Три склонения имён существительных

Урок русского языка в 3 классе
Цели: Познакомить с тремя типами склонения имен существительных; формировать умение определять тип склонения существительного по его окончанию в именительном падеже единственного числа ,развивать орфографическую зоркость, воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование:таблица « три склонения существительных»,памятка «как определить склонение», сигнальные карточки,карточки с дифференцированными заданиями,карточки « успеха», иллюстрации «лес»

Библиотека материалов Дум Думыча

Урок русского языка в 3 классе

Тема: « Три склонения имён существительных»

Цели: Познакомить с тремя типами склонения имен существительных; формировать умение определять тип склонения существительного по его окончанию в именительном падеже единственного числа ,развивать орфографическую зоркость, воспитывать любовь, бережное отношение к природе.



Оборудование:таблица « три склонения существительных»,памятка «как определить склонение», сигнальные карточки,карточки с дифференцированными заданиями,карточки « успеха», иллюстрации « лес»

Ход урока:

1.Организационный момент

а) Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово!

б). Настрой на урок.

Дыхательные упражнения: «свеча»
Исходное положение  сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выходом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 3 маленьких свечки.
Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Пожелаем друг другу удачи, здоровья, успеха. Улыбнитесь друг другу.

-Я хочу,чтобы этот урок прошёл с пользой для вас, чтобы вы смогли открыть для себя много нового .

Сегодня наш урок пройдёт в форме устного журнала .Мы с вами прочитаем все страницы.( на доске «журнал» ; каждая страница соответствует этапам урока;при переходе на новый этап переворачивается страница устного журнала)


2.Проверка домашнего задания

-Мы с вами познакомились уже с именами существительными. Давайте вспомним , какая же часть речи называется именем существительным?Приведите примеры.

-Как изменяются имена существительные?(по падежам,числам, имеют род)

- Я предлагаю вам поиграть в игру « Узнай падеж»,но прежде давайте вспомним и назовём падежи(дети называют падежи и вопросы ,пользуясь схемой –опорой)

- (задаю вопросы или вспомогательное слово, предлог, а дети по данной подсказке определить падеж)

- материал для игры:

а) кому? (Д.П.) г) «щедрый падеж» ( Д.П.)

б)нет (Р.П.) д) падеж- «работяга» (Т.П.)

в) виню (В.П.) е ) что ? ( И.П., В.П.)

3 . Минутка чистописания

-Сейчас мы будем учиться писать красиво,правильно,грамотно.

- Кто знает как в русском языке пишется «жи,ши»?

-Прописываем эти сочетания на одной строке,но прежде чем писать , вспомните правило как правильно сидеть при письме

-Ножки- вместе , спинку- прямо ,

тетрадочку - наискосок,

между партой- кулачок.

- посмотрите на доску как нужно писать сочетания «жи, ши»(напоминаю ,какое соединение используется при написании) ……..Подчеркните карандашом сочетание , которое на ваш взгляд написано более красиво и аккуратно.

-А теперь прочитайте пословицу ,которая записана на доске

-Поспеш…шь-людей насмеш…шь.Какие буквы пропущены ? почему? Спишите красиво и аккуратно ,вставьте пропущенные буквы.Как вы понимаете смысл этой пословицы?Когда нужно не спешить?

-Помните всегда эту народную мудрость и она поможет вам достичь лучших результатов.


4. Орфографическая минутка.

( На доске записаны предложения. Детям нужно вставить пропущенные буквы и объяснить написание)

Пчелы л…тят к сирени и к яблоне. На фасоли и на к….пусте появились вредители. По ш…рокой а…е сада мы подошли к лесу.

- Посмотрите на иллюстрации с изображением леса.

Каждый уголок леса по- своему неповторим,чарует своей таинственностью и красотой.Наша Беларусь славится своими лесами,которые являются богатством нашей Родины.И каждый житель должен беречь и приумножать эти богатства.2018 год был объявлен «Годом малой родины».В этот год проводились акции по посадке деревьев.Эти традиции можете при желании продолжить и вы весной.

Посмотрите на изображения .Какие слова вам хочется сказать про лес?(..)

- А теперь ,используя опорные слова , давайте составим по одному предложению небольшой текст про лес

-( на доске слова: лес,тихо, сыро,осень,ель, шишки,дуб,дупло,белка.)

-определите род существительных, которые встречались в ваших предложениях.

2. Определите падеж подчеркнутых имен существительных (Д.п.), выделите окончание. Что вы заметили?

3. Проблемный вопрос:

Почему же в одном и том же падеже у имен существительных разные окончания? Отчего это зависит?

На уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.

5.Сообщение темы урока .

-Сегодня мы узнаем новые сведения об имени существительном , которые помогут нам выполнять письменные работы более грамотно.

- Прочитайте тему на доске( три склонения имён существительных)

-Какие задачи мы поставим себе ?(познакомиться с тремя склонениями имён существительных и научиться определять склонение имён существительных )

6 Работа над новой темой

-Как называется изменение по падежам?( Склонением)



- На доске записаны слова

река ночь

дядя небо мышь

дом

Какого рода слова в первом столбике? Во втором? В третьем?( уч-ся называют род ,уч записыв над доске)

-Как называется изменение по падежам?( Склонением)



- Посмотрите на таблицу………….(табл на доске)



- Какие окончания имеют имена существительные из первого столбика в именительном падеже?(-а,-я.)

-А какие в Р.,Д.,В.,Т.,П.?

Вывод(уч-ся делают сами) :Существительные женского и мужского рода , имеющие окончания –а,-я, в именительном падеже, склоняются одинаково,т.е. имеют одинаковые окончания и в других падежах.

- Какие окончания имеют существительные мужского и среднего рода из второго столбика в именительном падеже? в Р.,Д.,В.,Т.,П.?

( одинаковые)

Вывод:Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием –о, е, в именительном падеже склоняются одинаково, т.е. имеют одинаковые окончания и в других падежах.

-А теперь посмотрите какие окончания имеют слова из третьего столбика в именительном падеже? в Р.,Д.,В.,Т.,П.

падежах?(одинаковые)

Вывод:Существительные женского рода , имеющие нулевые окончания именительном падеже, склоняются одинаково,т.е. имеют одинаковые окончания и в других падежах

-Итак , как видите, в русском языке различные слова склоняются по- разному. Поэтому их поделили на три группы:

-на доске таблица(три склонения существительных)

А теперь определите какого склонения слова в первом столбике?Во втором? В третьем?

Правило с.78

-Так какие слова относятся к 1 склонению?

Упр.137 выписать все имена существительные первого склонения

Перед выполнением познакомить с памяткой

-так какие существительные относятся к первому склонению?



-----------физкультминутка----------

Какие слова относятся ко 2 склонению?Правило с.79.

Упр.138 выписать существительные второго склонения

Так какие существительные относятся ко 2 скл?

-Какие слова относятся к 3 склонению?Правило с.79.

Упр.139 выписать существительные 3 склонения

-Так какие существительные относятся к 3 скл?

----------физкультминутка для пальчиков и глаз-------



7.Закрепление изученного

1. Коллективная работа

Игра « Определи и покажи»

- называю слова , дети сигнальными карточками показывают к какому склонению относятся эти существительные

- Радость,школа, куст, папа,медведь,лес, ночь ,суббота,дорога,билет,деревня, яблоко.

-Так как определить склонение имени существительного?

2. Выборочный диктант

- Я читаю стихотворение , а дети должны записать существительные только 1 склонения

- В лесах птичье пение ,

А в классе тишина.

Проходим мы склонение ,

Склоняется весна…..

--Птички песни петь устали,

Белки прыгать перестали,

И прилечь они не прочь-

Значит всё вступило в ночь.

-3. Работа со словарём

- А теперь возьмите словари и выпишите из них по одному существительному 1,2,3,скл( работают в парах) С одним из слов составьте устно предложение.



8. Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания (ученики выполняют задания-тесты по карточкам).



9 . Итог урока.

-Кто же может ответить на вопрос , который я поставила в начале урока?

-Почему же в одном и том же падеже у имён существительных разные окончания? Отчего это зависит?

-Ребята, а с какой целью нужно научиться правильно и быстро узнавать склонение имен существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных в предложении)

Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

Какие имена существительные относятся к 3 склонению?





10. Самооценка знаний.Рефлексия

Оцените свою работу «на лесенке успеха». Обозначьте «+» ту ступеньку на лесенке, на которой, по вашему мнению, вы оказались к концу урока.

  1. ступенька-многое не понял, и остались вопросы.

  2. ступенька - во время работы было много трудностей.

  3. ступенька-многое понял, но были ошибки

  4. ступенька - трудности преодолены

11. Домашнее задание.

Выучить правило, выполнить упражнение 42 с.81.































Материалы подготовил(а): Скачкова Жанна Васильевна

Скачать

2019-05-11

Мне нравится | 1

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение