тема по самообразованию: «Развитие сенсорных представлений у детей третьего года жизни через систему игр и упражнений»

Развитие сенсорных представлений у детей третьего года жизни через систему игр и упражнений
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Библиотека материалов Дум Думыча

2


Приложение 14 А

Тема по самообразованию


тема по самообразованию: «Развитие сенсорных представлений у детей третьего года жизни через систему игр и упражнений» - Рисунок 1

тема по самообразованию: «Развитие сенсорных представлений у детей третьего года жизни через систему игр и упражнений» - Рисунок 2
тема по самообразованию: «Развитие сенсорных представлений у детей третьего года жизни через систему игр и упражнений» - Рисунок 3

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Я решила построить свою работу по направлению развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений. 

Цель: создание оптимальных условий для усвоения детьми сенсорных эталонов с помощью игр и упражнений.

Задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме; выявить уровень развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста в группе; создать предметно-развивающую среду, направленную на сенсорное развитие каждого ребенка; подобрать наиболее эффективные методы и приемы для сенсорного развития детей; сформировать у воспитанников сенсорные способности в процессе игровой деятельности. 


Аналитическая часть

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделать вывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогических исследований. 

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. 

Обследование вновь поступивших детей в нашу группу показало, что у малышей недостаточное развитие сенсорных представлений. Проанализировав результаты проведенного обследования, я решила построить свою работу по сенсорному воспитанию в трех направлениях: обогащение предметно-развивающей среды; воспитательно-образовательная работа с детьми; организация взаимодействия с родителями. В группе организован уголок сенсомоторного развития детей, предназначенный для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние, развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности, активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

При организации сенсомоторного уголка я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Тематика его – «Уголок Лунтика». Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. 

В уголке собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием «Разноцветная мозаика». Большим спросом у детей пользуется «Сенсорный сундучок», в котором находятся упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Следующий раздел уголка – «Кладовая природы». Для развития всех органов чувств, здесь подобран материал, который создала сама природа. 

В нашей группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.  С большим увлечением малыши обследуют «Сенсорную юбку» в поисках новых открытий. Хороший эффект для развития тактильных ощущений дает использование массажных мячей. Сделала «Осязательные ванночки» для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Организовала в группе «Центр воды и песка». После дневного сна дети с удовольствием ходят по «Сенсорной тропе для ног». 

Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях, с другой – в свободной деятельности у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях. 

Проводились циклы занятий «Предметы вокруг нас» и «Наши помощники».
В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. 

На тематической площадке «Оазис» проводятся сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды (игры с брызгалками).

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. 

После отбора необходимого содержания из дошкольных методик (работы педагогов и исследователей Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой и др., мною был разработан перспективный план по сенсорному воспитанию. 

Активно использую в практике дидактические развивающие игры, такие как: на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», «Узнай фигуру») ;игры и упражнения для закрепления понятия формы («Найди предмет такой же формы») ; игры и упражнения на закрепления понятия величины («Самая длинная, самая короткая», «Дальше – ближе») ;игры и упражнения на закрепление цвета («Собери гирлянду», «Какого цвета не стало»).

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с действиями, которые выполняют все малыши. Так, например, обыгрывая потешку «Сорока-белобока», детям предлагается подобрать ложку по цвету (красная тарелочка – красная ложка и т. д.

При проведении каждого мероприятия основным методом, которым я пользуюсь, является непосредственный показ предмета. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими. Знакомя детей с геометрическими формами, я обучаю их приему обведения контура, а также сопоставлению фигур. Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен учиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен «цвет морской волны, кофейный и т. п. ».Сначала детей учила различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывали со словом. Развивали у ребят память, внимание, логическое мышление. 

Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Они обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. 

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, использовали сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Например, игра «Шарики», цель которой состоит в том, что бы подобрать каждому шарику ленточку в тон. Среди дидактических игр большой популярностью у детей пользуется игра «Радуга»: разделенные на две части лучи, подбираются по цветам между собой. 

Для сюжетно-ролевыми игр родителями были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цвета. При надевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета. 

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». 
Создала альбомы, в каждом из которых представлены предметы определенного цвета: «Красный цвет в окружающем мире», «Синий цвет в окружающем мире» и др. В совместной работе с детьми использовала сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов. 

Также в своей работе активно применяла информационно-коммуникационные технологии: компьютерные презентации, познавательные видеоролики. В процессе работы стала очевидной необходимость подключения родителей к совместной активной деятельности. С целью выявления уровня осведомленности родителей в вопросах сенсорного развития детей возникла необходимость проведения анкетирования «Сенсорное развитие». По итогам анализа анкет были проведены родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику». Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. На стенде для родителей размещаю информацию по сенсорному воспитанию, например, «Играем дома». Организовали клуб «Умей-ка – развиваемся с мамой», в котором проводили мастер-классы по изготовлению развивающих и дидактических игр для детей. В конце учебного года вновь была проведена диагностика по основным показателям сенсорного развития детей. 

При проведении обследования я использовала следующие методики: Волосова Е. Б. «Развитие ребенка раннего возраста», Стребелева Е. А «Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития».

Все задания представлены в форме игр. Предлагаемые задания рассчитаны на обследование детей третьего года жизни. Результаты диагностики свидетельствуют об эффективности проведенной работы: количество детей с высоким уровнем сенсорного развития увеличилось на 17%.

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне. 

тема по самообразованию: «Развитие сенсорных представлений у детей третьего года жизни через систему игр и упражнений» - Рисунок 4

Материалы подготовил(а): Исакова Светлана Алексеевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение