Музейная педагогика - «Уважая труд педагогов...» 2021

Цель моего доклада - обобщение опыта по внедрению музейной педагогики.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать теоретические основы понятия "музейная педагогика" и его составляющих;
-выявить цели и задачи музейной педагогики;
-проанализировать основные направления и формы работы музейной педагогики;
-определить значение музейной педагогики в контексте современного музея;
-рассмотреть практическое использование концептуальных основ музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе ЭСОШ и личный вклад в музейной педагогике.
Материалы подготовил(а): Иванова Лена Васильевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное казенное учреждение МОУО Сунтарского улуса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Эльгяйская средняя общеобразовательная школа им. П.Х.Староватова»























« Уважая труд педагогов… »

(тезис)





Выполнила : Иванова Лена Васильевна,

учитель начальных классов.



























2021 год

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способно дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому размышлению о сохранении собственного национального лица. Значит, музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Цель моего доклада- обобщение опыта по внедрению музейной педагогики.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

-исследовать теоретические основы понятия "музейная педагогика" и его составляющих;

-выявить цели и задачи музейной педагогики;

-проанализировать основные направления и формы работы музейной педагогики;

-определить значение музейной педагогики в контексте современного музея;

-рассмотреть практическое использование концептуальных основ музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе ЭСОШ и личный вклад в музейной педагогике

Термин "музейная педагогика" был сформирован и введен в научный оборот в начале XX века в Германии. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Количество форм культурно - образовательной работы в музеях варьируется от десятка до сотни и более.

К базовым традиционным формам культурно - образовательной деятельности относят кроме экскурсии, лекцию, клуб, студию, кружок, вечера встреч, театрализованные представления, музейные праздники и другие. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассматриваться как нетрадиционные. Эти формы включены в различные направления музейной педагогики, такие как: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

На современном этапе изменилась и сама концепция музейной педагогики. Сейчас она предполагает интеграцию различных образовательных институтов в единую систему "музей-школы ", включающую также дошкольные, школьные учреждения и учреждения дополнительного образования.

В ногу со временем была изменена, апробирована ноосферно-экологическая система образования и воспитания. Занятия по курсу «Природа и человек», включающие культурологию, краеведение, экологию, окружающий социальный мир, рассчитаны на развитие культуры отношений ученика к природе, обществу, к духовной и материальной культуре человечества, наконец, к самому себе. И они проводятся в различных формах познавательной деятельности, включая посещение музеев, экскурсии, походы, полевую практику по специальной программе.

В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания. Мы должны считать себя счастливыми, потому что именно такие люди, педагоги-краеведы, как Петр Хрисанфович Староватов, чье имя носит наша Эльгяйская средняя школа с 1928 года, Борис Николаевич Андреев-основатель уникального Музея природы, Георгий Евдокимович Бессонов, Николай Андреевич Иванов-Куола учуутал, Еремей Кузьмич Аввакумов-основатель нашего историко-краеведческого музея «Туойдаах алаас», стали нашими воспитателями, учителями, именно они положили начало новой жизни села, начало настоящего обучения и воспитания подрастающего поколения. Хочется сегодня оглянуться назад и сделать некоторые штрихи в многогранной педагогической деятельности, подытожить свою работу, поделиться своим опытом по внедрению музейной педагогики в качестве родителя, учителя. Жизненные ценности, интересы детей во многом зависят от духовно-нравственных ценностей семьи, педагогической грамотности родителей. Хочется отметить, что начало этим ценностям нашей семьи-семьи Ивановых , положил отец мужа, Иванов Потап Иннокентьевич, который был известен в селе как «бэтэринээр Батаак». Будучи ветеринаром в Эльгяйском совхозе по просьбе Бориса Николаевича Андреева подарил туши телят- сиамских близнецов для экспоната в музее, которые потом был примером в докладе его внучки Туйаары Ивановой. Добытая им птичка уже как эскпонат под названием «воробьиный сыч» стоит в Музее природы. Об этом подарке было упомянуто Борисом Николаевичем в его книге «Птицы Вилюйского бассейна» ( 199 стр.). На самом видном месте в музее «Туойдаах алаас» висит коллекция разных инородных тел, найденные нашим дедушкой из желудков крупного рогатого скота. Как самого активного вкладчика экспонатов в фонд музея упоминает и директор историко-краеведческого музея Анисия Дмитриевна Игнатьева, воспоминания которой включили мы в книгу «Чэгдэттэн силис тардан» о нашем дедушке, которую выпустили три поколения- сам Потап Иннокентьевич, дочь, Альбина Потаповна, я и внучка, Мария Анатольевна. Выпущенная нами книга была передана также в наш любимый музей. Продолжая идеи нашего дедушки, стараемся и учим, чтобы дети, внуки, правнуки помнили об этом всегда, помнили, что они в ответе за начатое и за то, что они должны продолжать начатое. Так, в прошлом году внук его, Вадим Иванов, ученик 5-го класса, под моим руководством выступил с докладом «Уруйдан улэ киьитэ». За тридцать с лишним лет педагогической работы выпустила немало детей. Из года в год веду непрерывную всестороннюю работу в рамках музейной педагогики. Сколько моими учениками и родителями собрано воспоминаний, фотографий, найдены и подарены предметы старинной утвари, сделан макет-проект «Киэц Маар сайылыга». Считаю, что музей- это еще один путь воспитания думающего читателя. Вот так и родилась мысль снять видеоролик первоклассников именно в музее природы по произведениям Леонида Попова. Чтение Владианы высоко оценено в улусном конкурсе: призовое 3 место. Чучела, экспонаты, сам музей вдохновляют посетителя на творчество. Не зря после радостного посещения появляются в мыслях интересные строки сочинений, стихотворений, рассказов. Мы гордимся Игорем Петровым, занявшим своим сочинением «Окружающая среда- общая забота всего человечества» II место на III межрегиональной НПК «Самсоновские чтения» в 2018 году. Многие сюжеты студии «САьар5а» бывшего ЭТВ были взяты из фонда музея «Туойдаах алаас». Стало хорошей доброй традицией участие во всех проводимых викторинах музеев, о чем свидетельствуют Грамоты в портфолио. Из рядов кружковцев вырастают маленькие краеведы. Хочется отметить внучку учителя-краеведа Е.К.Аввакумова Иру Аввакумову, которая достойно выступала перед Правительственной делегацией в Музее природы. Гордимся высоким достижением моей ученицы, Яковлевой Анжелы, которая стала лауреатом на республиканском конкурсе «Толкуй сурук» работой «Тереебут терут буорум». Вот ее строчки «Тереебут дойдуц историятын билэр, ытыктыыр буоллаххына, эн кэскилиц киэц диэни элбэхтик истэбин…» и дальше, представляя себя экскурсоводом для иностранных гостей, ведет их по музеям родного села. Сверхзадачей музейной педагогики является создание условий для выработки позиции заинтересованного исследователя. Порадовал всех нас Игорь Петров, лауреат 3 степени НИК в Санкт-Петербурге и в Международных интеллектуальных играх, доклад которого «сформирован» из первых шагов полевой практики, проводимой нами два раза в год по родному краю. Проект так и называется «Экомаршрут по родному краю». Слова нашего директора, заслуженного учителя РС(Я), кавалера медали «Лучшие люди России» Никифорова Луки Григорьевича «Педагогический опыт Андреева должен изучаться учителями» остаются как бы наказом для нас, для нынешних и будущих учителей. Практика показывает: только тот учитель успешно обучает и воспитывает детей, который сам все время учится, работает творчески. Благодаря именно ему и Климу Васильевичу Павлову нас считают учителями-экспериментаторами. Итогом экспериментальной работы считается то, что являюсь соавтором сборника-хрестоматии по курсу «Природа и человек» (3 кл.), методических пособий «Айыл5а уонна киьи» интегрированнай курсу уерэтиигэ уруоктар тиэмэлэрэ уонна былааннара» (1,2,3-4 кылаастар), методического пособия и рабочей тетради для первоклассника по полевой практике «У природы нет плохой погоды», переводчиком учебника с русского на якутский учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир». Учитель должен быть примером для своих учеников, вот почему сама тоже стараюсь не отставать от своих воспитанников, занимаюсь исследовательской работой. Обобщила опыт в форме докладов, педмастерских, открытых уроков, мастер-классов, полевой практики на III республиканских Ивановских этнопедагогических чтениях (2011), на республиканских курсах ИПКРО (2011,2012,2013г.), на открытом республиканском конкурсе инновационных образовательных проектов и программ на Грант Президента РС (Я) (2011), на республиканских курсах ИПКРО (в 2011, 2013г.). Участвовала на улусном конкурсе «Лучший сценарий урока» (2012), на республиканском конкурсе профессионального мастерства «Компетентный учитель-компетентный ученик» (технологическая карта музейного урока, 2018г). Оказывается, приняла достойное участие во всех- Бессоновских, Андреевских, Ивановских, Староватовских чтениях-в память наших великих учителей-краеведов. Как мы видим, музейная педагогика в школе работает не только как наука, сколько, как педагогическая технология. И я, как учитель и как родитель, внесла немалый вклад в это дело и буду продолжать заниматься экопросветительской работой, формировать у молодого поколения экологическую культуру, интерес к науке, исследовательской деятельности, охране природы, воспитать любовь и уважение к родному краю, к своей Родине. Может из числа наших детей вырастет кто-то и продолжит как краевед дело, начатое нашими великими людьми- П. Х. Староватовым, Б.Н.Андреевым, Е. К. Аввакумовым.





Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Иванова Лена Васильевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение