План-конспект проведения родительского собрания «Русский фольклор, как метод воспитания детей»

Форма проведения: семинар-практикум.
Цель: обеспечить понимание родителями необходимости русского фольклора в жизни ребенка как неотъемлемой части его развития.

Библиотека материалов Дум Думыча





Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания «Русский фольклор,

как метод воспитания детей».



Форма проведения: семинар-практикум.

Цель: обеспечить понимание родителями необходимости русского фольклора в жизни ребенка как неотъемлемой части его развития.

Задачи:

-познакомить родителей с особенностями русского фольклора,

-предложить родителям разнообразные приемы, которые можно использовать для развития ребенка,

-развивать эмоциональные связи с ребенком, позитивное общение, умение находить общие интересы и занятия.

Структура семинара-практикума:

Вводная часть-10 мин,

Теоритическая часть-10 мин,

Практическая часть-30 мин,

Заключительная часть-10 мин.

Оборудование: папка передвижка с информацией о русском фольклоре, книжки-самоделки (перевертыши), «Рекомендации для родителей», «Советы родителям», «Календарь отсчета дней».(Приложение1)

Предварительная работа: индивидуальные приглашения (Приложение 2), оформление группы, музыкальное сопровождение. Анкетирование. (Приложение 3)

План проведения.

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что нашли время посетить родительское собрание. Маленькие дети -очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И конечно, своими открытиями они стремятся поделиться, особенно с теми, кого они любят и ценят больше всего – это Вы, уважаемые родители. Но, к сожалению у родителей на свое любимое чадо не всегда хватает времени, но мы считаем, что нужно находить время для того, чтобы пообщаться со своим ребенком, научить его чему –то, привить какие-то правила и нормы. И вот тут-то нам поможет фольклор, как метод воспитания. Но сначала мы вспомним, что же такое- «русский фольклор».







Теоретическая часть.


Фольклор – это народная мудрость, это жизнь ,это культурное развитие речи, это развитие мира.

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого произведения народного творчества ( колыбельные песни, пестушки ,потешки, сказки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, сказки, зазывалки. Таким образом мы теряем свои родовые корни. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Язык фольклора поражает своей простотой, точностью, красотой, доступностью .

Таким образом, фольклор развивает:

- культуру речи и правильное произношение звуков в словах.

«Доскажи словечко» - В печку слазить очень рад, а зовут его … ухват.

Кашу варит всем дружок, круглобокий … чугунок.


-познавательное значение ( ориентировка в пространстве, временные представления, величина )

На право пойдешь -клад найдешь .

Утро вечера мудренее.

От мала, до велика


-артикуляцию и моторику рук

«Сорока - ворона»,

«У нашей бабушки десять внучат»


-воображение- дети легко могут изобразить в любом жанре то, что услышали.

-повышается физическая активность-

«Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу!»

Аист отвечает:

«Топай левою ногой, Топай правою ногой,

Снова левою ногой, Снова правою ногой,

и тогда придешь домой!».


Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, для этого используются заклички, колыбельные и скороговорки.

-«Солнышко, появись! Красное, нарядись!».

- «Тише, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.»



Для того, что бы привить ребенку КГН, так же можно использовать стишки, поговорки, потешки, рифмовки.

Психологическая разминка «Улыбка»

-Хочу узнать, у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям? Как сообщить о хорошем настроении окружающим? Конечно, улыбкой. Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать свое дружелюбие и улучшить настроение.



Практическая часть.


1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

  • « По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…»

  • « Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»

  • « Спи,  глазок, спи,  другой!»

  • « Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»

  • «Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»

  • « Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!»

  • « Кзлятушки-ребятушки отворитеся, отопритеся»

  • « Свет мой, зеркальце, скажи…»

2. Закончите пословицу:

  • « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)

  • « Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)

  • « Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)

  • « Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)

  • «Что посеешь…»                      (то и пожнешь)

  • « Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)

  • « Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)

  • « Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

3. К какому виду творчества это относится?

  • « Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)

  • «На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)

  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»(Небылица.)

  • «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» ( Потешка)

  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)

  • «Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С»  (Считалка)

  • -«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

  • -«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)


Заключительная часть

Мы думаем, что сегодня время провели с пользой и весело, и нам хотелось бы сыграть еще в одну игру «Секретное послание», на одном листе вы пишите комментарии( на листе пишется комментарий и сгибается, следующий комментарий пишется на сгибе и т.д ). А в заключение мы хотим Вам предложить информацию «Рекомендации для родителей» (Приложение4).

До новых встреч!



Использованная литература:

Н.М.Метенова «Родительские собрания» -часть 1. Методика проведения. Издательство «Индиго», Ярославль -2015 год.

Г.А.Прохорова «Взаимодействие с родителями в детском саду». Практическое пособие. Издательство «Айрис –пресс», Москва-2009 год.

О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в доу». Методический аспект. Издательство творческий центр «Сфера», Москва -2005 год.

Н.М.Метенова «Родительские собрания». Методика проведения и практические материалы. Ярославль -2013 год.









































(Приложение 1)

План-конспект проведения родительского собрания «Русский фольклор, как метод воспитания детей» - Рисунок 1














До родительского

собрания

осталось

14 дней

















(Приложение 2)







Приглашение на собрание.

Дорогие мамы и папы!

Приглашаем, приглашаем,

Вместе с Вами поиграем,

Много нового узнаем.

Об играх и игрушках,

Мальчишках и девчушках!

С нетерпением ждём встречи!

Воспитатели.











(Приложение 3)

Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?



2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?



3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?



4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?



5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?



6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?



7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?



9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?



10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?



11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?



Спасибо за сотрудничество!









Анкета для родителей

"Фольклор в воспитании и развитии детей"

   

Уважаемые родители!

Нам необходимо знать ваше мнение. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.



1. Какие формы фольклора вы знаете?


2. Какие используете с детьми? С какой целью?


3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?


4. Какие потешки вы знаете?


5. Какая художественная литература есть в вашей домашней библиотеке?


6. Чаще покупаете игрушки или книги для детей?


7. Какие сказки и былины русского фольклора вам известны?


8. Какие детские произведения зарубежных поэтов и писателей вы знаете?


9. Назовите любимое произведение вашего ребенка


10. Поете ли вы своему ребенку колыбельные песни? Какие?


11. Какую форму фольклора предпочитает ваш ребенок


12. Имеется ли в группе информация для родителей о значении фольклора в воспитании и развитии ребенка?


13. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в

жизни ребенка?



Спасибо за сотрудничество!





(Приложение 4)

Консультация для родителей

«ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

     Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

    Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

  Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

    Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. 

     Велика роль малых форм фольклора в развитии речи, коммуникативных способностях. 

  Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. 

Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например - имитируя действия, о которых идет речь.

    При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса.

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

     Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков, о том, как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. 

     Пестушки, песенки, потешки - для того, чтобы потешить, развеселить, задобрить. Они отличаются особой добротой, произносятся нежно, ласково. Часто дети - совсем маленькие - играли с игрушками, и мамы забавляли детей песенками, потешками, чтобы им было интересно играть, умываться, засыпать, есть.

    Пестушки, песенки - это игры с пальцами, ручками, ножками. С их помощью развивается не только речь, но и мелкая моторика. 

Заклички, приговорки - дают возможность узнать о явлениях природы, через заклички и приговорки народ обращался к явлениям природы: «Дождик лей, лей, лей».

Игра является национальным богатством, содержащим фольклорный материал, способствующий овладению речью, умение передавать особенности действий персонажей.

Фольклор является уточнительным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.







Консультация

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая помогает соблюдать нормы литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки, фразеологизмы) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т. к. оно, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

В старшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

Для чтения детям старшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и стихотворения.

Содержание стихотворений воспитывает у слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выраженное в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

Старших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.







Консультация для родителей


«Жанры детского фольклора».

 

     Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на основе детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.


     Что же относится к детскому фольклору?

- Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

- Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

- Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

- Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

- Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.

- Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

- Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

- Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

- Народные игры, в основе которых часто бывают народные попевочки. Игры дают возможность родителям сделать процесс воспитания детей более интересным и радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со всеми членами семьи, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей те, где нужно ловить друг друга. Это могут быть «Кот и воробьи», «Лиска-лиса», «Солнышко» и другие.

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки. Например, игра «Заморожу», в которой дети мгновенно принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения.

А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (например, игра «Корабль плывёт»).

Дети любят играть, так как в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.


Для родителей очень важен девиз «Ни дня без игры!»

 









Материалы подготовил(а): воспитатель Юлия Золотова

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение