Нормативно правовые акты регулирования жестокого обращения с детьми

Правовые аспекты регулирования жестокого отношения с детьми

Библиотека материалов Дум Думыча

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7  НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ  Подготовила: социальный педагог МБДОУ №7 Попова Г. М.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.  Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Основные международные документы по защите прав детей: 1. "Декларация прав ребенка" — принята ООН  в 1959 году. 2. "Конвенция о правах ребенка" — принята ООН в 1989 году. 3. "Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей" — принята ООН в 1990 году.
Декларация прав ребенка  Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.  В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.  особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Ст. 5 провозглашает, что никто не должен  подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
На основе Декларации прав ребенка была разработана  КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:  воспитание развитие защиту активное участие в жизни общества.
Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок- это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые. Ребенок имеет право на семью. Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей. Ребенок имеет право посещать школу и учиться.  Ребенок имеет право на равенство. Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли. Ребенок имеет право на собственное мнение. Ребенок имеет право на имя и гражданство. Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения. Ребенок имеет право на медицинское обслуживание. Ребенок имеет право на отдых и досуг. Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями). 7
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей ( от 30.10.1990 г.) документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации. 8
Нормативно-правовые документы федерального уровня:          Конституция РФ. Семейный кодекс РФ. Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ». Уголовный кодекс. Закон "Об образовании". Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ФГОС ДО
Права россиян записаны в главном законе  Конституции Российской Федерации Ст. 17,ч.3 Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; Ст. 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; Ст.38, ч.2 Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗот 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)  Ст.65 п.1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права Ст.54 п.2 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Ст. 56 Право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка.  не могут осуществляться в противоречии с интересами детей». Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.  Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей». Ст. 69. Лишение родительских прав. Ст.73 Ограничение родительских прав если они: жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними Ст. 77 Немедленное отобрание ребенка при  непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 N 124-ФЗ(ред. от 28.12.2016) Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.  Ст. 14 гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены
Уголовный кодекс РФ (от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ) (статьи 106-136)  предусматривают ответственность за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)  Ст. 34 Обучающимся предоставляются права на: уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.  Ст. 36 предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника». 14
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ Закон устанавливает правовые механизмы защиты детей от информации Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.  К информации, запрещенной для оборота среди детей, Закон относит порнографическую информацию, а также информацию, побуждающую к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью.  15
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155  Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Стандарт направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  создание образовательной среды, которая:  гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;  обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;  7) защита детей от всех форм физического и психического насилия 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Методический кабинет Сборник загадок и пословиц по правам для дошкольников  Картотека права и сказки  Права детей в стихах и картинках  Викторины и презентации по правам ребенка  Картотека занятий по правовому воспитанию  Рекомендации и консультации для родителей по правам ребенка
Используемая литература • • • • •  • • • •  • •  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗот 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 N 124 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации« (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) Л.А.Григорьева. «Защитим права ребенка» Ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 11, 2008 Сайт http://ch-ib.ozersk.ru/mal/lings/reviews/pravo/index.shtml. http://forum.materinstvo.ru/journal.php?user=151910 Конвенция о правах ребёнка: [Принята Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 44/25 от 20 нояб. 1889 г. Вступила в силу 2 сент. 1990 г.]. – М., 1993 Федеральный закон РФ «О защите прав детей» (от 24 июля 1998 г. N 124ФЗ) Методические рекомендации. /Сост. Т.А.Мещенина, Л.Ф.Валиева, Т.Н.Окунцева, Е.А.Тишкина – Нижневартовск, МАУ «Центр развития образования», 2014. - 94 с.

Материалы подготовил(а): Попова Гаяне Мартыновна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение