Технологическая карта урока К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

Цель урока - создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского "Растрёпанный воробей" и понимания поступков и состояния героев.
Глава "Сравниваем прошлое и настоящее". Комплексное применение знаний и умений. Цель: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского "Растрёпанный воробей" и понимания поступков и состояния героев. Задачи: • учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;
• учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения;
• развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;
• совершенствовать умение давать характеристику героя;
• формировать умение видеть роль цветовых эпитетов в создании романтической атмосферы произведения; развивать память, речь, мышление, обогащать словарный запас учащихся;
• воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу.
УМК "Перспективная начальная школа"
Н.А.Чуракова "Литературное чтение 3 класс"
В учебник заложен искусствоведческий материал (репродукции картин), учебники предполагают систему интерактивной связи, использование функциональных пиктограмм: «Выскажи предположение», «Загляни в словарик в конце учебника», «Воспользуйся лупой», «Загляни в Интернет» и др.В учебниках используется маркирование текста с помощью голубого и жёлтого цветов (вертикальные полоски – чтение по цепочке, горизонтальные – прямая речь, диалог); выделение цветом сюжетных линий; обозначение разными цветами настроения, эмоций героев произведений. На уроке учащиеся научатся добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; аргументировать своё предложение; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Библиотека материалов Дум Думыча

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»


Пояснительная записка


Тема урока

К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"

Место урока

Глава "Сравниваем прошлое и настоящее", 2-ой урок

Тип урока

комплексное применение знаний и умений

Цель урока

создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского "Растрёпанный воробей" и понимания поступков и состояния героев

Задачи урока

  • учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;

  • учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения;

  • развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;

  • совершенствовать умение давать характеристику героя;

  • формировать умение видеть роль цветовых эпитетов в создании романтической атмосферы произведения; развивать память, речь, мышление, обогащать словарный запас учащихся;

  • воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу

Методологи-

ческая база

УМК "Перспективная начальная школа"

Н.А.Чуракова "Литературное чтение 3 класс"

В учебник заложен искусствоведческий материал (репродукции картин), учебники предполагают систему интерактивной связи, использование функциональных пиктограмм: «Выскажи предположение», «Загляни в словарик в конце учебника», «Воспользуйся лупой», «Загляни в Интернет» и др.В учебниках используется маркирование текста с помощью голубого и жёлтого цветов (вертикальные полоски – чтение по цепочке, горизонтальные – прямая речь, диалог); выделение цветом сюжетных линий; обозначение разными цветами настроения, эмоций героев произведений.

Обоснование преимуществ преодоления проблем, трудностей с помощью данной разработки

На уроке учащиеся научатся добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; аргументировать своё предложение; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Оборудование

Н.А.Чуракова «Литературное чтение 3 класс»; мультимедийная презентация (Приложение 1); карточки для работы в паре (Приложение 2); портрет К.Паустовского (Приложение 3); репродукции картин (Приложение 4)

Основные понятия

Олицетворение, сравнение, писатель
































Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2)создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Были-были-небылицы

Продолжаем изучать.

Будем четко ход событий

В произведениях отмечать.


Эпиграф "Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости" К.Паустовский

-Как понимаете эти слова?










-В кого, во что будем всматриваться, вслушиваться?

-Я вам помогу!












Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя.


Будем всматриваться в героев, в их взаимоотношения, наблюдать художественные особенности текста.

Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

1)актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;

2)мотивировать к пробному учебному действию;

3)организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия

1) Игра «Птичьи рифмы».

В забавные рифмы со мной поиграйте,

Я начинаю, а вы продолжайте:

Сегодня дятел без очков,

Не видит дятел… (червячков).

Тает снег, бегут ручьи,

В гости к нам спешат… (грачи).

От важности слегка надут,

Гуляет по двору… (индюк).

На кур он смотрит с высока,

Не замечает … (петуха).

Слетелись к кормушке разные птички,

Среди них есть и … (синички).


2) Работа со скороговоркой.

Три вороны спозаранку подрались из-за баранки.

Чтение в обычном режиме.

Быстро, по рядам.

С вопросом, с восклицанием


- Давайте, ребята, вспомним, какую главу мы начали с вами изучать?

- Рассказ какого писателя мы на прошлом уроке читали?

- Проверяем домашнее задание. Какой рассказ К. Паустовского вам был задан на дом?


Находят ответы – рифмы





















Дети выполняют упражнение









«Сравниваем прошлое и настоящее»


К.Г.Паустовского


Рассказ К. Паустовского «Растрепанный воробей» читать и подготовиться к анализу

Регулятив

ные: целеполагание. Познавательные: постановка вопросов. Коммуникативные: вырабатывать навык слушать и дополнять


3.Выявление места и причины затруднения

1)организовать фиксацию места, где возникло затруднение

- Время бежит – жизнь меняется, мы меняемся… А что же остаётся неизменным?

- Ребята, а что такое ИСТОРИЯ?

- Почему рассказ "Растрёпанный воробей" помещён в главе "Сравниваем прошлое и настоящее?"

-Что означает слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев рассказа?





Предположения учащихся

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем


4.Построение проекта выхода из затруднения

1)в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий

-Как же нам ответить на эти вопросы? Что для этого нужно сделать?

-Надо вспомнить героев произведения, вспомнить то, что уже знаем.

Регулятив

ные: готовность к обсуждению

5.Реализация построенного проекта

1)организовать реализацию построенного проекта;

2)организовать фиксацию преодоления затруднения

- Что показалось удивительным? необычным? смешным?

- Назовите мне, пожалуйста, героев рассказа.

- Какие чувства они у вас вызвали?

- Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какая Маша?

Характеристика Маши, подтверждая каждое качество выборочным чтением. (добрая, любознательная, впечатлительная)























































































-Что известно нам о ее семье: о маме, папе и няне Петровне?

Учащиеся еще раз внимательно просматривают текст и отвечают на вопросы:

Кем был Машин отец?

Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной».

- Что можем сказать про ее маму?

- Что известно нам про няню Петровну?








- Переходим к птицам. Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? (короткий пересказ некоторых эпизодов текста)

- Сначала дадим характеристику вороне: какая она? Что про нее говорят?

Что вызывает она у Маши?








































- Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки?

А какие отношения у Маши с воробьем?





























- Какие качества Пашки автор хотел подчеркнуть словами «…как маленький пушистый снаряд?» Какой приём использует автор? Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце.

- Расскажите, что случилось с Пашкой, и как он оказался у Маши дома?

- Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны?

-Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями друг с другом.


-Успеха добивается лишь тот, кто действует. Соответствует ли это высказывание поступку Пашки?

-Почему маме Маши был дорог маленький букет цветов, сделанный из тонкого стекла?






- Найдите в тексте слова, которые говорил папа, когда дарил маме этот букет.

- К какому важному событию готовилась мама Маши?






- Что достала мама из сундука за два дня до спектакля?

- Почему Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем.

- Прочитайте описание кузнеца в начале сказки.

- Что необычного в этом описании? Какой приём использует автор?













- Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…»

- Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, зима – в этом произведении одушевляются.



- Как исторические изменения сказались на жизни воробьев?

- О каком важном историческом событии упоминается в рассказе?






- А что такое история?







- В рассказе К.Паустовского много цветовых эпитетов. Закрасьте клеточки тем цветом, который указан в тексте.

(фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный)


- Каким рассказ получился по настроению и по цвету?

Подведение итогов: рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д.

- У Паустовского рассказ получился веселый или печальный? Веселый, счастливый, смешной.


- Почему же его персонажи так часто плачут? От чего обычно плачут люди?

- Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут.

(На доске слова -подсказки: счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом)






















Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.




Маша, воробей и ворона




Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.










Ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша, вместе с Петровной, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна, «… непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.


Он ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу

Отношения Маши с воробьем Пашкой дружские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.



Сравнение











Выборочное чтение













Работа в парах.








Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны


Выразительное чтение этого эпизода


Мама Маши была балериной в театре. Она готовилась впервые танцевать Золушку


Подарок папы



Потому что он был очень хрупкий




Олицетворение

Кузнец наделяется чувствами и желаниями человека: «Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула…»


Каменный лев, что сидел внизу; не спали только Маша, отопление и зима; отопление тихонько пищало свою тёплую песню; зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.



Размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина

Это исчезновение извозчиков и появление автомобилей в городах


Жизнь меняется с течением времени и эти изменения называются ИСТОРИЕЙ

Технологическая карта урока К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей» - Рисунок 1


Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор:

Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный.













От горя, от обиды, от боли и т.д


В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие три фрагмента текста:

«Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода».

«А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

«... люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слёзы».

Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных вариантов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.

Личностные: эмоциональная реакция на текст.

Познавательные: проверка своих предположений.

Регулятив

ные: самостоятельно делают выводы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6.Первичное закрепление во внешней речи

1)организовать усвоение детьми нового способа действий фронтально

- Как вы понимаете эти слова? «От маленькой радости смеются, а от большой плачут»

- Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки?

Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

-Что означает слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев рассказа?

От счастья тоже плачут


















Мнение детей

Личностные: выражают свои чувстваПознавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1)организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий;

2)тренировать способность к самоконтролю и самооценке

- А сейчас мы с вами отправимся в «Музейный дом». Давайте посмотрим два семейных портрета. Один из них написал знакомый нам художник Владимир Боровиковский, а другой – Зинаида Серебрякова.

- Вы поняли, какая семья жила в 18 веке, а какая – в 20 веке?

- Что помогло вам догадаться? Как изменился внешний облик людей за два столетия? На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ивановна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопатрой (справа). На портрете Серебряковой изображена сама художница Зинаида Серебрякова с дочерьми: Катей (слева) и Татьяной (справа).

- Как одеты девочки?

- Как вы думаете, почему?














- Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете? Видно ли, как они к ней относятся? Как можно назвать то чувство, которое связывает людей и на портрете Владимира Боровиковского и на портрете Зинаиды Серебряковой?









-Обратите внимание на медальон. Что можем сказать о нем?














- Таким образом, какой вывод мы можем делать? (что людей на обоих портретах связывает самые нежные, родственные чувства.)

- Чем нам интересны люди на портрете 18 века? Неужели только тем, как они одевались и как причесывались?

Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные привязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут.




































- Давайте сделаем вывод: можно ли сказать, что с течением времени все меняется: одежда, прически, чувства? Что все-таки остается неизменным, несмотря на то, какой век за окном: 18 или 20?







- Почему рассказ К.Г.Паустовского размещён в этой главе «Сравниваем прошлое и настоящее?»




























Девочки на каждом портрете похоже одеты: у сестер Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестер Серебряковых одинаковые тельняшки.

Так во все времена принято одевать сестер.


На портрете Боровиковского между дочерьми и матерью видно фамильное сходство. Позы, жесты, наклон головы старшей из сестер на этом портрете – все это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу.


Он находится на длинной нитке жемчуга и его нежно держит младшая девочка. Эту нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Любочка и, наконец, сам медальон оказывается в руках у Клеопатры. Таким образом, все изображенные члены семьи оказываются связанными между собой и с 20-летним братом девочек и сыном графини – Андреем, который изображен на медальоне. Андрей в этот момент находится далеко.

На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображенных человека близки друг другу: взаимным переплетением рук они составляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь. Во взгляде есть теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряженность, возможно, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать – близкий девочкам человек.


С течением времени не все меняется! Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них – это то, что остается неизменным.


Ответы детей

Регулятив-ные: планировать своё действие в

соответствии с поставленной зада

чей;

оценивать

правильность выполнения действия

8.Включение в систему знаний и повторение

1)организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

-А вы когда бываете счастливы?

-Плакали когда-нибудь от счастья?

Ответы детей

Коммуникативные: умение выражать свои мысли


9.Рефлексия учебной деятельности

1)организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2)организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

3)организовать обсуждение и запись домашнего задания

- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним ?

- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?

Домашнее задание: 1)придумать продолжение рассказа; 2)подготовить пересказ содержания рассказа «Растрепанный воробей»

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- С какими портретами познакомились?

- Назовите авторов этих портретов.

Ответы детей

Познавательные: умение формулиро-вать вывод.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности.

Регулятив

ные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.


Список литературы и Интернет-источников

  1. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  3. http://www.moi-universitet.ru

  4. http://www.ozhegov.org

  5. http://www.theanimalworld.ru

  6. https://ru.wikipedia.org

  7. http://vsekratko.ru/


Материалы подготовил(а): Шафигуллина Алсу Фархатовна

Скачать

2019-11-14

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение