Главная / Библиотека / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

"Пальчиковые игры, как средство развития речи"

Задачи :
Для педагога - повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;
Систематизировать в воспитательно образовательном процессе пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику.
Для детей
1. Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детям необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стихотворения, потешки. И сопровождать движения словами.
2. Развитие речи, обогащение и активизация словаря, заучивание коротких текстов наизусть (потешек).
3. Развитие психических функций - памяти, внимания, воображения.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Водник» г. Краснослободска

 













«Пальчиковые игры для детей, как средство развитие речи»























Воспитатель: Жорина Т.В.

















Краснослободск 2023

Актуальность.

Работая в группе раннего возраста, проводя занятия, общаясь с детьми, я

обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо

развита активная речь. Так в чѐм же причина? Меня заинтересовал этот вопрос.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается

ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук.

Доказано, что мысль и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук

является мощным средством повышения работоспособности головного

мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко

научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Задачи :

Для педагога - повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;

Систематизировать в воспитательно образовательном процессе пальчиковые игрыпальчиковую гимнастику.

Для детей

1. Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детям необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стихотворения, потешки. И сопровождать движения словами.

2. Развитие речи, обогащение и активизация словаря, заучивание коротких текстов наизусть (потешек).

3. Развитие психических функций - памяти, внимания, воображения.

Для родителей:

Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр;

привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе;

осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта речевой активности ребенка;

Ожидаемые результаты:

Игры с пальчиками создают положительное эмоциональное настроение, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи, желание участвовать в играх коллективных и самостоятельных.

- Если ребёнок сможет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой. Развивается пассивная и активная речь детей.

- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут хорошую подвижность и гибкость.

-повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Планируемые результаты :

Разработка конспектов игр-занятий.

Разработка материалов в электронном виде, в том числе:

- картотека игр для развития мелкой моторики рук;

игры на развитие мелкой моторики рук;

- памяток, буклетов для родителей по теме самообразования. Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приё мы работы:

• Пальчиковые игры со стихами

• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• Пальчиковый театр

Массаж кистей рук

Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы и т. д.)

• Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, томпонами

• Конструирование: из строительного материала, с конструктором ЛЕГО

Рисование по трафаретам

Пирамидки, матрешки, Лабиринты

Дидактические игры

Шнуровка

• Игры с мелкими предметами

Пазлы, мозаика

1 Этап информационно аналитический.

Изучение методической литературы по теме самообразования


2 Этап. Основной (Практический)

Сентябрь

Пальчиковая гимнастика : «Ладушки- оладушки»«Семья»«Мы капусту рубим, рубим»«Тише мыши, кот на крыше». Цель пальчиковой гимнастики : вызвать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра «Я катаю мой орех».

Цель пальчиковых игр : вызвать положительное эмоциональное настроение детейразвивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рукразвивать память и речь детей.

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,

«Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,

«Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».


Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).




Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение

пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или

пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5 Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).


Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3 Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация).


Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта»

(Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

6.Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке

все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».


Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных

работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать»,

«Телевизор» и т.д.

5.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н. сказок.

6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.


Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,

«Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки»,

«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,

треугольники, квадраты).

7.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».


3. Этап заключительный.

Подведение итогов

В процессе работы над темой: «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей 2-3 лет» я научилась владеть методикой проведения пальчиковых игрПальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Дети научились совершать манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста

В Мои закладки







Приложение.

Пальчиковые игры.



«ЛЫЖИ» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -

"лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на

"лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.



«КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками)

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком

тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и

обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"



«ПРИЩЕПКИ»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых

прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".



«Я КАТАЮ МОЙ ОРЕХ»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".



«ЗАМОК»

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично

раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не

расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно

меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок

полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.



«КАПУСТА»

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту



«ОРЕХИ»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех,

удерживают его в таком положении. Затем, то же самое - левой рукой.



«ДОРОЖКА»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него

дорожку.



«КАРАНДАШ»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот –

Отправляется в полѐт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть

повѐрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху

ручки. Покачивают, имитируя движения самолѐта. Делают с другой рукой.



«ОСЛИК»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.





«ЧАСЫ»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.



«КАЧЕЛИ»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки.

Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой

рукой («Ослик», «Часы», «Качели»).



ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из

«Киндер-сюрпризов», другая - пустая. Нужно при помощи ложки переместить

игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать

крупный пинцет.



ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в

ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.



ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КАК ЖИВЕШЬ?»

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь?

- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед?

- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед?

- Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь?

- Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь?

- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).



ИГРА «СПОКОЙНОГО СНА!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)

А другой давненько спит…(загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!



ИГРА «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,

начиная с большого).

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)



ИГРА «ЧЕЛОВЕЧЕК»

Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку

указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем

просит детей повторить движения.)

Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит

слова стихотворения.)

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.



ИГРА «МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!



ИГРА «ЛАПКИ - ЦАРАПКИ»

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)

А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).



ДОМ И ВОРОТА

- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")

- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")

- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

- В этот домик приглашаем (изображаем "дом").



ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )

Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет еѐ обратно (И спрятать их обратно).



ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.

Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.



ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой

опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок,

Как будто я Огонь зажег.



ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как

ковшик

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.



ПАРОХОД

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие

пальцы подняты вверх ).

Паровоз. Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!



СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок

(большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение,

можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

Есть у него спина, А не лежит никогда,

Есть четыре ноги, А не ходят и три.

Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.



СТОЛ

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если

ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая

рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет

"раз".

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.



ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.



СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец

согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и

поднимается.

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.



КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец

подняты вверх.

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.



ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими

шевелить в стороны и вперед.

Маленький, Беленький

По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык.



ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты.

Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!



КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены

вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.



ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку,

которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем

вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в

противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.



ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее

накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Четыре ноги,

Пятая грива,

Шестой хвост,

Погоняй, не бойся.



ДОМ.

Я хочу построить дом,

(Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нѐм,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повѐрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пѐс ворота охранял.

(Одна рука "пѐс", мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шѐл,

("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвѐл.

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.









Материалы подготовил(а): воспитатель Жорина Татьяна Валерьевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение