Методические рекомендации к решению задания №20 вариантов ЕГЭ по информатике и ИКТ
При выполнении задания 20 из варианта ЕГЭ на анализ программы содержащей подпрограммы, циклы и ветвления в последних номерах 2018 года появилась необходимость проверки четности или нечетности чисел десятичной системы, записанных в системах с другим основанием.
Признаки делимости — особенности чисел, которые помогают быстро определить, делится ли данное число на другое. Знание этих признаков необходимо при решении многих арифметических задач.
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 имени профессора Евгения Александровича Котенко города Ейска муниципального образования Ейский район
Методические рекомендации к решению задания №20 вариантов ЕГЭ по информатике и ИКТ
Анализ программы содержащей подпрограммы, циклы и ветвления
Ейск
2018
При выполнении задания 20 из варианта ЕГЭ на анализ программы содержащей подпрограммы, циклы и ветвления в последних номерах 2018 года появилась необходимость проверки четности или нечетности чисел десятичной системы, записанных в системах с другим основанием.
Признаки делимости — особенности чисел, которые помогают быстро определить, делится ли данное число на другое. Знание этих признаков необходимо при решении многих арифметических задач.
Напомню широко известные признаки делимости в случае использования десятичной системы счисления.
а |
Число Х делится на а, тогда и только тогда |
2 |
Пример:10842 делится на 2,так как последняя цифра чётная
|
3 |
Пример:10824 делится на 3,так как его сумма цифр 1+0+8+2+4=15 делится на 3
|
4 |
Пример: 48404 делится на 4, так как 2 последние цифры делятся на 4
Пример:96 делится на 4, так как 9∙2+6=24и2∙2+4=8 делится на 4
|
5 |
Пример:1045 делится на 5, так как последняя цифра делится на 5
|
6 |
Пример: 78 делится на 6, так как оно чётно и 7+8=15 делится на 3
Пример:3342 делится на 6,так как 334∙4+2=1338 и 133∙4+8=540 и5 4∙4=216 и 21∙4+6=90 и 9∙4=36 и 3∙4+6=18 и 1∙4+8=12 и 1∙4+2=6 делится на 6
|
7 |
Пример: 138689257 делится на 7, так как 138-689+257=294, а 294 на 7 делится
Пример: 154 делится на 7, так как 15∙3+4=49 на 7 делится
Пример : 364 делится на 7, так как 36-4∙2=28 на 7 делится
|
8 |
Пример:53328 делится на 8, так как 3 последние цифры делятся на 8
Пример: 952 делится на 8 так как 9∙4+5∙2+2=48, а 48 на 8 делится.
|
9 |
Пример:7362 делится на 9, так как 7+3+6+2=18 делится на 9
|
10 |
Число Х делится на 10 тогда и только тогда, когда оно оканчивается на 0. Пример:100 делится на 10, так как последняя цифра 0
|
11 |
Пример: 9163627 делится на 11, так 9-1+6-3+6-2+7=22, а 22 делится на 11.
Пример: 103785 делится на 11, так как 10+37+85=132 делится на 11
|
12 |
Пример:1356 делится на 12,так как 1+3+5+6=15 делится на 3и 2 последние цифры делятся на 4
Пример: 1236 делится на 12, так как 2∙123-6=240 делится на 12.
|
13 |
Пример:1356 делится на 12,так как 1+3+5+6=15 делится на 3и 2 последние цифры делятся на 4
Пример: 1236 делится на 12, так как 2∙123-6=240 делится на 12.
|
14 |
Пример: 284214 делится на 14,так как оно чётно и 284+-214=70 делится на 14
|
15 |
Пример:675 делится на 15,так как 6+7+5=18 делится на 3 и его последняя цифра 5
|
16 |
Пример:146432 делится на 16, так как последние 4 цифры делятся на 16
|
17 |
Пример:146432 делится на 16, так как последние 4 цифры делятся на 16 |
18 |
Пример: 828 делится на 18, так как оно чётно и 8+2+8=18 делится на 9
|
19 |
Пример: 646 делится на 19, так как 64+2∙6=76,а 76на 19 делится.
2)
прибавляем к полученному числу
произведение отброшенной цифры на
2; Пример: 953819 делится на19,так как 95381+9∙2=95399 и 9539+9∙2=9557 и 955+7∙2=969 и 96+9∙2=114 и 11+4∙2=19=19
|
20 |
Пример:1380 делится на 20, так как 2 последние цифры делятся на 20
|
23 |
Пример: 28842 делится на 23, так как 288+3∙42=414; 4+3∙14=46, а 46 на 23 делится
Пример: 391 делится на 23, так как 39+7∙1=46, а 46 делится на 23.
|
25 |
Пример:3874875 делится на 25,так как 2 последние цифры делятся на 25
|
27 |
Пример: 275481 делится на 27,так как 275+481=756 делится на 27
|
29 |
Пример: 261 делится на 29, так как 26+3∙1=29 делится на 29 |
31 |
Пример: 217 делится на 31, так как 21-3∙7=0 делится на 31 |
37 |
Число делится на 37 тогда и только тогда, когда на 37 делится сумма трехзначных граней. Пример:111111 делится на 17,так как 111+-111=0 делится на 37 Число делится на 37 тогда и только тогда, когда на 37 делится модуль утроенного числа сотен, сложенного с учетверённым числом десятков, за вычетом числа единиц, умноженного на семь. Пример: число 481 делится на 37, так как 3∙4+4∙8-7=37, а 37 на 37 делится.
|
41 |
Пример: 369 делится на 41, так как 36-4∙9=0 делится на 41 |
59 |
Пример: 767 делится на 59, так как 76+6∙7=118; 11+6∙8=59 на 59 делится |
99 |
Пример: 12573 делится на 99, так как на 99 делится 12+57+30=99 |
101 |
Пример: 590547 делится на 101, так как на 101 делится 59-05+47=101 |
Число делится на 2n, если число составленное из его последних n цифр делится на 2n
Для делимости на число 9...9, состоящее из n девяток: надо разбить испытуемое число на n-разрядные блоки, начиная с младших разрядов, и всех их сложить (блок, образованный старшими разрядами, может быть короче); у полученного числа будет тот же остаток от деления, что и у исходного. Так как 99 делится на 11, то таким способом можно найти и остаток от деления на 11. Учитывая, что 999 делится на 111 и, следовательно, на 37, получаем признаки делимости на эти числа. Но есть более эффективный признак делимости на 11: надо складывать цифры числа, начиная с младших, чередуя знаки (первая цифра берётся со знаком плюс) — полученное число имеет тот же остаток от деления на 11, что и исходное.
Аналогичный признак делимости имеется и для числа 10...01, запись которого, кроме двух единиц, содержит n нулей. Испытуемое число разбивается на (n+1)-разрядные блоки, начиная с младших разрядов (блок, образованный старшими разрядами, может быть короче), и все они складываются с чередующимися знаками (первое число берётся со знаком плюс). Полученный результат имеет тот же остаток от деления, что и испытуемое число. Поскольку 1001=11·7·13, мы попутно получаем таким путём признаки делимости на 7, 13, 91, 77, 143.
При применении рассмотренных признаков к большим числам получаются меньшие, но всё же достаточно большие числа, имеющие те же остатки от деления, что и исходные. К ним нужно применить ещё раз тот же признак делимости и т. д. Часто эффективность этих признаков при применении к большим числам всё же ненамного выше простого деления.
Есть, однако, случаи, когда только применение признаков делимости позволяет найти остаток, так как непосредственное деление практически невозможно ввиду колоссальной вычислительной сложности.
Итак, вопрос о четности, то есть о делимости на 2, числа легко решается в десятичной системе - если последняя цифра четная, то четное и все число. Для всех систем счисления с чётным основанием, действует тот же признак чётности: число делится на 2, если его последняя цифра делится на 2. Для систем счисления с нечётным основанием существует другой признак чётности: число чётно тогда и только тогда, когда чётна сумма его цифр.
Рассмотрим на конкретном примере:
Укажите наибольшее трёхзначное натуральное число, при вводе которого эта программа напечатает сначала 2, потом – 6.
var x, a, b: longint;
begin
readln(x);
a := 0; b := 1;
while x > 0 do begin
if x mod 2 > 0 then
a := a + 1
else
b := b + (x mod 5);
x := x div 5;
end;
writeln(a); write(b);
end.
Решение:
1) в конце программы на экран выводятся переменные «a» и «b», следовательно, в переменной «а» в конце программы будет лежать значение 2, а в переменной «b» в конце программы будет лежать значение 6.
2) переменная «a» в начале равна нулю, затем при выполнении условия x mod 2 > 0 увеличивается на 1, то есть «a» – счётчик нечетных десятичных чисел.
3) переменная «b» в начале равна 1, затем при нарушении условия x mod 2 > 0, т.е. при четных десятичных числах к ней добавляется x mod 5 – последняя цифра записи числа x в системе счисления с основанием 5.
4) в цикле
while x > 0 do begin
...
x := x div 5;
end;
значение переменной x делится на 5, пока число не станет равно 0; это значит, что от его пятеричной записи по очереди отсекаются цифры, начиная с последней.
5) изменение переменных «a» и «b» выполняется в условном операторе
if x mod 2 > 0 then
a := a + 1
else
b := b + (x mod 5);
то есть после очередного отсечения получилось нечётное десятичное число, увеличивается счётчик «a», а если получилось чётное десятичное число – к значению переменной «b» суммируется последняя цифра пятеричной записи числа.
6) поскольку фактически идёт работа с пятеричной системой счисления, будем искать цифры нужного числа x в пятеричной системе, а потом переведём его в десятичную систему
7) значение «a» – это количество нечётных десятичных чисел, полученных в процессе отсечения, а «b» = 1 + сумма последних цифр пятеричной записи, полученных в процессе отсечения
8) поскольку основание системы нечётное, чётность числа зависит от суммы цифр: если сумма цифр в пятеричной записи чётная, то десятичное число чётное, а если в пятеричной записи числа сумма цифр нечётна, то десятичное число нечётно.
9) цифры пятеричной системы: 0,1,2,3,4
10) нам нужно расставить цифры в пятеричной записи числа так, чтобы из получаемых в процессе отсечении чисел два раза сумма цифр была нечётной, и, когда сумма цифр четна – последняя цифра суммируется со значением переменной «b», при этом сумма цифр должна дать (6-1)=5
11) наибольшая цифра в пятеричной системе «4», однако необходимо проверить, может ли число начинаться с «4» и сколько разрядов может иметь число в записи пятеричной системы, чтобы получить наибольшее трехзначное десятичное число.
12) наибольшее трехзначное десятичное число 999 в пятеричной записи имеет вид пятиразрядного числа 12444
13) таким образом, число может иметь пять разрядов и начинаться с цифры «1», при этом цифра нечетна, в переменной «а» получаем а=0+1
14) в следующем разряде может стоять «2», в сумме получим нечетное число «1+2», значит значение переменной «а» изменится и станет равным а=1+1=2
15) третья цифра должна быть нечётной, максимальной, чтобы в сумме получить четное число, возможное значение – 3, значение переменной «b» изменится и станет равным b=1+3=4
16) четвёртая цифра должна быть чётной, максимальной, чтобы в сумме получить число 6, прибавив к 4, возможное значение – 2
17) пятая цифра может быть только чётной, чтобы не изменить значение переменной «а», и сумма в переменной b не должна измениться, возможное значение – 0.
18) таким образом, запись пятеричного числа получилась 12320, что в десятичном представлении равно 960.
19) ответ: 960
Материалы подготовил(а): Воронова Ирина Николаевна
Мне нравится | 2