Мнемотехнология в работе учителя начальных классов.

В своей работе я расскажу,что такое мнемотехника и познакомлю с приемами работы.

Библиотека материалов Дум Думыча

«Мнемотехника в работе учителя начальных классов по развитию речи»

« Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Константин Дмитриевич Ушинский

Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех получается учиться хорошо. Многое зависит от того, как развита наша память. Недаром, профессор И. М. Сеченов считал память «основным условием человеческой жизни». Современному школьнику нужно удерживать и хранить большое количество информации. Что же получается: ребята, у которых плохая память, обречены на неуспех в учёбе?


Задача педагогов — разработать комплекс мер, которые помогут таким школьникам справиться с трудностями.

В своем выступлении я расскажу об одной такой технологии, которая называется –МНЕМОТЕХНИКА.

В переводе с греческого это «искусство запоминания»

История мнемотехники ведет « отсчет» едва ли не с первобытных времен. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность.

Сейчас интерес мнемотехники начинает возрождаться, ей пользуются не только воспитатели и педагоги, но и специалисты всех областей.

Искусство запоминания названо словом по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

Пользовались мнемотехникой оказывется и такие знаменитости как Аристотель и Гиппократ.

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 1
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 2



Актуальность мнемотехники в том: что

  • Она облегчает детям овладение связной речи.

  • Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой опыт.

  • Ребенок с опорой на образную память устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы, тем самым развивает логическое мышление.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать; последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого  к сложному. Её можно разделить на три этапа. 

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе учитель предлагает и объясняет детям значение символов.

Первоклассникам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

 

Например:  ёлочка (какая?)  колючая

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 3

В старшем возрасте, когда  дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову,

например, «муравей». Он маленький ,но сильный. Или медведь-большой и сильный. и т.д

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изобржение предмета, явления природы, персонажа сказки.

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 4
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 5


На этом этапе работы с детьми постарше можно проводить игры типа

  • «Подскажи словечко»,

  •  «Найди пару»

  • «Скажи по-другому» (синонимы)

  • «Скажи наоборот» (антонимы)

В ходе использования наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

-геометрические фигуры

-предметные картинки

-условные обозначения,силуэты, контуры и.т.д.


Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 6



II этап: На 2 этапе нужно научить детей «читать» простые схемы, которые состоят из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы  для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой, чистоговоркой.

(идет пешком мышонок с мешком, Саша шапкой шишку сшиб, на окошке крошку –мошку ловит лапой наша кошка, 6 мышат в камышах шуршат)

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 7
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 8
 

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 9

   

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка –ряд картинок (3-5) по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 10



III этап: и  на 3 этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?


Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 11







Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.  


Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром

  • при заучивании стихов

  • при пересказах художественной литературы

  • при обучении составлению рассказов

  • при отгадывании и загадывании загадок

  • для обогащения словарного запаса

  • при обучении составу числа

  • при воспитании культурно-гигиенических навыков

  • при воспитании навыков самообслуживания

  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

  Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.  

  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

  • соответствовать уровню развития детей.

   На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.


Мнемотаблицы бывают двух видов:

  1. обучающие - содержат познавательный материал.

  2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме, разучивание стихотворения.


Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Три медведя».


1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 12

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочки, лес; 3,три медведя и т. д.


3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками и т.д. При этом дети пересказывают сказку на ранних этапах вместе с учителем, на более поздних этапах, прибегая к незначительной помощи учителя.

_________________________________________________________________

РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ.


-Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения.

Натальи Нищеевой «ЁЛОЧКА»

Послушайте его:

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– «Перед нами елочка».

Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку).

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем ….

Дальше- « шарики,фонарики» …Рисуем

Потом- « Зайчики и свечки»….Рисуем

И последняя « Звезды,человечки»…. Нарисовали…



– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.

-А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым,

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

  • словарный запас выходит на более высокий уровень;

  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Вывод:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, в чем и нуждаются слабоуспевающие и неуспевающие обучающиеся.







Дальше не надо





























































1)На уроках русского языка ,при прохождении темы «Родственные слова», учимся схематично изображать предметы и явления природы, играя в игру «Снежная картина»

Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная , потому что на ней мы нарисуем слова,

которые все похожи на слово “снег”.

( На столах лежит прямоугольник ,который разделен на квадратики. В каждом квадратике вы сейчас будете рисовать ,что это такое?

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 13





-Есть у нас большое слово - снег

Если это слово ласковое, маленькое – снежок.

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 14

Если много валит снега ,это – снегопад.

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 15

Если слово красивое, слово признак этого предмета – снежный (ком).

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 16

Если слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 17

Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

Если слово – цветок – подснежник.
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 18

Если слово — птица — снегирь.

Можно спросить детей:

- Что мы сейчас с вами делали? (оразовывали родственные слова от слова СНЕГ)

-Посмотрите на свои квадраты и назовите мне их.(дети перечисляют)

Можно продолжить дальше работать с этими словами.

2) Можно составить мнемоквадраты ,работая над словарными словами.

Например:


- А теперь поговорим о мнемодорожке.

Мнемодорожка- ее суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом , весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунка ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.





Приведу пример. Разучивание песенки: Жили у бабуси 2 веселых гуся. Один серый, другой белый-два веселых гуся.


Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 19

Приложение.

С

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 20


чем

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 21

н

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 22
а


С неба звездой на ладошки водой. (Ответ: Снежинка)


И третий прием мнемотехники- это мнемотаблица.


Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 23

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично и глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.


РАБОТА С КОЛЛЕГАМИ.

-Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.

А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

Вам понравилось?

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

-------------------------


– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?



– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 24



Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

  • словарный запас выходит на более высокий уровень;

  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.













Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно–схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Самостоятельное составление мнемосхем

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 25


1,2,3,4,5

Мы идем во двор гулять

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А потом в снегу валялись.

А потом домой пришли,

Суп поели,спать легли.



         Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.   



Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 26
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 27
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 28
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 29
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 30
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 31






Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень . Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. В перспективе – разработка программы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.


Чем отличается мнемотехника от других технологий.

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

  • Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

  • Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

  • Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями.       

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.  










Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.


Метод мнемотаблиц

Как показала практика, метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Мнемотаблицы:

- являются дидактическим материалом по развитию речи;

- используются для пополнения словарного запаса и развития речи;

- применяются при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть (слайд №16)

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

  • Развитие речи и пополнение словарного запаса.

  • Преобразование образов в символы.

  • Развитие памяти, внимания и образного мышления.

  • Развитие мелкой моторики (слайд №17)

На столах видите памятки по использованию мнемотехники – это будут ваши «путеводители» на нашем семинаре и, надеемся, в дальнейшей вашей работе.


Блок №2. «… Посмотри - и ты поймешь…» (слайд № 18).

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский (слайд№19)

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Марка Туллия Цицерона и Квинтилиана. (слайд № 20)

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично (слайд № 21)

Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Обратите внимание на выставочную зону и материалы, предложенные нашими коллегами. Эти практические материалы будут для нас опорой. Итак, рассмотрим приемы мнемотехники.

Приемы мнемотехники: мнемодорожка (слайд № 22)

Мнемодорожка – схема, в которую заложена обучающая информация, но не в большом количестве. Используется на первых порах обучения. К примеру, загадка для детей младшего возраста «Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками»

Следующий пример, речевая игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемодорожку (слайд № 23).


Как у бабушки Наташи
Ели вкусную мы кашу
Каша пшенная с дымком
С хлебом, с маслом, с молоком.
Взяли мы большие ложки,

Съели все до самой крошки.
Вот, какая каша у бабушки Наташи!

Прием мнемотехники: мнемотаблицы (слайды № 24)

Мнемотаблица – схема, в которую заложена обучающая информация в большем размере, чем в мнемодорожке.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (работа с памяткой).

Примеры (слайды №25, №26)

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблицы при составлении описательных рассказов (слайды № 27-28).

Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт»

(практическое задание для двоих участников семинара)

Груши- это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов. (слайды № 29-30)

Составление рассказов по лексической теме «Весна» (слайды № 31-33) Выводы по главе Технология использования мнемотаблиц имеет теоретическую основу и базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. Также формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информации, развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Организовывать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», учащийся сможет успешнее воспроизводить рифмы. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Таким образом, система работы по развитию речи у младших школьников посредством мнемотехники сочетает в себе игровые упражнения с обучением детей действиям замещения (выделяемый признак обследуемого предмета обозначался каким-либо символом). Упражнения в подборе таких символов проводится до полного освоения детьми действий замещения. При рассматривании предметов используются сенсорно - графические схемы, отражающие сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный,) и сами признаки. 1. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения речи детей с ОВЗ . 2. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. 3. Использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов на

(практическое задание для троих участников семинара представителей трех возрастных групп).

Составление плана пересказа сказки (слайды № 34, 35)

Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки» (слайд № 36)

Схема описания домашних птиц (слайд № 37)

Использование мнемотаблиц в дидактических упражнениях

«Однокоренные слова» (слайд № 38)

Алгоритмы действий (слайд №39)

Заучивание песен с помощью мнемосхем (работа в выставочной зоне)

В мнемосхемах, мнемотаблицах также используются метод коллажей. Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры ... Все они взаимосвязаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь, как раз и предстоит маленькому исследователю. Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.

«Ключевые моменты» (слайд № 40)

Видео отрывки из опыта работы (№1, №5, песня «Осень модница»)

В первом эпизоде прошу обратить ваше внимание на первую страницу памятки и пункт о преодолении робости и застенчивости.

В последнем видео эпизоде, как вы уже, наверное, обратили внимание и может кто-то уже провел параллель, что дети, если позволите, я выражусь именно так: как «Юлий Цезарь» - совмещают несколько действий одновременно (ручной труд, пение).

Музыкальная пауза (слайд № 41)


Блок № 3 «...Сделай - и ты научишься!» (слайд № 42)

Цитата к блоку (слайд № 43)

«Где снег – там и след» (слайд № 44)

«Много снега – много хлеба» (слайд № 45)

«Снег земле-кормилеце, что теплый кожух» (слайд № 46)

«Речи - как снег, а дела – как сажа» (слайд № 47)

Стихотворение «Наша Таня громко плачет» (слайд № 48)

Практическое задание «Зашифрованное слово» (слайд № 49)

Практическое задание «Составь предложения» (слайд №50)

Практическое задание «Угадай и расскажи стихотворение» (слайд №51)

Практическое задание «Азбука рисунков» (кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы) (слайд №52).

Задание в конверте (слайд № 53)

1. Зарисуйте пословицу «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»

2. Зарисуйте загадку про лейку.

У меня в саду есть тучка,

Тучка «понарошку».

Я возьму ее за ручку

И полью картошку.

3. Зарисуйте скороговорку

Валенки у Валеньки

Невелики, не маленьки.

В снег провалились,

А с ног не свалились. (М Шварц)

  1. Зарисуйте потешку.

Купим сыну валенки

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.


Составь коллаж к стихотворению с элементами рисунка на стихотворение «Посидим в тишине» Е. Благинина (слайд № 54)

Подведение итогов (зарисовка отзывов о семинаре в мнемосхему).

Музыкальная пауза №2. Песня «От улыбки» по мнемосхеме. (слайд №55)

Благодарим за активное участие в проведении семинара-практикума.

Желаем успехов в воспитании детей!


33. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко. Л.В. Логопед.2012. №4. 115 с.

46. Крайнова Е.А. Использование мнемотехники в логопедической работе//http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/171-mnemotehnika.html 47. Мнемотаблицы:техника/http://www.boltunpb.ru/mnemo_technik.htm 48. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб, 2013. 49. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – М., 2013. 50. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2012;


. Использование мнемотехнических приёмов как нельзя лучше направляет внимание ребёнка к речевому материалу, способствует его заучиванию и многократному повторению.

Предварительная зарисовка речевого материала способствует концентрации внимания ребёнка на объекте изучения, делает его интересным для изучения. Это ещё раз подтверждает слова К.Д.Ушинского «Дайте ребёнку картинку, и он заговорит».

Проведённая мною работа по коррекции звукопроизношения путём использования мнемотехнических приёмов, пропаганда элементарной логопедической грамотности (понимание причин неправильного звукопроизношения у детей и путей его профилактики и устранения) среди родителей и работников школы, позволила улучшить общую ситуацию в отношении данной проблемы.

Итак, на основании проведённой мною работы можно сделать вывод, что применяя мнемотехнический метод крокирования и метод ассоциативных цепочек при заучивании и пересказе речевого материала, насыщенного необходимыми звуками на занятии по коррекции звукопроизношения, удалось:



Удалось повысить речевую мотивацию. Появился интерес к правильному произношению звука, в специально подобранном материале, насыщенном звуками, а так же в самостоятельной речи.

Удалось за короткое время автоматизировать необходимые звуки в результате лёгкого запоминания большого количества речевого материала.

Появился навык с помощью графической аналогии, а также с помощью заменителей понимать, рассказывать и запоминать знакомые художественные произведения по мнемотаблице и коллажу.

Повысилась скорость запоминания и улучшилось речевое продуцирование;

Удалось совершенствовать связную речь;

Стало возможным проведение работы над интонационной правильностью и выразительностью.

Удалось в достаточной мере развить умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Удалось обеспечить психологический комфорт на логопедических замятиях;

Удалось повысить осмысленность детьми литературного материала, то есть полное понимание текста;

В работе над пересказом текста, содержащего дефектные звуки, совершенствуется структура речи, её выразительность, углубляется умение строить предложения и текст в целом.



В заключение хочу отметить: положительные результаты использования мнемотехнических методов и приёмов в коррекции звукопроизношения свидетельствуют об эффективности проведённой мною работы.

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 32

Наступила осень, листья пожелтели и опали, птицы улетели.


Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 33

Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 34
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 35
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 36
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 37
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 38
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 39
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 40
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 41
Литература:


1.Валеева Н.А. «Приёмы мнемотехники на уроках русского языка» http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/100-priemymnemotehniki


2.Прыгина Н.А. «Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов». http://nsportal.ru/prygina-nataliya


3.Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе

визуального мышления // М.: Школа рационального чтения , 2001.- 173 стр.


4.Методика работы над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники на уроках русского языка в средней школе. 4. М. Гафитулин и Т. Попова "Слово о словарном слове"// Начальная школа. - 1997. - № 1.



Таким образом, использование методов мнемотехники:

облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

развивает творческое познание детей.


Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности младших школьников, его творческое познание.

Таким образом, метод использования мнемотехники на уроках в начальной школе оказался весьма эффективным средством формирования не только правильной связной речи учащихся младших школьников, но и основных УУД, которые являются необходимым фактором успешного обучения в условиях новых ФГОС.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.


Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.


Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 42
Мнемотехнология в работе учителя начальных классов. - Рисунок 43

Материалы подготовил(а): Шубина Валентина Павловна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение