Три склонения имён существительных
Урок русского языка в 3 классе
Цели: Познакомить с тремя типами склонения имен существительных; формировать умение определять тип склонения существительного по его окончанию в именительном падеже единственного числа ,развивать орфографическую зоркость, воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование:таблица « три склонения существительных»,памятка «как определить склонение», сигнальные карточки,карточки с дифференцированными заданиями,карточки « успеха», иллюстрации «лес»
Библиотека материалов Дум Думыча
Урок русского языка в 3 классе
Тема: « Три склонения имён существительных»
Цели: Познакомить с тремя типами склонения имен существительных; формировать умение определять тип склонения существительного по его окончанию в именительном падеже единственного числа ,развивать орфографическую зоркость, воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование:таблица « три склонения существительных»,памятка «как определить склонение», сигнальные карточки,карточки с дифференцированными заданиями,карточки « успеха», иллюстрации « лес»
Ход урока:
1.Организационный момент
а)
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты
начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль
в порядке?
Книжка, ручка и
тетрадка…
Проверили? Вот здорово!
К
уроку всё готово!
б). Настрой на урок.
Дыхательные
упражнения: «свеча»
Исходное положение
сидя за партой. Представьте, что перед
вами стоит большая свеча. Сделайте
глубокий вдох и постарайтесь одним
выходом задуть свечу. А теперь представьте
перед собой 3 маленьких свечки.
Сделайте
глубокий вдох и задуйте эти свечи
маленькими порциями выдоха.
Пожелаем
друг другу удачи, здоровья, успеха.
Улыбнитесь друг другу.
-Я хочу,чтобы этот урок прошёл с пользой для вас, чтобы вы смогли открыть для себя много нового .
Сегодня
наш урок пройдёт в форме устного журнала
.Мы с вами прочитаем все страницы.( на
доске «журнал» ; каждая страница
соответствует этапам урока;при переходе
на новый этап переворачивается страница
устного журнала)
2.Проверка домашнего задания
-Мы с вами познакомились уже с именами существительными. Давайте вспомним , какая же часть речи называется именем существительным?Приведите примеры.
-Как изменяются имена существительные?(по падежам,числам, имеют род)
- Я предлагаю вам поиграть в игру « Узнай падеж»,но прежде давайте вспомним и назовём падежи(дети называют падежи и вопросы ,пользуясь схемой –опорой)
- (задаю вопросы или вспомогательное слово, предлог, а дети по данной подсказке определить падеж)
- материал для игры:
а) кому? (Д.П.) г) «щедрый падеж» ( Д.П.)
б)нет (Р.П.) д) падеж- «работяга» (Т.П.)
в) виню (В.П.) е ) что ? ( И.П., В.П.)
3 . Минутка чистописания
-Сейчас мы будем учиться писать красиво,правильно,грамотно.
- Кто знает как в русском языке пишется «жи,ши»?
-Прописываем эти сочетания на одной строке,но прежде чем писать , вспомните правило как правильно сидеть при письме
-Ножки- вместе , спинку- прямо ,
тетрадочку - наискосок,
между партой- кулачок.
- посмотрите на доску как нужно писать сочетания «жи, ши»(напоминаю ,какое соединение используется при написании) ……..Подчеркните карандашом сочетание , которое на ваш взгляд написано более красиво и аккуратно.
-А теперь прочитайте пословицу ,которая записана на доске
-Поспеш…шь-людей насмеш…шь.Какие буквы пропущены ? почему? Спишите красиво и аккуратно ,вставьте пропущенные буквы.Как вы понимаете смысл этой пословицы?Когда нужно не спешить?
-Помните всегда эту народную мудрость и она поможет вам достичь лучших результатов.
4.
Орфографическая
минутка.
( На доске записаны предложения. Детям нужно вставить пропущенные буквы и объяснить написание)
Пчелы л…тят к сирени и к яблоне. На фасоли и на к….пусте появились вредители. По ш…рокой а…е сада мы подошли к лесу.
- Посмотрите на иллюстрации с изображением леса.
Каждый уголок леса по- своему неповторим,чарует своей таинственностью и красотой.Наша Беларусь славится своими лесами,которые являются богатством нашей Родины.И каждый житель должен беречь и приумножать эти богатства.2018 год был объявлен «Годом малой родины».В этот год проводились акции по посадке деревьев.Эти традиции можете при желании продолжить и вы весной.
Посмотрите на изображения .Какие слова вам хочется сказать про лес?(..)
- А теперь ,используя опорные слова , давайте составим по одному предложению небольшой текст про лес
-( на доске слова: лес,тихо, сыро,осень,ель, шишки,дуб,дупло,белка.)
-определите род существительных, которые встречались в ваших предложениях.
2. Определите падеж подчеркнутых имен существительных (Д.п.), выделите окончание. Что вы заметили?
3. Проблемный вопрос:
Почему же в одном и том же падеже у имен существительных разные окончания? Отчего это зависит?
На уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.
5.Сообщение темы урока .
-Сегодня мы узнаем новые сведения об имени существительном , которые помогут нам выполнять письменные работы более грамотно.
- Прочитайте тему на доске( три склонения имён существительных)
-Какие задачи мы поставим себе ?(познакомиться с тремя склонениями имён существительных и научиться определять склонение имён существительных )
6 Работа над новой темой
-Как называется изменение по падежам?( Склонением)
- На доске записаны слова
река ночь
дядя небо мышь
дом
Какого рода слова в первом столбике? Во втором? В третьем?( уч-ся называют род ,уч записыв над доске)
-Как называется изменение по падежам?( Склонением)
- Посмотрите на таблицу………….(табл на доске)
- Какие окончания имеют имена существительные из первого столбика в именительном падеже?(-а,-я.)
-А какие в Р.,Д.,В.,Т.,П.?
Вывод(уч-ся делают сами) :Существительные женского и мужского рода , имеющие окончания –а,-я, в именительном падеже, склоняются одинаково,т.е. имеют одинаковые окончания и в других падежах.
- Какие окончания имеют существительные мужского и среднего рода из второго столбика в именительном падеже? в Р.,Д.,В.,Т.,П.?
( одинаковые)
Вывод:Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием –о, е, в именительном падеже склоняются одинаково, т.е. имеют одинаковые окончания и в других падежах.
-А теперь посмотрите какие окончания имеют слова из третьего столбика в именительном падеже? в Р.,Д.,В.,Т.,П.
падежах?(одинаковые)
Вывод:Существительные женского рода , имеющие нулевые окончания именительном падеже, склоняются одинаково,т.е. имеют одинаковые окончания и в других падежах
-Итак , как видите, в русском языке различные слова склоняются по- разному. Поэтому их поделили на три группы:
-на доске таблица(три склонения существительных)
А теперь определите какого склонения слова в первом столбике?Во втором? В третьем?
Правило с.78
-Так какие слова относятся к 1 склонению?
Упр.137 выписать все имена существительные первого склонения
Перед выполнением познакомить с памяткой
-так какие существительные относятся к первому склонению?
-----------физкультминутка----------
Какие слова относятся ко 2 склонению?Правило с.79.
Упр.138 выписать существительные второго склонения
Так какие существительные относятся ко 2 скл?
-Какие слова относятся к 3 склонению?Правило с.79.
Упр.139 выписать существительные 3 склонения
-Так какие существительные относятся к 3 скл?
----------физкультминутка для пальчиков и глаз-------
7.Закрепление изученного
1. Коллективная работа
Игра « Определи и покажи»
- называю слова , дети сигнальными карточками показывают к какому склонению относятся эти существительные
- Радость,школа, куст, папа,медведь,лес, ночь ,суббота,дорога,билет,деревня, яблоко.
-Так как определить склонение имени существительного?
2. Выборочный диктант
- Я читаю стихотворение , а дети должны записать существительные только 1 склонения
- В лесах птичье пение ,
А в классе тишина.
Проходим мы склонение ,
Склоняется весна…..
--Птички песни петь устали,
Белки прыгать перестали,
И прилечь они не прочь-
Значит всё вступило в ночь.
-3. Работа со словарём
- А теперь возьмите словари и выпишите из них по одному существительному 1,2,3,скл( работают в парах) С одним из слов составьте устно предложение.
8. Самостоятельная работа.
Дифференцированные задания (ученики выполняют задания-тесты по карточкам).
9 . Итог урока.
-Кто же может ответить на вопрос , который я поставила в начале урока?
-Почему же в одном и том же падеже у имён существительных разные окончания? Отчего это зависит?
-Ребята, а с какой целью нужно научиться правильно и быстро узнавать склонение имен существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных в предложении)
Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
10. Самооценка знаний.Рефлексия
Оцените свою работу «на лесенке успеха». Обозначьте «+» ту ступеньку на лесенке, на которой, по вашему мнению, вы оказались к концу урока.
ступенька-многое не понял, и остались вопросы.
ступенька - во время работы было много трудностей.
ступенька-многое понял, но были ошибки
ступенька - трудности преодолены
11. Домашнее задание.
Выучить правило, выполнить упражнение 42 с.81.
Материалы подготовил(а): Скачкова Жанна Васильевна
Мне нравится | 1