Программа «Организация трудовой деятельности в столярной мастерской»
Данная программа рассчитана на 5 лет и ориентирована на практическую отработку умений, навыков, полученных знаний в школе
Библиотека материалов Дум Думыча
Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения детей
«Детский дом №8»
Программа
«Организация трудовой деятельности в
столярной мастерской»
Составил: Любимов Андрей Владимирович,
Инструктор по труду
г. Комсомольск-на-Амуре
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 5 лет и ориентирована на практическую отработку умений, навыков, полученных знаний в школе.
ЦЕЛЬ:
Всестороннее
развитие личности подростка, подготовка
к самостоятельной жизни, труду, к
сознательному выбору профессии.
Обучение предполагает решение следующих задач:
В обучении: 1. Формировать у воспитанников представление о столярно-мебельном производстве.
2. Обучать навыкам мыслительной деятельности, самостоятельно добывать знания.
В воспитании: 1. Формировать нравственные основы личности, потребность личности в непрерывном самосовершенствовании.
2.Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.
3.Воспитывать дружный, творчески сплочённый коллектив.
4. Привить любовь к труду и уважение к людям труда.
В развитии: 1. Развивать художественный вкус, инициативу, творческие способности ребёнка через практическую деятельность.
2. Развитие мелкой моторики, глазомера через формирование практических умений.
3.Развитие созидательных возможностей личности.
4. Расширение кругозора воспитанников.
В оздоровлении: 1.Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка
2. Укреплять психическое развитие ребёнка.
Одним из направлений трудовой адаптации воспитанников детского дом являются занятия в столярной мастерской. В результате этой деятельности воспитанники имеют возможность более глубоко осознать, что только упорной, кропотливой работой могут чего-то добиться в жизни, осознать необходимость трудиться на пользу общества, выработать потребность в труде. Главное в том, чтобы польза труда осознавалась ребёнком, чтобы он испытывал радость и удовлетворение от результатов своего труда. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет представление о себе и окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в коллективе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем возрасте. Кроме этого, в процессе труда развиваются творческие способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дети получают навыки работы, общения , сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
В данной программе 80% содержания отведено на практические занятия. Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей, дарования детей – на кончиках пальцев». Именно практические занятия увлекают ребёнка, помогают развитию его творческих способностей.
Используемые методы в образовательной деятельности:
словесные,
наглядные,
практические.
Формы организации деятельности:
групповая,
индивидуальная.
Контроль над знаниями, умениями и навыками воспитанников:
вводный,
текущий,
периодичный,
итоговый.
На занятиях в столярной мастерской используются знания, полученные на других школьных дисциплинах: математика, физика, биология, экономика, черчение, изобразительное искусство и др. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью. Программой предусмотрено изучений свойств древесины. Изучение устройства, принципов работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электродрели, шуруповёрта, сверлильного станка, шлифовального станка, токарного станка. Это имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройства машин. При обработке древесины предусматривается применение различных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др. Учебный материал программы распределён с учетом возрастных особенностей воспитанников , начиная с пятого по девятый класс.
По завершении изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими умениями и навыками.
Умения:
Рационально организовывать рабочее место;
Соблюдать правила техники безопасности;
Строгать в зажиме;
Пилить в зажиме;
Конструировать;
Собирать изделия из готовых деталей;
Выпиливать;
Сверлить отверстия;
Выжигать;
Производить разметку по шаблону и чертежу;
Применять столярный инструмент по назначению;
Использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
Выполнять простейшие столярные операции;
Выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
Проектировать простые изделия;
Самостоятельно разрабатывать композиции;
Бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
Экономно расходовать материалы и электроэнергию.
Навыки:
Владение основными ручными инструментами по обработке древесины
Выполнение операции на станках;
Владение элементами графики и разметки;
Выполнение простейших столярных соединений;
Делать простой ремонт мебели, находить причину;
Собирать мебель.
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников
Прямые:
Теоретический уровень знаний;
Степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
Применение полученных знаний на практике;
Качество изготовления изделия – по внешнему виду готового изделия;
Изготовление изделия в установленные нормы времени;
Соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны окружающей среды;
Косвенные:
Экономия материалов;
Желание трудиться;
Познавательная активность и творческий подход;
Самостоятельность;
Партнёрские отношения при совместной работе.
Этапы выполнения творческого проекта
Работу над творческим проектом можно разделить на три этапа:
подготовительный,
технологический
заключительный.
Подготовительный этап включает в себя:
Выбор темы проекта (при выборе необходимо учесть) – потребность в изделии, возможность изготовления в условиях мастерской, наличие необходимых материалов, инструментов и оборудования, соответствие технологических возможностям;
Письменное обоснование, на основе которого была выбрана данная тема;
Выбор и анализ конструкции изделия с учётом оригинальности, доступности, эстетичности и безопасности, разработать лучше несколько вариантов конструкции изделия, а затем выбрать лучший из них;
Разработка технологии изделия – составляется технологическая карта изделия, описывается процесс обработки и сборки изделия, указывается применяемый материал, перечисляются необходимые инструменты и оборудование.
Технологический этап включает в себя:
Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. При этом необходимо строго соблюдать последовательность выполнения операций.
Заключительный этап включает в себя:
Осуществление окончательного контроля;
Выполнение рекламного проспекта;
Определение затрат на изготовление изделия;
Предложение возможных путей реализации.
Библиографический список для инструктора по труду:
Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. – М: Культура и традиции, 1999.
Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. – М.: Нива России, 1995.
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1976.
Дубровин И.И. Домашний умелец. – Тверь: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Крейдлин Л.Н. Столярные работы. – М.: Высшая школа, 1986.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983.
Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. – М.: Мир, 1993.
Тарасов Б.В. Самоделки школьника. – М.: Просвещение, 1985.
Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. – М.: Легпромбытиздат, 1992.
Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2. – М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. – Минск: Полымя, 1990.
Технология 5. / Под ред. Симоненко В.Д./ - М.: Просвещение, 1999.
Технология 6. / Под ред. Симоненко В.Д./ - М.: Винтана-Граф, 1997.
Технология 7. / Под ред. Симоненко В.Д./ - М.: Винтана-Граф, 1997.
Технология 8. / Под ред. Симоненко В.Д./ - М.: Винтана-Граф, 1997.
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. – М.: Просвещение, 1990.
Материалы подготовил(а): Любимов Андрей Владимирович
Мне нравится | 1