Работа на тему «Баня по-чёрному»

Сегодня настоящая баня «по-чёрному» встречается довольно редко. Мы уже привыкли к определённым современным банным стандартам и понятиям. Но если вспомнить историю бани, то именно «чёрная» баня является родоначальником всех водных и мыльных процедур. Недаром бытует поговорка: «Помылся – будто заново родился!».
Рассматривая саму постройку, фотографии, где изображены бани «по-чёрному», мы пришли к выводу: особое внимание уделяли месту её расположения.

Библиотека материалов Дум Думыча

работа на тему «Баня по –чёрному»



























Автор: Влазовская Лилия Леонидовна, учитель

ГУО «Молятичский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа».










СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ БАНИ «ПО-ЧЁРНОМУ»


5

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКЦИИ БАНИ «ПО- ЧЁРНОМУ»


5

1.2 ПЕЧЬ-КАМЕНКА В БАНЕ «ПО-ЧЁРНОМУ»

9

1.3 ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА БАНИ «ПО-ЧЁРНОМУ»

11

1.4 ИНВЕНТАРЬ БАНИ «ПО-ЧЁРНОМУ»

13

ГЛАВА2 ЗНАЧЕНИЕ БАНИ «ПО-ЧЁРНОМУ В БЫТУ НАШИХ ПРЕДКОВ»

15

2.1 РИТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БАНИ В КУЛЬТУРЕ БЕЛОРУССКИХ КРЕСТЬЯН В ПРОШЛОМ

15

2.2 БАННЫЕ ТРАДИЦИИ

16

2.3 МИФИЧЕСКИЕ ЖИТЕЛИ БЕЛОРУССКОЙ БАНИ

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

21

ПРИЛОЖЕНИЕ А МИФИЧЕСКИЕ ЖИТЕЛИ БЕЛОРУССКОЙ БАНИ

22

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. БАНЯ«ПО-ЧЁРНОМУ»

23









ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ БАНИ «ПО-ЧЁРНОМУ»

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКЦИИ БАНИ «ПО-ЧЁРНОМУ»

Сегодня настоящая баня «по-чёрному» встречается довольно редко. Мы уже привыкли к определённым современным банным стандартам и понятиям. Но если вспомнить историю бани, то именно «чёрная» баня является родоначальником всех водных и мыльных процедур.

История бани началась ещё в глубокой древности, причём для наших предков баня была не только местом для мытья, а особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет четыре главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром бытует поговорка: «Помылся – будто заново родился!».

Рассматривая саму постройку, фотографии, где изображены бани «по-чёрному», мы пришли к выводу: особое внимание уделяли месту её расположения. Обычно строились вблизи естественных водоёмов или колодцев, чтобы иметь близкий доступ к воде [3, c.527]. В целях предотвращения пожаров баню строили подальше от всех других построек. Если учесть метод, которым топились бани в то время, эта предосторожность вовсе не была излишней. В 1649 г. был издан Указ, где говорилось: «Мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а поэтому субботы считались банными днями. Первые бани отличались весьма скромными размерами. Их ширина была не более двух с половиной метров, а длина составляла три метра. В состав конструкции бани «по-чёрному» входило всего лишь два помещения – холодный предбанник и собственно само моечное помещение. Эти бани представляли собой помещение, в котором печь топят без дымовой трубы, дым выходит через открытое окно.

Работа на тему «Баня по-чёрному» - Рисунок 1
Работа на тему «Баня по-чёрному» - Рисунок 2

Рисунок 1.1 – Место Рисунок 1.2 – Внешний вид

расположения бани «по-чёрному» бани «по-чёрному»

Место для бани выбирается безветренное, но всё-таки «розе ветров» тоже уделялось внимание. Это было связано с особенностью расположения двери. Её обычно прорубали с подветренной стороны, чтобы дым свободно выходил на улицу, а не оставался внутри помещения. Из-за отсутствия искусственного освещения, раньше окна делали на юг или запад. Дневного света в этом случае гораздо больше.

Внутри баня «по-чёрному» также небольших размеров. Высота потолков не более двух метров. Дымные бани обычно строили не очень просторными. Если посмотреть на архивные фотографии бань «по-чёрному», становится ясно, что довольствовались они скромными избушками.

Такие размеры способствовали лучшему и быстрому набору высокой температуры. Ранее бани «по-чёрному» даже вкапывались в землю до окон. Этот способ сохранения тепла действовал довольно хорошо. Часто вообще у бани не было никакого фундамента, просто первые венцы делались из лиственницы и укладывались прямо на землю. Древесина внутренней отделки бани «по-чёрному» заметно коптилась, темнела местами до практически чёрного цвета. Это объясняется тем, что березовые дрова, которые использовались для топки, в своём составе содержат дёготь.

Полы обычно делались деревянными. Укладывались они с небольшим зазором, то есть полы устраивались протекающими. В старину прямо на них разбрасывали сено или различные сборы трав. Аромат от этих действий не только приятный, но и полезный. Такая ароматерапия в бане регулярно применялась нашими предками, которые отлично знали толк в лечении травами.

Для стен бани «по-чёрному» лучше всего использовать простой бревенчатый сруб, который изнутри ничем не «зашивается». Для постройки использовали бревна небольшого (от 18 см) диаметра, чтобы баня быстрее прогревалась зимой. Как известно, пар по физическим свойствам схож с водой. Если воду лить на обычную вертикальную стену, она стечёт с неё очень быстро. Также и насыщенный горячий пар в парилке с плоскими стенами быстрее опускается вниз. А от выпуклых бревенчатых стен пар направляется в центр помещения и там концентрируется, долго грея своим теплом парильщиков.

Основным материалом для банного сруба служила сосна. Следует обратить внимание, что в строительстве важно было использовать дерево, срубленное зимой, когда деревья «спят», влажность их древесины около 50%. Так, срубленное дерево было крепче и куда меньше давало усадку. Конопатились и утеплялись банные помещения нашими дедами мхом, естественным природным утеплителем, а поверх использовали глину.

Крышу бани «по-чёрному» в старину обычно делали двускатной, чтобы сохранялся доступ на чердак.

Особое внимание уделяли окну в бане. Его делали низко — 10–20 см от земли. Солнечный свет из окна падал прямо на пол, который его отражал, и поэтому в помещении было светло. Для предотвращения попадания холодного воздуха через окно, на него натягивали тонкую кожу животного. Еще одна причина того, почему окно было расположено низко - меньшая температура внизу бани и, соответственно, меньшая вероятность разрыва этой кожи. Позже окно стали прорубать на уровне первого полка.

Работа на тему «Баня по-чёрному» - Рисунок 3

Рисунок 1.3 – Особенности расположения окна и двери в бане «по-чёрному»

Отверстие для выхода дыма в бане «по-чёрному» обычно делалось квадратным, со стороной 25–30 см. Его размер пропорционален объему печи. Для выхода дыма отверстие делалось в стене - это древний и простой вариант. При этом оно всегда прорубалось в стене, которая располагалась под фронтоном, чтобы дым, выходя на свободу, не скапливался под скатами крыши и не проходил обратно в помещение бани.

Работа на тему «Баня по-чёрному» - Рисунок 4

Рисунок 1.4 – Расположение окна для оттока дыма

В бане «по-чёрному» всегда делались невысокие двери. Причин тому две. Первая - уходит корнями в язычество: заходя в парилку, приходится нагибаться, то есть кланяться, тем самым, выражая уважение бане и её «хозяину» — Баннику. Вторая причина прозаична: чем меньше дверной проём, тем меньше пара уходит, когда дверь открывается. Дверь всегда открывалась на себя. В бане «по-черному» очень важен приток свежего воздуха.

В белорусской бане особое место занимал холодный предбанник. Он тоже неотъемлемая часть бани.. Предбанник - помещение универсальное. Оно использовалось как раздевалка и часто ещё служило прачечной. Из предбанника вела дверь в баню, её старались делать узкой, чтобы уменьшить отток горячего воздуха из помещения.

Работа на тему «Баня по-чёрному» - Рисунок 5

Рисунок 1.5 - Предбанник

Однако, из-за своей малогабаритности и минимума удобств баня «по – чёрному» быстрыми темпами вытесняется современной баней. В XIX веке появились "белые" бани. В них была печка-каменка, имеющая дымовую трубу, поэтому её можно было топить непосредственно во время мытья. Такая баня была более гигиенична и не пожароопасная.

1.2. ПЕЧЬ-КАМЕНКА В БАНЕ «ПО-ЧЕРНОМУ»

Центральным непременным атрибутом бани является печка-каменка. В ней разжигали огонь, который нагревал камни, расположенные сверху на печи. Они очень хорошо отдавали тепло помещению. В деревянных банях она всегда устанавливалась справа от входа. Практика показывает, что располагать печь разумнее всего возле входной двери. Во-первых, легко заносить дрова. Во-вторых, дым будет сразу выходить на улицу. В-третьих, просто контролировать весь процесс топки печи. Не стоит забывать и про пожарную безопасность. Благодаря такому размещению тепло быстро распространялось по помещению.

Работа на тему «Баня по-чёрному» - Рисунок 6

Рисунок 1.6 – Печка-каменка

В старину печь-каменку складывали из камней без раствора, специальным сводом, под которым разжигался костер. Это были очень крупные камни-валуны. Их специально отбирали по разным признакам: вплоть до того, есть на них по утрам роса или нет. Белорусы знали, для бани подойдёт далеко не каждый камень. Для получения хорошего пара использовали четыре вида камней. Материал для строительства печи-каменки был представлен базальтовыми и вулканическими породами.

Печь-каменка могла иметь квадратную, круглую, шестиугольную формы. Отверстие для выхода дыма располагалось ближе к печи, чтобы дым долго не блуждал по бане, а как можно быстрее выходил. Иначе тяга будет не очень сильной.

Огонь, проходя через камни, уложенные сверху топки, нагревал их до большой температуры. Вода для мытья грелась в чанах на камнях, которые раскалялись добела, здесь же, на печи. В бане «по-черному» очень важен приток свежего воздуха. Поэтому вход в баню и выход на улицу должны быть на минимальном расстоянии друг от друга (не более 2–3 метров).

Весь процесс приготовления хорошей жаркой бани в среднем составляет 2 - 3 часа. Он зависит от размеров бани, от конструкции печи и от температуры на улице. Как правило, делается 2 - 4 основные закладки дров. Первая охапка поленьев обычно горит не сильно хорошо, а вот дыма при этом получается много. Такое развитие событий – нормальное явление. После прогрева камней, тяга улучшится и дыма в бане станет гораздо меньше.

Завершающим этапом было - дать парной «настояться». Достаточно 20-30 минут для того, чтобы в бане «по- чёрному» создалась необходимая комфортная атмосфера.

Тепло, выделяемое камнями, намного приятней и полезней для организма человека, нежели стальные стенки современных печей.

1.3 ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА БАНИ «ПО-ЧЁРНОМУ»

Сегодня многих «чёрная» баня привлекает своей загадочностью и необычностью. В ней есть что-то такое, что притягивает к себе практически каждого человека. Ощутить на себе воздействие необычной бани «по – чёрному» хочется каждому. Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бани. Она всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства. Гостя сначала вели в баньку, затем кормили и укладывали спать. Любая баня «по-чёрному», как принято говорить, «горчит», то есть воздух в помещении бани имеет горьковатый привкус. Древесина внутренней отделки бани «по-чёрному» заметно коптится. Это объясняется тем, что берёзовые дрова, которые используются для топки, в своём составе содержат деготь. В своём составе он имеет сложный комплекс углеводородов и фитонцидов. Это приводит к тому, что атмосфера бани «по-чёрному» имеет резко выраженный бактерицидный характер. Деготь традиционно применялся для лечения кожных высыпаний, паразитарных заболеваний кожи, болезней дыхательных путей. Недаром у населения появилось пожелание «С лёгким паром». Так говорили тем людям, которые только что попарились или помылись в бане, то есть желали добра и здоровья.

Работа на тему «Баня по-чёрному» - Рисунок 7

Рисунок 1.7 – Лечебные свойства бани «по-чёрному»

В средние века эпидемия чумы, которая бушевала в Европе и унесла с собой треть её населения, остановилась на границах традиционного строительства бань «по-чёрному». Люди, которые регулярно парились в таких банях, постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути. В банях «по-чёрному» испокон веков повитухи принимали роды, так как это было стерильное помещение. Есть понятие «баня должна настояться», то есть после окончания топки, должно пройти некоторое время. Потом выпускают первый пар, обдав кипятком камни. Пар кратковременно повышает давление воздуха внутри парилки и выносит наружу избыток летучих бактерицидных веществ, раздражающих глаза и дыхание. Так баня меньше «горчит». Иногда потолок обметают веником, но при хороших дровах сажа на стенах практически не оседает. Баня «по-чёрному», несмотря на трудности, сопряженные с её приготовлением, остается самой полезной разновидностью из всех видов бань. Поэтому, несмотря на её средневековый характер, она и сегодня высоко ценится знатоками бани.

1.4 ИНВЕНТАРЬ БАНИ «ПО - ЧЁРНОМУ»

Внутреннее обустройство и планировка деревенской бани подчинялась определенным правилам. Полки для парения устраивались вдоль глухой стены несколькими ступенчатыми ярусами. Размеры их были такими, чтобы парильщик мог удобно улечься, подставив тело влажному жару и массажным процедурам. Полок обычно изготавливали из дерева лиственных пород ольхи, осины, липы. В банях на полках настилали ароматные травы. Скамьи или лавки для мытья, как правило, ставят у противоположной от печи стены. На лавках лежали заготовленные веники, тазы со щелоком, лохани с холодной водой. Люди мылись и окатывали себя водой из деревянных шаек, которые находились на лавках, расположенных вдоль стен. Наши предки отдавали предпочтение деревянной утвари.

Работа на тему «Баня по-чёрному» - Рисунок 8

Рисунок 1.8 – Место расположения полка

Еще одной особенностью белорусской бани стало использование щёлока для банных процедур. Мыло появилось гораздо позже. Для ухода за телом использовали вехотки- это всем известные нам мочалки.

Неотъемлемым атрибутом деревенской бани является веник. Ведь нельзя в полном объеме ощутить прелесть бани, не сделав массаж, который проводили с помощью дубового, березового веника. Именно о венике сложено много пословиц, которые и сегодня употребляются в нашей местности. Например, «веник в бане - всем начальник», «баня без веника, что клумба без цветов», «без веника баня не парит, а пар не жарит». С применением веника тело очищается, кровь быстрее бежит по организму, человек чувствует себя превосходно. Недаром говорят: «как заново родился!». Веник оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение. Веник можно изготовить из веток практически всех деревьев и кустарников, которые достаточно гибки, не имеют колючек и не выделяют липкие или вредные вещества. В веники можно добавлять пучки лечебных или ароматных трав. И после такой бани очень легко дышится! Сухой веник следует сначала опустить на 10—20 минут в холодную, а затем на 1—3 минуты в горячую воду.

А какие веники предпочитают жители а.г. Молятичи? Чтобы ответить на этот вопрос, нами был проведен опрос. Из опроса 100 человек: 79- предпочитают берёзовые, 15 – дубовые, 3- сосновые и 5 – смешанные. Самым популярным напитком в бане был квас. Наши предки очень искусно готовили этот напиток.

Работа на тему «Баня по-чёрному» - Рисунок 9

Рисунок 1.9 – Данные социологического опроса населения а.г. Молятичи

Банная процедура – это священнодействие, давняя банная традиция и магический ритуал. Это животворящий комплекс, где из воды, огня и камня происходит творение жизненной энергии. Силы этих стихий, взаимодействуя, создают гармоничную среду. Поэтому так велика любовь человека к бане! До сих пор баня - это не просто процесс мытья и очищения, а целый культ со своими традициями и правилами. В бане заключена мудрость поколений наших предков. Не забывайте об этом и парьтесь на здоровье.


ГЛАВА 2 ЗНАЧЕНИЕ БАНИ «ПО - ЧЁРНОМУ» В БЫТУ НАШИХ ПРЕДКОВ

2.1 РИТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БАНИ В КУЛЬТУРЕ БЕЛОРУССКИХ КРЕСТЬЯН В ПРОШЛОМ

Отрывок из купальской песни:

Сярод сяла Воучковского

Ту-ту стояла лазня дубовая,

А ходили детюшки богу помолиться:

Стоуб обнимали, печь цаловали...”

Современному поколению довольно странным кажется этот отрывок, что «детюшки» ходили молиться в баню.Со словом баня у нас возникают совсем другие ассоциации и представляются другие функции. Но слово в белорусском языке «лазня» имеет следующее обьеснение: «открытая часовня».

В далёком прошлом слова баня имело иное значение. Когда на территории Беларуси у наших предков были сильны ещё пережитки язычества, белорусы называли “лазни” капличками. О таком храме и идёт речь в купальской песне.

Но и утверждать, что древняя баня не храм и не имеет никакого отношения к современному представлению, мы не можем.

Несовподение этих понятий совсем не случаное. У наших предков посещение бани насило ритуальный характер, имело очищающую и оберегающую функцию.

Посещение банного помещения в качестве обрядового действия сохронялось на территории Беларуси до XIX века.

Этот обычай появился как языческий, но сохранился и стал неотъемлимой частью христианских ритуалов. В настоящий момент сохранилось обязательное посещение бани в “Чистый четверг”, “Вербное воскресение”. Считается, что помыться на рассвете в бане в “Чистый четверг”, бросив в воду серебро, весь год не будешь болеть. Особое внимание уделялось появившемуся позже мылу. Его небоходимо накануне положить под “ страху” дома, это мыло будет своеобразной защитой от болезней. Обрядовое посещение бани проходило перед празднованием“Троицы”, “Каляд” и “Купалья” [3, c.198].

О том, что у белорусов сохранилось представление о бане как о сакральном обьекте, говорит и обычай “Гуканне вясны”. Молодежь для начала данного обряда собиралась около бани.

Из оздоровительной и гигиенической процедуры, баня превратилась в особый традиционный ритуал. Банные традиции наших предков объединяет всеобщее стремление людей к животворной энергии воды, которая в виде пара, исцеляет душу и тело.

2.2 БАННЫЕ ТРАДИЦИИ

Вся жизнь наших предков от рождения до смерти была связана с баней. В бане человек рождался, искал исцеления и очищения души и тела. Византийский историк Прокопий Кесарийский описывая быт и традиции славян, сделал такое залючение: баня сопровождает всю жизнь славян, здесь их омывают при рождении, перед свадьбой и после смерти.

Банные традиции предков связаны с духовностью нации. Наши предки верели, что и рождение, и смерть нарушают невидимые границы между мирами живых и умерших. Такой таинственный, мистичесий и опасный процесс не должен происходить в жилище человека. Поэтому рожениц, на время родов и еще несолько дней после, переселяли в хорошо натопленную баню. После того, как младенец появлялся на свет, глава семьи торжественно выносил его из бани. Он должен был предстать перед всеми божествами мира и стихиями.

Банник давал защиту роженицам. Мать и дитя охранял банный дух, но все же ее никогда не оставляли одну, боясь подмены ребёнка.

А сколько в бане проводилась гаданий!

Домовой бани всегда принимал участие в праздничных гаданиях. В народе верили, что он может предсказавать судьбу. А баня с её духами была самым удобным местом для гаданий, в ней также обучали колдовству и приворотам.

Девушки на Святки гадали в бане на суженого. Например, брали землю из–под девяти столбов, бросали на печь и приговаривали: “Банничек, девятиугольничек, скажи за кем замужем быть?”.

Широко было распостранено и такое гадание: в полночь, приходили к открытым дверям бани, сбрасывали валенки с ноги и ,закрыв глаза, приговаривали: “Суженый мой, ряженый, схвати за носок” и ждали прикосновения. Если банник касался голой рукой, то муж будет беден, а если мохнатой - будет богатый, мокрой - будет пьяницей, а не дотронется - жениха не жди.

Также девушки гадали с помощью зеркала.Ставили одну девицу в центр, вокруг неё очерчивали магический круг и призывали чертей поочередно смотреть в зеркало. И ждали, когда черти покажут суженого. Такое гадание считалось черезвычайно опасным “Нечистая сила” часто покидала очерченный круг и могла погубить девушек. На Каляды необходимо было закрыться в бане, поставить перед собой зеркало, около него зажечь две свечи и вниматьльно смотреть в него, не оборачиваясь по сторонам. Верели, что таким образом можно увидеть свое будущее. Много было вариантов гаданий в бане,особенно для девушек, желающих выйти замуж. Например, в полночь брали горячие камни и бросали в ведро с водой, если долго бурлили, то свекровь будет сварливой. В банях девицы могли делать и приворот на жениха. Брали хворостину от веника, клали на порог для того, чтобы её переступил суженый. После привязывали её в бане. По поверьям, после того как хворостина высохнет, жених будет сохнуть по дувушке.

Банные традиции предписывают, что перед свадьбой подруги невесты обязательно должны парить её в бане. А на второй день после свадьбы отправляли в баню париться молодых, чтобы обеспечить им долгую и счастливую жизнь, здоровое многочисленное потомство. Вся свадебная банная церемония сопровождалась песнопениями и другими обрядовыми ритуалами.

В отдельные дни в году, определённые по церковному календарю, (накануне Пасхи, в Дмитрову субботу) баню готовили для недавно умерших родственников. Пекли обрядовый хлеб, приносили чистое бельё и звали попариться всех предков. Также топили бани на сороковой день после смерти хозяйки или хозяина.

2.3 МИФИЧЕСКИЕ ЖИТЕЛИ БЕЛОРУССКОЙ БАНИ

С баней, по народным поверьям, связано не только доброе.

У каждой бани есть своя духовная сущность, хранитель и хозяин бани. Он строго следит за соблюдением правил поведения в бане. Наши предки верили, что «хозяевами» бани были духи: Банник и Обдериха. Банник являлся повелителем огня и жара. Его представляли в виде лохматого старика. Он обожает тепло, поэтому живет за печкой, а когда сердится, прячется под полок. Он невидим благодаря шапке-невидимке. Все старались задобрить, расположить к себе Банника, принося ему угощения - хлеб и соль. Когда выстраивали новую баню, «хозяину» преподносили подарок - черную курицу, которую приносили в жертву и закапывали под порогом бани.

Обдериха - это хозяйка пара. К ней с особым почтением относились люди. Ведь не просто так появилась пословица: «Баня без пара, что щи без навара». Откуда эта пара бралась в каждой конкретной бане, неизвестно, но в ночь после постройки, именно они становились её полновластными хозяевами. Поэтому любое посещение бани считалось равносильным походу в гости, а именно туда, где есть свои правила, свой устав.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В каждую субботу, несмотря на погоду, мы топим баню. Она топится «по - белому», из предбанника. Он у нас тёплый. Там есть скамейки и диванчик. Первым в баню идёт отец. Он запаривает веники. Потом идем мы с мамой. Когда меня парит мама, говорит такие слова: «В бане парок и ладит, и гладит». Мне очень нравится париться, потому что мягкие листочки берёзового веника придают мне силы. После бани всегда чистые и приятно уставшие.

Благодаря этой работе, нам удалось пополнить свои знания о роли бани в жизни предков. Установить, что история бани своими корнями уходит в глубокую древность. Любовь к бане и массажу веником позволила белорусам успешно бороться с преждевременной старостью и болезнями. Население того времени считало баню «по-чёрному» лучшей в мире, а искусство лечения разных болезней почти не обходилось без неё.

Строительство бани являлось особым действием. Наши предки считали, что кроме очищения тела, баня представляла собой уникальное сочетание четырех природных стихий: воды, огня, земли (камней) и воздуха (пара). При посещении бани человек как бы присваивал себе силу и мощь этих стихий. Современные люди мало верят в силу природных стихий, однако каждый, кто хоть раз в жизни посещал баню, ощущал после неё прилив энергии.

Мы узнали о конструкции бани «по-чёрному», о традициях и обычаях проводимых предками в бане. В результате выполнения работы убедились, что гипотеза «О древности бани «по-чёрному» и занесение её в список «безнадёжно устаревших явлений» не верна, потому что после посещения настоящей рубленной деревенской бани не оставит никого равнодушным. Никакие исторические потрясения, технические новшества цивилизации не смогли уничтожить любовь к бане. И сейчас, как сотни лет назад, строят жители деревень бани маленькие, простые и по-современному вычурные, но такие привычные бани.

С лёгким паром!




































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бломквист,Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов. Восточнославянский этнографический сборник. – Минск. :1956. – 387 с.

2. Васілевіч, У.А. Міфы бацькаўшчыны/ уклад. У.А.Васілевіч.- Мінск, 1994.

Касцюкавец, Л. П. Беларускі народныя абрады. – Мінск. :1994. – 248 с.

3. Котович, О., Круп, Я. «Золотые правила народной культуры»/ О.Котович, Я.Круп.- Мінск: Адукацыя і выхаванне,2007.- 584с.

4. Ленсу, Я. «Ту-ту стаяла лазня дубовая…», Я.Ленсу// Культура.- 1996. -27 лютага-5 сакавіка.

5. Лозка, А.Ю. Беларускі народны каляндар. – Мінск.: 1992.- 153 с.

6. Маслова, В.А. Преданья старины глубокой в зеркале языка/ В.А.Маслова.- Минск, 1997.

7. Сергачев, С.А. Белорусское народное зодчество/ С.А. Сергачев.- Минск, 1992.

















ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БАНИ «ПО-ЧЁРНОМУ» МИФИЧЕСКИХ ЖИТЕЛЯМИ

В бане нельзя было громко говорить, шуметь, стучать или смеяться, а самый строгий запрет был наложен на брань. Также Банник не терпел у себя пьяных. Нарушителей установленных порядков он мог защекотать, запарить, с неугодного ему человека содрать кожу и повесить ее сушиться на печку. А то и просто в гневе спалить оскверненную баню. Дабы задобрить «хозяина» бани, наши предки не только старались вести себя корректно, но и оставляли по окончании процедур обязательный подарок — веник или кусок мыла. С распространением христианства Банник никуда не делся, первое время, дабы не смущать его, идущие в баню, даже снимали нательные кресты. Позже, когда новая вера возобладала, страхи постепенно забылись, и кресты снимать перестали. Посещая баню, приговаривали: «Крещеный - на полок, некрещеный - с полка». Таким образом, они просили уступить людям место. Еще считалось, что Баннику нет равных в лечении. В старину любую хворь лечили, парясь в бане, при этом исцеление приписывалось не целебным свойствам пара, а лекарским способностям Банника. В бане любили помыться и черти, которые именно здесь собирались ночью. Кождую ночь в бане парился и мылся Цмок, который выделялся особенной аккуратностью. В бане, по поверью, какое-то время живет и домовой. Его и считали нечистой силой, но все же доброй. Домовой любил мыться и париться. А вот после полночи можно было услышать как парился веником, кряхтел и что-то борматал неразборчиво домовой. А если хозяин прислушивался к этому борматанию, то получал неоценимые советы. В “Чистый четверг”, покидая баню, обязательно остовляли на полку веник и ведро воды, приговаривая: “Тебе баня на стояние, а нам на здоровь





Материалы подготовил(а): Влазовская Лилия Леонидовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение