Развитие мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеклассной деятельности
Психологическая основа для развития мышления:
развитое восприятие и память;
развитое в дошкольном возрасте воображение.
Новообразования в мышлении у детей младшего школьного возраста:
переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению выражается в способности формулировать умозаключения без использования визуальной составляющей;
внутренний план действий, с помощью которого ребенок выстраивает цепочку рассуждений у себя в голове и озвучивает только итоговое звено, которое является ответом на поставленный вопрос; формирование научных понятий; появление рефлексии в форме самоанализа процесса и результата своей деятельности.
Материалы подготовил(а): Побережная Наталья Викторовна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Развитие мышления детей
младшего школьного возраста
Психологическая основа для развития мышления:
развитое восприятие и память;
развитое в дошкольном возрасте воображение.
Новообразования в мышлении у детей младшего школьного возраста:
переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению выражается в способности формулировать умозаключения без использования визуальной составляющей; внутренний план действий, с помощью которого ребенок выстраивает цепочку рассуждений у себя в голове и озвучивает только итоговое звено, которое является ответом на поставленный вопрос; формирование научных понятий; появление рефлексии в форме самоанализа процесса и результата своей деятельности.
Условия развития мышления
Проблемная ситуация, из которой нельзя выйти при помощи имеющихся методов и средств, но с которой нужно справиться. В младшем школьном возрасте проблема должна иметь отношение к учебному материалу. Стремление как желание справиться с проблемной ситуацией. В младшем школьном возрасте это стремление может быть выражено интересом к деятельности. Ресурсы выражены универсальными учебными действиями (анализ, обобщение, выделение существенного). В младшем школьном возрасте для решения проблемной ситуации используются имеющиеся ресурсы и формируются новые.
Особенности образовательной среды
Создание проблемных ситуаций, которые интересны детям. Без интереса к проблемной ситуации не будет возникать желание с ней справиться, а значит, не будут формироваться мышление и учебная деятельность. Организация деятельности в «зоне ближайшего развития», то есть создание такой проблемной ситуации, с которой ребенок может справиться совместно с одноклассниками и (или) под управлением взрослого. Организация коммуникации в форме обмена мнениями, дискуссии, где каждый имеет право высказаться по тому или иному вопросу и выслушать мнение оппонента. Работа с моделями и схемами, которые позволяют перейти к абстрактному мышлению, формируют умение выделять главное. Нестандартные задачи, которые:
развивают логическое и пространственное мышление; имеют выбор уровня сложности; нередко предполагают практическую деятельность, использование метода проб и ошибок с целью поиска единственно верного решения.
Для создания ситуации успеха в учебной деятельности и закрепления за ребенком нового социального статуса можно воспользоватьсяонлайн- олимпиадами, которые направлены на развитие логического мышления, развивают универсальные учебные действия, нередко предполагают практическую деятельность, использование метода проб и ошибок с целью поиска единственно верного решения, дизайнерское оформление заданий, дипломов и сертификатов, использование элементов геймификации, расширение и уточнение знаний учащихся.
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Побережная Наталья Викторовна
Мне нравится | 0