Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников

Была поставлена цель: экспериментальным путем определить возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объектом стало: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Предметом послужило: развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана

«Центр развития ребенка – детский сад «Василёк»









Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

























Автор:

Ежова Наталия Владимировна

Воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад

«Василек»

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Таким образом, возникает противоречие между большими возможностями использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостающим использованием их в практике работы дошкольного образовательного учреждения по развитию творческих способностей.

Поэтому мы предположили, что использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если педагог:

-создает атмосферу творчества, предлагая детям свободу действия и выражения своих представлений;

-демонстрирует детям различные способы использования техники, комментируя ее возможности для выражения творческого замысла;

-предлагает детям разнообразные материалы для реализации предложенных техник и создает обогащенную предметную среду как для реализации продуктивной деятельности, так и демонстрации ее результатов.

Была поставлена цель: экспериментальным путем определить возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объектом стало: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предметом послужило: развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Основной задачей являлось: Опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников. Ветлугина Н.А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в работе сделан акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективным на наш взгляд является подход - сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.

На подготовительном этапе, при планировании работы, учитывалось то, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся - в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.

Общение с детьми было организовано на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения. Мы использовали наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работа с детьми строится в два этапа.

На первом этапе решаются следующие задачи:

1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, мы савили следующие задачи:

1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

3. Формировать относительную устойчивость замысла.

4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Мы стремились сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей были поставлены следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.


На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивалась ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Мы стремились к тому, чтобы ребенок использовал цвет как средство передачи настроения, экспериментировал (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появлялось умение передавать признаки необычности, сказочности. Опыт работы с нетрадиционными техниками изображения показал, что у детей формируется положительная мотивация рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствовали повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Наблюдая за детьми, мы можем сделать вывод о том, что данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Работа с детьми была построена на следующих принципах педагогики:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатлении, полученном ребенком от окружающей действительности. Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей, в том числе, дети с психическими заболеваниями, такими как: ранний детский аутизм, психическое неуравновешенное поведение, а также дети с ОВЗ (синдром Дауна). Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов. Процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по-особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому. В работе используются такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования [5]. В работе с дошкольниками используются разные техники беспредметного рисования:

"Рисование пальчиками".

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Рисование ладошкой".

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


"Восковые мелки или свеча + акварель".

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашенным.

"Печать по трафарету".

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона ( в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

"Кляксография обычная".

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

"Кляксография с трубочкой".

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Подведение итогов занятия проходят в виде мини-выставки, где дети демонстрируют свои работы, дают оценку своей и другим работам. Применяемый метод поощрения создает ситуацию успеха у дошкольников и развивает способность к анализу, а также воспитывает доброжелательное отношение к товарищам. Каждый из методов, применяемых на занятиях – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”.Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Также у детей воспитываются умения слышать, слушать и высказываться самому.Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты. Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Проведенная работа подтвердила, одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.




Список используемой литературы:

1. Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. /Б.Г. Ананьев-Москва, 2003.- С. 28.

2. Венгер, Л., Дьяченко,О. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей //Венгер, Л., Дьяченко,О.-Дошкольное воспитание,2015.-С.168.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте//Выготский, Л.С.  – Москва, 2001.- С.96.

4. Ермолаева, М.В. Библиотека школьного психолога. Практическая психология детского творчества//Ермолаева, М.В.- Москва,2005.- С.304.

5. Жукова, О.Г. , И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”//Жукова, О.Г. , И. И. Дьяченко - АРКТИ, 2009.-С.32.

6. Зиганшина, Д.М.Образовательная программа «Веселые художники» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования//Зиганшина, Д.М. – Библиотека ЕГПУ,2011.- С.64.

7.Скворцова, В.О.Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников // Скворцова, В.О. - Ростов н/Д , 2009.-С.219.

8. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя//Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. - Москва, 2005.-С.190.

9. Маклаков,А. Г. Общая психология//Маклаков,А. Г. \-СПб, 2008.-С.583.

10.Королева, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий// Королева, С.Г. - Волгоград, 2010.-С.119.

11. Страунинг, А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности// Обруч. № 7-03. –1997.-С.37.


Материалы подготовил(а): воспитатель Ежова Наталия Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение