Статья "Ролевая игра в оздоровительном лагере как альтернативный фактор оздоровления детей от компьютерной зависимости"

Ролевая игра – это своеобразная форма учения, которая формирует визуальные представления человека о мире; подводит человека к реальной жизни, формирует умение ориентироваться, помогает усвоить положительные и отрицательные социальные действия, способствует формированию трудовых навыков. Именно ролевая игра развивает, расширяет кругозор, готовит к повседневной жизни.
Исцеляя от компьютерной зависимости, ролевая игра гарантирует освобождение от гнетущих мыслей и агрессивных импульсов, нервную разрядку, высокую степень находчивости, фантазии, а, следовательно, и творческих способностей человека.
Играйте вместе с детьми!

Библиотека материалов Дум Думыча

РОЛЕВАЯ ИГРА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ


Сегодня необходимо говорить о том, что компьютер притягивает, «выбирает» человека и начинает управлять его эмоциями, мыслями, поступками. Компьютерный мир становится дороже человеческих взаимоотношений. Игра даёт растущему человеку эмоции, которые он, в силу различных причин, не получает в жизни. Наступает интернет-аддикция - игровая компьютерная зависимость.

Теория игр, как наука сформировалась в 1940-е годы на основе работ американских математиков Дж. Неймана и О. Моргенштерна по развитию математического подхода к явлениям конкурентной экономики. Математическая модель конфликта (игра) описывает участников конфликта (игроков), возможные действия сторон (стратегия), итоги игры, заинтересованные стороны, их преимущества в итоге [1, с. 528].

Изучая специфику игровой культуры современных школьников, Е. А Репринцева выявила ряд её негативных тенденций, обуславливающих формирование игровой аддикции детей и подростков:

социальное отчуждение (ребёнок уходит в себя, замыкается, формируется чувство неполноценности); виртуализация сознания (погружение ребёнка в виртуальную игровую действительность);

гедонизация игровой культуры (современные школьники обращаются к игре не для развития, а для удовлетворения потребности в удовольствии); эгоизация (при выборе линии поведения в игре ребёнок ориентируется в первую очередь на собственные интересы, а не на интересы окружающих);

индивидуализация (стремление детей к совершенству, саморазвитию, самовоплощению средствами игры); «варваризация» детской игры (упрощение содержания, традиций и правил игры) [2, 176].

Игровая аддикция выражается в патологической страсти к компьютерным играм и стремлении испытывать удовольствие от острых ощущений, доставляемых игрой.

Необходимость создания условий, которые будут не только давать глубокий эмоциональный заряд, но и содействовать всестороннему развитию, воспитанию и оздоровлению, актуальна. Как сегодня можно привлечь ребёнка к деятельности, не связанной с компьютером (подвижные игры, спорт и прочие увлечения); что позволит не только пережить новые ощущения, но также тренирует тело и нормализует психологическое состояние?

Одним из элементов, обладающим ярким воспитательным потенциалом социализации и личностного развития ребенка, профилактики компьютерной зависимости является оздоровительный лагерь. В оздоровительном лагере основным видом деятельности является игра. Учащиеся имеют возможность участвовать в различных мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья; интеллектуальное развитие, гражданское становление личности.

Можно выделить ряд схожих характеристик компьютерной и традиционной игр:

осуществление свободной деятельности, осознаваемой как ненастоящей, не связанной с обыденной жизнью; увлечение игровым процессом вплоть до состояния полного погружения в процесс ради самого процесса;

ощущение реальности происходящего - формирование мотивации поведения в вымышленной (виртуальной) нереальности и её ценностно-смыслового содержания; неимение материальных интересов, пользы;

особая организация игровой деятельности, предусматривающая специально отведенное пространство и промежуток времени, подчиненной системе установленных правил, а также основанная на принятии роли того или иного персонажа.

Таким образом, сходство компьютерной и ролевой игры заключается в том, что в обоих случаях игра даёт возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творчество в нестандартных жизненных ситуациях. Альтернативой компьютерной игры на сегодняшний день, как источника психического развития ребёнка, его мотивационно-потребностной сферы, умственных действий, произвольного поступка и преодоления «познавательного эгоцентризма» (по Д.Б.Эльконину) выступает традиционная игра.

Ж. И. Трафимчик, анализируя психологические особенности и структурные характеристики компьютерной и традиционной игры, приходит к выводу, что игра сопутствует человеку с детства и до преклонного возраста, выполняя важную роль в становлении личности. В ходе игры формируются умения принимать решения в непредсказуемых, меняющихся ситуациях, где взаимодействует несколько человек. Ребёнок в игре развивает способность соблюдать и принимать различные роли, что делает его гибким в общении, учит понимать собеседника, его чувства и переживания, следовать общепринятым нормам и правилам [4, с.75].

Создавая альтернативу компьютерным играм, необходимо первостепенно направить усилия на сплочение детей, вектор которых обозначен интересом, а затем увлечь традиционной игрой. Особое внимание следует уделить спортивному игровому направлению, которое сопровождается физическими упражнениями, двигательной активностью, улучшает настроение, работоспособность памяти, внимания, мышления. Спортивные игры помогают компенсировать недостаток двигательной активности, а также увлечь спортом и ослабить интерес к компьютерным играм.

Наиболее яркой альтернативой компьютерной игре является ролевая игра. Сценарные ролевые игры - категория коллективных творческих дел. Группа учащихся реально происходившую ситуацию (историческое событие), или ситуацию из литературного произведения, адаптирует в реальном месте проведения игры. Сценарные игры знакомят ребят в интересной форме с историческим материалом и развивают актерские способности.

Не сценарные ролевые игры относятся к категории малых коллективных творческих дел. Участники игры ставят перед собой цели (к примеру: найти клад, создать парламент и т.д.). Расписываются возможные роли участников. Ролевая цель игрокам ставится посредствам ситуации, а не напрямую. Не сценарные игры развивают самостоятельность, интеллектуальный потенциал, умение ориентироваться в новой ситуации, формируют понятия о целях и средствах их достижения.

Отбор игр может быть всевозможным. Это обусловлено возрастными особенностями детей, подготовленностью педагогического коллектива, и иными факторами. Нужно отметить, что педагогам, с целью всестороннего понимания и чёткого осознания сути творческого процесса ролевой игры, для достижения её продуктивности, во избежание рисков, необходимо внедрять в практику педагогической работы в оздоровительном лагере проектную деятельность. В отличие от других типов деятельности, проектирование содержит подробные предписания к выполнению и анализу, реконструкции каждого этапа работы [3, 3-6].

Ролевая игра – это своеобразная форма учения, которая формирует визуальные представления человека о мире; подводит человека к реальной жизни, формирует умение ориентироваться, помогает усвоить положительные и отрицательные социальные действия, способствует формированию трудовых навыков. Именно ролевая игра развивает, расширяет кругозор, готовит к повседневной жизни.

Исцеляя от компьютерной зависимости, ролевая игра гарантирует освобождение от гнетущих мыслей и агрессивных импульсов, нервную разрядку, высокую степень находчивости, фантазии, а, следовательно, и творческих способностей человека.

Играйте вместе с детьми!

Список литературы

  1. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т.5: Гальцы – Дагон / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭн, 1997 – 576 с.: іл.

  2. Репринцева, Е. А. Игровая зависимость современных подростков: сущность, признаки, формы проявления / Е. А. Репринцева // Вести. Рос. гуманит. науч. фонда. – 2007. – № 4 (49). – С. 173–180.

  3. Ротмирова, Е. А. Основы проектного знания в портфолио педагога: методические рекомендации / Е. А. Ротмирова. – Минск: Зорны Верасок, 2014.- 64 с.

  4. Трафимчик, Ж. И. Психология компьютерной игры / Ж. И. Трафимчик // Адукацыя і выхаванне. Рэспубліканскае ўнітарнае прадпрыемства “Выдавецтва “Адукацыя і выхаванне” – 2016. – № 9 (297). – С. 7579.







Материалы подготовил(а): Кузьмина Любовь Александровна

Скачать

2019-05-11

Мне нравится | 1

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение