Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, "Начальная школа 21 века".
Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». В четвертом классе, в соответствии с учебным планом школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится 136 часов, 4 часа в неделю, 34 недели.
Библиотека материалов Дум Думыча
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» 4
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане 5
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета «Русский язык» 6
Содержание учебного предмета «Русский язык» 9
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности 12
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» 13
Тематический план 18
Календарно-тематический план 19
Приложение 1 Контрольно-измерительные материалы 40
Приложение 2 Контроль и оценка результатов обучения 41
Приложение 3 Виды работ с мотивированными и испытывающими трудности обучающимися 43
Приложение 4 Виды работ с обучающимися, испытывающими трудности 44
Лист регистрации изменений 54
Таблица 1
Рабочая программа по русскому языку («Начальная школа 21 века»)
№ п/п |
Разделы |
Комментарии |
1 |
Пояснительная записка
|
|
1.1 |
Цели обучения предмету |
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту: С. В. Иванов «Русский язык.» 3 класс, №1, №2. М: Вентана –Граф. 2017.
Учебно-методический
комплект допущен Министерством
образования РФ и соответствует
федеральному компоненту государственных
образовательных стандартов начального
общего образования второго
поколения. Основная цель: сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка (научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка).
Задачи: -формирование учебной деятельности, т.е. таких универсальных действий (в первую очередь метапредметных), которые «обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, - формирование умений»; - ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке; - формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма; - развитие речи школьника; - привитие интереса к языку и речевому творчеству.
|
2 |
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» |
Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. Под блоком понимается система уроков, реализующие общую цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Основные принципы отбора материала: - учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста; - интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами; - дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим обучающимся; - учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей. Программа предусматривает проведение: комбинированных уроков, контрольных уроков, уроков закрепления, обобщающих уроков, тренировочных уроков, интегрированных, традиционных уроков и уроков развития речи. Особое место в овладении данным курсом отводится моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником, графике и письму. Методы обучения: дифференцированное обучение, моделирование и работа с моделями, дидактические игры, анализ, сравнение, классификация, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: 1. «Фонетика»; 2. «Слово и предложение»; 3. «Состав слова»; 4. «Лексика»; 5. «Правописание»; 6. «Развитие речи». |
3 |
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане |
Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». В четвертом классе, в соответствии с учебным планом школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится 136 часов, 4 часа в неделю, 34 недели.
|
4 |
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» |
Личностные универсальные учебные действия -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различать способ и результат действия; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные действия -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; -строить сообщения в устной и письменной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; -обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; -устанавливать аналогии; -владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные действия -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; -задавать вопросы; -контролировать действия партнёра; -использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
5 |
Содержание учебного предмета «Русский язык» |
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика и графика Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика) Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. Глагол: Общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.
Наречие: Значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.
Имя числительное: Общее значение.
Синтаксис Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание: Различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. Различение простых и сложных предложений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применением: - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); - не с глаголами; - мягкий знак после шипящих на конце глаголов; - мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; - безударные личные окончания глаголов; - суффиксы глаголов-ива-/-ыва-, -ова-/-ева-; - гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени; - буквы а, о на конце наречий; - мягкий знак на конце наречий; - слитное и раздельное написание числительных; - мягкий знак в именах числительных; - запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» Устная речь Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи. |
6 |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности |
Распределение основного содержания представлено в следующем разделе программы, который включает: Русский язык: 4 класс: Комментарии к урокам / Иванов С.В., Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2017 г. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2017г.
Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности обучающихся представлено в таблицах 2 и 3. |
6.1 |
Тематический план |
См. таблица 2. |
6.2 |
Календарно-тематический план |
См. таблицы 3. |
7 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся. Для работы обучающимся необходимо: Книгопечатная продукция
Учебники Иванов С.В., Евдокимова А.О.: «Русский язык» 4 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2018 г.
Методические пособия Русский язык: 4 класс: Комментарии к урокам / Иванов С.В., Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2017 г. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2017г.
Адреса электронных ресурсов
Печатные пособия
Технические средства обучения
Экранно-звуковые пособия
Учебно-практическое оборудование
Оборудование класса
|
8 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» |
В области фонетики и графики Обучающийся научится: -сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; -осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на -тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными; -определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных; -правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями; -пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»). Обучающийся получит возможность научиться: -обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции; -сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам; -классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям; -письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова. Раздел «Морфология» Обучающийся научится: - различать, сравнивать, кратко характеризовать: - имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; - слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить: - начальную форму глагола; - глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени; - глаголы в формах 1,2, 3-го лица;
решать учебные и практические задачи: -определять спряжение глагола.
Обучающийся получит возможность научиться: - проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия; - проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения; - определять вид глагола; - находить наречие и имя числительное в тексте.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится: -устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; - разбирать по членам простое двусоставное предложение; -использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Обучающийся получит возможность научиться:
- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица; - соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала). Раздел «Правописание»
Обучающийся научится: - подбирать примеры слов с определённой орфограммой; -определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; -безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80-100 слов; -проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; -применять правила правописания: -непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); - не с глаголами; - мягкий знак после шипящих на конце глаголов; - мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; - безударные личные окончания глаголов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правило правописания суффиксов глаголов -ива-/-ыва-, -ова-/-ева~; - применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени; - применять правило правописания букв а, она конце наречий; - применять правило правописания мягкого знака на конце наречий; - применять правило слитного и раздельного написания числительных; - применять правило правописания мягкого знака в именах числительных; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; - применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится: -корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; -составлять собственные тексты в жанре письма; -оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); - выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; - самостоятельно озаглавливать текст; - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения - создавать тексты по предложенному заголовку; - подробно или выборочно пересказывать текст; - пересказывать текст от другого лица; - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить втексте смысловые пропуски; - корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.
Обучающийся получит возможность научиться: -анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); -соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды, и способы связи). |
Таблица 2
Тематический план
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
|
4 класс |
|||
1 |
Повторение |
12 ч |
|
2 |
Предложение |
7 ч |
|
3 |
Имя существительное |
8 ч |
|
4 |
Имя прилагательное |
4 ч |
|
5 |
Личные местоимения |
1 ч |
|
6 |
Глагол |
53 ч |
|
7 |
Наречие |
11 ч |
|
8 |
Имя числительное |
7 ч |
|
9 |
Словосочетания |
15 ч |
|
8 |
Сложное предложение |
16 ч |
|
9 |
Резервный урок |
2 ч |
|
|
ИТОГО |
136 ч |
Таблица 3
Календарно-тематический план для 4 класса
№ п/п |
Дата |
Название темы (раздела), тема урока |
Виды учебной деятельности |
Примечания |
|
План |
Факт |
||||
1 четверть – 32 ч |
|||||
1 |
3.09. |
|
Повторение. Пишем письма.
|
Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Высказывать собственную точку зрения, аргументировать её. Систематизировать знания, приобретённые на уроках русского языка во 2–3 классах. |
|
2 |
4.09. |
|
Повторяем фонетику и словообразование. |
Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу, находить допущенные ошибки, исправлять их. |
|
3 |
5.09. |
|
Вспоминаем изученные орфограммы. |
Упражняться в переносе слов, анализировать ошибки. Обсуждать порядок выполнения фонетического анализа слова. Коллективно обсуждать правила. Отрабатывать алгоритм правила. |
|
4 |
6.09. |
|
Входная контрольная работа. Диктант. |
Применять остаточные знания в практической деятельности. |
|
5 |
10.09. |
|
Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Вспоминаем изученные орфограммы». |
Орфографический тренинг в применении правила переноса слов. Рассказывать правила переноса слов, приводить примеры. Выполнять фронтальную работу. |
|
6 |
11.09. |
|
Повторяем признаки имени существительного.
Пишем письма. |
Характеризовать собственные и нарицательные имена существительные по заданным грамматическим признакам. Различать имена существительные среднего рода и неизменяемые имена существительные. Систематизировать правила написания писем. Редактировать приведённые в учебнике письма. Уточнять правила оформления писем (приветствие и прощание), конверта. |
|
7 |
12.09. |
|
Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. |
Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. |
|
8 |
13.09. |
|
Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. |
Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. |
|
9 |
17.09. |
|
Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. Пишем письма. |
Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Наблюдать за логическими недочётами в исходном тексте и исправлять их. Анализировать письма с использованием постскриптума, корректировать текст. Обнаруживать непоследовательность в изложении мыслей. Определять целевую установку письменного сообщения. Исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру, записывать исправленный текст в тетрадь. |
|
10 |
18.09. |
|
Морфологический разбор имени существительного. |
Устанавливать синтаксическую функцию имён существительных. Характеризовать слово как часть речи, называть признаки указанной части речи. Различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Систематизировать знания по морфологии. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводить морфологический разбор слова, анализировать правильность его проведения. |
|
11 |
19.09. |
|
Закрепление по теме: «Морфологический разбор имени существительного». Проект на тему: «Удивительный мир фразеологизмов». |
Проводить морфологический разбор имён существительных. Находить в тексте слово по заданным грамматическим признакам. |
|
12 |
20.09. |
|
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. |
Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при постановке слов в нужную форму и написании безударных окончаний. |
|
13 |
24.09. |
|
Развитие речи. Изложение № 1. Текст-рассуждение. |
Работать с текстом: определять тему, главную мысль, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор, различать текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование, записать текст по памяти.
|
|
14 |
25.09. |
|
Работа над ошибками. Повторяем признаки имени прилагательного. |
Употреблять имена прилагательные в нужной форме. Фиксировать (графически обозначать) окончания. Определять синтаксическую функцию имён прилагательных. Различать постоянные и непостоянные признаки. |
|
15 |
26.09. |
|
Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.
|
Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Объяснять написание падежных окончаний имён прилагательных. |
|
16 |
27.09. |
|
Контрольный диктант по теме: «Повторение изученных орфограмм». |
Применять знания в практической деятельности. |
|
17 |
1.10. |
|
Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного. |
Проводить морфологический разбор имён прилагательных, анализировать правильность его проведения. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, сравнивать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Группировать слова по заданному основанию. |
|
18 |
2.10. |
|
Буквы о, ё после шипящих и ц. Защита проектов. |
Обобщать и систематизировать знания о правописании букв о и ё после шипящих и ц в разных частях слова. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
|
19 |
3.10. |
|
Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». |
Обобщать и систематизировать знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Группировать слова по заданному основанию. |
|
20 |
4.10. |
|
Контрольное списывание №1 по теме: «Повторение изученных орфограмм». |
Списывать текст по алгоритму. Выполнять самопроверку. Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как «микротемы» текста. |
|
21 |
8.10. |
|
Работа над ошибками. Повторяем местоимение. |
Обобщать и систематизировать знания о местоимении. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, группировать слова по данному основанию. Находить в тексте слова по заданному основанию. Задавать вопросы к местоимениям. |
|
22 |
9.10. |
|
Орфограммы приставок. Тест по теме: «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи». |
Обобщать и систематизировать знания о правописании приставок. Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. |
|
23 |
10.10. |
|
Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. |
Систематизировать знания об условиях выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков |
|
24 |
11.10. |
|
Развитие речи. Сочинение №1. Типы текста. |
Озаглавливают тексты. Определяют типы текста и создают собственные тексты заданного типа. Создание собственного текста с учётом правильности и выразительности письменной речи и запись в тетрадь.
|
|
25 |
15.10. |
|
Работа над ошибками. Разбор по членам предложения. |
Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения. |
|
26 |
16.10. |
|
Синтаксический разбор предложения. |
Знакомиться с алгоритмом разбора простого предложения по членам. |
|
27 |
17.10. |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения.
|
Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений. |
|
28
|
18.10. |
|
Итоговая контрольная работа за I четверть. Диктант. |
Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
|
29 |
22.10. |
|
Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Знаки препинания при однородных членах предложения». |
Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений. |
|
30 |
23.10. |
|
Закрепление по теме: «Синтаксический разбор предложения». |
Соблюдать алгоритм проведения разбора по членам предложения и синтаксического разбора предложения. |
|
31 |
24.10. |
|
Глагол. Контрольный словарный диктант. |
Систематизировать знания о признаках выделения частей речи. Находить в тексте слова по заданному основанию. Задавать вопросы к глаголам. Наблюдать за значением глаголов. Распределять слова по группам. Устанавливать синтаксическую функцию глаголов. Выбирать подходящие по смыслу глаголы. |
|
32 |
25.10. |
|
Глагол как часть речи. |
Обобщать и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивать грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Наблюдать за изменением глаголов по временам. Знакомиться с глаголом как частью речи. Знакомиться с алгоритмом определения вида глагола. Наблюдать за функционированием глаголов разных видов в тексте. |
|
2 четверть – 31 ч |
|||||
33 |
6.11. |
|
Правописание приставок в глаголах. |
Различать предлоги и приставки. Систематизировать знания об употреблении разделительного твёрдого знака. Контролировать собственные действия при отработке написания предлогов и приставок. |
|
34 |
7.11. |
|
Правописание не с глаголами. |
Наблюдать за языковым материалом, формулировать вывод о написании частицы не с глаголами. |
|
35 |
8.11. |
|
Развитие речи. Изложение №2 повествовательного текста воспринятого на слух. |
Подробно излагать содержание повествовательного текста. |
|
36 |
12.11. |
|
Работа над ошибками. Вид глагола. |
Наблюдать за значением глаголов разного вида и их функционированием в предложении. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола. |
|
37 |
13.11. |
|
Начальная форма глагола. |
Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму. |
|
38 |
14.11. |
|
Личные формы глагола. |
Систематизировать знания о личных местоимениях. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола. |
|
39 |
15.11. |
|
Лицо и число глаголов. |
Систематизировать знания о личных формах глаголов. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам. Наблюдать за изменением личных глагольных форм. |
|
40 |
19.11. |
|
Мягкий знак после шипящих в глаголах. |
Систематизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих. Наблюдать за написанием мягкого знака после шипящих в глаголах, формулировать вывод. Контролировать собственные действия при списывании. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму. |
|
41 |
20.11. |
|
Закрепление по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах». |
|
|
42 |
21.11. |
|
Текст. Развитие речи. Свободный диктант № 1. |
Различать текст-описание и текст-повествование по целевой установке. Подбирать заголовок будущего текста, составлять план текста. Составлять текст на заданную тему по плану. |
|
43 |
22.11. |
|
Работа над ошибками. Правописание –ться и -тся в глаголах. |
Различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Устанавливать тип, место орфограммы в слове и способ проверки. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. |
|
44 |
26.11. |
|
Закрепление по теме: «Правописание – ться и -тся в глаголах» (словарный диктант 5.) |
|
|
45 |
27.11. |
|
Спряжение глаголов. |
Сравнивать окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомиться со спряжением глаголов. Наблюдать за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям. |
|
46 |
28.11. |
|
Закрепление по теме: «Спряжение глаголов». |
Высказывать предположение о способах определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Знакомиться с алгоритмом определения спряжения глагола. |
|
47 |
29.11. |
|
Обобщение по теме: «Спряжение глаголов». Проект на тему: «Крылатые выражения». |
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения спряжения глагола. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. |
|
48 |
3.12. |
|
Правописание глаголов. |
Определять основание для классификации слов, распределять слова по группам. Наблюдать за обозначением звука [о] после шипящих в окончаниях глаголов, формулировать вывод. Контролировать собственные действия в соответствии с изученным правилом. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. |
|
49 |
4.12. |
|
Контрольный диктант по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах». |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
50 |
5.12. |
|
Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов. |
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждать правило. Работать с рубрикой «Обрати внимание». Работать со схемами. Безошибочно находить в предложении подлежащее и сказуемое. Правильно выбирать графический знак для обозначения членов предложения. Соблюдать правильную интонацию при чтении предложения с однородными членами. Исправлять деформированные предложения. |
|
51 |
6.12. |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжение). |
Проводить наблюдения над союзами. Обсуждать рубрику «Обрати внимание». Знакомиться с союзами при однородных членах. Тренироваться в нахождении однородных членов. Составлять предложения с однородными членами. Индивидуально работать со схемами. Работать в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечислением. |
|
52 |
10.12. |
|
Текст. Развитие речи. Свободный диктант № 2. |
Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Записывать по частям текст с использованием данного приёма. |
|
53 |
11.12. |
|
Работа над ошибками. Спряжение глагола. |
Проводить наблюдения над союзами. Обсуждать рубрику «Обрати внимание». Знакомиться с союзами при однородных членах. Тренироваться в нахождении однородных членов. Составлять предложения с однородными членами. Индивидуально работать со схемами. Работать в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечислением. |
|
54 |
12.12. |
|
Закрепление по теме: «Правописание безударных окончаний глаголов» (словарная работа 6). |
Наблюдать за способом обозначения звука [ы] по еле [ц] в различных частях слова. Работать над правописанием слов с этой орфограммой. Сопоставлять звуковую и буквенную записи слов. Обсуждать алгоритм применения правила. Классифицировать слова с ци и цы в корне, с окончанием - ы. |
|
55 |
13.12. |
|
Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов». |
Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. |
|
56 |
17.12. |
|
Правописание глаголов. |
Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Объяснять написание слов. |
|
57 |
18.12. |
|
Закрепление по теме: «Правописание глаголов». Защита проектов. |
|
|
58 |
19.12. |
|
Итоговая контрольная работа за первое полугодие. Диктант. |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
|
|
59 |
20.12. |
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Правописание глаголов». |
Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Объяснять написание слов. |
|
60 |
24.12. |
|
Настоящее время глагола. Контрольный словарный диктант. |
Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. |
|
61 |
25.12. |
|
Текст. Развитие речи. Обучающее сочинение №2. |
Соотносить заголовок и содержание текста. Определять целевую установку, составлять подробный план будущего коллективного текста. Составлять текст с опорой на план. |
|
62 |
26.12. |
|
Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов. |
Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами -ива-/-ыва-, -ова-/-ева-. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом. Систематизировать знания о способах определения спряжения и правописании личных окончаний глаголов и существительных. |
|
63 |
27.12. |
|
Прошедшее время глагола. |
Различать формы времени. Фиксировать (графически обозначать) основу слова. |
|
3 четверть – 40 ч |
|||||
64 |
10.01. |
|
Закрепление по теме: «Прошедшее время глагола». |
Различать формы времени. Фиксировать (графически обозначать) основу слова. |
|
65 |
14.01. |
|
Обобщение по теме: «Прошедшее время глагола». |
Наблюдать за изменением глагола в форме прошедшего времени по родам и числам. |
|
66 |
15.01. |
|
Развитие речи. Обучающее изложение №3. |
Составлять план. Понимать структуры предложений. Выбирать из текста опорные слова и выражения. Письменно пересказывать текст. |
|
67 |
16.01. |
|
Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов. |
Наблюдать за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени. |
|
68 |
17.01. |
|
Будущее время глагола. |
Наблюдать за значением форм будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. |
|
69 |
21.01. |
|
Закрепление по теме: «Правописание суффиксов глаголов». |
Наблюдать за написанием суффиксов глаголов. Вырабатывать алгоритм рассуждения при написании разных форм одного и того же глагола. |
|
70 |
22.01. |
|
Изменение глаголов по временам. |
Наблюдать за функционированием формы настоящего, будущего и прошедшего времени. |
|
71 |
23.01. |
|
Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов». |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
72 |
24.01. |
|
Работа над ошибками. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. |
Знакомиться с наклонением как грамматическим признаком глагола. Наблюдать за значением формы изъявительного наклонения глагола и её функционированием в текстах. |
|
73 |
28.01. |
|
Условное наклонение глагола. |
|
|
74 |
29.01. |
|
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. |
Наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. |
|
75 |
30.01. |
|
Правописание глаголов. |
Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. |
|
76 |
31.01. |
|
Наклонение глагола. Повелительное наклонение |
Знакомиться с образованием, значением и использованием глаголов в форме повелительного наклонения. Обобщать и систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания. Наблюдать за изменением глаголов в форме повелительного наклонения по числам. |
|
77 |
4.02. |
|
Повелительное наклонение глагола. |
Знакомиться со способом образования составной формы повелительного наклонения. Наблюдать за использованием глаголов в форме повелительного наклонения в речи. |
|
78 |
5.02. |
|
Словообразование глаголов. |
Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием глаголов, определять способ образования глаголов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
|
79 |
6.02. |
|
Глагол в предложении. |
Обобщать и систематизировать знания о синтаксической функции глаголов, об однородных членах предложения. Наблюдать за особенностями управления как вида связи слов в словосочетании. |
|
80 |
7.02. |
|
Закрепление по теме: «Глагол в предложении». Проект на тему: «Зачем нужны знаки препинания?». |
Наблюдать за синтаксической функцией глаголов в предложении. Обобщать и систематизировать знания о второстепенных членах предложения. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию. |
|
81 |
11.02. |
|
Правописание глаголов. |
Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов. Находить слова по заданному основанию. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма списывания текста с пропущенными буквами. |
|
82 |
12.02. |
|
Контрольный диктант по теме «Глагол в предложении». |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
83 |
13.02. |
|
Работа над ошибками. Текст. Морфологический разбор глагола. |
Наблюдать за языковыми средствами, передающими речь героев текста. Различать диалог и монолог. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Проводить морфологический разбор глаголов в соответствии с алгоритмом. Классифицировать изменяемые и неизменяемые признаки глагола. |
|
84 |
14.02. |
|
Наречие как часть речи. |
Познакомиться с наречием как частью речи. Наблюдать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий. Понимать информацию, представленную в виде загадки. |
|
85 |
18.02. |
|
Связь наречия с другими частями речи. |
Наблюдать за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщать результаты наблюдений. Анализировать особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Высказывать предположение о наиболее частотном значении наречий, аргументировать свой ответ. |
|
86 |
19.02. |
|
Наречие. Защита проектов. |
|
|
87 |
20.02. |
|
Как образуются наречия. |
Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием наречий, определять способ образования наречий. |
|
88 |
21.02. |
|
Правописание гласных на конце наречий. |
Устанавливать связь написания гласных на конце наречий с приставками. Знакомиться с правилом написания гласных на конце наречий. Соблюдать алгоритм действий при выборе буквы. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами. |
|
89 |
25.02. |
|
Закрепление по теме: «Правописание гласных на конце наречий». |
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. |
|
90 |
26.02. |
|
Текст. Развитие речи. Обучающее сочинение №3. |
Соотносить заголовок и содержание текста. Определять целевую установку, составлять подробный план будущего коллективного текста. Составлять текст с опорой на план. |
|
91 |
27.02. |
|
Работа над ошибками. Морфологический разбор наречий. |
Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию. Обнаруживать избыточные пункты в общей схеме морфологического разбора наречий. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора наречия. |
|
92 |
28.02. |
|
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. |
Отрабатывать алгоритм применения изученного правила. Повторять изученные орфограммы. |
|
93 |
4.03. |
|
Закрепление по теме: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих». |
|
|
94 |
5.03. |
|
Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий». |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
95 |
6.03. |
|
Работа над ошибками. Имя числительное.
|
Наблюдать за морфемным составом имён числительных, сравнивать числительные по составу. Знакомиться с простыми, сложными и составными именами числительными. Наблюдать за словообразованием имён числительных. Преобразовывать запись, выполненную с помощью чисел, в буквенную запись. |
|
96 |
7.03. |
|
Закрепление по теме: «Имя числительное». |
|
|
97 |
11.03. |
|
Работаем с текстом. Развитие речи. Свободный диктант № 3. |
Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Записывать по частям текст с использованием данного приёма. |
|
98 |
12.03. |
|
Работа над ошибками. Изменение имён числительных. |
Наблюдать за языковым материалом. Коллективно выводить и обсуждать правило. Классифицировать слова. Упражнения: применять правила. Повторять написание словарных слов. |
|
99 |
13.03. |
|
Слитное и раздельное написание числительных. |
Наблюдать за правописанием простых, сложных и составных числительных, формулировать выводы на основе наблюдения. Знакомиться с правилами употребления названий месяцев в сочетании с именами числительными в косвенных падежах. |
|
100 |
14.03. |
|
Правописание мягкого знака в именах числительных. |
Знакомиться с правилом написания ь в числительных. |
|
101 |
18.03. |
|
Правописание числительных. |
Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма написания числительных. Обосновывать написание слов. Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись. |
|
102 |
19.03. |
|
Текст. Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. |
Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах. |
|
103 |
20.03. |
|
Связь слов в предложении. Словосочетание. |
Знакомиться с подчинительной связью как основой словосочетания. Различать словосочетания и «не словосочетания». |
|
4 четверть – 35 ч |
|||||
104 |
1.04. |
|
Словосочетание.
|
Обобщать и систематизировать знания об однородных членах предложения и о фразеологизмах. Сравнивать словосочетания с сочетаниями слов, связанных сочинительной связью, и с фразеологизмами. Различать словосочетания и фразеологизмы. |
|
105 |
2.04. |
|
Слово. Словосочетание. Предложение. |
Сравнивать слова, словосочетания и предложения. |
|
106 |
3.04. |
|
Текст. Проект на тему: «Происхождение и образование сложных слов». |
Выявлять смысловые и структурные особенности текста. Составлять план будущего текста. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания текста-рассуждения |
|
107 |
4.04. |
|
Правописание слов в словосочетаниях. |
Составлять словосочетания по заданной модели. Различать порядковые и количественные числительные. Включать в предложение словосочетание по заданной модели. |
|
108 |
8.04. |
|
Связь слов в словосочетании. Согласование. |
Обобщать и систематизировать знания о связи имён прилагательных с именами существительными. Наблюдать за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. |
|
109 |
9.04. |
|
Всероссийская проверочная работа. |
|
|
110 |
10.04. |
|
Правописание слов в словосочетаниях. |
Наблюдение над окончаниями имен существительных. Упражнения: классификация. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».
|
|
111 |
11.04. |
|
Всероссийская проверочная работа. |
Обобщать и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов. Находить словосочетания по заданному основанию. Устанавливать тип орфограммы в слове. Обосновывать написание слов. |
|
112 |
15.04. |
|
Связь слов в словосочетании. Управление. |
Анализировать различия в способах связи слов в словосочетании. Различать словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетаний с типом связи управление. |
|
113 |
16.04. |
|
Связь слов в словосочетании. Примыкание. |
Знакомиться с примыканием как типом подчинительной связи и с алгоритмом нахождения словосочетания с примыканием. |
|
114 |
17.04. |
|
Защита проектов. Текст. Развитие речи. Обучающее сочинение №4. |
Создавать собственный текст в соответствии с целевой установкой и записывать его. Подбирать заголовок к тексту. |
|
115 |
18.04. |
|
Работа над ошибками. Правописание слов в словосочетаниях.
|
Восстанавливать текст, заполняя пропуски. Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись. Соблюдать порядок действий при написании ь после шипящих в глаголах и наречиях. Устанавливать место и тип орфограммы в слове.
|
|
116 |
22.04. |
|
Словосочетание в предложении.
|
Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом. Проводить синтаксический разбор. |
|
117 |
23.04. |
|
Текст – рассуждение. Сложное предложение. |
Определять тип текста, доказывать свой ответ. Соблюдать алгоритм работы при создании собственного текста. Составлять текст заданного типа на указанную тему. Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. |
|
118 |
24.04. |
|
Проверочная работа по теме «Правописание слов в словосочетаниях». |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
|
|
119 |
25.04 |
|
Закрепление по теме: «Сложное предложение». |
Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. |
|
120 |
29.04. |
|
Как связаны части сложносочинённого предложения. |
Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. Различать простые и сложные предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и предложения с однородными членами. |
|
121 |
30.04. |
|
Знаки препинания в сложном предложении. |
Знакомиться с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочинённого предложения. Обобщать и систематизировать знания о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах. |
|
122 |
2.05. |
|
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
|
|
123 |
6.05. |
|
Как связаны части сложноподчинённого предложения. |
Задавать вопросы от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. Находить предложения по заданному основанию. Составлять схемы сложных предложений. |
|
124 |
7.05. |
|
Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. |
Понимать информацию, представленную в виде схемы. Соотносить предложения и их схемы. Упорядочивать предложения в соответствии с последовательностью схем. |
|
125 |
8.05. |
|
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. |
|
126 |
13.05. |
|
Сложное предложение. |
Конструировать схемы сложных предложений. Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений и однородные члены. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. |
|
127 |
14.05. |
|
Административная годовая контрольная работа. Диктант. |
Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. |
|
128 |
15.05. |
|
Работа над ошибками. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. |
Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. |
|
129 |
16.05. |
|
Закрепление по теме: «Запятые между частями сложного предложения». |
|
|
130 |
20.05. |
|
Текст. Развитие речи. Свободный диктант №4. |
Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Записывать по частям текст с использованием данного приёма. |
|
131 |
21.05. |
|
Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Учимся ставить запятые между частями сложного предложения». |
Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. |
|
132 |
22.05. |
|
Закрепление по теме: «Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения». |
Соотносить предложения и их схемы. Упорядочивать предложения в соответствии с последовательностью схем. |
|
133 |
23.05. |
|
Контрольное списывание № 2 по теме: «Сложное предложение». |
Списывать текст по алгоритму. Выполнять самопроверку. Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как «микротемы» текста. |
|
134 |
27.05. |
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Сложное предложение».
|
Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. |
|
135-136 |
28.05-29.05. |
|
Резерв. |
|
|
Приложение 1
Итоговые контрольные работы и промежуточный мониторинг
4 класс
Промежуточный мониторинг |
Итоговая контрольная работа |
Диктант. Ёжик. По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц. Днем и ночью таскает ёж в норку листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны. (По Соколову-Микитову) (75 слов) Слова для справок: добыча, логово, никто.
Орфографическое задание I вариант. 1.Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания. Тян…м, корм…м, вар…м, зна…м, пиш…м, смотр…м, ход…м, стира…м. 2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах». II вариант.
единственного числа. Запиши слова парами. Отметь окончания. Варить, вертеть, начинать, читать. О бразец: желать – желаешь. 2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак». |
Диктант. Бабочки на дорожке. Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску. Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх. Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки. (81 слово) Слова для справок: вверх, обратно. Орфографическое задание I вариант. 1. Выпиши из текста диктанта три слова, с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова. 2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет. в доме, у мыши, по тропинке, на пристани
II вариант. 1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой в приставке, отметь приставку в словах. 2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет. Подъезд, объявление, подъехал, объезд
|
Приложение 2
Контроль и оценка результатов обучения
Русский язык.
«5» - нет ошибок, 1 недочет;
«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов по текущему материалу,
2 ошибки или 4 недочета по пройденному материалу (итоговая работа);
«3» - 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу,
3-5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу (итоговая работа);
«2» - более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу,
более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу.
Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, чистота, оформление и т. д.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь и в дневник учитель выставляет две отметки (например, 5/3), за правильность выполнения и за общее впечатление от работы. Снижение отметки за общее впечатление допускается, если:
в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлении;
работа оформлена небрежно, плохо читаема, много зачёркиваний, отсутствуют поля и красные строки.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
пропуск, перестановка, замена, вставка лишних букв;
ошибки в словах с непроверяемым написанием, круг которых очерчен программой каждого класса;
отсутствие изученных знаков препинания -ошибки на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;
употребление слов в не свойственном им значении (в изложении.)
Недочёты:
отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с , большой буквы -отсутствие красной строки
неправильное написание одного слова при наличии в работе нескольких таких слов (на одно правило)
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения
Текст диктанта должен включать достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов). Слова на не изученные правила выписываются на доске.
Приложение 3
Работа с обучающимися в ____ классе
на 20___/20 ___ учебный год
Работа с мотивированными обучающимися |
|
Фамилия, имя |
Виды работы |
|
|
Работа с обучающимися, испытывающими трудности |
|
Фамилия, имя |
Виды работы |
|
|
Приложение 4
План работы
с обучающимися, испытывающими трудности
на 20 __/20 __ учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Срок |
1. |
Проведение среза умений и навыков обучающихся по основным разделам учебного материала обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей |
сентябрь |
2. |
Установление причин отставания обучающихся через беседы со школьными специалистами: учителями - предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком. |
ноябрь-декабрь |
3. |
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. |
в течение учебного года |
4. |
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания для обучающихся, фиксировать это в плане урока |
в течение учебного года |
5. |
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. |
в течение учебного года |
6. |
Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях. |
в течение учебного года |
7. |
Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость. |
в течение учебного года |
8. |
Вести обязательный тематический учет знаний обучающихся, испытывающих трудности, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. |
в течение учебного года |
9. |
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для обучающихся, испытывающих трудности. Учить детей навыкам самостоятельной работы. |
в течение учебного года |
Лист регистрации изменений
Дата внесения изменений |
Содержание |
Подпись лица внёсшего изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Материалы подготовил(а): Колобкова Ирина Михайловна
Мне нравится | 2