Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Цель познавательно-исследовательской деятельности ребенка — активно-деятельностное познание окружающего мира.
Методическая разработка.

Библиотека материалов Дум Думыча





Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Значение познавательно-исследовательской деятельности в психическом развитии и успешной социализации детей дошкольного возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Главная особенность познавательно-исследовательской деятельности – активизировать познавательное поведение дошкольника, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольника должна иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка.


Познавательно-исследовательская деятельность способствует:

1.Формированию системы знаний об окружающем мире в познавательно-исследовательской деятельности.

2.Развитию познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление воображение).

3. Формированию познавательной активности и познавательно-исследовательской направленности личности.

4.Способствует развитию универсальных интеллектуальных действий.

5. Является основой интеллектуально-когнитивных аспектов готовности ребенка к обучению в школе:

  • запас знаний об окружающем мире,

  • уровень развития познавательных интересов- к новому, к самому процессу познания

  • уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:

  • сформированность сенсорных эталонов,

  • качества восприятия – умение обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,

  • качества мышления (умение выделять существенное, сравнивать, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины, явлений, делать выводы)

  • высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления

  • сформированность символической функции и воображения,

  • начало формирования произвольности психических процессов (произвольное внимание, произвольная память и т.д.)

  • развитие речи (формирование фонематического слуха – находить отдельные звуки в словах)



Проблеме развития ребенка в процессе познавательно-исследовательской деятельности уделяли многие исследователи:

Л.А.Венгер. «Сенсорное развитие в дошкольном детстве», Ж.Пиаже «Феномены детского мышления», Н.Н.Поддъяков «Феномен детского экспериментирования», П.Я.Гальперин «Теория поэтапного формирования умственных действий», Д.И.Богоявленская «Интеллектуальная активность», О.М.Дьяченко «Развитие воображения дошкольников» и др.

Особенно хочется выделить исследования Н.Н. Поддъякова. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Автор исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.

Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать, или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Н.Н. Поддъяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким и определенным), но и в обратном направлении - от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.

Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.

Н.Н. Поддъяковым и его сотрудниками было разработано множество оригинальных аппаратов и ситуаций, активизирующих мышление детей. Так, в одном из его исследований ставилась задача подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию кинематических зависимостей (зависимость времени, скорости и расстояния). Детям предлагалась специальная установка, где по желобкам разной длины скатывались одинаковые шарики. Наклон каждого желобка можно было менять с помощью вращающейся ручки. После целого ряда проб дети неожиданно для себя устанавливали, что при определенном наклоне желобков шарик, сбегающий по длинному желобу, обгоняет тот, который сбегает по короткому. В ходе экспериментирования дети научились так регулировать наклон желобков, что ставили себе различные цели и успешно осуществляли их.

Другая установка, разработанная Н.Н. Поддъяковым, представляла собой ящик с ручкой, которую можно было вращать по часовой стрелке или против нее, и в зависимости от этого в специальных окошках появлялись или исчезали картинки. В процессе экспериментирования с этим прибором дети устанавливали зависимости между вращением ручки и сменой картинок.

Тема экспериментаторской деятельности дошкольников продолжает быть актуальной для современных отечественных исследователей Н.А. Рыжова, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, Т.М. Бондаренко, О.А. Воронкевич и др.


Организация познавательно-исследовательской деятельности

в соответствии с ФГОС ДО.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:


- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.


Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей).

Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.

Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

делают выбор;

активно играют;

используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

работают все вместе и заботятся друг о друге;

отвечают за свои поступки.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.


Цель и задачи деятельности. (взрослого по руководству познавательно-исследовательской деятельностью детей; ребенка — активно-деятельностное познание окружающего мира)

Цель деятельности взрослого по руководству познавательно-исследовательской деятельностью.

Задачи: 1.Формирование у детей познавательных представлений: о многообразии предметов и явлений окружающего мира, о времени, о пространстве, о себе, о человеке как социальном существе, о знаково-символических средствах.

2. Формирование элементарных математических представлений (сенсорных, геометрических, количественно-числовых, пространственных, временных).

3. Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения, анализа и дифференциации информации: анализ свойств объектов окружающего мира - элементарный (внешний) и каузальный (причинный); восприятие и анализ информации; действие по инструкции; контроль деятельности.

4. Развитие познавательных психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение): развитие произвольности внимания, восприятия, памяти; комплексное формирование составляющих познавательных психических процессов: свойств восприятия (предметность, целостность, константность, избирательность, осмысленность), основных качеств внимания (концентрация, объем, распределение, устойчивость, переключение), продуктивности памяти (объем, быстрота, точность, длительность, готовность), логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, сериация, обобщение, замещение, абстрагирование) и качеств ума (самостоятельность, критичность, глубина, гибкость, пытливость), приемов творческого воображения (схематизация, агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация).

Цель познавательно-исследовательской деятельности ребенка — активно-деятельностное познание окружающего мира.

Задачи:

1.Познание каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков посредством деятельности обследования и адекватное использование их в продуктивной деятельности;

2.Освоение образных представлений о разнообразных предметах и объектах окружающего мира;

3. Познание разнообразных явлений окружающего мира во всей их взаимосвязи;

4. Освоение элементарных математических представлений (сенсорных, геометрических, количественно-числовых, пространственных, временных).



Сенсорная основа познавательно-исследовательской деятельности.

Сенсорное развитие — первая ступень познания окружающего мира, психологическая основа развития психических функций и свойств личности. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

  1. Ведущий характер зрительного восприятия в процессе познания окружающего мира,

  2. Взаимосвязь разных видов восприятия в познавательно-исследовательской деятельности.


Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности:

- знакомство с сенсорными свойствами объектов окружающего мира,

- освоение сенсорных эталонов и способов сенсорного обследования предметов и материалов.

- интеграция сенсорных ощущений в познавательно-исследовательской деятельности.

- руководство взрослого сенсорным развитием ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 8 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для ребенка условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

  • Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Мотивация детей на познавательно-исследовательскую деятельность.

игровая (младший и средний дошкольный возраст), собственно познавательная, социально значимая; возрастная специфика мотивационной основы познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах.

Тематические блоки: 1. Мир живой и неживой природы. 2. Предметный мир, окружающий человека, его трудовая деятельность; человек как творец своего предметного окружения. 3. Деятельность человека в разные сезоны; сезонные праздники. 4. Человек - социальное существо.



I. Сенсорное развитие (знакомство с сенсорными свойствами объектов окружающего мира,

освоение навыков сенсорного анализа и обследования)

Младший дошкольный возраст

(2-4 года)

Средний дошкольный возраст

(4-5 лет)

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Освоение основных сенсорных признаков, свойств и качеств объектов окружающего мира:

- цвет;

- величина;

- форма (круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная).

Различение цвета, формы, величины предметов.

Сравнение (соизмерение) предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа. Соизмерение предметов по двум сенсорным признакам.

Установление отношений между непрерывными множествами (предметами разной длины, ширины, высоты, массы).

Использование в речи слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира


Освоение основных сенсорных признаков, свойств и качеств объектов окружающего мира:

- цвет;

- величина;

- форма (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная);

- длина (длинный, короткий);

- ширина (широкий, узкий);

- высота (высокий, низкий);

- толщина (толстый, тонкий);

- масса (тяжелый, легкий);

- глубина (глубокий, мелкий);

- объем (большой, маленький).

Различение цвета, формы, величины предметов.

Сравнение (соизмерение) предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа.

Соизмерение предметов по двум сенсорным признакам.

Установление отношений между непрерывными множествами (предметами разной длины, ширины, высоты, массы).

Активное использование в речи слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира

Освоение основных сенсорных признаков объектов (высота, толщина, длина, масса, глубина, объем, площадь, форма, цвет и т.д.).

Выделение, распознавание и анализ, сравнение, сериация, классификация и обобщение сенсорных свойств, качеств, признаков предметов, а также геометрических фигур по различным основаниям (цвет, форма, размер).

Активное использование в речи широкого спектра слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира



II. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности


1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Младший дошкольный возраст

(2-4 года)

Средний дошкольный возраст

(4-5 лет)

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

1. Анализ свойств объектов окружающего мира

Осуществление элементарного (внешнего) анализа существенных свойств, качеств, признаков предметов и объектов окружающего мира.

Установление на этой основе простейших причинно-следственных связей между различными объектами и явлениями окружающего мира (например: солнышко светит - тепло)

Осуществление элементарного (внешнего) анализа существенных свойств, качеств, признаков предметов и каузального (причинного) анализа внутренних свойств предметов и явлений.

Установление на этой основе простейших причинно-следственных связей между различными предметами и явлениями окружающего мира

Осуществление элементарного (внешнего) анализа широкого спектра свойств, качеств, признаков предметов и каузального (причинного) анализа внутренних свойств предметов и явлений.

Установление на этой основе различных причинно-следственных связей между различными предметами и явлениями окружающего мира

2. Восприятие и анализ информации

Восприятие и анализ сенсорных свойств, качеств, признаков объектов окружающего мира (цвет, форма, размер и др.).

Восприятие и анализ простой по своему содержанию информации (вербальной, визуальной, образно-двигательной).


Освоение обследовательских действий применительно к решению конкретной практической задачи.

Осуществление взаимоперевода информации: визуальной - в вербальную (рассказать, что увидел) и вербальной - в визуальную (показать на картинке то, о чем идет речь).

Дифференцированное восприятие предметов и объектов, явлений окружающего мира; различение объектов их по сенсорным свойствам, качествам, признакам (цвет, форма, размер, фактура, масса и др.).

Вычленение совокупности сенсорных признаков, свойственных объекту познания: адекватное использование всех способов сенсорного анализа (рассмотреть, погладить, понюхать, послушать, попробовать на вкус и т.д.) применительно к конкретному объекту познания.

Осуществление сравнения, классификации обобщения и предметов, объектов и явлений по заданным сенсорным свойствам и другим основаниям.

Самостоятельное выделение оснований для сравнения; адекватное использование образных представлений и обследовательских действий в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественно-творческой, познавательной) для достижения положительного результата.

Восприятие и анализ информации (вербальной, визуальной, образно-двигательной, не сложной знаково-символической)

Восприятие и анализ информации разных видов (вербальной, визуальной, знаково-символической, образно-двигательной).

Осуществление взаимоперевода информации:

- знаково-символической - в вербальную (декодирование знаков и символов) и вербальной - в знаково-символическую (кодирование информации с помощью знаково-символических средств - готовых и самостоятельно разработанных);

- образно-двигательной - в вербальную (расшифровка двигательных образов) и вербальной - в образно-двигательную (создание двигательных образов с целью передачи информации);

- знаково-символической - в образно-двигательную (передача знаково-символической информации в образно-двигательной форме, т.е. посредством выразительных форм движений) и образно-двигательной - в знаково-символическую (расшифровка двигательных образов и последующая передача их с помощью знаково-символических средств).

Осуществление экстериоризации умственных действий, т.е. способность вербализировать познавательные (образные) представления и результаты осуществленных в уме преобразований полученной информации, а также реализовывать их в практической деятельности.

Осуществление самостоятельных рассуждений, способность делать умозаключения, формулировать выводы.

Способность осуществлять перенос (экстраполяцию) сформированных познавательных (образных) представлений, практических умений и навыков познавательной деятельности в новые условия

3. Действие по инструкции

Умение действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, образно-двигательной)

Умение действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, несложной знаково-символической, образно-двигательной)

Умение действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно-двигательной)

4. Контроль деятельности

-

Умение осуществлять самоконтроль отдельных этапов, операций познавательной деятельности

Умение осуществлять само- и взаимоконтроль познавательной деятельности



III. Формирование элементарных математических представлений

1. «Геометрические отношения»

Распознавание, сравнение и называние плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Сравнение геометрических фигур по характерным основаниям: наличие углов, сторон; устойчивость.

Выделение особых признаков объемных геометрических тел и плоскостных геометрических фигур - с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа по характерным основаниям (наличие или отсутствие углов, сторон; устойчивость).

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами


Различение объемных геометрических тел (шар, куб, цилиндр) и плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Распознавание и называние объемных геометрических тел (шар, куб, цилиндр) и плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) - на основе выделения характерных особенностей.

Сравнение геометрических тел и фигур по характерным основаниям: наличие углов, сторон; устойчивость.

Выделение особых признаков объемных геометрических тел и плоскостных геометрических фигур - с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа по характерным основаниям (наличие или отсутствие углов, сторон; устойчивость).

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами и телами

Различение (визуально и путем обследования) плоскостных геометрических фигур, свободная ориентировка в их видовом многообразии (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.).

Определение признаков геометрических фигур (форма, количество углов и сторон).

Классификация и обобщение геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков.

Различение объемных геометрических объектов (шар, куб, цилиндр, призма).

Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур.

Подбор по образцу и называние предметов определенной геометрической формы.

Использование в речи слов, обозначающих геометрические отношения.

Воссоздание геометрических фигур: по образцу, по представлению, по словесному описанию.

Распознавание, воссоздание и преобразование геометрических фигур и изображений из геометрического материала (плоскостных геометрических фигур, объемных геометрических тел, счетных палочек, элементов геометрических игр - «Танграм», «Колумбово яйцо» и т.д.).

Осуществление трансфигурации (преобразования) геометрических фигур (перестроение фигур из спичек, счетных палочек и т.д.; преобразование геометрических фигур по условиям - с помощью линейки, шаблонов).

Знаково-символическое моделирование геометрических отношений.

Знакомство с единицами измерения: длины (сантиметр, метр, километр), веса (грамм, килограмм); денежные измерения

2. «Количественно-числовые и другие математические отношения»

Овладение понятием «множество»: множество может состоять из разных по качеству предметов (разный цвет, размер, форма).

Подведение к установлению элементарных математических отношений объектов («равенство-неравенство», «больше-меньше»).

Выделение из группы однородных предметов одного предмета.

Различение понятия «один», «много», «по одному», «ни одного».

Сравнение двух равных (неравных) групп предметов взаимным сопоставлением элементов.

Правильное использование приемов наложения и приложения


Овладение понятием «множество»: множество может состоять из разных по качеству предметов (разный цвет, размер, форма).

Установление математических отношений объектов («равенство-неравенство», «больше-меньше»).

Знакомство с числами и цифрами (1, 2, 3, 4, 5). Визуальное различение цифр 1, 2, 3, 4, 5.

Количественный счет: предметов на ощупь, на слух; счет движений (в пределах пяти).

Правильный ответ на вопрос: «Сколько всего?»

Установление равенства (неравенства) предметов, расположенных на разном расстоянии друг от друга.

Установление взаимооднозначных соответствий между дискретным множеством и натуральным рядом чисел (всего пять грибов; пятый гриб; на поляне три цветка; третий цветок и т.п.)

Использование правильных приемов счета (количественного и порядкового).

Понимание итогового значения числа как обобщающего для всего сосчитываемого множества.

Называние числительных по порядку.

Сравнивание неравномощных множеств; уравнивание неравных множеств двумя способами: добавляя недостающий или убирая лишний предмет.

Сравнение предметов, определяя их равенство и неравенство на основе составления пар (зрительно без счета, с помощью граф, со счетом).

Установление взаимооднозначных соответствий между множествами, способами наложения, приложения, графами (проведенными от одного элемента к другому линиями).

Отсчитывание предметов из большого количества. Выкладывание определенного количества предметов - по образцу или по заданному числу.

Закрашивание стольких предметов, сколько показывает множество на рисунке (раскрась столько кругов, сколько ромашек на клумбе и т.п.).

Использование в речи слов, обозначающих количественно-числовые и другие математические отношения: «много», «больше, чем…», «меньше, чем…», «всего», «поровну», «добавить», «убрать». Называние числительных по порядку

Свободная уверенная ориентировка в количественно-числовых отношениях в пределах чисел первого десятка.

Выявление количественных отношений между предметами путем счета.

Установление математических отношений объектов («равенство-неравенство», «больше-меньше», «часть-целое»).

Деление целого на части (на две, четыре, шесть, восемь равных частей).

Классификация предметов и объединение их в подмножества - на наглядной основе и в результате практической деятельности (измерение, вычисление, счет).

Установление зависимости деления целого на части.

Установление зависимости сравнения трех величин (первая величина сравнима со второй, а вторая сравнима с третьей, значит, первая сравнима с третьей).

Определение равенства (неравенства) основных групп предметов по количеству.

Сравнение групп предметов по количеству, установление сериационных рядов (на наглядной основе).

Понимание отношений в ряду натуральных чисел (понятия «следующее число», «предыдущее число»).

Определение места каждого числа в ряду натуральных чисел.

Определение состава числа из нескольких меньших чисел.

Складывание и вычитание числа при решении арифметических задач.

Визуальное различение цифр от 1 до 10.

Выявление сенсорных свойств объектов и установление математических отношений между ними - по наглядным моделям и в практической деятельности (путем измерения).

Правильное применение способов измерения длины, массы; знание денежных измерений.

Знаково-символическое моделирование количественно-числовых и других математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равенство-неравенство»).

Активное использование в речи слов, обозначающих количественно-числовые и другие математические отношения.

Определение неизменности величины.

Применение разных способов измерения жидких тел.

Осуществление действий сложения и вычитания при решении арифметических задач, примеров.

Формулирование арифметического действия и способа его выполнения.

Сравнение между собой двух-трех величин.

Самостоятельное придумывание задач, головоломок, загадок математического содержания


3. «Пространственные отношения»

Ориентировка в расположении частей тела: рука, плечо, локоть, ладонь, пальцы, нога, колено, пятка, живот, спина, шея, голова, волосы, уши, лоб, глаза, нос, рост, язык, зубы, губы, щеки; различение и называние частей тела.

Различение и правильное называние правой и левой руки; способность к выполнению действий правой или левой рукой – по словесной инструкции.

Различение пространственных направлений от себя: вверху-внизу, впереди-позади (сзади), подведение к освоению пространственных отношений «справа-слева (направо-налево)».

Следование заданному направлению (вперед, назад, вверх, вниз); подведение к освоению пространственных направлений «направо – налево».

Использование в речи слов: вперед-назад, вверх-вниз, на, над-под, верхняя, нижняя; освоение понятий «направо – налево».

Способность к элементарной ориентировке в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа (в практической деятельности - по указанию педагога, со зрительной опорой на наглядность) («Солнышко нарисуем вверху листа, а травку внизу»).


Ориентировка в схеме тела (голова, лицо, глаз, ухо, нос, рот, язык, зубы, волосы, бровь, губы, щека, лоб; шея, грудь, спина, живот, плечо, рука, локоть, ладонь; кисть, пальцы, ноготь; нога, колено, пятка, палец ноги).

Различение и правильное называние основных пространственных расположений (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз, на, над, под, перед, около).

Понимание пространственных отношений: далеко, близко, ближе, дальше (по отношению к себе).

Обозначение словами положения предмета по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, от меня, сзади от меня).

Нахождение точки отсчета, места расположения предмета, объекта в пространстве.

Следование заданному направлению «от себя» (вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз).

Использование в речи слов, обозначающих пространственные характеристики, отношения: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз, на, над, под, перед, около.

Различение левой и правой руки (выполнение действий правой и левой рукой дифференцированно - в соответствии со словесной инструкцией; поочередно; одновременно)


Ориентировка в схеме тела (голова, лицо, глаз, ухо, нос, рот, язык, зубы, волосы, бровь, ресницы, подбородок, губы, щека, лоб; шея, затылок, грудь, спина, плечо, рука, локоть, запястье, ладонь; кисть, пальцы (название), ноготь; нога, колено, стопа, пятка, палец ноги, живот, бедро, голень, подошва).

Различение и правильное называние основных пространственных расположений (верх - низ, право - лево, центр - край).

Понимание основных направлений движения в пространстве (вверх - вниз, вправо - влево, вперед - назад).

Установление основных пространственных отношений между объектами (справа - слева, правее - левее, перед - за, близко - далеко, ближе - дальше, между, выше - ниже).

Ориентировка в схеме тела (правая и левая рука; правый и левый глаз и т.д.); отчетливое представление о симметричных частях тела человека (руки, ноги, уши, глаза, щеки).

Представление о симметрии строения тела (правое ухо такое же, как левое и т.д.).

Ориентировка в пространстве (двухмерном и трехмерном) по основным пространственным направлениям «от себя» и «от предметов» - по зрительным ориентирам (предметным и знаково-символическим), слуховым, в соответствии со словесной инструкцией.

Ориентировка в двухмерном пространстве - на поверхности разного формата, расположенной в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Декодирование знаково-символической информации (расшифровка планов, схем); выполнение действий в соответствии со знаково-символической инструкцией.

Знаково-символическое моделирование пространственных отношений: обозначение пространственных отношений на листе бумаги условными знаками; самостоятельное воссоздание планов, схем.

Использование в речи слов, обозначающих многообразие пространственных отношений между различными предметами и объектами окружающего мира

4. «Временные отношения»

Ориентировка в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер (со зрительной опорой на наглядность и за счет актуализации жизненного опыта детей)

Различение и понимание временных отрезков: утро, день, вечер, ночь.

Ориентировка во временных отношениях: вчера, сегодня, завтра.

Освоение временных понятий: быстро-медленно.

Определение частей суток (на основе выделения характерных признаков).

Понимание значения слов, обозначающих временные характеристики: «вчера», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно».

Установление последовательности действий, явлений, событий (что было сначала? Что произошло потом? Что было? Что стало?) - со зрительной опорой на наглядность и с помощью вопросов взрослого.

Выполнение алгоритма действий, заданного словесной инструкцией взрослого, а также серией сюжетных картинок


Ориентировка во временных отношениях (раньше-позже, сначала-потом, одновременно).

Определение и называние дни недели, части суток, времена года и месяцы; установление их последовательности.

Осуществление практических действий в соответствии с алгоритмом. Самостоятельное составление алгоритма действий (словесное описание последовательности действий, событий; составление последовательного ряда из серии сюжетных картинок).

Способность к различению и пониманию временных отрезков (минутах, часах, сутках и т.д.).

Установление временных отношений - с опорой на наглядность и на словесной основе.

Знаково-символическое моделирование временных отношений.

Использование в речи слов, обозначающих многообразие временных отношений



IV. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Младший дошкольный возраст

(2-4 года)

Средний дошкольный возраст

(4-5 лет)

Старший дошкольный возраст

(5-7 лет)

Освоение конкретных образных представлений:

- Объекты живой природы (их характерные особенности, названия):

а. растения ближайшего окружения (несколько видов травянистых растений, деревьев);

б.характерные признаки, сенсорные свойства овощей, фруктов (цвет, форма, размер, запах, вкус);

с.животные ближайшего окружения (прилетающие на участок детского сада птицы, домашние животные, часто встречающиеся насекомые). (Понятие «насекомые» в этом возрасте не вводится.)

- Явления неживой природы:

а. состояние погоды, погодные явления;

б. свойства воды, снега, песка;

- Предметы окружающего мира:

- предметы окружающего мира (игрушки, мебель, книги, материалы, продукты, одежда и др.), их многообразие; сенсорные свойства, качества, признаки;

1. транспортные средства (знакомые детям непосредственно);

2. назначение грузовых и пассажирских автомашин;

3. светофор, его значение в регуляции дорожного движения;

4.профессии людей, с которыми непосредственно сталкивается ребенок; транспортные профессии; военнослужащие;

5.деятельность человека в разные сезоны (труд, отдых, традиционные развлечения);

6.сезонные праздники и сопутствующие им традиции (на примере Нового года и Рождества).

- Время, его проявления, изменчивость, ритмичность и цикличность:

1.времена года, их сменяемость;

2.контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь), их сменяемость.

- Пространство (функциональное назначение разных участков групповой комнаты и помещений детского сада, ближайшее окружение детского сада, схема тела человека и др.).

- О себе (имя, фамилия; возраст; мальчик/ девочка; уникальность, непохожесть на других).

- Человек как социальное существо:

1.общественная направленность профессиональной деятельности человека;

2.разнообразие людей по полу, возрасту;

3.назначение некоторых общественно-бытовых зданий, которые ребенок часто посещает вместе с родителями (магазин, поликлиника и др.)


Освоение образных (познавательных) представлений:

- Многообразие предметов и явлений окружающего мира; их сенсорные свойства, качества, признаки, функциональное назначение.

- Многообразие объектов живой природы (растения, грибы как особая группа живых организмов, птицы, домашние и дикие животные, насекомые).

- Сезонные явления в мире неживой и живой природы, характерные признаки времен года.

  • Погодные явления и элементарные причинно-следственные связи, существующие между ними.

  • Свойства некоторых природных материалов и необходимость учета их в практической деятельности человека.

  • Видовое многообразие растений, обитающих в данной местности.

  • Значение растений в жизни человека (культурные и сорные растения).

  • Строение растений.

  • Съедобные и несъедобные грибы.

  • Видовое многообразие и отличительные особенности птиц.

  • Многообразие и характерные признаки насекомых.

  • Видовое многообразие домашних и диких животных, приспособление их к условиям своего существования.

  • Детеныши домашних и диких животных, их сходство и различия со взрослыми животными.

  • Многообразие профессий людей (работающих в детском саду и в ближайшем окружении: воспитатель, почтальон, медсестра, библиотекарь, учитель и др.).

  • Распространенные в данной местности транспортные средства, значение транспорта, наземный и воздушный транспорт.

  • Правила поведения пешеходов на улице, назначение сигналов светофора.

  • Деятельность человека в разные сезоны (труд, отдых, традиционные сезонные развлечения).

  • Сезонные праздники (Новый год, Рождество, Масленица).

  • Труд сельских жителей (доярка, тракторист и др.).

  • Процесс выращивания и производства хлеба.

  • Время, его проявления, изменчивость, ритмичность и цикличность:

- времена года, их последовательность, сменяемость годового цикла;

- части суток, их последовательность, назначение каждой из частей суток, сменяемость суточного цикла.

  • Пространство (функциональное назначение разных участков групповой комнаты и помещений детского сада, ближайшее окружение детского сада).

  • О себе (день рождения, время года, соответствующее дню рождения; половая принадлежность0; ребенок, посещающий детский сад; принадлежность к группе; член детского коллектива; положение в семье).

  • Родной город (село), его главные достопримечательности.

  • Человек как социальное существо:

  • семья: ее структура и социальное назначение, родственные отношения, права и обязанности членов семьи, имена и отчества родителей, имена других членов семьи, профессии родителей и других членов семьи;

  • общественная направленность профессиональной деятельности человека;

  • разнообразие людей по полу, возрасту;

  • преимущество коллективной деятельности по сравнению с индивидуальной (прежде всего, на примере трудовой и художественно-творческой деятельности);

  • некоторые формы социальных связей между людьми (пересылка телеграммы, общение по телефону и т.д.).

      • Некоторые знаково-символические средства:

  • предметно-образная символика (в частности, на примере предметных картинок, а также образно-символических и изображений сезонных явлений в мире неживой и живой природы, атрибутов четырех времен года);

  • условно-схематические обозначения (стрелки как указатели пути, направления движения; простейшие планы и схемы);

  • атрибуты профессии и специальная одежда как знаково-символический способ обозначения этой профессии (на примере изучаемых профессий, перечень см. выше);

  • и другие несложные знаки, и символы, доступные восприятию и пониманию детей 4-5 лет


Освоение обобщенных познавательных (образных) представлений:

  • Многообразие объектов и явлений окружающего мира:

    • сезонные явления в мире неживой и живой природы, характерные признаки времен года;

    • погодные явления, их взаимосвязь и взаимозависимость;

    • приспособление животных и других живых организмов к среде обитания (наземной, воздушной, водной);

    • способы защиты животных от врагов;

    • способы ухода человека за растениями и животными;

    • предметы окружающего мира (игрушки, мебель, книги, материалы, продукты, одежда и др.), их многообразие; сенсорные свойства, качества, признаки; функциональное назначение;

    • профессии людей;

    • деятельность человека в разные сезоны (труд, отдых, сезонные развлечения);

    • сезонные праздники (традиционная осенняя ярмарка, Новый год, Рождество, День защитников Отечества, 8 Марта, Масленица, День Весны и Труда, День Победы).

  • Многообразие свойств природных материалов и способы использования их в практической деятельности человека.

  • Правила поведения человека в природе.

  • Взаимосвязь явлений живой и неживой природы.

  • Время, его проявления, изменчивость, ритмичность и цикличность:

    • времена и месяцы года, их последовательность, сменяемость годового цикла; понятия «год», «новый год», «старый год», «круглый год»;

    • части суток, их последовательность, назначение каждой из частей суток, сменяемость суточного цикла;

    • дни недели, их последовательность, выходные и праздничные дни, сменяемость недельного цикла.

  • Пространство (функциональное назначение разных участков групповой комнаты и помещений детского сада; ближайшее окружение детского сада и дома, двора, где живет ре6енок; элементарные географические представления - Россия и другие страны мира, родной город и другие города; четыре части света - север, юг, запад, восток; Земля и космос и др.).

  • О себе (день рождения; время года, соответствующее дню рождения; ребенок дошкольного возраста; ребенок, посещающий детский сад; домашний адрес; принадлежность к группе; член детского коллектива; положение в семье).

  • Трудовая деятельность взрослых в целом; разные сферы трудовой деятельности (в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, сфере бытового обслуживания); содержание трудовых действий каждого работника (строителя, портного, учителя, продавца и т.д.).

  • Правила пользования общественным транспортом.

  • Многообразие транспортных средств в данной местности.

  • Маршрут движения транспортных средств в ближайшем окружении.

  • Человек как социальное существо:

    • семья: ее структура и социальное назначение, родственные отношения, права и обязанности членов семьи;

    • общественная направленность профессиональной деятельности человека;

    • разнообразие людей по полу, возрасту, национальной и расовой принадлежности;

    • преимущество коллективной деятельности по сравнению с индивидуальной (прежде всего на примере трудовой и художественно-творческой деятельности).

  • Родной город (село), его название, улицы и площади, достопримечательности и т.д.

  • Механическое движение

  • Учреждения социально-культурного назначения: характерный облик учреждения, его назначение, основные помещения и их оборудование; работающие в данном учреждении люди (их профессии, используемые орудия труда, трудовые действия), взаимосвязь труда работников данного учреждения.

Многообразие знаково-символических средств:

- предметно-образная символика. В частности, на примере предметных картинок, а также образно-символических изображений сезонных явлений в мире неживой и живой природы, четырех частей суток, четырех частей света, атрибутов четырех времен года, атрибутов профессий и т.д.;

- условно-схематические обозначения. В частности, на примере: «Круга времен года» - четырехсекторного и двенадцатисектарного; «Круга частей суток»; «Календаря Природы»; географических карт - физической, политической, климатической; глобуса; планов, схем, чертежей; условно-схематического изображения среды обитания живых организмов - наземной, водной, воздушной, подземной; условно-схематического изображения признаков живых организмов - дыхание, питание, движение, размножение, рост; условно-схематического изображения условий роста и произрастания растений (тепло, влага, солнечный свет, почва); светофора; предупреждающих, разрешающих, запрещающих знаков; и т.д.;

- абстрактно-отвлеченные знаки и символы (цифры, буквы, математические знаки);

- цветовая характеристика каждого из четырех времен года, каждой из четырех частей суток;

- цветовая характеристика сигналов светофора, знаково-символическое значение каждого цвета;

- стрелки как указатели пути, направления движения;

- цифра как знаково-символическое обозначение количества предметов (объектов) окружающего мира и порядка следования предметов (объектов);

- атрибуты профессии и специальная одежда как знаково-символический способ обозначения этой профессии (в частности, на примере профессии повара или медсестры);

- некоторые дорожные знаки (пешеходные переход, пункт медицинской помощи, телефон);

- и другие знаки, и символы, доступные восприятию и пониманию детей 5-7 лет




Формы организации педагогической работы по познавательно-исследовательской деятельности: занятия (фронтальные и подгрупповые); дидактические, словесные, динамические игры; игровое экспериментирование с предметами и материалами; наблюдения в природе и за социальной действительностью; экскурсии и прогулки-походы в природу); самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность; индивидуальная работа с отдельными детьми (по преодолению трудностей в освоении познавательных представлений и навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством выполнения соответствующих заданий).

Тематическое оформление занятий по познавательно-исследовательской деятельности:

1. Занятие-путешествие: сказочное путешествие (например: путешествие в Царство Времен Года) и воспроизведение реального путешествия (например: путешествие на Север, путешествие в жаркие страны).

2. Занятие, воспроизводящее прогулки в природу в разные сезоны. (Например: путешествие в зимний лес, на весенний луг, в осенний парк и т. д.)

3. Занятие-экспериментирование (исследование) (экспериментирование с зимними материалами (снегом, водой, льдом; глиной, водой, песком).

4. Занятие-развлечение. (Например, «Подготовка к Ярмарке»0; «Гость из жарких стран» - празднование Нового года с Гостями из Жарких стран.)

5. Занятие-проектирование решения проблемы (т.е. занятие-научное исследование). (Например, «Лесной переполох» - обобщение образных представлений о жизни диких животных зимой: жители зимнего леса перепутали свои жилища – берлогу, дупло, норы; дети «расселяют» их по своим домам.)

6. Занятие-познавательная беседа с обязательным использованием наглядно-иллюстративного материала и художественного слова. (Например, «Масленичная неделя: проводы Зимы, встреча Весны» - знакомство с Масленицей, масленичными традициями и обычаями, с каждым из семи дней Масленичной недели.

7. Занятие-экскурсия. (Например, «Знакомим малышей с нашей группой» - экскурсия по группе; занятие «Экскурсия по детскому саду» - дети идут на экскурсию по детскому саду.)

8. Занятие-посещение гостей. (Например, занятие - посещение семьи.)

9. Занятие-прослушивание сказки познавательного содержания (с последующим обсуждением и выполнением практических заданий).



Средства педагогической работы, используемые при организации познавательно-исследовательской деятельности детей:

иллюстрации, картинки, фотографии по теме занятия (для обогащения визуального опыта и расширения ориентировочной основы познавательно-исследовательской деятельности);

художественное слово; музыкальный материал;

игровые дидактические пособия; материалы (игровой, природный, бросовый, текстильный, бумага и др.).

Методы и приемы педагогической работы по руководству познавательно-исследовательской деятельностью детей:

1. Методы сообщения детям познавательной информации: проведение познавательных бесед по изучаемой теме с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих заданий и упражнений; использование художественного слова (стихотворений, загадок, пословиц, коротких познавательных рассказов и сказок, закличек, потешек, примет и т. д.). Использование речевых инструкций (инструкций-констатаций, инструкций-комментариев и инструкций-интерпретаций – все виды инструкций в старших возрастных группах). Использование образно-двигательных и невербальных средств общения (в частности, мимики, жестов - указательных, предупреждающих, образных). Использование разнообразных знаков и символов: образно-символических изображений (Круг Времен Года, Куклы Времен Года и др.), условно-схематических (среда обитания живых организмов, правила дорожного движения и др.) изображений, абстрактно-отвлеченных знаков (цифр, букв, стрелок) (старшие возрастные группы). Демонстрация наглядно-иллюстративного материала, наглядных образцов (детально продуманный видеоряд по изучаемой теме, который может включать в себя: репродукции картин, фотографии, предметные и сюжетные картинки, знаково-символические изображения, специально разработанные игровые дидактические пособия и др.).

2. Методы осуществления детьми познавательной деятельности: обследование детьми различных предметов, используемых на занятии и в развивающих играх (игрушек, осенних плодов, снега и льда, фруктов, предметов одежды и посуды и т.д.). Практические манипуляции и игры-экспериментирования детей с разнообразными материалами, используемыми на занятии и в развивающих играх (природный, текстильный, бросовый, строительный). Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира, трудом взрослых и т. д. Опытное экспериментирование с природным материалом (снегом, льдом, водой, глиной, песком, землей и др.). Составление картин из заготовок (на заданную тему). Динамические игры познавательного содержания: перемещение детей по групповой комнате (по словесной инструкции педагога, с ориентацией на источник звука и со зрительной ориентацией на предметы; а в старших возрастных группах – и на знаково-символические обозначения ориентиров движения). Практические действия с игровым раздаточным материалом, размещенным в разных частях пространства групповой комнаты; его сбор и размещение в заданном месте (например: осенние листья, шишки, снежинки, игрушки и т. д.). Имитация движений, действий ( например: имитация движений живых организмов, обитающих в разных средах; имитацию действий людей разных профессий и т.д.); передача через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира (листопад, снегопад, метель и др.); размещение детей, которые находятся в игровом образе, в определенной части пространства групповой комнаты (например: лиственные и хвойные деревья, домашние и дикие животные, съедобные и несъедобные грибы и др.). Выполнение дыхательных упражнений (например: вдыхание аромата фруктов, имитация дыхания на морозном воздухе и т.д.). Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов. (В старших возрастных группах - обязательное требование.) Само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в микрогруппах). (Средний и старший дошкольный возраст.)

3. Методы повышения познавательной активности детей: вопросы педагога (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.). (В младшем дошкольном возрасте они направлены на уточнение, формируемых у детей образных представлений. В среднем и старшем дошкольном возрасте - на активизацию и обобщение познавательных представлений детей; на формирование у них умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы.) Сравнительный анализ изучаемых объектов и явлений окружающего мира, который во всех возрастных группах проводится со зрительной опорой на наглядность: предметов (их сенсорные свойства, качества, признаки; функциональное назначение; материалы, из которых эти предметы изготовлены); объектов и явлений живой природы (условия жизни животных и растений, способ передвижения, среда обитания и т.д.); объектов и явлений неживой природы (свойства воды в разных агрегатных состояниях - снег, лед, вода, пар; свойства и способы использования твердых и сыпучих материалов - песок, почва, камни и т. д.). Классификация и обобщение игрового материала, предметных картинок по разным основаниям, заданным внешней инструкцией – словесной или знаково-символической (старший дошкольный возраст): домашние/дикие животные; мебель для спальни, кухни, гостиной; зимняя/летняя/межсезонная одежда и т. д. Создание проблемных ситуаций (например, «Переполох в зимнем лесу»: обитатели леса перепутали свои зимние жилища). (Средний и старший дошкольный возраст.) Размещение игрового материала и оборудования в разных частях пространства групповой комнаты.

4. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей: использование игровых мотиваций (например, «Пишем письмо жителям жарких стран о холодной зиме в России»). Использование сюрпризных моментов (например, посылка под елкой). Использование игровых и сказочных персонажей (домашние животные, дикие животные, зимующие птицы, Старик-Годовик, Времена Года, и др.). Использование музыкального сопровождения, которое может применяться по-разному: как фон (используется тихая, спокойная музыка, эмоционально нейтрального характера); как музыкальное сопровождение интеллектуально-познавательной деятельности (используется музыка, которая соответствует характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию); как средство, обеспечивающее «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления (используется музыка, вызывающая определенное настроение, порождающая определенные образы и ассоциации); как средство, стимулирующее порождение определенных ассоциаций при выполнении заданий на образное перевоплощение и в процессе «эмоционального погружения» в изучаемую тему («музыка воды», «звуки осеннего леса» и т.д.). Использование художественного слова (стихотворений, загадок, пословиц, коротких рассказов, познавательных сказок, закличек, потешек, примет и т.д.). Предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий и т.д.); поощрение детей за внимание и наблюдательность, доброжелательность, сотрудничество.

Методы и приемы педагогической работы по руководству познавательно-исследовательской деятельностью детей по освоению элементарных математических представлений:

1. «Геометрические отношения»: игры-экспериментирования с геометрическим материалом (объемными мягкими модулями, кубиками, наборами строительного материала и т.д.; плоскостным – счетными палочками, геометрическими фигурами и т.д.). Сенсорное (тактильное, визуальное) обследование геометрического материала (объемного и плоскостного). Сенсорный анализ и сравнение плоскостных геометрических фигур и объемных геометрических тел по заданным основаниям (объемность - необъемность, форма, размер, количество сторон и углов и т.д.). Вербализация результатов практических действий (обследования, анализа, сравнения, сериации, классификации и др.) (в соответствии с возрастными возможностями детей). Игры, развивающие ассоциативность восприятия и мышления, визуально-образное восприятие («Путешествие в страну Кругляндию», «Ледяные предметы», «Планеты и звезды» и др.). Развивающе-конструктивные игры (с использованием геометрических фигур, счетных палочек, веточек, объемного геометрического материала и т.д).

2. «Количественно-числовые и другие математические отношения»: анализ и сравнение сенсорных свойств объектов окружающего мира с целью установления существующих между ними количественно-числовых и других математических отношений (исходя из практического опыта детей). Игровые действия с предметами и материалами, направленные на установление количественно-числовых и других математических отношений, существующих между объектами окружающего мира (действия обследования, анализа, синтеза, сравнения, классификации, сериации, обобщения, замещения, абстрагирования, конкретизации) (в соответствии с возрастными возможностями детей). Вербализация результатов практических действий (действий обследования, анализа, синтеза, сравнения, сериации, классификации, обобщения, замещения, абстрагирования, конкретизации) (в соответствии с возрастными возможностями детей). Знаково-символическое моделирование количественно-числовых и других математических отношений с использованием моделей (часть – целое, больше – меньше – поровну и т.д.), цифр 1-10 и математических знаков +, -, = (старшие возрастные группы). Музыкально-ритмические игры (выполнение действий под музыку с разным ритмом; ритмическое тактирование; дирижирование; выкладывание ритмического рисунка; игры по типу «движение – пауза - движение» и др.) (исходя из практического опыта детей). Развивающе-конструктивные игры (с использованием геометрических фигур, счетных палочек, веточек, объемного геометрического материала и т.д.) с целью установления количественно-числовых и других математических отношений между конструктивными элементами.

3. «Пространственные отношения»: выполнение практических действий с предметами и материалами (действия обследования, обрывания, сминания и т.д.) правой и (или) левой рукой – поочередно и одновременно, в разных пространственных направлениях (в соответствии со словесной инструкцией). Вербализация результатов практических действий, направленных на установление пространственных отношений между объектами окружающего мира. Знаково-символическое моделирование пространственных отношений (в трехмерном пространстве - с помощью условных знаков, стрелок, следов и т.д.; в двухмерном пространстве – в форме составления планов и схем, выполнения «графических диктантов», решения «лабиринтных» задач и т.д.) (старший дошкольный возраст). Игры на ориентировку в трехмерном пространстве на основе его чувственного отражения (по сенсорным ориентирам - зрительным, слуховым, обонятельным; по словесной инструкции взрослого), которые могут выполняться в усложненных вариантах (в условиях измененного темпа, с закрытыми глазами, с предварительным кружением ребенка и т.д.) (старший дошкольный возраст). Игры на ориентировку в двухмерном пространстве (работа с планами и схемами, глобусом и географической картой; размещение предметов в заданном месте; «графические диктанты»; решение «лабиринтных» задач и др.). Игры на освоение схемы тела (динамические – на выполнение определенных действий; словесные – на называние и показ той или иной части тела). Анализ конструктивных особенностей разнообразных предметов и объектов окружающего мира - с целью установления пространственного взаиморасположения их конструктивных элементов. Развивающе-конструктивные игры с геометрическим материалом (плоскостным и объемным) - с целью установления пространственного взаиморасположения конструктивных элементов.

4. «Временные отношения»: знаково-символическое моделирование временных отношений (установление последовательности событий на основе использования сюжетных картинок образно-символического характера; работа с условно-схематичными изображениями – Кругом Времен Года, Кругом Частей Суток, календарями, часами и т.д.) (старший дошкольный возраст). Игры на развитие ассоциативности восприятия и мышления, визуально-образного восприятия («Цвета времен года», «Цвета частей суток», «Цвета рабочих и выходных дней недели» и т.д.).

Материалы, используемые при организации познавательно-исследовательской деятельности детей:

1. Мир живой и неживой природы: сказочные и игровые персонажи – младший и средний дошкольный возраст. (Например: зимующие птицы, животные жарких стран, обитатели леса и др.). Куклы-символы времен года и двенадцати месяцев. Игровые дидактические пособия знаково-символического характера (глобус, географическая карта, Календарь Природы, Круг Времен Года, «Зимовка лесных животных», «Среда обитания живых организмов» и др.) – старшие возрастные группы. Репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, альбомы по изучаемой теме. Предметные и сюжетные изображения природных объектов и явлений. Природный материал (ветки разных деревьев, шишки, желуди, зерна и т.д.). Материалы, необходимые для детского экспериментирования, изобразительной деятельности и конструирования (цветные карандаши и фломастеры, клей, самоклеящаяся бумага «оракал», пластилин, глина и т.д.). Материалы, необходимые для игрового экспериментирования (вода, снег, лед, вата и т.д.). Игрушки - домашние и дикие животные, растения, птицы или их изображения (плоскостные, объемные, полуобъемные); медальки, шапочки с изображением животных и птиц. Атрибуты, используемые для оформления групповой комнаты в соответствии с изучаемой темой (осенние листья, снежинки и т.д.).

2. Предметный мир, окружающий человека, его трудовая деятельность; человек как творец своего предметного окружения: игровые персонажи. Репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, альбомы по изучаемой теме. Игровые дидактические пособия знаково-символического характера (старшие возрастные группы) (например: картинки со знаково-символическими обозначениями разных функциональных зон группы, знаки дорожного движения и т.д.; карточки с образно-символическими обозначениями того или иного трудового процесса). Материалы, знакомящие детей с профессиями людей. (Например, с профессией повара: разнообразные продукты и посуда, применяемая в процессе приготовления пищи, кулинарные блюда и т.д.).

3. Деятельность человека в разные сезоны; сезонные праздники: cказочные и игровые персонажи. Игровые дидактические пособия знаково-символического характера старшие возрастные группы). (Например: макеты горок, катка, заснеженной поверхности; план города и т. д.) Репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, альбомы по изучаемой теме. Орудия труда, используемые для имитации трудовых действий людей в разные сезоны (лопаты, ведра, метлы, грабли и т.д.). Природный материал (осенние листья, пучки увядающей осенней травы, еловые шишки и т.д.).

4. Человек - социальное существо: реалистические изображения людей разного пола, возраста, национальностей, профессий. Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр (например, для игры на тему «Кухня»: халат, косынка, фартук, муляжи продуктов и т.д.). Орудия труда, природный материал, используемые для имитации коллективной трудовой деятельности людей.

Результат деятельности:

1. Познавательные представления:

а. Отчетливые представления о сенсорных эталонах (цвет; форма; размер — высота, ширина, длина; толщина; фактура, текстура; высота звуков, мелодика и др.).

б. Обобщенные познавательные представления об объектах и явлениях окружающего мира: мир живой и неживой природы; предметный мир, окружающий человека, его трудовая деятельность; человек как творец своего предметного окружения; деятельность человека в разные сезоны; сезонные праздники; человек - социальное существо.

в. Элементарные математические представления: количественно-числовые, геометрические, пространственные, временные.

г. Отчетливые познавательные (образные) представления о том, как осуществляется переход из одного состояния в другое; о том, что жидкость (например, вода) при охлаждении может превратиться в лед, а лед при нагревании расплавиться; знание явления перехода жидкости в пар и наоборот (например, при кипении чайника вода испаряется0; если рядом с кипящим чайником поставить стакан с ледышкой, его стенки сразу запотеют, что означает, что пар снова превратился в воду); познавательные представления о механическом движении: многие предметы, окружающие человека, движутся по-разному (быстро или медленно) и в разных направлениях (например, игрушечные машинки могут двигаться быстро, могут медленно; очень медленно движутся стрелки часов и т. д.).

2. Познавательно-исследовательские умения:

а. деятельность детского экспериментирования с предметами и материалами.

б. деятельность детского экпериментирования с изобразительными материалами: смешивание акварельных и гуашевых красок для получения новых цветов и оттенков цвета (белый + черный = серый; белый + красный = розовый; белый + синий = светло-синий); получение более светлых или темных оттенков цвета путем изменения пропорции смешиваемых красок; лепка с применением бросовых материалов, используя их как средства выразительности.

в. Анализ свойств объектов и явлений окружающего мира: умение осуществлять элементарный (внешний) анализ существенных свойств, качеств, признаков предметов - с целью успешного осуществления различных видов практической деятельности; умение осуществлять каузальный (причинный) анализ внутренних свойств предметов и явлений; умение устанавливать на этой основе причинно-следственные связи между различными предметами и явлениями окружающего мира.

г. Восприятие и анализ информации: адекватное использование в разнообразной практической деятельности логических (умственных) операций (анализ – синтез, сравнение, сериация, классификация, обобщение, абстрагирование — конкретизация); умение адекватно воспринимать и анализировать разнообразную информацию (вербальную, визуальную, знаково-символическую, образно-двигательную); умение осуществлять взаимоперевод информации: знаково-символической - в вербальную (декодирование знаков и символов) и вербальной - в знаково-символическую (кодирование информации с помощью знаково-символических средств - готовых и самостоятельно разработанных); образно-двигательной - в вербальную (расшифровка двигательных образов) и вербальной - в образно-двигательную (создание двигательных образов с целью передачи информации

Формы социального предъявления результатов познавательно-исследовательской деятельности:

игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и другие виды игр),

проекты,

изобразительная деятельность (отображение познавательных представлений),

конструирование,

интеллектуальные конкурсы (викторины, КВНы, брейн-ринги и др.), проблемы ситуации в повседневной жизни.

Материалы подготовил(а): Плясова Елена Михайловна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение