Мини - проект по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши»

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Рябинка»

города Белокурихи Алтайского края









Мини - проект

«В гостях у Дяди Миши»




Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 1






Разработчики:

Истомина Е.В., воспитатель

Дети подготовительной к школе группы.



г. Белокуриха

Тип проекта: Информационный, творческий, игровой.

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, воспитатель Вид проекта: краткосрочный


Цель: Создать условия для формирования нравственных качеств детей через ознакомление с произведением В. Сутеева «Дядя Миша»


Задачи:


  • Познакомить детей со сказкой В.Г. Сутеева «Дядя Миша»


  • Поддержать желание детей оказывать помощь другу, взрослым, доводить начатое дело до конца, уметь оценивать собственные поступки.

  • Способствовать формированию умения у детей передавать образы главных героев произведения В. Г. Сутеева «Дядя Миша»

  • Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в разных видах детской деятельности.




Актуальность 


В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Она помогает ему ориентироваться во взрослом мире, учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказки В.Г.  Сутеева  воздействуют на эмоциональный мир ребенка, затрагивая сложные педагогические проблемы. Это вопросы формирования коллективистских чувств, позитивного межличностного взаимодействия, семейных ценностей, преодоления эгоистических устремлений, иждивенчества, самолюбования. Главные герои сказок – животные – думают, разговаривают, переживают, совершают поступки.  Через эти образы писатель знакомит детей  с миром взрослых людей, показывает им  нормы поведения в обществе. Сказка «Дядя Миша» учит маленького читателя оценивать последствия своих поступков и дел, предостерегает от глупости, иждивенчества. Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

.

Предполагаемый результат:

  • Дети знают содержание произведения

  • Дети способны оценивать поступки героев, проявляют щедрость, взаимовыручку, доводят начатое дело до конца.

  • Дети активно участвуют в театрализованной деятельности.


Стратегия реализации проекта:


  • Просмотр презентации «Жизнь и творчество В. Сутеева».

  • Оформление центра книги  «Сказки В. Сутеева».

  • НОД «Чтение сказки В. Г. Сутеева «Дядя Миша»

  • Просмотр мультфильма «Дядя Миша»

  • Организация культурных практик: «Рисование и лепка любимых персонажей к сказке «Дядя Миша»

  • Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

  • Театрализация сказки «Дядя Миша»

  • Создание лэпбука «Путешествие по сказкам В. Сутеева»

  • Консультация для родителей «Нравственный потенциал сказок В.Г. Сутеева».



Литература:

  1. В.Г. Сутеев сборник сказок «Палочка выручалочка»

  2. Ивлева, Л. «Весёлые рассказы помогают жить...» : художник-иллюстратор В. Г. Сутеев / Л. Ивлева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – № 1. – С. 16-18.

  3. Интернет- ресурсы

  4. Щербинина, Ю. Грибок : сценарий спектакля по мотивам сказки В. Сутеева / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 45-46

Содержание приложения:

1. Конспект НОД «Чтение сказки В. Г. Сутеева «Дядя Миша»

2. Сценарий театральной постановки для старших дошкольников "Дядя Миша" по мотивам сказки В. Г. Сутеева.

3. Консультация для родителей «Нравственный потенциал сказок В.Г. Сутеева».

4. Фотоотчет.



Приложение 1

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

«Чтение сказки В.Г.Сутеева «Дядя Миша»».


Цель: Создать условия для формирования нравственных качеств детей через ознакомление с произведением В. Сутеева «Дядя Миша»


Задачи:

Познакомить детей с произведением В. Сутеева «Дядя Миша»

Способствовать формированию у детей представлений о дружбе, щедрости взаимопомощи, умения доводить начатое дело до конца.

Формировать умение у детей передавать образы главных героев произведения В. Г. Сутеева «Дядя Миша»


Оборудование:

Портрет В.Сутеева, выставка книг В. Сутеева, книга В.Сутеева «Дядя Миша», иллюстрации медведя, зайца, ежика, белки, лисы; мнемотаблица к сказке.


Ход непосредственно – образовательной деятельности



Воспитатель: - Ребята, сегодня я приглашаю Вас на выставку книг.

(Дети подходят к центру книги, где оформлена выставка книг В.Г Сутеева.)

- Как вы думаете, чей это портрет? ( В. Сутеева.)

Рассмотрите книги и скажите, о ком пишет сказки этот писатель? (Дети рассматривают выставку книг)

- Правильно, он пишет сказки о животных. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок В. Сутеева, которая называется «Дядя Миша»

Чтение сказки.

Беседа по содержанию.

Как называется сказка?

Понравилось ли вам сказка?

Что вам в ней понравилось? (Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.)

Что вам не понравилось? (Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца, вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.)

Кто Вам понравился больше всех? Почему?

- Обманула Лиса медведя, правильно она сделала?

Чем вам понравился Заяц?

А в рассказе говорится, что медведь пришел к Зайцу в огород, а Заяц дергал морковку, он сам ее посадил, значит, какой он был? (трудолюбивый).

- Белка предложила Медведю попробовать орехи, значит она какая? (добрая, не жадная).

- В сказке Ежик позвал сам Медведя грибы собирать, значит, какой он (он умеет дружить).

- А чем вам понравился в рассказе Медведь?

(он дружелюбный, хотел со всеми общаться; любознательный - хотел много знать. Лиса обманула его, а он на нее не обиделся).

- Чему учит эта сказка? (Сказка учит трудиться, помогать своим друзьям и тем, кто нуждается в твоей помощи, доводить дело до конца и только потом браться за другое дело).


Игра «Изобрази героя сказки»

- Ребята, представьте, что вы звери из этой сказки. Постарайтесь изобразить животных, а я попытаюсь отгадать, кого вы изобразили.

- А теперь послушайте сказку еще раз и попробуйте рассказать её при помощи схемы (Дети рассказывают сказку по мнемотаблице)

- А вы хотите показать эту сказку детям другой группы? (Дети предлагают инсценировать сказку)



















Приложение 2


Театральная постановка для старших дошкольников "Дядя Миша" по мотивам сказки Сутеева



Звучит музыка. Кулисы, оформленные как лес, закрыты. Лес пробуждается. С музыкальными инструментами выбегают светлячки, бабочки, птицы и т.п. и играют на них. Кулисы открываются. Лесные обитатели убегают. 

Под музыку – минусовка (диск «Чижик-пыжик», трек 36) 

Идет по лесу медведь, делает зарядку, лесные обитатели ему помогают. С окончанием музыки они убегают, а медведь подходит к домику зайца.
Огород зайца. Заяц собирает морковку.

Медведь. 
Как дела твои, косой?

Заяц. 
Осторожней! Там постой!
Вот морковку собираю
И на зиму запасаю.
Медведь. 
Ждёт зимой меня берлога.
Мне б морковочки немного!
Заяц. 
Сколько хочешь выбирай
И в берлогу запасай!

Медведь.(плюёт на лапы, дергает морковку, разбрасывая ее по сторонам) Вот спасибо, друг ты мой!
Будет что поесть зимой!

Одна морковка летит за кулисы. Оттуда раздаётся: «Ой!» Медведь прикладывает лапу козырьком к глазам. Выходит ежик, потирая лоб. На колючках прицеплена морковка.

Ёж. 
Что это у вас тут морковки летают?

Заяц. 
Это не морковки летают,-
Дядя Миша урожай собирает!
Ну, а ты куда идёшь?
Что в корзиночке несёшь?

Ёж. 
В лес иду я за грибами:
За маслятами, груздями.

Медведь. 
О-о, грибы – другое дело!
Мне морковка надоела!
Пинает морковку.
Мы с Колючей Головой
Наберём грибов домой!

Звучит музыка – минусовка (диск «Чижик-пыжик», трек 36)
Медведь с ёжиком идут по "лесу": впереди идет Медведь, остановится, вздохнет, посмотрит по сторонам, ничего не находит, за ним семенит Ёжик, находит грибы, складывает к себе в корзиночку и т.д. Ежик уходит с полной корзинкой, а Медведь садится на пенек под елочкой, заглядывает в свою пустую корзинку, качает головой.

Звучит музыка - минусовка (диск «Чижик-пыжик», трек 35)
Появляются белочки с орешками, играют ими, перебрасываются, галопом двигаются вокруг медведя.

Медведь. 
Что шумите, как галчата?

Белка. 
Не галчата мы, бельчата!
Мы орешки собираем
И на зиму запасаем.
Ты попробуй!

Медведь(пробует). 
Вкусно очень!

Белка. 
И полезно, между прочим!

Медведь. 
И не надо собирать:
Можно сразу с корнем рвать!
Медведь плюёт на лапы и с корнем вырывает ореховый куст, взваливает на плечо, бельчата разбегаются.

Звучит минусовка «Песенка слесаря», (диск «Чижик-пыжик», трек 36)
Занавес закрывается. 
Медведь с ореховым кустом на плече идет по лесу перед кулисами.
Занавес открывается.

Звучит фонограмма "Журчание воды".

На мосту у реки сидит кот с удочкой.
Звучит музыка.
Пантомима: Кот привстает и имитирует ловлю рыбы: водит удочкой вправо-влево, приседает, привстает, тянет ее на себя. Медведь рядом повторяет движения за котом. Наконец, кот тянет удочку на себя: на крючке – рыбка.

Медведь. 
Вот так рыбка золотая!
Как трепещет, как играет!
Впрок бы рыбки запасти.

Кот. 
Так садись со мной, лови!

Кот дает Медведю удочку. Медведь бросает ореховый куст и садится рядом с котом.

Кот. 
А орехи будешь брать?

Медведь. 
От орехов плохо спать!
Будет треск и шум стоять,
Когда будешь их жевать.
Ничего-то нет вкусней
Карасей и окуней!

Сзади подходит Лиса, приобнимает обоих за плечи.

Лиса. 
На зиму рыбу запасаете?

Кот. 
Ты, Лисичка, нам мешаешь.
Так всю рыбу распугаешь!

Лиса. 
Фи, разве, Миша, это дело?
Весь день сидеть не надоело!?
Со мною, Миша, ты пойдёшь –
Ни за что не пропадёшь!
В деревне уток, кур – не счесть!
Всю зиму будет что поесть!

Медведь. 
Так пошли, лиса, скорее! 
(бросает удочку и идет за Лисой)

Лиса. 
Подождем, пока стемнеет!
(прячутся за забором)

Звучит фонограмма – "Звуки деревни".
Танец гусят и цыплят с птичницей. 
После танца они уходят за птичницей за кулисы. Медведь с Лисой крадутся следом.

Лиса. 
Ты постой-ка, Миша, здесь:
В щель не сможешь ты пролезть.
Ты меня посторожи.
Ну-ка, доску придержи!

Лиса скрывается за забором. 
Звучит музыка. Медведь вышагивает взад-вперед вдоль забора. Справа из-за кулис выглядывает собака, тявкает один раз, медведь оборачивается в эту сторону. Затем слева. Снова справа и снова слева. Медведь отступает, собаки наступают и, наконец, начинается погоня, пока все на скрываются за кулисами. После этого из-за забора выходит лиса с мешком на плечах, озирается по сторонам и убегает.

Занавес закрывается.

Звучит музыка.
Перед кулисами идет Зима (взрослый), разбрасывает снежинки на зрителей. Кулисы открываются. Зима посыпает снежком всё вокруг.
Выходят зайчата с морковками, приседают справа от Зимы, жуют морковку. 
Выходит ежик, присаживается впереди слева от Зимы, перебирает грибы в корзинке. 
Выходят бельчата с орешками, встают сзади справа от Зимы.
Выходит Кот со связкой рыбы, встает сзади слева от Зимы.
Зима их всех обходит и уходит на дальний план, а в центр выходит Медведь: смотрит направо, вздыхает, налево, вздыхает, садится в центре.


Все. 
Меньше, Миша, бы метался –
И с запасами б остался!

Медведь. 
До весны сосать мне лапу.
Эх, я - дурень косолапый! 

Звучит музыка. Все выходят на поклон:
Лиса, потом зайцы, еж, белки, кот.
Затем Медведь. Все звери подходят к нему и угощают своими запасами.


Медведь. 
Вот, спасибо вам, друзья!
Без друзей никак нельзя!

Звучит музыка. Все машут рукой и уходят за кулисы.



























Приложение 3

Консультация для родителей «Нравственный потенциал сказок В.Г. Сутеева».


Поговорка «Дитя, как сундук: что в него положишь, потом и достанешь» точно и емко отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве. Раннее детство и дошкольный возраст-это те периоды развития маленького человека, когда закладываются нравственные установки, ценностные ориентации, формируется характер. Опасны для духовно-нравственного развития игры, телепередачи, которые снабжают их ложными представлениями об окружающем мире и перегружены сценами насилия, агрессии. Ведь, как подчеркивал К.Д.Ушинский, дитя мыслит образами. Поэтому необходимо питать его душу только из чистых источников.

Одним из таких источников можно назвать творчество Владимира Григорьевича Сутеева.

В.Г.Сутеев (1903-1993) - художник, детский писатель, сценарист, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Он проиллюстрировал многие произведения отечественных писателей: К.И.Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С.В.Михалкова («Дядя Степа», «Упрямый лягушонок»), С.Я.Маршака («Усатый- полосатый»), Г.Б.Остера («Котенок по имени Гав») и др.

Впервые на русском языке с иллюстрациями В.Г.Сутеева вышли книги итальянского писателя Д.Родари «Приключения Чипполино», английской писательницы Л.Мурр «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», норвежского писателя А.Прейсена «Веселый Новый год» и др.

Писателем В.Г. Сутеев стал, по его словам, как то «случайно». Просто «веселых авторов, пишущих для малышей», говорил он, оказалось намного меньше, чем веселых художников. Вырос он «среди шуток и веселья» ,и,возможно,ему хотелось, чтобы все дети на свете больше смеялись. Ведь, как писал К.И.Чуковский, «....писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как те, для кого он творит.». И Владимир Григорьевич стал таким счастливым писателем, поэтому его сказки очень добрые, светлые, веселые, всегда хорошо заканчиваются, что так близко детской душе. Его книги переведены на 36 языков и издавались в Японии, Франции, США, Чехословакии, Мексике, Норвегии.

В Сутеев писал для маленьких, а решал в своих произведениях глубокие этические проблемы. Простые по сюжету, его сказки населены персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Яблоко», «Цыпленок и утенок», «Дядя Миша». «Палочка-выручалочка», «Елка», «Капризная кошка» и др. Они формируют нравственный мир ребенка, его ценностные ориентации, расширяют границы жизненного опыта.

В сказках писателя нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети.

В них есть сострадание и равнодушие, участие и безразличие, тщеславие и скромность, долг и безответственность, добро и зло, трудолюбие и лень, щедрость и алчность, мудрость и глупость. Писатель ставит своих героев в ситуации нравственного выбора. В качестве ключевых ценностей его сказки утверждают добро, любовь, семью, труд.

Сказки В.Сутеева воздействуют на эмоциональный мир ребенка, затрагивая сложные педагогические проблемы. Это вопросы формирования коллективистских чувств, позитивного межличностного взаимодействия, семейных ценностей, преодоление эгоистических устремлений, иждивенства, самолюбования.

Главные герои сказки-животные-думают, разговаривают, переживают, совершают поступки. Через эти образы писатель знакомит детей с миром взрослых людей, показывает им нормы поведения в обществе.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда важна и актуальна. В области образования, где, по мнению современных исследователей, духовно-нравственное воспитание и развитие личности должны происходить последовательно и глубоко, необходимо создавать четко продуманную и организованную систему с ее целями, принципами, содержанием, формами и методами работы. Одной из составляющих ее содержательного компонента должен быть отбор произведений для детского чтения. Сказки В.Сутеева, обладающие большим потенциалом для духовно-нравственного развития ребенка, формирования у него правильного отношения к миру, необходимо включать в круг детского чтения как в семье, так и в ДОО.
















Приложение 4

Просмотр презентации «Жизнь и творчество В. Сутеева».

Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 2


Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 3





Организация культурных практик « Любимые герои сказки»


Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 4


Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 5


Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 6


Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 7


Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 8
Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 9




Оформление центра книги  «Сказки В. Сутеева».





Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 10




















Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»


Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 11


Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 12
Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 13

Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 14


Проигрывание сюжетов сказки


Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 15




Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 16
Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 17









Театрализация сказки «Дядя Миша»

Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 18

Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 19



Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 20
Мини - проект  по творчеству В. Сутеева «В гостях у Дяди Миши» - Рисунок 21
















Материалы подготовил(а): Истомина Елена Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение