Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка

Именно дошкольный возраст является точкой отсчета экологического воспитания. А как же правильно ввести ребенка в этот мир природы, научить его наблюдать, заботится о природе. Экспериментирование помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление.

Библиотека материалов Дум Думыча

Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)


Проблема экологического воспитания дошкольников стала особенно актуальной в наше время. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать эту деятельность? Многие воспитатели считают, что это не основная задача дошкольной педагогике. Я же считаю, что это одно из важнейших направлений. В настоящее время очень остро встал вопрос о загрязнении окружающей среды. А следовательно все человечество должно позаботиться хотя бы о сохранении, не говоря уже о улучшении окружающей среды. И эта проблема всех людей, не зависимо от их возраста и профессии.

Именно дошкольный возраст является точкой отсчета экологического воспитания. А как же правильно ввести ребенка в этот мир природы, научить его наблюдать, заботится о природе.

Этому в большой мере способствует создание на территории дошкольного учреждения тематических площадок. Одним из таких объектов у нас в детском саду является "Экспериментальная лаборатория". Экспериментируя - ребёнок познаёт мир. "Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам" Ральф У. Эмерсон. Экспериментирование помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление. Дети получают реальные представления о различных сторонах живой и неживой природы, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагание, способности преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развивается и обогащается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Дети с интересом наблюдали прорастание семян в различных грунтах (чернозём, глина, песок, камни), их рост и развитие. Наблюдали связь между освещённостью, поливом и ростом растений. Делали выводы о наиболее комфортных условия для развития растений. Проводили опыты с водой, знакомясь с её свойствами, и множество других экспериментов.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования.

Процесс познания –творческий процесс и задача воспитателя –поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

"Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел." К.Е. Тимиряз


Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка - Рисунок 1


Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка - Рисунок 2


Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка - Рисунок 3


Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка - Рисунок 4


Роль экспериментирования в экологическом воспитании ребёнка - Рисунок 5

Материалы подготовил(а): воспитатель Васильева Елена Сергеевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение