Общество и образование детей дошкольного возраста с ОВЗ в России.

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

Библиотека материалов Дум Думыча


Содержание:

  1. Введение.

  2. Общество и образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в России и в Курганской области. Периодизация становления дошкольного специального образования.

    1. Нормативные и законодательные документы, регулирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения, обучающего детей с ограниченными возможностями здоровья. Нормативные документы по социальной защите детства.

    1. ФГОС дошкольного образования, особенности их реализации для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО.

    3. Система медико-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в России и в Курганской области.

  1. Заключение.

  2. Список литературы.



  1. Введение.

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. Около 5—7 % из них — дети с нарушениями генетического характера, результатом которых являются характерные особенности их психического и интеллектуального развития. Наиболее распространенная форма таких нарушений (до 10 % из этих детей) — синдром Дауна. Также отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра. В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. Определение необходимых условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка- инвалида опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.).

Коренные социально- экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной

реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В тоже время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого - педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Актуальность программы. Знаниям особенностей детей с различными отклонениями в развитии всегда придавалось большое значение. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной педагогики и психологии у всех педагогов и специалистов, работающих с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, что соответствует задачам государственной политики в сфере образования.

В Концепции коррекционно-развивающего обучения записано: «…Детским садам и школам необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии, социологии». (Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. М., 1997. – С.33.)

Особенностью данной программы является направленность на более углубленное представление методологических и теоретических основ специальной педагогики и психологии дошкольного возраста в связи с изменением качественного состояния системы образования в России.

Данная программа составлена по модулям и предполагает возможность индивидуализации в обучении и возможность обучения по накопительной системе.

Программа составлена на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, установленных квалификационных требований по должности «воспитатель», профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 - специальное (дефектологическое) образование, утвержденного       приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 года № 49.

Цель программы: совершенствование имеющихся и получение новых компетенций, необходимых для организации и осуществления профессиональной деятельности по воспитанию и обучению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных психофизических особенностей развития детей в процессе реализации ФГОС ДО.

Задачи обучения:

Актуализировать, систематизировать и совершенствовать компетенции слушателей по владению знаниями возрастной физиологии, специальной и дошкольной психологии, логопедии, методиками организации коррекционной помощи и умению осуществлять коррекционно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС дошкольного образования.



  1. Общество и образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в России и в Курганской области. Периодизация становления дошкольного специального образования.

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России  инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

Сегодня России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью . Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек.

 При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета выделены средства в размере 1 млрд. рублей, в 2010-2012 годах ежегодный объем финансирования составит 2,5 млрд. рублей.

В настоящее время на дому в дистанционной форме обучается уже более 3 тыс. детей. Предполагается, что по итогам Национального проекта до 2012 года возможность обучаться в дистанционной форме будет иметь большинство детей, обучающихся  на дому (по данным из регионов, это около 30 тыс. детей).  Всего Более 44 тыс. ребят получают надомное обучение.

Системное внедрение практики  инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.

В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы; анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2010 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых:

  • Москва,

  • Архангельск,

  • Самарская область,

  • столица Республики Бурятия,

  • Ухта (Республика Коми),

  • Республика Карелия (г.г. Петрозаводск, Сортавала),

  • Томск,

  • Воронеж,

  • Санкт-Петербург,

  • Хабаровск,

  • республики Северного Кавказа

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций.  Инициаторами включения  детей  с  особенностями  развития в  процесс обучения  в  систему  образовательных учреждений общего типа выступают  объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и  интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме. 

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает,  что образование должно быть доступно для всех детей без исключения,  основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.

Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования. Мы считаем необходимым  сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (в образовательном учреждении общего типа).

Сегодня готовится проект нового Закона об образовании, он обсуждается. Мы постараемся , чтобы принципы инклюзии в современной школе были в нём отражены.

Важной задачей является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы "Доступная среда" на 2011-  2015 годы.

В понятие «Доступная среда» необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов,

  • изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки,

  • предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам,

  • и, соответственно, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам.

На текущий день самыми большими трудностями на пути продвижения инклюзивного образования остаются:

  • не ориентированность стандартов общего образования на обучение детей с особыми образовательными потребностями;

  • не учтенность разного уровня потребностей и нужд детей в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности для создания доступной среды и поддерживающих услуг при организации целевого финансирования;

Реализация инклюзивного образования прямо связана с наличием в стране налаженной системы ранней комплексной помощи. Мы считаем, что модель инклюзии на уровне дошкольного звена наиболее перспективна и менее противоречива, так как ориентирована на цели развития ребёнка.

Основной школьной ступени трудно преодолеть ориентацию на цензовое образование. Поэтому у педагогов возникает вопрос: какой аттестат будем давать?

Анализ состояния высшего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, показывает, что возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования. В России только ограниченное количествово ВУЗов ориентированно на обучение лиц с инвалидностью. В основном это лица с сенсорными нарушениями, с двигательными нарушениями. В государственных вузах обучается  более 24 тысяч инвалидов, в средних специальных учебных заведениях - более 14 тысяч, в учреждениях начального профессионального образования - более 20 тысяч человек.

Последнее время интенсивно внедряются дистанционные формы высшего образования. Большой проблемой по-прежнему является трудоустройство лиц с инвалидностью. По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15 % из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, не превышающую 60 %.

Реализация инклюзивного образования может оказаться под угрозой без своевременного принятия целого ряда нормативно-правовых актов, детальнейшим образом регламентирующих организацию и функционирование различных звеньев образовательной вертикали и механизмы их взаимодействия. Здесь особое внимание следует уделить правовому регулированию «переходных» звеньев: от дошкольного - к школьному, и от школьного к среднеспециальному и профессиональному образованию.

    1. Нормативные и законодательные документы, регулирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения, обучающего детей с ограниченными возможностями здоровья. Нормативные документы по социальной защите детства.

Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением о дошкольном учреждении, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Основными документами, регулирующими деятельность ДОУ, обучающего детей с ОВЗ и подлежащими анализу,  являются следующие:  

  1. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).

  2. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 748 "Об утверждении Положения о передаче имущества, приобретенного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях создания интернет-класса в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и домах-интернатах для детей с физическими недостатками, в федеральные учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей его передачей при необходимости в собственность муниципальных образований"

  3. Приказ Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии"

  4. Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 апреля 2007 г. NN ВФ-577/06, 2608-ВС "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование" 

  5. Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6 Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой

  6. Постановление Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей" 

  7. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666  "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

  8. Федеральный закон от 2 июня 1999 № 248-СФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»

  9. Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект".

  10. Письмо МО РФ от 22.11.99г. №24-51-1133/33 "О методических рекомендациях по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".

Нормативные документы по социальной защите детства.

Основными документами по социальной защите детства и подлежащими анализу,  являются следующие:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

  2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).

  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Федеральный Закон (далее – ФЗ).

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.

  7. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

  8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

  9. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля  2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ».

  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г.  № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

  15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

  16. Приказ Минобрнауки России от 12 ноября 2008 г. № 347 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

  17. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 декабря  2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

  18. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», Под редакцией П. В. Крашенинникова. – Статут, 2009.

  19. Семейное законодательство: комментарий судебной практики. Нечаева А. М. – М.: Эксмо, 2005.

  20. Постановление № 634 от 30 декабря 2011 года внесено изменение в Закон № 55 от 2 июля 2001 года «Об условиях осуществления патронатами над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей».

Нормативные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.

Деятельность любого образовательного учреждения регулируется

Уставом и локальными нормативными актами по различным направлениям деятельности.

Образовательные учреждения принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством об образовании в порядке, установленном ее уставом, по всем основным характеристикам организации образовательного процесса.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, должно учитываться мнение коллегиального органа управления и органов самоуправления учреждения образования в соответствии с уставом.

Локальный нормативный правовой акт утверждается (подписывается) руководителем образовательного учреждения. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть — преамбула, однако положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах образовательного учреждения могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства различного уровня, которые должны иметь ссылки на эти акты.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников по сравнению с установленным законодательством об образовании, либо принятых с нарушением установленного порядка не подлежат применению.

При организации инклюзивного образования образовательное учреждение общего образования должно:

  1. Внести изменения в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений;

  2. Разработать локальные акты общеобразовательного учреждения, регламентирующие деятельность по организации обучения лиц с ОВЗ;

  3. Обеспечить специальные условия для обучающихся с ОВЗ, включенных в учебно-воспитательный процесс;

  4. Принять индивидуальные учебные программы, учебно-тематические планы для обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

  5. Иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, коррекционную работу с ним;

  6. Иметь ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, либо заключить договоры с образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания населения и др.

  7. Осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  8. Выполнять рекомендации, содержащиеся в заключениях окружной психолого-медико-педагогической комиссии, федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов), лечебно-профилактических учреждений здравоохранения;

  9. Иметь договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ (детей с инвалидностью), в котором указывается программа обучения ребенка и другие особенности организации учебно-воспитательного процесса;

  10. Иметь Положение об оплате труда общеобразовательного учреждения с установкой размера доплат и надбавок учителям, осуществляющим работу с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Педагогические работники образовательного учреждения должны:

  • знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии;

  • иметь представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • владеть методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для указанной категории лиц.

    1. ФГОС дошкольного образования, особенности их реализации для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования.

«Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования».

 (Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов  Правило 6).

 «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» (Дэвид Бланкет).

Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России.

В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом  детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах («Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и т. д.).

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999года, устанавливается возможность получения образования детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах - интернатах».

Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях  решает инклюзивное образование

Согласно закону об образовании инклюзивное образование – это  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом  разнообразия особых  образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 ФЗ  №273 «Об образовании»).

2.Особенности реализации ФГОС ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). 

В нем говорится о выравнивании  стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Положения  ФГОС предназначены  обеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении и  инклюзивного обучения.

В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.

В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей. 

В основных принципах дошкольного образования, прописанных в ФГОС можно выделить некоторые, которые необходимо учитывать в первую очередь при разработке образовательной программы дошкольного учреждения, в котором  находятся дети с ОВЗ.

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) (п.1.4 ФГОС).

В цели стандарта входит обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, а так же   обеспечение государственныхo гарантий уровня и качества образования на основе обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения.

Задачами ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать: 

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия);

  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

 Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

    1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО


1. Программа дошкольного образования для детей с ОВЗ:

  • направлена на коррекцию имеющихся нарушений и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие;

  • отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);  

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих и коррекционных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;  

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  

  • предусматривает решение программных коррекционно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение коррекционно-образовательного процесса на адекватных возрасту и индивидуальных возможностях ребенка формах работы;

  • обеспечивает осуществление коррекционно-образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в развитии, 2) самостоятельную деятельность детей;

  • предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 5 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;

  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

  • обеспечивает преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;

  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития и коррекционного обучения ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Цель Программы: создание модели воспитательно-образовательного коррекционного процесса, направленной на повышение качества дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи Программы:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей при роде, Родине, семье;

  • формирование общей культуры личности воспитанников;

  • адаптация воспитанников к жизни в обществе;

  • формирование здорового образа жизни воспитанников;

  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Программа учреждения предполагает исключение из образовательного процесса воспитанников до 6 лет учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

Соответствующими возрасту формами работы с детьми являются: экспериментирование, проектирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

Нормативные документы по социальной защите детства.

  1. Антонова Е.А. «Групповая работа с детьми с синдромом Дауна на втором году жизни»: Методическое пособие. Настоящее методическое пособие адресовано специалистам служб ранней помощи, консультационных пунктов, воспитателям групп кратковременного пребывания работающих с детьми второго года жизни с синдромом Дауна.

  2. Балаклеец В. А., Гарькина А. И. «Развитие двигательных навыков у детей с синдромом Дауна первого года жизни»: Методическое пособие. Настоящее методическое пособие адресовано специалистам Служб ранней помощи, работающим с детьми с синдромом Дауна первого года жизни, родителям, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

  3. Коррекционно-развивающая работа по формированию социально-значимых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми интеллектуальными нарушениями / составитель – Гарькина А. И. В данном методическом пособии раскрыта работа по формированию социально-значимых навыков у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Поможет при составлении индивидуальных программ. Данное пособие рекомендовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

  4. Методическое пособие «Реабилитация детей, перенесших кохлеарную имплантацию в долингвальный период» / составитель: Антонова Е.А., сурдопедагог, заведующая лабораторией специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Центра специального образования Самарской области. В пособии описана сущность проведения кохлеарной имплантации, представлены основные этапы и характеристики проведения данного метода реабилитации глухих детей и взрослых. Освещены особенности слухоречевой педагогической реабилитации долингвальных детей раннего и дошкольного возраста. Описано значение участия родителей в реабилитационных мероприятиях.

  5. Пособие «Групповая работа с детьми 2-4 лет с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи». Модуль / Сост. Гарькина А. И. В данном пособии рассматривается одно из направлений работы в Службе ранней помощи, групповая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2-4 лет. Изложенный материал поможет специалистам Служб ранней помощи в организации и проведении групповых занятий.

  6. Учебно-методическое пособие «Организация учебно-воспитательного процесса в интегрированной группе ДОУ» /Сост.: Анисимова Л.П., Воронина М.И., Митрофанова С.А., Антонова Е.А. Пособие познакомит Вас с нормативно- правовыми документами, информационно- методическими письмами, поможет глубже понять особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, причины, виды и степень выраженности общего недоразвития речи у дошкольников, особенности психо–социального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, причины возникновения общего недоразвития речи, грамотно провести комплексную дифференцированную диагностику, осмысленно выбрать и успешно реализовать адекватную, наиболее эффективную коррекционно-развивающую методику, используя традиционные и нетрадиционные методы.

  7. Сборник авторских и адаптированных программ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2 частях. / Под общей редакцией Антоновой Е.А.  В сборник включены авторские, адаптированные программы, разработанные специалистами дошкольных образовательных учреждений Самарской области. Данные программы предназначены для воспитания и развития детей с речевыми, ментальными нарушениями, нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата. Данный сборник предназначен воспитателям, специалистам дошкольных образовательных учреждений, обучающих и воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 

  8. Комплексный подход к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Составитель: Белова Л.И., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области. В пособии рассматриваются рекомендации по выявлению симптомов тревожности, гиперактивности, агрессивности у детей дошкольного возраста. Методическое пособие поможет специалистам ДОУ, родителям научиться понимать «особых» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия. Предлагаемые методы, способы работы, игры и упражнения помогут специалистам правильно организовать коррекционную и развивающую работу с детьми. Главная идея пособия – показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Адресовано воспитателям детских садов, педагогам, практических психологам, оказывающим помощь «особым» детям.

  9. Работа воспитателя с детьми, имеющими задержку психического развития: Методические рекомендации / составитель: Шмыкова И.В., лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области. Вниманию читателей предлагаются некоторые аспекты оказания помощи детям, имеющим задержку психического развития (ЗПР). Рассматриваются основные особенности детей с ЗПР. В помощь воспитателям предложен диагностический инструментарий для обследования таких детей в условиях детского сада, перспективное планирование работы на примере развития игровой деятельности и работа воспитателя с семьей.

  10. Работа с родителями детей, имеющих задержку речевого развития. Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях: Методические рекомендации / составитель: Шмыкова И.В., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области. Вниманию читателей предлагаются некоторые аспекты работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, рассматриваются основные закономерности становления речи. Предложенные в пособии методы и приёмы стимулирования речевого развития, а также игры и игровые упражнения, которые могут быть использованы при обучении и развитии детей раннего возраста.

  11. Развиваем моторику – развиваем речь: Сборник игр и упражнений /составитель: Шмыкова И.В.,  Предлагаются некоторые игры и упражнения, предназначенные для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные аспекты работы в этом направлении: массаж пальцев рук, пальчиковые игры и упражнения, игры с водой, с мелкими предметами, конструирование, рисование и др. Игры и задания сопровождаются иллюстративным материалом и рекомендациями по их проведению. Адресовано педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и родителям. 

  12. Использование элементов игротренинга в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы социально-психологической адаптации.Методические  рекомендации 2006 г. /составитель Белова Л.И. психолог Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области.   Методическое пособие поможет специалистам ДОУ, родителям научиться понимать «особых» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия. В пособии рассматриваются конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, грессивности у детей дошкольного возраста.    Предлагаемые методы, способы работы, игры и упражнения помогут специалистам правильно организовать коррекционную и развивающую работу с детьми.

  13. Использование музыкальных элементов на занятиях с детьми раннего возраста, имеющими нарушение речевого развития: Методические рекомендации /составитель: Невмержицкая С.Г., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2006 г. Пособие раскрывает некоторые аспекты, касающиеся использования музыкальных элементов на занятиях с детьми раннего возраста, имеющими нарушение речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

  14. Работа воспитателя с детьми с детским аутизмом. Методические рекомендации /составитель Сынкова Н.А., методист Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования самарской области, 2006.  В пособии освещены особенности и трудности психического развития детей, описываются игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком. Практические советы, обращенные к педагогам, объясняют, как оптимально организовать его режим дня, создать необходимые условия для пребывания ребенка в детском саду, а также организации игр и занятий. 

  15. Использование элементов игротренинга в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы социально-психологической адаптации. Методические рекомендации. /составитель Белова Л.И. психолог Лаборатории специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области,2006. Методическое пособие поможет специалистам ДОУ, родителям научиться понимать «особых» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия. В пособии рассматриваются конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности у детей дошкольного возраста. .Предлагаемые методы, способы работы, игры и упражнения помогут специалистам правильно организовать коррекционную и развивающую работу с детьми.

  16. Занятия по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии: Методические рекомендации /составитель: Шмыкова И.В., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области, 2006  Пособие раскрывает некоторые аспекты, касающиеся сенсорного развития и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии. Предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы родителями и педагогами дошкольных образовательных учреждений.

  17. Методические рекомендации «Родительская компетентность как фактор психического здоровья ребенка раннего возраста. /составители: Панарина Л.Ю., Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста Центра специального образования Самарской области; Ержина Е.С., ИКП СГПУ, 2006 г. В пособии рассмотрены некоторые аспекты, касающиеся формирования компетентного отношения родителей, в основном, матери, к ребенку. Описаны паттерны поведения, способствующие становлению адекватных реакций у младенцев и детей раннего возраста. Предложены несколько приемов коррекционной работы с матерями по формированию компетентного отношения к детям раннего возраста.

2.4.Система медико-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в России и в Курганской области.

1.Система медико-педагогической помощи детям с ОВЗ в России

В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами.

Система учреждений, оказывающих специализированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в России: 

  • Специальные детские сады и ясли

  • Дома ребенка

  • Дома-интернаты для инвалидов

  • Всероссийское общество инвалидов  (детей-инвалидов) (ВОИ)

  • Специальные (коррекционные) школы

  • Детские поликлиники

  • Реабилитационные центры

  • Всероссийское общество глухих (ВОГ)

  • Школы-интернаты

  • Отделения детских больниц

  • Психо-неврологические дома-интернаты

  •  Всероссийское общество слепых (ВОС)

  • Детские дома

  • Детские санатории 

  • Ассоциации родителей детей-инвалидов

  • Специальные группы в детских садах

  • Центр патологии речи 

  • Благотворительные общества

  • Специальные классы в общеобразов. школах

  • Сурдологические центры

  • Логопедические пункты в ДОУ и общеобразовательных школах

  • Диагностические центры

  • Психологические центры

  • Психолого-педаго-гические и медико-социальные центры

  • Психолого-медико-педагогические комиссии

В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»: очное, заочное, вечернее обучение; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Основные задачи, которые призвана решить система образования, - подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития, корректировать их развитие, создать как можно больше возможностей для их самостоятельной жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При этом дети могут пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии соответствующих рекомендаций в заключении данных комиссий.

В соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением Правительства РФ № 288 от 12 марта 1997 г., организуется учебно-воспитательная деятельность по обучению и реабилитации в рамках реализуемых образовательных программ  специальными образовательными учреждениями I-VIII видов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения I и II видов создается для обучения и воспитания детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих). Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения (незрячих и слабовидящих детей). Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, VI вида - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII вида - для детей с задержкой психического развития, VIII вида - для детей с умственной отсталостью.

В последние годы система образования значительно расширилась, включив в себя сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Формируется система коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания, компенсирующего обучения, вспомогательные классы, классы охраны зрения).

Помимо названных форм получения образования, лица, имеющие специальные образовательные потребности, могут получать образование в форме обучения на дому, интегрированного обучения и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.
В последние годы все актуальней становится интегрированное обучение, т.е. совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования (специальных средств и методов, при участии педагогов-специалистов). Интегрированное обучение возможно в обычном классе (группе) с получением индивидуальной помощи или с получением помощи в коррекционном, в том числе логопедическом, кабинете (пункте), а также обучение в специальном (коррекционном) классе (группе) в образовательных учреждениях общего типа. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать детям с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению. Совместное обучение лиц с недостатками и лиц, не имеющих их, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

Для оказания индивидуальной помощи детям со специальными образовательными потребностями создаются кабинеты коррекционно-развивающей помощи различной направленности: психологической помощи, логопедической и др. Кабинет психолога создается с целью организации психологического просвещения обучающихся, их родителей, педагогических работников; психологической профилактики; психологической диагностики; психологической коррекции недостатков развития обучающихся, а также для консультативной деятельности, предоставляемой всем участникам образовательного процесса. Логопедический кабинет создается для оказания помощи детям, имеющим различные речевые нарушения. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном лечении в стационарных лечебных учреждениях, также создаются условия для их обучения. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения стационарного лечебного учреждения осуществляет обучение детей в различных формах.

В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья идёт поиск организационных форм такой помощи, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны, а также удовлетворяющих особые образовательные и реабилитационные  потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.

Для достоверной диагностики отклонений развития у детей, определения их специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросам нарушений у детей создаются постоянные межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении, комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии и «группы риска», в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, общественными организациями.

Еще одной службой, обеспечивающей комплексную специализированную помощь детям и подросткам с отклонениями в развитии, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжёлыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации; социально-трудовой адаптации и профориентации; социальной помощи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведётся специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения.

Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку.

Во многих регионах России по инициативе родителей и общественных ассоциаций делаются попытки открыть центры семьи и ребёнка, центры реабилитации.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Для детей, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, организуется обучение на дому. Данная форма обучения получает все большее распространение в связи с тем, что количество таких детей с каждым годом увеличивается.

2. Система медико-педагогической помощи детям с ОВЗ в Кургане и Курганской области.

В 2017 году в дошкольных образовательных учреждениях города Кургана работают 4 группы для детей с нарушениями зрения (ДОУ № 141), 74 группы для детей с нарушениями речи, 4 группы для детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДОУ № 87, 41), 5 групп для детей с ЗПР (ДОУ № 128,34), группы для тубинфицированных детей (ДОУ № 2, 134, 169). группы для детей с аллергодермотозом (ДОУ № 62). Учителей-дефектологов в ДОУ работает 5 человек, имеют высшее педагогическое и дошкольное образование, высокий уровень квалификации и стаж работы более 5 лет. Учителей-логопедов в ДОУ работает 101человек, имеют высшее специальное  образование, стаж до 3 лет работы у 6 человек, до 10 лет работы у 20 человек и свыше 10 лет работы у 75 человек. Высшая категория у 55 учителей-логопедов, 1 – у 38 педагогов, 2 категория – у 1 педагога, соответствие занимаемой должности – у 1 учителя-логопеда, нет категории у 6 учителей-логопедов. Воспитателей групп компенсирующей направленности 204 человека.

В рамках тематических консультаций, педагогического марафона и семинаров-практикумов педагогами представлен передовой педагогический опыт работы по проблемам: «Разработка маршрута индивидуального развития для ребенка с ДЦП», «Развитие моделей успешной социализации детей с ОВЗ», «Использование ИКТ-технологий в работе учителя-логопеда», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ», «Инклюзивное дошкольное образование детей с ОВЗ», «Поисково-исследовательские технологии в работе с детьми с ОВЗ».

Актуальными для педагогов ДОУ остаются следующие вопросы:  использование в коррекционной работе современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС ДО; работа с детьми, имеющими ОНР I уровня; организация медико-психолого-педагогической помощи детям с эмоционально-волевыми нарушениями (аутизм и др.) в условиях введения ФГОС ДО. Итоговое анкетирование учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей групп  компенсирующей направленности показало, что 100% педагогов удовлетворены проведенными методическими мероприятиями.

В 20 общеобразовательных организациях работают 90 классов для детей с ОВЗ, где обучаются 1024 ребенка. Для детей с нарушением зрения – 7классов (86 детей), для детей с задержкой психического развития – 83 класса (938 детей). В  общеобразовательных организациях работают специалисты социально- психологической службы: учителя-логопеды (24 педагога), педагоги-психологи (66 педагогов), социальные педагоги (51 педагог).

В общеобразовательных организациях города Кургана работают 24 учителя-логопеда, имеют высшее педагогическое образование, стаж работы до 3 лет – 5 человек, до 10 лет – 6, свыше 11 лет – 13 педагогов. Высшая категория у 10 учителей-логопедов, 1 – у 7 педагогов, соответствие занимаемой должности – у 1 учителя-логопеда, нет категории у 6 учителей-логопедов. Учителей в классах для детей с ОВЗ – 90 человек. Все учителя имеют высшее педагогическое образование и стаж работы свыше 10 лет. В ОУ работают педагоги-наставники по виду нарушения в развитии: нарушения речи (ОУ № 38); нарушения зрения (ОУ № 52); задержка психического развития (ОУ № 39, 36).

Среди проведенных методических мероприятий в г. Кургане можно выделить следующие: семинар-практикум в ОУ № 44 «Интеграция в системе логопедических занятий»; семинар-практикум в ОУ № 56 «Методы и приемы логопедической работы на 3 этапе»; педагогический марафон «Современные тенденции образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»; тематическая консультация-семинар «Организация работы ПМП-консилиума при разработке адаптированной образовательной программы для учащегося с ОВЗ в процессе реализации ФГОС НОО».

В рамках тематических консультаций, педагогического марафона и семинаров-практикумов был представлен передовой педагогический опыт работы по проблемам: «Модели восприятия детей с нарушениями речи», «Формирование и коррекция навыков графомоторного компонента письма у младших школьников», «Развитие языкового анализа и синтеза у младших школьников с ЗПР посредством специальных технологий письма под диктовку», «Взаимодействие специалистов ПМПк в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», «Разработка адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ в процессе реализации ФГОС НОО».

Актуальными для педагогов ОУ остаются следующие вопросы: использование в коррекционной работе современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ, разработка адаптированной основной образовательной программы (АООП), разработка  специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для ребенка с ОВЗ, организация медико-психолого-педагогической помощи детям с эмоционально-волевыми нарушениями (аутизм и др.) в условиях введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

Для решения актуальных вопросов педагогов ДОУ и ОУ запланированы методические мероприятия: тематические консультации, семинары-практикумы, методические объединения, направленные на оказание  методической поддержки воспитателей ДОУ и учителей, работающих с детьми с ОВЗ по организации инклюзивного образования, развитие основных профессиональных компетенций учителей-логопедов, дефектологов, учителей начальных классов и воспитателей групп компенсирующей направленности  в соответствии с ФГОС, повышение уровня компетентности учителей-логопедов ДОУ и ОУ, воспитателей групп компенсирующей направленности в вопросах проектирования образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий.

Особую роль в профессиональном саморазвитии педагогов играет инновационная деятельность. В текущем учебном году в Курганском детском доме успешно завершила работу  областная экспериментальная  площадка по теме «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей».  Члены областного координационного-экспертного совета по инновационной деятельности ИРОСТ, на котором был рассмотрен отчёт коллектива о реализации инновационной программы, дали высокую оценку педагогическому коллективу детского дома, отмечая профессионализм, качество подготовленных материалов, работу по повышению уровня компетенций специалистов службы сопровождения, созданию атмосферы профессионально-личностных контактов, творческого партнерства.

Результативно функционируют областная стажерская площадка  в  губернаторской кадетской школе-интернате г. Шадринска  по теме «Формирование социально-активной личности учащихся в условиях кадетской школы-интерната»,  специальной (корр.) школе №11 г. Шадринска  по теме «Формирование социально-трудовой компетенции обучающихся  школы-интерната».

Успешно завершил работу семинар заместителей директоров по ВР, кураторов кадетского движения, педагогов кадетских школ, общеобразовательных школ, профессиональных образовательных организаций, имеющих кадетские классы  в рамках  стажерской площадки ГБОУ «Шадринская губернаторская кадетская школа-интернат». В  семинаре приняли участие 38 человек, представители 18 образовательных организаций Курганской области. Педагоги и руководители в ходе обмена опытом познакомились с системой работы кадетской школы г. Шадринска по различным аспектам образовательной деятельности. Были организованы круглые столы, просмотр и анализ занятий на базе школы, психологические тренинги.

В системе осуществляется деятельность сетевого инновационного проекта по теме  «Межведомственная модель организации работы по постинтернатному сопровождению выпускников интернатных учреждений».



  1. Заключение.

В рекомендациях, подписанных директором Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитской указывается, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181)ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г.№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Помимо этого важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого – медико - педагогического консультирования — деятельности системы ПМПК и консилиумов образовательных учреждения (ПМПк), законодательно обеспеченной соответствующим Федеральным законодательством: Положением о психолого – медико - педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95, а также инструктивного письма Минобрнауки о деятельности консилиума образовательного учреждения (инстуктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000). В рамках московского законодательства нормативным актом, регулирующим образование лиц с ОВЗ, в том числе определение необходимых условий его реализации является Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. № 16.

В решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечается, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно - правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.



  1. Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155

  2. Инклюзивное образование,  http://www.deti.rian.ru/grani

  3. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2008

  4. С.В.Алехина «Инклюзивное образование в России» (электронный ресурс)Абакшина С.В. Урок в личностно)ориентированном обучении(из опыта работы начальной школы)// По материалам сайта http://festival.1september.ru «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

  5. Акулова О.В., Заир%Бек Е.С., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностная модель современного педагога.

  6. Учебно)методическое пособие — СПб.: Изд)во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

  7. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе (пер. с англ.) — М.:, Прометей, 2005.

  8. Бородкина Г.В., Куревина О.А., Лутцева Е.А. Дневник учителя начальной школы пед.диагностика.— М.: Айрис)пресс, 2005.

  9. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Азбука — М.: «Баллас», 2009

Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. — М., 1982, Т. 4.

  1. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //

  2. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. —Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.

  3. Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении». — М, «МИРОС», 2010.

  4. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2008.

  5. Ефросиньина Л.А. Прописи для 1 класса. — М.: Творческий центр «Сфера», 2007

  6. Жукова Н.С. Букварь — М.: Эксмо, 2004.

  7. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. — М.; Владимир: Транзит)ИКС, 2009.

  8. . Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. — Минск: Четыре четверти, 2007.

  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред.

  10. А.Г. Асмолова. — 2)е изд. — М.: Просвещение, 2010.

  11. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / Пер. с англ. О.Е. Биченковой. — М.: Новая школа, 1995.

  12. 18. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс .— М.:Просвещение, 2011.

  13. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе / Пер. с англ. Н.В. Борисовой — М., РООИ «Перспектива», 2008.

Материалы подготовил(а): воспитатель Мысина Евгения Петровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение