Развитие умения писать букву ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.

Конспект по русскому языку, 2 класс
Тема: «Развитие умения писать букву ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова».
Цели урока.
1. Образовательные:
• отрабатывать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков в конце и середине слова с помощью мягкого знака,
• вырабатывать орфографическую зоркость, расширять знания о животных нашего края.
2. Развивающие:
• развивать речь, мышление, познавательную активность учащихся.
3. Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе родного Приморья.

Библиотека материалов Дум Думыча




Учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №259 ГО ЗАТО г.Фокино»

Русский язык

Тема: развитие умения писать букву ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.

Цели урока.

1. Образовательные:

  • отрабатывать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков в конце и середине слова с помощью мягкого знака,

  • вырабатывать орфографическую зоркость, расширять знания о животных нашего края.

2. Развивающие:

  • развивать речь, мышление, познавательную активность учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе родного Приморья.

1. Организационный момент.

У нас урок русского языка. Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе. Готовы работать?

2. Словарная работа, актуализация опорных знаний.

Урок начинаем со словарной работы. Возьмите свои листочки со словарными словами и самостоятельно выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

коньки класс

учитель русский

учительница рассказ

мальчик суббота

тетрадь

апельсин

Слайд №2 Проверьте, у вас так?

(На слайде 3 лишних слова, после того, как назовут - щелчок – слова уходят)

Придумайте предложение с любым из слов или двумя словами.

Какое предложение было самым красивым? Давайте его напишем. (Выбрать такое предложение, чтобы в нем ребята смогли найти грамматическую основу.)

Запись предложения с комментированием. Подчеркнуть главные члены.

Ребята, давайте вернемся к словарным словам.

На какие группы можно разделить слова?

Слайд №3

Как я разделила?

Почему в 1 группе букв больше, чем звуков? (Удвоенные согласные обозначают 1 долгий звук.)

Щелчок – слова уходят.

Почему в этих словах букв больше, чем звуков? (в словах есть ь)

Что мы знаем о букве ь?

Буква ь:

- не обозначает звука, но может влиять на звук, стоящий перед ним;
- не может стоять в начале слова;

- не имеет заглавной буквы.

3. Сообщение темы и целей урока.

Может быть, вы догадались о теме урока?

Слайд №4

Тема нашего урока «Буква ь на конце и в середине слов». Мы будем выполнять различные упражнения, чтобы закрепить умение правильно писать слова с ь.

4. Работа по теме урока.

Слайд №5

Давайте вспомним, какие слова оказались лишними в словарной работе?

Почему они оказались лишними? (не словарные)

А почему они все - таки попали в ту группу слов? (есть ь, букв больше, чем звуков)

(Щелчок - слова уходят)

Давайте запишем слова и обозначим в них все орфограммы.

1 ученик у доски.

Как обозначается мягкость согласного в конце слова?

Какие орфограммы встретились?

Голубь, снегирь, глухарь - как назвать их одним словом?

Слайд №6

Эти птицы живут в нашем Приморском крае.

Как живётся птицам зимой?

Каких из них мы можем увидеть в городе?

Как вы можете им помочь?

Слайд №7

Ребята, кто из вас повесил кормушки? Молодцы!

О птицах нашего края мы поговорили, а теперь поговорим о … (животных)

У греков и у многих других народов этот зверь назывался арктос. Он был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным на их взгляд – медоед.

Кто это? – медведь.

Слайд №8

Это бурый медведь. Он обитает в наших лесах. (Щелчок)

А еще в Приморье живет гималайский медведь. На груди у него всегда есть белое пятно. Оно напоминает полумесяц. Именно из-за него медведя называют «лунным». Этот вид медведей занесен в Красную книгу России.

Медведь - какой звук слышится на конце слова? А какие буквы надо писать? Почему?

1 ученик к доске. Запишем это слово, обозначим орфограммы.

Как обозначается мягкость согласного в конце слова?

Об этом животном можно сказать так:

Меньше тигра, больше кошки.

Над ушами – кисти-рожки…

(рысь)

Слайд №9

Запишем это слово, обозначим орфограмму.

Рысь - очень ловкая. Она хорошо лазает по деревьям и скалам, прекрасно плавает. (Щелчок)

Когда рысь охотится, она долго лежит в засаде, а потом настигает добычу большими прыжками.

О следующем животном есть такое стихотворение.

Бесстрашный, могучий лесной богатырь.

Его не пугает озерная ширь,

И он не боится речной глубины.

Слайд №10

Ветвисты рога его, ноги длинны.

Питается ветками, сочной травой.

Доверчиво к людям идет он тропой. (Щелчок)

И те, кому видеть его довелось,

Ответят, что это животное……(лось.) (Щелчок)

Запишем это слово, обозначим орфограмму.

Что общего в этих словах? ( ь, имена существительные)

Для чего служит буква ь?

Давайте устно подберем к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а прилагательные с ь запишем в тетрадь.

(В тетрадь - большой, маленькая, сильный…)

Что обозначает буква ь? он может стоять на конце слова и в …….(середине).

Ребята, мы подбирали имена прилагательные. А нужны ли они нам в речи? Почему?

Конечно же, имена прилагательные очень нам нужны. Благодаря им, наша речь становится ярче, выразительнее, богаче. Я надеюсь, что вы будете использовать их в своей речи. Ведь на уроках русского языка мы и учимся говорить и писать правильно, красиво, грамотно.

Продолжая разговор об обитателях Приморья, хотелось бы вспомнить об этом животном.

Слайд №11

Что это за зверек?

Это соболь. Шубка у него блестящая, мягкая, как шелк. Самым пышным мехом в мире он прославил всю тайгу. Поэтому соболь – желанная добыча для любого охотника. Но этот зверек очень храбр и хитер, очень ловко прячется. (Щелчок)

Вот и в самом слове соболь спряталось несколько слов.

Запишите это слово в тетради, составьте из букв данного слова – новые слова с ь, обозначьте орфограмму.

(Соболь, боль, соль, лось.)

А еще у нас в Приморье живет такой красавец.

Чуток, строен и высок,

Гордо голову несет.

От рогов густая тень.

Вот красивый зверь…..(олень)

Слайд №12

В Приморском крае водятся вот такие пятнистые олени.

Слайд №13

Это фотография оленя из сафари-парка, единственного на Дальнем Востоке. Его жители, это в основном, жертвы охотников: раненые или лишенные родителей животные. Здесь у зверей есть возможность выжить. А у посетителей парка – посмотреть и с некоторыми поиграть.

Я предлагаю вам поиграть и сделать физминутку про оленя и зайчика.

5. Физминутка.

У оленя дом большой,

Смотрит он в свое окно.

Зайка по лесу бежит,

Лапкой в дверь стучит.

-Тук-тук! Дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

-Зайка-зайка, забегай,

Лапу мне давай!

6. Отработка знаний по теме урока.

Продолжаем работу.

1 ученик работает на обратной стороне доски.

Какое слово мы запишем в тетрадь? (Олень)

Обозначьте орфограмму.

Если из этого слова убрать одну букву, какое слово получится? (Щелчок)- (лень)

Какие слова можно получить, заменяя первую букву в слове лень?

Запишите слова в тетрадь, обозначьте орфограмму.

(Олень – лень – тень – пень – день).

Коллективная проверка работы ребенка у доски.

А еще есть такое слово «сень», запишем его. В толковом словаре оно поясняется так.

Слайд № 14

Сень – устар., ж. р.

1.То, что покрывает, укрывает, кого – что – нибудь.

2.Лиственный покров деревьев. (Щелчок)

Александр Сергеевич Пушкин писал так:

«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…»

Как вы понимаете это предложение?

Назовите слова с буквой ь из этого предложения.

Что обозначает буква ь?

Какие слова мы записали?

Слайд №15

Какие из этих слов можно изменить так, чтобы ь спрятался в середину?

Пеньки, деньки.

Назовите слова, в которых ь спрятался в середину слова. (Устно)

Мы помним о том, что ь может обозначать мягкость согласных не только на конце, но и середине слов. И сейчас поупражняемся в письме именно таких слов.

Задание по уровням.

Слайд №16

Сильные – в учебнике упражнение 190 на странице 114.

Средние – в дидактическом материале упражнение 169 на странице 77. Выписать слова только с ь в середине слова. (1 ученика на обратную сторону доски, затем проверка)

Слабые – списать слова, рядом написать слова с ь в середине.

уголки - угольки

банка - банька

полка - полька

галка - галька

Проверка - дать ответы на слайде.

Молодцы, а теперь задание для внимательных.

Слайд №17

Покажите на пальчиках в каком предложении первом или втором из слова убежал ь? (№2)

  1. Мне нужен мел… .

  2. Лодка села на мел… .

7. Домашнее задание.

Дома выполните упражнение с подобным заданием №193 на стр.115.

8. Итог урока. Рефлексия

А сейчас задание для самых – самых внимательных.

Диктант «Плюс - минус».

«Плюс» поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нес, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.


Слайд №18.

Проверка.




+ + - +

- - + +

- - + +

- + - +


.

Слайд №19

Составьте предложения о сегодняшнем уроке, используя эти слова.

Узнал

Удивился

Задумался
Запомнил
Повторил
Научился





Материалы подготовил(а): Горгадзе Любовь Григорьевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение