Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, "Начальная школа 21 века".

Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». В четвертом классе, в соответствии с учебным планом школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится 136 часов, 4 часа в неделю, 34 недели.

Библиотека материалов Дум Думыча

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка 3

  2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» 4

  3. Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане 5

  4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета «Русский язык» 6

  5. Содержание учебного предмета «Русский язык» 9

  6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности 12

  7. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» 13

  8. Тематический план 18

  9. Календарно-тематический план 19

  10. Приложение 1 Контрольно-измерительные материалы 40

  11. Приложение 2 Контроль и оценка результатов обучения 41

  12. Приложение 3 Виды работ с мотивированными и испытывающими трудности обучающимися 43

  13. Приложение 4 Виды работ с обучающимися, испытывающими трудности 44

  14. Лист регистрации изменений 54

Таблица 1

Рабочая программа по русскому языку («Начальная школа 21 века»)


п/п

Разделы

Комментарии

1

Пояснительная записка


1.1

Цели обучения предмету

Настоящая рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • планируемых результатов начального общего образования;

  • требований основной образовательной программы МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52» и в соответствии с учебным планом МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52» на 2017-2018 учебный год;

  • авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной С.В. Ивановым, М.В. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой в рамках проекта «Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова);

  • Положения о рабочей программе.

Программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:

С. В. Иванов «Русский язык.» 3 класс, №1, №2. М: Вентана –Граф. 2017.

Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Основная цель: сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка (научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка).


Задачи:

-формирование учебной деятельности, т.е. таких универсальных действий (в первую очередь метапредметных), которые «обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, - формирование умений»;

- ознакомление обучающихся с основ­ными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного безошибоч­ного письма;

- развитие речи школьника;

- привитие интереса к языку и речевому творчеству.


2

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. Под блоком понимается система уроков, реализующие общую цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основа­ми лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и со­вершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделя­ется, так как ее реализация осуществляется попутно на уро­ках других блоков.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

Основные принципы отбора материала:

- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим обучающимся;

- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.

Программа предусматривает проведение: комбинированных уроков, контрольных уроков, уроков закрепления, обобщающих уроков, тренировочных уроков, интегрированных, традиционных уроков и уроков развития речи.

Особое место в овладении данным курсом отводится моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником, графике и письму.

Методы обучения: дифференцированное обучение, моделирование и работа с моделями, дидактические игры, анализ, сравнение, классификация, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. «Фонетика»;

2. «Слово и предложение»;

3. «Состав слова»;

4. «Лексика»;

5. «Правописание»;

6. «Развитие речи».

3

Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». В четвертом классе, в соответствии с учебным планом школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится 136 часов, 4 часа в неделю, 34 недели. 


4

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные универсальные учебные действия

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Регулятивные универсальные учебные действия

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


Познавательные универсальные действия

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии;

-владеть рядом общих приёмов решения задач.


Коммуникативные универсальные действия

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

5

Содержание учебного предмета «Русский язык»

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)


Фонетика и графика

Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.


Состав слова (морфемика)

Повторение изученного на основе разбора слова по соста­ву и словообразовательного анализа.


Морфология

Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбо­ра.

Глагол:

Общее значение, глагольные вопросы.

Начальная форма глагола.

Глаголы совершенного и несовершенного ви­да.

Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.

Наклонение глаголов.

Личные фор­мы глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоя­щем и будущем времени (спряжение).

Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов.

Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.

Словообразование глаголов.

Глагол в предложении.


Наречие:

Значение и употребление в речи.

Морфологи­ческий разбор наречий.


Имя числительное:

Общее значение.


Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.


Словосочетание:

Различение слова, словосочетания и пред­ложения.

Установление с помощью смысловых (синтаксиче­ских) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.

Различение простых и сложных предложений.


«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слу­ха, навыков письма: осознание места возможного возникнове­ния орфографической ошибки, использование разных спосо­бов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их примене­нием:

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (сло­варные слова, определённые программой);

- не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- суффиксы глаголов-ива-/-ыва-, -ова-/-ева-;

- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;

- буквы а, о на конце наречий;

- мягкий знак на конце наречий;

- слитное и раздельное написание числительных;

- мягкий знак в именах числительных;

- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определе­ния (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текс­тов.


«Развитие речи»

Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффектив­ного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюде­ние норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирова­ние собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Уме­ние договариваться, приходить к общему решению, осуществ­лять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопо­мощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при ин­терактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).


Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочи­нения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богат­ством и выразительностью письменной речи в процессе написа­ния изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написа­ние собственных текстов по заданным заглавиям; корректирова­ние текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассужде­ние) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нару­шения норм письменной речи. Создание собственных текс­тов с учётом правильности, богатства и выразительно­сти письменной речи.

6

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Распределение основного содержания представлено в следующем разделе программы, который включает:

Русский язык: 4 класс: Комментарии к урокам / Иванов С.В., Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2017 г.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2017г.


Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности обучающихся представлено в таблицах 2 и 3.

6.1

Тематический план

См. таблица 2.

6.2

Календарно-тематический план

См. таблицы 3.

7

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся.

Для работы обучающимся необходимо:

Книгопечатная продукция


Учебники

Иванов С.В., Евдокимова А.О.: «Русский язык» 4 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2018 г.


Методические пособия

Русский язык: 4 класс: Комментарии к урокам / Иванов С.В., Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2017 г.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2017г.



Адреса электронных ресурсов

  1. http://www.bookarchive.ru/fund-discipliny/russkijj-jazyk/94626-nachalnaja-shkola.-demonstracionnye-tablicy..html

  2. .


Печатные пособия

  • Таблички со словарными словами, изучаемыми в курсе «Русский язык. 1-4 классы».

  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь.

Технические средства обучения

  • Классная доска с магнитами.

  • Персональный компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Интерактивная доска.

Экранно-звуковые пособия

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.


Учебно-практическое оборудование

  • Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.

  • Материалы: бумага (писчая).


Оборудование класса

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский.

  • Полки для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

  • Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

8

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

В области фонетики и графики

Обучающийся научится:

-сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

-осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на -тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными;

-определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

-правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;

-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).

Обучающийся получит возможность научиться:

-обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

-сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

-классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

-письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

- различать, сравнивать, кратко характеризовать:

- имя существительное, имя прилагательное, личное ме­стоимение, глагол;

- слово, словосочетание и предложение;


выделять, находить:

- начальную форму глагола;

- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

- глаголы в формах 1,2, 3-го лица;


решать учебные и практические задачи:

-определять спряжение глагола.


Обучающийся получит возможность научиться:

- проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

- проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

- определять вид глагола;

- находить наречие и имя числительное в тексте.


Раздел «Синтаксис»


Обучающийся научится:

-устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) во­просов связь между словами в словосочетании и предложении;

- разбирать по членам простое двусоставное предложение;

-использовать разные способы решения орфографиче­ской задачи в зависимости от места орфограммы в слове.


Обучающийся получит возможность научиться:


- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

Раздел «Правописание»


Обучающийся научится:

- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;

-определять (уточнять) написание слова по орфографи­ческому словарю учебника;

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80-100 слов;

-проверять собственный и предложенный тексты, нахо­дить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

-применять правила правописания:

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (сло­варные слова, определённые программой);

- не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов.


Обучающийся получит возможность научиться:


- применять правило правописания суффиксов глаголов -ива-/-ыва-, -ова-/-ева~;

- применять правило правописания гласных в оконча­ниях глаголов прошедшего времени;

- применять правило правописания букв а, она конце наречий;

- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

- применять правило слитного и раздельного написа­ния числительных;

- применять правило правописания мягкого знака в име­нах числительных;

- при работе над ошибками осознавать причины появ­ления ошибки и определять способы действий, помогаю­щих предотвратить её в последующих письменных ра­ботах;

- применять правило постановки запятой между час­тями сложного предложения (простейшие случаи).


Содержательная линия «Развитие речи»


Обучающийся научится:

-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

-составлять собственные тексты в жанре письма;

-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; - самостоятельно озаглавливать текст;

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

- создавать тексты по предложенному заголовку;

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- пересказывать текст от другого лица;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить втексте смысловые пропуски;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.


Обучающийся получит возможность научиться:

-анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды, и способы связи).













Таблица 2


Тематический план


п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

4 класс

1

Повторение

12 ч

2

Предложение

7 ч

3

Имя существительное

8 ч

4

Имя прилагательное

4 ч

5

Личные местоимения

1 ч

6

Глагол

53 ч

7

Наречие

11 ч

8

Имя числительное

7 ч

9

Словосочетания

15 ч

8

Сложное предложение

16 ч

9

Резервный урок

2 ч


ИТОГО

136 ч

















Таблица 3


Календарно-тематический план для 4 класса


п/п

Дата

Название темы (раздела),

тема урока

Виды учебной деятельности

Примечания

План

Факт

1 четверть – 32 ч

1

3.09.


Повторение. Пишем письма.







Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Высказывать собственную точку зрения, аргументировать её. Систематизировать знания, приобретённые на уроках русского языка во 2–3 классах.


2

4.09.


Повторяем фонетику и словообразование.

Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу, находить допущенные ошибки, исправлять их.


3

5.09.


Вспоминаем изученные орфограммы.

Упражняться в переносе слов, анализировать ошиб­ки. Обсуждать порядок вы­полнения фонетического анализа слова. Коллектив­но обсуждать правила. От­рабатывать алгоритм пра­вила.


4

6.09.


Входная контрольная работа. Диктант.

Применять остаточные знания в практической деятельности.


5

10.09.


Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Вспоминаем изученные орфограммы».

Орфографический тренинг в применении правила пе­реноса слов. Рассказывать правила переноса слов, приводить примеры. Вы­полнять фронтальную ра­боту.


6

11.09.


Повторяем признаки имени существительного.


Пишем письма.

Характеризовать собственные и нарицательные имена существительные по заданным грамматическим признакам. Различать имена существительные среднего рода и неизменяемые имена существительные.

Систематизировать правила написания писем. Редактировать приведённые в учебнике письма. Уточнять правила оформления писем (приветствие и прощание), конверта.


7

12.09.


Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове.


8

13.09.


Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове.


9

17.09.


Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

Пишем письма.

Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове.

Наблюдать за логическими недочётами в исходном тексте и исправлять их. Анализировать письма с использованием постскриптума, корректировать текст. Обнаруживать непоследовательность в изложении мыслей. Определять целевую установку письменного сообщения. Исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру, записывать исправленный текст в тетрадь.


10

18.09.


Морфологический разбор имени существительного.

Устанавливать синтаксическую функцию имён существительных. Характеризовать слово как часть речи, называть признаки указанной части речи. Различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Систематизировать знания по морфологии. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводить морфологический разбор слова, анализировать правильность его проведения.


11

19.09.


Закрепление по теме: «Морфологический разбор имени существительного».

Проект на тему: «Удивительный мир фразеологизмов».

Проводить морфологический разбор имён существительных. Находить в тексте слово по заданным грамматическим признакам.


12

20.09.


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при постановке слов в нужную форму и написании безударных окончаний.


13

24.09.


Развитие речи. Изложение № 1. Текст-рассуждение.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор, различать текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование, записать текст по памяти.



14

25.09.


Работа над ошибками. Повторяем признаки имени прилагательного.

Употреблять имена прилагательные в нужной форме. Фиксировать (графически обозначать) окончания. Определять синтаксическую функцию имён прилагательных. Различать постоянные и непостоянные признаки.


15

26.09.


Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.


Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Объяснять написание падежных окончаний имён прилагательных.


16

27.09.


Контрольный диктант по теме: «Повторение изученных орфограмм».

Применять знания в практической деятельности.


17

1.10.


Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного.

Проводить морфологический разбор имён прилагательных, анализировать правильность его проведения. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, сравнивать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Группировать слова по заданному основанию.


18

2.10.


Буквы о, ё после шипящих и ц.

Защита проектов.

Обобщать и систематизировать знания о правописании букв о и ё после шипящих и ц в разных частях слова. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.


19

3.10.


Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Обобщать и систематизировать знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Группировать слова по заданному основанию.


20

4.10.


Контрольное списывание №1 по теме: «Повторение изученных орфограмм».

Списывать текст по алго­ритму. Выполнять самопро­верку. Фронтальная работа: восстановление последова­тельности абзацев. Наблю­дение над особенностями абзаца как «микротемы» текста.


21

8.10.


Работа над ошибками. Повторяем местоимение.

Обобщать и систематизировать знания о местоимении. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, группировать слова по данному основанию. Находить в тексте слова по заданному основанию. Задавать вопросы к местоимениям.


22

9.10.


Орфограммы приставок.

Тест по теме: «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи».

Обобщать и систематизировать знания о правописании приставок. Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


23

10.10.


Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

Систематизировать знания об условиях выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков


24

11.10.


Развитие речи. Сочинение №1. Типы текста.

Озаглавливают тексты. Определяют типы текста и создают собственные тексты заданного типа. Создание собственного текста с учётом правильности и выразительности письменной речи и запись в тетрадь.



25

15.10.


Работа над ошибками. Разбор по членам предложения.

Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения.


26

16.10.


Синтаксический разбор предложения.

Знакомиться с алгоритмом разбора простого предложения по членам.


27

17.10.


Знаки препинания при однородных членах предложения.








Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений.


28


18.10.


Итоговая контрольная работа за I четверть. Диктант.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.


29

22.10.


Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Знаки препинания при однородных членах предложения».

Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений.


30

23.10.


Закрепление по теме: «Синтаксический разбор предложения».

Соблюдать алгоритм проведения разбора по членам предложения и синтаксического разбора предложения.


31

24.10.


Глагол. Контрольный словарный диктант.

Систематизировать знания о признаках выделения частей речи. Находить в тексте слова по заданному основанию. Задавать вопросы к глаголам. Наблюдать за значением глаголов. Распределять слова по группам. Устанавливать синтаксическую функцию глаголов. Выбирать подходящие по смыслу глаголы.


32

25.10.


Глагол как часть речи.

Обобщать и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивать грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Наблюдать за изменением глаголов по временам. Знакомиться с глаголом как частью речи. Знакомиться с алгоритмом определения вида глагола. Наблюдать за функционированием глаголов разных видов в тексте.


2 четверть – 31 ч

33

6.11.


Правописание приставок в глаголах.

Различать предлоги и приставки. Систематизировать знания об употреблении разделительного твёрдого знака. Контролировать собственные действия при отработке написания предлогов и приставок.


34

7.11.


Правописание не с глаголами.

Наблюдать за языковым материалом, формулировать вывод о написании частицы не с глаголами.


35

8.11.


Развитие речи. Изложение №2 повествовательного текста воспринятого на слух.

Подробно излагать содержание повествовательного текста.


36

12.11.


Работа над ошибками. Вид глагола.

Наблюдать за значением глаголов разного вида и их функционированием в предложении. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола.


37

13.11.


Начальная форма глагола.

Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму.


38

14.11.


Личные формы глагола.

Систематизировать знания о личных местоимениях. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола.


39

15.11.


Лицо и число глаголов.

Систематизировать знания о личных формах глаголов. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам. Наблюдать за изменением личных глагольных форм.


40

19.11.


Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Систематизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих. Наблюдать за написанием мягкого знака после шипящих в глаголах, формулировать вывод. Контролировать собственные действия при списывании. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму.


41

20.11.


Закрепление по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах».


42

21.11.


Текст. Развитие речи. Свободный диктант № 1.

Различать текст-описание и текст-повествование по целевой установке. Подбирать заголовок будущего текста, составлять план текста. Составлять текст на заданную тему по плану.


43

22.11.


Работа над ошибками. Правописание ться и -тся в глаголах.

Различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Устанавливать тип, место орфограммы в слове и способ проверки. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.


44

26.11.


Закрепление по теме: «Правописание ться и -тся в глаголах» (словарный диктант 5.)


45

27.11.


Спряжение глаголов.

Сравнивать окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомиться со спряжением глаголов. Наблюдать за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям.


46

28.11.


Закрепление по теме: «Спряжение глаголов».

Высказывать предположение о способах определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Знакомиться с алгоритмом определения спряжения глагола.


47

29.11.


Обобщение по теме: «Спряжение глаголов».

Проект на тему: «Крылатые выражения».

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения спряжения глагола. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.


48

3.12.


Правописание глаголов.

Определять основание для классификации слов, распределять слова по группам. Наблюдать за обозначением звука [о] после шипящих в окончаниях глаголов, формулировать вывод. Контролировать собственные действия в соответствии с изученным правилом. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения.


49

4.12.


Контрольный диктант по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаго­лах; тся, ться в глаголах».

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


50

5.12.


Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждать правило. Рабо­тать с рубрикой «Обрати внимание». Работать со схемами. Безошибочно на­ходить в предложении под­лежащее и сказуемое. Пра­вильно выбирать графиче­ский знак для обозначения членов предложения. Со­блюдать правильную инто­нацию при чтении предло­жения с однородными чле­нами. Исправлять дефор­мированные предложения.


51

6.12.


Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжение).

Проводить наблюдения над союзами. Обсуждать рубри­ку «Обрати внимание». Знакомиться с союзами при однородных членах. Трени­роваться в нахождении од­нородных членов. Состав­лять предложения с одно­родными членами. Индиви­дуально работать со схе­мами. Работать в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечисле­нием.


52

10.12.


Текст. Развитие речи. Свободный диктант № 2.

Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Записывать по частям текст с использованием данного приёма.


53

11.12.


Работа над ошибками. Спряжение глагола.

Проводить наблюдения над союзами. Обсуждать рубри­ку «Обрати внимание». Знакомиться с союзами при однородных членах. Трени­роваться в нахождении од­нородных членов. Состав­лять предложения с одно­родными членами. Индиви­дуально работать со схе­мами. Работать в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечисле­нием.


54

12.12.


Закрепление по теме: «Правописание безударных окончаний глаголов» (словарная работа 6).

Наблюдать за способом обозначения звука [ы] по еле [ц] в различных частях слова. Работать над правописанием слов с этой орфограммой. Сопоставлять зву­ковую и буквенную записи слов. Обсуждать алгоритм применения правила. Классифицировать слова с ци и цы в корне, с окончанием - ы.


55

13.12.


Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов».

Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом.


56

17.12.


Правописание глаголов.

Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Объяснять написание слов.


57

18.12.


Закрепление по теме: «Правописание глаголов».

Защита проектов.


58

19.12.


Итоговая контрольная работа за первое полугодие. Диктант.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.





59

20.12.


Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Правописание глаголов».

Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Объяснять написание слов.


60

24.12.


Настоящее время глагола. Контрольный словарный диктант.

Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.


61

25.12.


Текст. Развитие речи. Обучающее сочинение №2.

Соотносить заголовок и содержание текста. Определять целевую установку, составлять подробный план будущего коллективного текста. Составлять текст с опорой на план.


62

26.12.


Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов.

Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами -ива-/-ыва--ова-/-ева-. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом. Систематизировать знания о способах определения спряжения и правописании личных окончаний глаголов и существительных.


63

27.12.


Прошедшее время глагола.

Различать формы времени. Фиксировать (графически обозначать) основу слова.


3 четверть – 40 ч

64

10.01.


Закрепление по теме: «Прошедшее время глагола».

Различать формы времени. Фиксировать (графически обозначать) основу слова.


65

14.01.


Обобщение по теме: «Прошедшее время глагола».

Наблюдать за изменением глагола в форме прошедшего времени по родам и числам.


66

15.01.


Развитие речи. Обучающее изложение №3.

Составлять план. Понимать структуры предложений. Выбирать из текста опорные слова и выражения. Письменно пересказывать текст.


67

16.01.


Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов.

Наблюдать за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени.


68

17.01.


Будущее время глагола.

Наблюдать за значением форм будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение.


69

21.01.


Закрепление по теме: «Правописание суффиксов глаголов».

Наблюдать за написанием суффиксов глаголов. Вырабатывать алгоритм рассуждения при написании разных форм одного и того же глагола.


70

22.01.


Изменение глаголов по временам.

Наблюдать за функционированием формы настоящего, будущего и прошедшего времени.


71

23.01.


Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов».

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


72

24.01.


Работа над ошибками. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Знакомиться с наклонением как грамматическим признаком глагола. Наблюдать за значением формы изъявительного наклонения глагола и её функционированием в текстах.


73

28.01.


Условное наклонение глагола.


74

29.01.


Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове.


75

30.01.


Правописание глаголов.

Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове.


76

31.01.


Наклонение глагола. Повелительное наклонение

Знакомиться с образованием, значением и использованием глаголов в форме повелительного наклонения. Обобщать и систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания. Наблюдать за изменением глаголов в форме повелительного наклонения по числам.


77

4.02.


Повелительное наклонение глагола.

Знакомиться со способом образования составной формы повелительного наклонения. Наблюдать за использованием глаголов в форме повелительного наклонения в речи.


78

5.02.


Словообразование глаголов.

Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием глаголов, определять способ образования глаголов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).


79

6.02.


Глагол в предложении.

Обобщать и систематизировать знания о синтаксической функции глаголов, об однородных членах предложения. Наблюдать за особенностями управления как вида связи слов в словосочетании.


80

7.02.


Закрепление по теме: «Глагол в предложении».

Проект на тему: «Зачем нужны знаки препинания?».

Наблюдать за синтаксической функцией глаголов в предложении. Обобщать и систематизировать знания о второстепенных членах предложения. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию.


81

11.02.


Правописание глаголов.

Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов. Находить слова по заданному основанию. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма списывания текста с пропущенными буквами.


82

12.02.


Контрольный диктант по теме «Глагол в предложении».

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


83

13.02.


Работа над ошибками. Текст. Морфологический разбор глагола.

Наблюдать за языковыми средствами, передающими речь героев текста. Различать диалог и монолог. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях.

Проводить морфологический разбор глаголов в соответствии с алгоритмом. Классифицировать изменяемые и неизменяемые признаки глагола.


84

14.02.


Наречие как часть речи.

Познакомиться с наречием как частью речи. Наблюдать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий. Понимать информацию, представленную в виде загадки.


85

18.02.


Связь наречия с другими частями речи.

Наблюдать за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщать результаты наблюдений. Анализировать особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Высказывать предположение о наиболее частотном значении наречий, аргументировать свой ответ.


86

19.02.


Наречие.

Защита проектов.


87

20.02.


Как образуются наречия.

Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием наречий, определять способ образования наречий.


88

21.02.


Правописание гласных на конце наречий.

Устанавливать связь написания гласных на конце наречий с приставками. Знакомиться с правилом написания гласных на конце наречий. Соблюдать алгоритм действий при выборе буквы. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами.


89

25.02.


Закрепление по теме: «Правописание гласных на конце наречий».

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.


90

26.02.


Текст. Развитие речи. Обучающее сочинение №3.

Соотносить заголовок и содержание текста. Определять целевую установку, составлять подробный план будущего коллективного текста. Составлять текст с опорой на план.


91

27.02.


Работа над ошибками. Морфологический разбор наречий.

Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию.

Обнаруживать избыточные пункты в общей схеме морфологического разбора наречий. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора наречия.


92

28.02.


Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Отрабатывать алгоритм применения изученного правила. Повторять изу­ченные орфограммы.


93

4.03.


Закрепление по теме: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».


94

5.03.


Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий».

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


95

6.03.


Работа над ошибками. Имя числительное.


Наблюдать за морфемным составом имён числительных, сравнивать числительные по составу. Знакомиться с простыми, сложными и составными именами числительными. Наблюдать за словообразованием имён числительных. Преобразовывать запись, выполненную с помощью чисел, в буквенную запись.


96

7.03.


Закрепление по теме: «Имя числительное».


97

11.03.


Работаем с текстом. Развитие речи. Свободный диктант № 3.

Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Записывать по частям текст с использованием данного приёма.


98

12.03.


Работа над ошибками. Изменение имён числительных.

Наблюдать за языковым материалом. Коллективно выводить и обсуждать пра­вило. Классифицировать слова. Упражнения: приме­нять правила. Повторять написание словарных слов.


99

13.03.


Слитное и раздельное написание числительных.

Наблюдать за правописанием простых, сложных и составных числительных, формулировать выводы на основе наблюдения. Знакомиться с правилами употребления названий месяцев в сочетании с именами числительными в косвенных падежах.


100

14.03.


Правописание мягкого знака в именах числительных.

Знакомиться с правилом написания ь в числительных.


101

18.03.


Правописание числительных.

Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма написания числительных. Обосновывать написание слов. Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись.


102

19.03.


Текст. Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах.


103

20.03.


Связь слов в  предложении. Словосочетание.

Знакомиться с подчинительной связью как основой словосочетания. Различать словосочетания и «не словосочетания».


4 четверть – 35 ч

104

1.04.


Словосочетание.




Обобщать и систематизировать знания об однородных членах предложения и о фразеологизмах. Сравнивать словосочетания с сочетаниями слов, связанных сочинительной связью, и с фразеологизмами. Различать словосочетания и фразеологизмы.


105

2.04.


Слово. Словосочетание. Предложение.

Сравнивать слова, словосочетания и предложения.


106

3.04.


Текст.

Проект на тему: «Происхождение и образование сложных слов».

Выявлять смысловые и структурные особенности текста. Составлять план будущего текста. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания текста-рассуждения


107

4.04.


Правописание слов в словосочетаниях.

Составлять словосочетания по заданной модели. Различать порядковые и количественные числительные. Включать в предложение словосочетание по заданной модели.


108

8.04.


Связь слов в  словосочетании. Согласование.

Обобщать и систематизировать знания о связи имён прилагательных с именами существительными. Наблюдать за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.


109

9.04.


Всероссийская проверочная работа.



110

10.04.


Правописание слов в словосочетаниях.

Наблюдение над оконча­ниями имен существитель­ных. Упражнения: класси­фикация. Работа с рубри­кой «Путешествие в про­шлое».



111

11.04.


Всероссийская проверочная работа.

Обобщать и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов. Находить словосочетания по заданному основанию. Устанавливать тип орфограммы в слове. Обосновывать написание слов.


112

15.04.


Связь слов в  словосочетании. Управление.

Анализировать различия в способах связи слов в словосочетании. Различать словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетаний с типом связи управление.


113

16.04.


Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Знакомиться с примыканием как типом подчинительной связи и с алгоритмом нахождения словосочетания с примыканием.


114

17.04.


Защита проектов. Текст. Развитие речи. Обучающее сочинение №4.

Создавать собственный текст в соответствии с целевой установкой и записывать его. Подбирать заголовок к тексту.


115

18.04.


Работа над ошибками. Правописание слов в словосочетаниях.


Восстанавливать текст, заполняя пропуски. Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись. Соблюдать порядок действий при написании ь после шипящих в глаголах и наречиях. Устанавливать место и тип орфограммы в слове.



116

22.04.


Словосочетание в предложении.


Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом. Проводить синтаксический разбор.


117

23.04.


Текст – рассуждение. Сложное предложение.

Определять тип текста, доказывать свой ответ. Соблюдать алгоритм работы при создании собственного текста. Составлять текст заданного типа на указанную тему.

Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.


118

24.04.


Проверочная работа по теме «Правописание слов в словосочетаниях».

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.



119

25.04


Закрепление по теме: «Сложное предложение».

Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.


120

29.04.


Как связаны части сложносочинённого предложения.

Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. Различать простые и сложные предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и предложения с однородными членами.


121

30.04.


Знаки препинания в сложном предложении.

Знакомиться с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочинённого предложения. Обобщать и систематизировать знания о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.


122

2.05.


Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.


123

6.05.


Как связаны части сложноподчинённого предложения.

Задавать вопросы от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. Находить предложения по заданному основанию. Составлять схемы сложных предложений.


124

7.05.


Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

Понимать информацию, представленную в виде схемы. Соотносить предложения и их схемы. Упорядочивать предложения в соответствии с последовательностью схем.


125

8.05.


Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами.


126

13.05.


Сложное предложение.

Конструировать схемы сложных предложений. Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений и однородные члены. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами.


127

14.05.


Административная годовая контрольная работа. Диктант.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


128

15.05.


Работа над ошибками. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами.


129

16.05.


Закрепление по теме: «Запятые между частями сложного предложения».


130

20.05.


Текст. Развитие речи. Свободный диктант №4.

Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Записывать по частям текст с использованием данного приёма.


131

21.05.


Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Учимся ставить запятые между частями сложного предложения».

Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами.


132

22.05.


Закрепление по теме: «Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения».

Соотносить предложения и их схемы. Упорядочивать предложения в соответствии с последовательностью схем.


133

23.05.


Контрольное списывание № 2 по теме: «Сложное предложение».

Списывать текст по алго­ритму. Выполнять самопро­верку. Фронтальная работа: восстановление последова­тельности абзацев. Наблю­дение над особенностями абзаца как «микротемы» текста.


134

27.05.


Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Сложное предложение».


Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами.


135-136

28.05-29.05.


Резерв.























Приложение 1

Итоговые контрольные работы и промежуточный мониторинг


4 класс


Промежуточный мониторинг

Итоговая контрольная работа

Диктант.

Ёжик.

По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

Днем и ночью таскает ёж в норку листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.

(По Соколову-Микитову)

(75 слов)

Слова для справок: добыча, логово, никто.


Орфографическое задание

I вариант.

1.Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.

Тян…м, корм…м, вар…м, зна…м, пиш…м, смотр…м, ход…м, стира…м.

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».

II вариант.

  1. Поставь глаголы в форму 2-го лица,

единственного числа. Запиши слова парами. Отметь окончания.

Варить, вертеть, начинать, читать.

О

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс,
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс,
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс,
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс,
бразец:
желать – желаешь.

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак».

Диктант.

Бабочки на дорожке.

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные ка­мешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели бе­лые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горо­шек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лен­та кружится волной и опускается на тропу. И только четы­ре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.

(81 слово)

Слова для справок: вверх, обратно.

Орфографическое задание

I вариант.

1. Выпиши из текста диктанта три слова, с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова.

2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

в доме, у мыши, по тропинке, на пристани

II вариант.

1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфо­граммой в приставке, отметь приставку в словах.

2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

Подъезд, объявление, подъехал, объезд



Приложение 2

Контроль и оценка результатов обучения


Русский язык.

  • «5» - нет ошибок, 1 недочет;

  • «4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов по текущему материалу,

2 ошибки или 4 недочета по пройденному материалу (итоговая работа);

  • «3» - 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу,

3-5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу (итоговая работа);

  • «2» - более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу,

более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, чистота, оформление и т. д.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь и в дневник учитель выставляет две отметки (например, 5/3), за правильность выполнения и за общее впечатление от работы. Снижение отметки за общее впечатление допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлении;

  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, много зачёркиваний, отсутствуют поля и красные строки.


Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • пропуск, перестановка, замена, вставка лишних букв;

  • ошибки в словах с непроверяемым написанием, круг которых очерчен программой каждого класса;

  • отсутствие изученных знаков препинания -ошибки на изученные правила по орфографии;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;

  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении.)


Недочёты:

  • отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с , большой буквы -отсутствие красной строки

  • неправильное написание одного слова при наличии в работе нескольких таких слов (на одно правило)

  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения

Текст диктанта должен включать достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов). Слова на не изученные правила выписываются на доске.


Приложение 3

Работа с обучающимися в ____ классе

на 20___/20 ___ учебный год


Работа с мотивированными обучающимися

Фамилия, имя

Виды работы


  • Карточки с заданиями повышенной сложности

  • Карточки – тесты

  • Ребусы

  • Анаграммы

  • Кроссворды

  • Задания для устного счета кодированием (записана «шифровка» и известен «шифр»)

  • Создание проектов (презентаций)

  • Рефераты

  • Работа со словарями (фразеологизмов и т.п.)

  • Тематические сочинения

  • Доводящая карточка

Работа с обучающимися, испытывающими трудности

Фамилия, имя

Виды работы


  • Карточки – помощники (в т.ч. с опорными словами)

  • Карточки - памятки

  • Карточки – тренажеры

  • Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления

  • Математические раскраски

  • Задачи – шутки для устного счета

  • Загадки

  • Создание мини-проектов

  • Доводящая карточка





Приложение 4

План работы

с обучающимися, испытывающими трудности

на 20 __/20 __ учебный год



п/п

Мероприятия

Срок

1.

Проведение среза умений и навыков обучающихся по основным разделам учебного материала обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний детей


сентябрь

2.

Установление причин отставания обучающихся через беседы со школьными специалистами: учителями - предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.


ноябрь-декабрь

3.

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

в течение

учебного года

4.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания для обучающихся, фиксировать это в плане урока

в течение

учебного года

5.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

в течение

учебного года

6.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.

в течение

учебного года

7.

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

в течение

учебного года

8.

Вести обязательный тематический учет знаний обучающихся, испытывающих трудности, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

в течение учебного года

9.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для обучающихся, испытывающих трудности.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

в течение

учебного года


Лист регистрации изменений


Дата

внесения

изменений

Содержание

Подпись лица

внёсшего

изменения





















































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 45


Материалы подготовил(а): Колобкова Ирина Михайловна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение