«Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса»

Развитие речи дошкольников
Исследования Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности.

Библиотека материалов Дум Думыча

«Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса»

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов является довольно значимой. В настоящее время снизился познавательный интерес детей к окружающему миру: дети чаще проводят время у телевизора или компьютера, не получая “живого” общения.

Исследования Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности.

Он проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи. Речь неразрывно связана с познанием.

Заинтересовавшись данными фактами, я решила выявить уровень сформированности познавательного интереса и речи воспитанников нашей группы. Результаты, полученные мной, порадовали: у детей развито стремление к познанию окружающего мира.

В связи с этим я поставила перед собой цель: обогатить речь дошкольников через формирование познавательного интереса к окружающему миру.

Я пришла к выводу, что для развития познавательного интереса необходима активная включенность ребенка в познавательную деятельность. Она захватывает детей тогда, когда они могут не только посмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, изменить, разобрать с целью познания его свойств. Дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Эта работа включила в себя следующие направления:

  • взаимодействие с детьми

  • с родителями

  • с социумом (библиотека, школа)

Большое внимание в нашей группе уделяется созданию развивающей среды.

Собран иллюстративный материал, книги, методические пособия. В уголке опытов и экспериментов находятся природные материалы (шишки, ракушки, жёлуди, различные крупы, семена овощей, береста) разные виды бумаги, ткани, камни, песочные часы, пипетки, колбы, лупы, магниты и т.д.. Есть коробка интересных вещей, которая постоянно дополняется и меняется. В ней собраны вещи, которые дети берут, рассматривают, узнают что-то новое. Например, здесь есть звонок от велосипеда, подшипники, эспандеры, йо-йо и др.)

В группе созданы различные игровые центры.

Взаимодействие с детьми предполагает использование методов и приемов, ориентированных на развитие у детей умения замечать проблемы, ставить вопросы.

Регулярно проводятся тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Например, на тематическом занятии «Земля – кормилица» ребёнок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря), закрепляет знания об условиях роста растений, проводит опыты с зерном (рассматривание в лупу, посев в землю), делает выводы о труде земледельцев. Свои представления обобщает в небольшом содержательном рассказе, используя опорную схему. Так на занятиях у детей формируется представление о структуре рассказа: начало – середина – конец. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным.

Дети с удовольствием рассматривают детские иллюстрированные энциклопедии, книги познавательной направленности.

Интересным может быть коллекционирование разнообразных объектов. Цель коллекционирования заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов). Это могут быть реальные предметы, например образцы камней, или вырезки-картинки (изображения животных, транспорта и т.д.) Во время проведения опыта с помощью вопросов дети определяют сходство и различия между объектами, появляется возможность мыслить, доказывать свои суждения. При ознакомлении с предметами дети учатся правильно и логично излагать свои мысли, согласовывать существительные с прилагательными. В нашем уголке опытов есть коллекция жуков.

Организация проектной деятельности. Нами был реализованы проекты “Первоцветы»”, «Овощи и фрукты», которые позволил изучить природные явления, экосистемы. Мы рады, что удаётся увлечь родителей и привлечь их к участию в проектах.

Экспериментирование. Для организации экспериментов используются придуманные или реальные события, которые вызвали интерес у детей (свойства глины и пластилина, свойства ткани, сезонные явления).

В каждом виде исследовательской деятельности предусматривается решение речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок. Развивается диалогическая и монологическая речь. Дети учатся правильно строить свои высказывания в соответствии с услышанным и увиденным.



Материалы подготовил(а): Журавлева Галина Владимировна

Скачать

2019-11-11

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение