Развитие умения писать букву ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.
Конспект по русскому языку, 2 класс
Тема: «Развитие умения писать букву ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова».
Цели урока.
1. Образовательные:
• отрабатывать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков в конце и середине слова с помощью мягкого знака,
• вырабатывать орфографическую зоркость, расширять знания о животных нашего края.
2. Развивающие:
• развивать речь, мышление, познавательную активность учащихся.
3. Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к природе родного Приморья.
Библиотека материалов Дум Думыча
Учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №259 ГО ЗАТО г.Фокино»
Русский язык
Тема: развитие умения писать букву ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.
Цели урока.
1. Образовательные:
отрабатывать умения обозначать на письме мягкость согласных звуков в конце и середине слова с помощью мягкого знака,
вырабатывать орфографическую зоркость, расширять знания о животных нашего края.
2. Развивающие:
развивать речь, мышление, познавательную активность учащихся.
3. Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе родного Приморья.
1. Организационный момент.
У нас урок русского языка. Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе. Готовы работать?
2. Словарная работа, актуализация опорных знаний.
Урок начинаем со словарной работы. Возьмите свои листочки со словарными словами и самостоятельно выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
коньки класс
учитель русский
учительница рассказ
мальчик суббота
тетрадь
апельсин
Слайд №2 Проверьте, у вас так?
(На слайде 3 лишних слова, после того, как назовут - щелчок – слова уходят)
Придумайте предложение с любым из слов или двумя словами.
Какое предложение было самым красивым? Давайте его напишем. (Выбрать такое предложение, чтобы в нем ребята смогли найти грамматическую основу.)
Запись предложения с комментированием. Подчеркнуть главные члены.
Ребята, давайте вернемся к словарным словам.
На какие группы можно разделить слова?
Слайд №3
Как я разделила?
Почему в 1 группе букв больше, чем звуков? (Удвоенные согласные обозначают 1 долгий звук.)
Щелчок – слова уходят.
Почему в этих словах букв больше, чем звуков? (в словах есть ь)
Что мы знаем о букве ь?
Буква ь:
-
не
обозначает звука,
но
может влиять на звук, стоящий перед ним;
- не может стоять в начале слова;
- не имеет заглавной буквы.
3. Сообщение темы и целей урока.
Может быть, вы догадались о теме урока?
Слайд №4
Тема нашего урока «Буква ь на конце и в середине слов». Мы будем выполнять различные упражнения, чтобы закрепить умение правильно писать слова с ь.
4. Работа по теме урока.
Слайд №5
Давайте вспомним, какие слова оказались лишними в словарной работе?
Почему они оказались лишними? (не словарные)
А почему они все - таки попали в ту группу слов? (есть ь, букв больше, чем звуков)
(Щелчок - слова уходят)
Давайте запишем слова и обозначим в них все орфограммы.
1 ученик у доски.
Как обозначается мягкость согласного в конце слова?
Какие орфограммы встретились?
Голубь, снегирь, глухарь - как назвать их одним словом?
Слайд №6
Эти птицы живут в нашем Приморском крае.
Как живётся птицам зимой?
Каких из них мы можем увидеть в городе?
Как вы можете им помочь?
Слайд №7
Ребята, кто из вас повесил кормушки? Молодцы!
О птицах нашего края мы поговорили, а теперь поговорим о … (животных)
У греков и у многих других народов этот зверь назывался арктос. Он был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным на их взгляд – медоед.
Кто это? – медведь.
Слайд №8
Это бурый медведь. Он обитает в наших лесах. (Щелчок)
А еще в Приморье живет гималайский медведь. На груди у него всегда есть белое пятно. Оно напоминает полумесяц. Именно из-за него медведя называют «лунным». Этот вид медведей занесен в Красную книгу России.
Медведь - какой звук слышится на конце слова? А какие буквы надо писать? Почему?
1 ученик к доске. Запишем это слово, обозначим орфограммы.
Как обозначается мягкость согласного в конце слова?
Об этом животном можно сказать так:
Меньше тигра, больше кошки.
Над ушами – кисти-рожки…
(рысь)
Слайд №9
Запишем это слово, обозначим орфограмму.
Рысь - очень ловкая. Она хорошо лазает по деревьям и скалам, прекрасно плавает. (Щелчок)
Когда рысь охотится, она долго лежит в засаде, а потом настигает добычу большими прыжками.
О следующем животном есть такое стихотворение.
Бесстрашный, могучий лесной богатырь.
Его не пугает озерная ширь,
И он не боится речной глубины.
Слайд №10
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
Доверчиво к людям идет он тропой. (Щелчок)
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное……(лось.) (Щелчок)
Запишем это слово, обозначим орфограмму.
Что общего в этих словах? ( ь, имена существительные)
Для чего служит буква ь?
Давайте устно подберем к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а прилагательные с ь запишем в тетрадь.
(В тетрадь - большой, маленькая, сильный…)
Что обозначает буква ь? он может стоять на конце слова и в …….(середине).
Ребята, мы подбирали имена прилагательные. А нужны ли они нам в речи? Почему?
Конечно же, имена прилагательные очень нам нужны. Благодаря им, наша речь становится ярче, выразительнее, богаче. Я надеюсь, что вы будете использовать их в своей речи. Ведь на уроках русского языка мы и учимся говорить и писать правильно, красиво, грамотно.
Продолжая разговор об обитателях Приморья, хотелось бы вспомнить об этом животном.
Слайд №11
Что это за зверек?
Это соболь. Шубка у него блестящая, мягкая, как шелк. Самым пышным мехом в мире он прославил всю тайгу. Поэтому соболь – желанная добыча для любого охотника. Но этот зверек очень храбр и хитер, очень ловко прячется. (Щелчок)
Вот и в самом слове соболь спряталось несколько слов.
Запишите это слово в тетради, составьте из букв данного слова – новые слова с ь, обозначьте орфограмму.
(Соболь, боль, соль, лось.)
А еще у нас в Приморье живет такой красавец.
Чуток, строен и высок,
Гордо голову несет.
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь…..(олень)
Слайд №12
В Приморском крае водятся вот такие пятнистые олени.
Слайд №13
Это фотография оленя из сафари-парка, единственного на Дальнем Востоке. Его жители, это в основном, жертвы охотников: раненые или лишенные родителей животные. Здесь у зверей есть возможность выжить. А у посетителей парка – посмотреть и с некоторыми поиграть.
Я предлагаю вам поиграть и сделать физминутку про оленя и зайчика.
5. Физминутка.
У оленя дом большой,
Смотрит он в свое окно.
Зайка по лесу бежит,
Лапкой в дверь стучит.
-Тук-тук! Дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
-Зайка-зайка, забегай,
Лапу мне давай!
6. Отработка знаний по теме урока.
Продолжаем работу.
1 ученик работает на обратной стороне доски.
Какое слово мы запишем в тетрадь? (Олень)
Обозначьте орфограмму.
Если из этого слова убрать одну букву, какое слово получится? (Щелчок)- (лень)
Какие слова можно получить, заменяя первую букву в слове лень?
Запишите слова в тетрадь, обозначьте орфограмму.
(Олень – лень – тень – пень – день).
Коллективная проверка работы ребенка у доски.
А еще есть такое слово «сень», запишем его. В толковом словаре оно поясняется так.
Слайд № 14
Сень – устар., ж. р.
1.То, что покрывает, укрывает, кого – что – нибудь.
2.Лиственный покров деревьев. (Щелчок)
Александр Сергеевич Пушкин писал так:
«Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…»
Как вы понимаете это предложение?
Назовите слова с буквой ь из этого предложения.
Что обозначает буква ь?
Какие слова мы записали?
Слайд №15
Какие из этих слов можно изменить так, чтобы ь спрятался в середину?
Пеньки, деньки.
Назовите слова, в которых ь спрятался в середину слова. (Устно)
Мы помним о том, что ь может обозначать мягкость согласных не только на конце, но и середине слов. И сейчас поупражняемся в письме именно таких слов.
Задание по уровням.
Слайд №16
Сильные – в учебнике упражнение 190 на странице 114.
Средние – в дидактическом материале упражнение 169 на странице 77. Выписать слова только с ь в середине слова. (1 ученика на обратную сторону доски, затем проверка)
Слабые – списать слова, рядом написать слова с ь в середине.
уголки - угольки
банка - банька
полка - полька
галка - галька
Проверка - дать ответы на слайде.
Молодцы, а теперь задание для внимательных.
Слайд №17
Покажите на пальчиках в каком предложении первом или втором из слова убежал ь? (№2)
Мне нужен мел… .
Лодка села на мел… .
7. Домашнее задание.
Дома выполните упражнение с подобным заданием №193 на стр.115.
8. Итог урока. Рефлексия
А сейчас задание для самых – самых внимательных.
Диктант «Плюс - минус».
«Плюс» поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нес, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Слайд
№18.
Проверка.
+ + - +
- - + +
- - + +
- + - +
.
Слайд №19
Составьте предложения о сегодняшнем уроке, используя эти слова.
Узнал
Удивился
Задумался
Запомнил
Повторил
Научился
Материалы подготовил(а): Горгадзе Любовь Григорьевна
Мне нравится | 0