересны. Грустить - не значит впадать в пессимизм и тоску. Грустить - это ведь и думать о своём предназначении в жизни, стараться устранить несовершенства, мешающие жить»


Звучит песня « Песенка короткая как жизнь сама… »

Учитель : В середине 60-х годов после града уничижительных статей с издевательскими заголовками « Цена шумного успеха», « Ловцы дешёвой славы»…- поэт перестал писать песни, выступать с ними и целиком ушёл в работу над исторической прозой.


Слово предоставляется работникам библиотек.

Библиотекарь : « Нынешняя молодежь почти не знает песен Булата. Возможно. Но это уже не имеет значения. Светлые пророчества поэта прочно вошли не только в сознание, но и в подсознание, в генетический код России, в то, что называется совестью народа.»

Библиотекарь : «В одном из интервью у поэта спросили, что для вас означает интеллигентность? Он ответил : « Это состояние души. Важны нравственные критерии: уважение к личности, больная совесть, терпимость к инакомыслию, способность сомневаться в собственной правоте и отсюда склонность к самоиронии и, наконец, что крайне важно, неприятие насилия…
Мне всегда хотелось быть интеллигентом. Хотя у меня масса недостатков, пороков, но освобождение от них, наверно, и есть приближение к интеллигентности»

Библиотекарь читает стихотворение « Песенка о моей душе »

Окуджава: «...Меня на вечерах, в беседах все время спрашивают: как же жить, что делать? Я отвечаю, что не знаю, я не политик, мне трудно предлагать что-то конкретно. Но по большому счету думаю: каждый должен работать честно, делать то, что он умеет делать, что обязан исполнять как профессионал. Вот и все, такой простой рецепт излечения недуга, поразившего наше общество»






Я попрошу наших статистов подвести итог

«Фонд магнитофонных записей в Государственном литературном музее насчитывает 287 единиц хранения, 160 часов звучания песен Булата Окуджавы »


«Много званий и наград у Б.Окуджавы. Он член Союза писателей СССР с 1962 г. Ему присвоена почётная степень Доктора гуманитарных наук в США. Имя Окуджавы присвоено малой планете»


Учитель : Я всем говорю спасибо за импровизацию, за ваше творчество.

Я надеюсь, что дома вы почитаете стихотворения поэта или послушаете его песни и сделаете для себя много открытий.


Звучит « Песенка черепахи Тортиллы » Ученики подпевают.( раздаточный материал лежит на партах.)


Рефлексия. Экран настроения.

Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Пажитнова Галина Викторовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение