Развитие речи младших школьников

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека.В презентации представлена памятка для ученика «Учись читать правильно», даны упражнения для формирования навыков беглого чтения.

Библиотека материалов Дум Думыча

Развитие речи младших школьников Учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Эгвекинот» АГАФОНОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И.Чернышёв
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Задачи: Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио); Обеспечить создание речевых ситуаций; Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов; Формирование умения работать над текстом художественного произведения; Предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений; Формирование навыков связной речи (устной и письменной); Воспитание интереса и уважительного отношения к слову; Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Усвоение речи ребёнком зависит:  От натренированности мускулатуры его органов речи;  От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц;  От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи;  От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;  Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;  Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи творческой системы ребёнка
Требования к уровню развития речи учащихся:  Содержательность  Логичность  Точность  Выразительность  Ясность  Правильность
Уровни развития речи:  произносительный уровень  грамматический уровень  лексический уровень  уровень текста
Виды речевой деятельност и: связанные с восприятием чужой речи  на слух  слушание (аудирование)  зрительно  чтение  связанные с созданием собственного высказывания  устно  говорение  письменно  письмо
Направления в развитии р ечи: Работа над словом (лексический уровень)  Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)  Работа над связной речью (уровень текста)
Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Словарная работа включает в себя 4 направления:  обогащение словаря;  уточнение словаря;  активизация словаря;  устранение нелитературных слов.
Источники обогащения словаря  Речевая среда в семье, среди друзей  учебная работа в школе (учебники, речь учителя)  речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение, интернат  словари, справочники
Работа над словосочетанием  Выделение словосочетаний из предложения;  Установление связей между словами с помощью вопросов;  Составление самостоятельных словосочетаний
Предложение Упражнения с предложениями я делю на 3 группы:  Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.  Конструктивные упражнения –это построение предложений на основе усвоенных закономерностей.  Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструкций.
Основные умения связной речи, которыми овладели учащиеся:  Умеют понимать, осмысливать тему; умеют писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывают тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.  Умеют собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализуют замысел, и отбрасывают второстепенное.  Умеют спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составляют план, записывают его, располагают накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, строят свой рассказ, своё изложение или сочинение.  Готовят языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверяют правописание трудных слов.  Составляют весь текст – правильно распределяют время для сочинения, сосредоточиваются и не пропускают чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывают свою мысль, строят предложения и связывают их между собой, следят за орфографией и пунктуацией, записывают текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.  Умеют совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.
Виды школьных текстовых упражнений:  Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца; пересказ сжатый, выборочный, творческий; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение.  Различные текстовые выступления учащихся: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения.  Различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.  Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложению или самостоятельно составленному плану, по заданной схеме сюжета.  Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы личных дневников.  Различные виды драматизации.  Сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией.  Отзывы о прочитанном, письма, деловые документы и т.п.
Развитие речи через малые жанры загадки сказки  пословицы  скорогово рки  игры  считалки
СКАЗКА  «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.            1. Продолжи сказку: «Жили-были…» 2. Угадай, кто я? 3. Инсценировка. 4. Угадай сказку. 5. Растеряшка. 6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт. Докажи характер героя примерами из сказок. Опиши героя. Придумай конец сказки. Придумай кроссворд к сказке.
ЗАГАДКИ  «Загадка – иносказательное описание какоголибо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» Чичеров В.И. Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки, воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.        1. Для выделения нового или изученного звука. 2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.). 3. Сочиняем загадку. 4. Отгадай кроссворд (из загадок). 5. Нарисуй отгадку. 6. Подбор загадок, так, чтобы слова-отгадки объединяла одна орфограмма.  7. Звуковой анализ отгадок.
ПОСЛОВИЦА  «Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость».  Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны.        1. 2. 3. 4. 5. 6.  Вместо точек вставь название животных. Доскажи пословицу. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему). Соотнести пословицу и картинку. Составить пословицу. Игра «Пословичная лента».
СКОРОГОВОРКА  «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов».  Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой голоса, приобщение учащихся к устному народному творчеству.  1. Работа над артикуляцией.  2. Письмо по памяти.  3. Конкурс на звание чемпионов по скороговоркам.
СЧИТАЛКА  «Считалка – фольклорный жанр, творцом которого является не один человек, а целый народ». Цели: изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена.       1. 2. 3. 4. 5.  «Дополни считалку». Игры с использованием считалок. «Составить считалку». «Найти рифму». «Найти концовку».
ИГРА  «Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.А.Сухомлинский         1. 2. 3. 4. 5. 6.  «Кто это сказал?» «Продолжи стихотворение или рассказ». «Кто мы?» Игра «Умники и умницы». Викторины по сказкам. «Игра «Знатоки русского языка».
«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь – канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» Н.И.Жикалкин
Памятка ученика «Учись читать правильно» •Следи, чтобы слова двигались по строчке. •Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. •При чтении будь внимателен к каждому слову. •Старайся понять, о чём читаешь. •
Упражнения для формирования навыков беглого чтения •Жужжащее чтение •Ежеурочное пятиминутное чтение •Зрительные диктанты •Чтение в темпе скороговорки •Динамическое чтение •Комбинированное чтение •(учитель – ученик) •Орфографическое чтение •Чтение-канон (за хорошо читающим учеником) •Чтение цепочкой •Чтение до первой ошибки  •Чтение «спотыкаясь о камушки» (обращение на знаки препинания) •Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста •Перечитывание текста с новым заданием •Чтение-канон (за хорошо читающим учеником) Единственное условие работать каждый день

Материалы подготовил(а): Агафонова Светлана Михайловна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение