Схема конспекта занятия в подготовительной группе «Умники и умницы»

Возрастная группа: подготовительная
Образовательная область: «Познавательно-речевое развитие»
Цель:
 Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
 Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость,
взаимопомощь.
 Закрепить у детей знания, полученные ранее.
Задачи:
 Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.
 Развивать мышление и речь детей.
 Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
 Развивать фонематический слух, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.
Материалы подготовил(а): Мартыненко Марина Дмитриевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Схема конспекта занятия

ФИО педагога: Мартыненко М.Д.

Возрастная группа: подготовительная

Образовательная область: «Познавательно-речевое развитие»

Тема занятия: «Умники и умницы»

Цель:

  • Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

  • Закрепить у детей знания, полученные ранее.

Задачи:

  • Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.

  • Развивать мышление и речь детей.

  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

  • Развивать фонематический слух, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог, капитаны, балл, жюри.

Материалы: Картинки, план-схема для составления предложений, эмблемы, картинки с заданиями.



Интеграция:

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое воспитание»



Организационный момент, начало занятия

Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии.

Задачи:

1. Привлечь детей к совместной деятельности;

  1. Активизировать мыслительную деятельность детей;

  2. Поддержать интерес и желание к совместной деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание




Дети входят в группу, здороваются с гостями

Дети слушают воспитателя.














Дети слушают педагога, отвечают на его вопросы.







Дети делятся на две команды, выбирают капитанов команд.








Дети слушают, отвечают на вопросы и соглашаются поиграть в игру-викторину.




Воспитатель заходит в группу.

Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли гости –педагоги, которые будут учить вас в начальной школе(Галина Анатольевна, Марина Владимировна и Елена Борисовна), чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем? (Звонит звонок)

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 

Все садимся на места,

Ждут нас славные дела.
Ждут затеи и задачи, 
Игры, шутки, всё для вас. 
Я желаю всем удачи – 
За работу! В добрый час!





Мы с вами сейчас разделимся на 2 команды.

1 команда: “   Звёздочки”. Капитан команды: Настя;

2 команда: “ Солнышки”. Капитан команды: Алина.

Жюри сегодня будут наши гости. Какая команда ответит на мои вопросы целиком и правильно, та команда получит 1 балл. Но вместо баллов мы будем давать командам солнышки или звёздочки. А жюри будут оценивать ваши ответы, и решать, какая команда победила в каждом конкурсе. Вы готовы?





Установление эмоционального контакта
















Воспитатель прикрепляет каждой команде свою эмблему, предлагает гостям стать жюри игры и показывает «звёздочки» и «солнышки», которыми жюри будут оценивать конкурсы.

Рассказ воспитателя сопровождается показом «звёздочек» и «солнышек», которыми жюри будут оценивать конкурсы




2. Основная часть занятия.


Цель: Закреплять знания детей: в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.


Задачи:

  1. Расширять познавательный интерес;

  2. Развивать диалогическую и монологическую речь.

  3. Развивать внимание, образное мышление, воображение;

  4. Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление


Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание









Дети встают кружком вокруг своих капитанов, совещаются и дают правильный ответ.





























Дети садятся за столы.


Совещаются в командах и отгадывают загадки.

Обозначают первый звук в слове-отгадке.



















Каждая команда рассматривает свои картинки, выбирает те из них, на которых изображены предметы с заданным звуком в начале слова.




Капитаны озвучивают решения команд.











Капитаны выполняют задание. Затем показывают противоположной команде и жюри свои собранные слова. Ребята проверяют, соглашаются или нет с капитанами.











Дети получают конверты с заданием. Совещаются и придумывают слова с заданными слогами. Капитаны команд показывают того из ребят, кто будет называть то или иное слово.





































Дети, сидя за столами, выкладывают из счётных палочек первые буквы называемых педагогом слов.











Читают получившееся слово.









Дети подходят к своим мольбертам. Каждая команда выкладывает на своей доске звуковую схему слова «паук».














Дети встают из-за столов и «хлопками» делят свои слова на слоги.








Дети становятся в круг.

Играют в игру.













































Дети рассматривают изображение на доске и отвечают на вопросы воспитателя.









Дети составляют предложения по схеме. Каждая команда называет свои предложения.







Дети придумывают и называют слова на заданные звуки.




Начинаем с разминки.

Воспитатель задаёт по одному вопросу для каждой команды по очереди.

Слово, которое начинается на звук “я”?

Птицы, в названии которых звук “р” посередине?

Фрукт, первый звук “б”?

Дни недели?

Сколько месяцев в году?

Сколько слогов в слове «ласточка»?

Кем был раньше цыпленок?

Что можно варить?

Кем раньше была лошадь?

Что можно купить?

Кто может плавать?

Чем раньше был лед?

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Сколько гласных букв в алфавите? (10)

Сколько согласных букв? (21)

7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)



1 конкурс. Загадки со звуками.

Воспитатель обращает внимание на посадку детей.

Сядьте все ровненько, выпрямите спиночки, ножки подружились, стоят вместе, не забываем расстояние между столом и вами - ваша ладошка. Итак начинаем конкурс.

Воспитатель загадывает командам загадки. Обращает внимание на то, какой звук стоит вначале слова-отгадки у каждой команды.

1 команда:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

             (Книга)

2 команда:

Не птица, а летает,

Не грузовик, а с кабиной,

Не летучая мышь, а с крыльями.

                                     (Cамолет)

Воспитатель даёт задание: 

На картинках нужно найти рисунки – 1 команде со звуком [к], 2 команде – со звуком [с] – в начале слова.











Воспитатель предлагает детям следующий конкурс.

2 конкурс. Игра «Какое слово спрятано?»

Это задание для капитанов. Слушайте внимательно. Внутри конверта разделены слова по слогам. Вам придется их соединить и показать нам. А мы с ребятами проверим. Поэтому сидим тихо и внимательно смотрим.

1 команда: слова КО – РО – ВА, ЛИ – СА.

2 команда: слова МА - ШИ – НА, СО - ВА.

Ребята, капитаны справились с заданием? Молодцы!

Педагог объявляет конкурс №3.

3 конкурс. Игра «Назови слова»

Ребятки, каждой команде я сейчас раздам конверты с карточками. На них - только первые слоги слов. Вам задание: с помощью этих слогов придумывать слова. Не спешим перед ответом. С места не кричим. Отвечаем красиво и правильно.

.1 команда:                            2 команда:

1. ли –                                    1. ли –      

2. ва –                                    2. зи –

3. мо–                                     3. до –

4. си–                                     4. но –

5. ро –                                     5. ра–

Молодцы, ребята! Справились с заданием.



Воспитатель предлагает детям конкурс со счётными палочками.

4 конкурс.

Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова.

Педагог называет слова и сопровождает показом соответствующей картинки.

Петух

Абрикос

Укроп

Кролик

Воспитатель: Давайте прочитаем, какое слово получилось:

Правильно, это слово паук! (воспитатель достает игрушку-паука или картинку).

А теперь я предлагаю вам произвести звуковой анализ слова «паук».

Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). А сколько букв? (4). А что мы обозначаем синими, красными, зелеными карточками? (Звуки. Синяя карточка- твердый согласный звук, красная карточка- гласный звук, зеленая карточка- мягкий согласный звук).

Воспитатель: Сколько согласных в этом слове? (2). А сколько гласных? (тоже 2). Какие гласные звуки? (а, у).

Я прошу каждую команду на своём мольберте выложить из разноцветных фишек звуковую схему слова «паук», а затем проверить друг друга.



Умницы! Как быстро справились с заданием.

Объявляется следующий конкурс.

5 конкурс. Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель поочерёдно называет командам слова, которые нужно разделить на слоги.

Слова: мяч, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок, кубик, машина, кукла.

Какие молодцы! 

А теперь, давайте, ребята, немножко отдохнем!

Физминутка ( с мячом). «Противоположности»

Воспитатель бросает детям поочерёдно мяч, называет слово. Ребёнок произносит слово, противоположное по значению, и бросает мяч обратно педагогу.

Слова для игры:

низкий – высокий

тяжелый – легкий

умный –глупый

новый –старый

белый –черный

шумный –тихий

веселый –грустный

чистый– грязный

мягкий– твердый

узкий –широкий

кислый –сладкий

хороший –плохой

длинная – короткая

быстро-медленно

мало-много

тяжелый-легкий

пустой-полный

день-ночь.

Молодцы! Обе команды справились. Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.

6 конкурс

Игра «придумай предложение»

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? Что изображено на ней?

Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).

Воспитатель предлагает детям превратиться в фантазёров и выдумщиков.

Ребята, я предлагаю команде «Солнышки» придумать предложение по заданной схеме со словом «мама», а команде «Звёздочки» - со словом «папа».

Замечательно, вы отлично справились с игрой.

Ребята, а теперь наш последний, решающий конкурс. Называется он «Придумай слова на звуки [б] и [д]».

1 команда:                         2 команда:

     [б]                                         [д]

Каждая команда придумывает слова на свой звук.

Кто больше слов придумает, жюри подсчитывает.

















Жюри оценивает ответы и вручает командам солнышко или звёздочку.















































Детям предлагается набор картинок (каждой команде свой). На картинках изображены: трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки, слон, насос, сыр и др. предметы.

Жюри оценивает конкурс.



Капитанам команд раздаются конверты. В них вложены слова, разрезанные на отдельные слоги.

Жюри оценивают работу капитанов.









Используются карточки со слогами.













Жюри оценивает ответы детей.



















Используются счётные палочки на каждого ребёнка, разноцветные фишки(красного, зелёного и синего цветов) для каждой команды , картинки с изображением называемых слов, два мольберта.





Жюри проверяет правильность выполнения задания, оценивает конкурс.














Используется мяч.
































На доске изображена схема предложения, состоящего из трёх слов.





Жюри подсчитывает количество предложений и подводит итоги конкурса.


3. Заключительная часть занятия:



Цель: Подведение итогов игры-викторины.

Задача: учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату.


Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание




Дети подсчитывают солнышки и звёздочки.


Отвечают на вопросы.




Радуются завершению игры и получению медалей.

Ребята, сейчас жюри подведёт итоги нашей игры.

А как вы думаете, какая команда более активно принимала участие в нашей викторине, какая команда хорошо работала? (Ответы детей).

А давайте посчитаем солнышки и звёздочки. Молодцы! Обе команды набрали одинаковое количество. Победила дружба!

Ответное слово жюри.

Звонит звонок…

Наш с вами воображаемый урок закончился. Но мне хочется, чтобы он надолго остался у вас в памяти. Поэтому я каждому из вас дарю вот такие медали «Умница» и «Умник».

Всего вам доброго в вашем нелёгком предстоящем труде!


Каждому ребёнку вручается медаль на ленточке.



Материалы подготовил(а): Мартыненко Марина Дмитриевна

Скачать

2021-10-28

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение