План-конспект урока Кто что ест, окружающий мир 3 класс
Тема урока: Кто что ест? Цепи питания. Конспект открытого урока.
Библиотека материалов Дум Думыча
Тема урока: Кто что ест? Цепи питания.
Ход урока:
Организация начала урока.
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу. Пусть нам всем принесёт радость общение друг с другом.
Девиз урока:
Окружающий нас мир
Интересно познавать,
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
П. Проверка домашнего задания.
Отгадайте загадки:
- Колючий клубок
Под елкой прилег. (Еж)
- Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
- Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- О ком говорится в этих загадках? (О животных)
- Ребята, я предлагаю вам проверить свои знания о животных.
Ответьте на вопросы «Да - нет». «Да» - если утверждение верное, «Нет» - если утверждение неверное.
1. Наука о животных называется зоологией.
2. У насекомых 8 ног.
3. С помощью жабр рыбы дышат.
4. Зимой спят ежи, медведи, лягушки, барсуки.
5. Пресмыкающиеся ползают по земле.
6. Улитки и кальмары относятся к группе иглокожих.
7. Охота на зверей весной запрещена, так как у них рождаются детёныши и идёт линька.
8. У птиц есть зубы.
9. Тело земноводных покрыто сухими чешуйками.
10. Пиявка - позвоночное животное.
Самопроверка.
Ш. Самоопределение к деятельности.
- Сейчас мы отправимся с вами в лес. А вы послушайте сказку Николая Сладкова «Загадочный зверь» и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь. (Инсценировка сказки.)
IV.Постановка темы и цели урока.
-Перед вами группа животных. (рысь, жираф, верблюд, полярный медведь).
- Назовите их. На какие группы вы их можете разделить? (Одни питаются растениями, а другие -животными.)
– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных? (По способу питания)
- Над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Питание животных)
- Правильно. Узнаем, чем питаются разные животные.
-Прочитайте тему урока. («Кто что ест?».)
-Какую цель поставим перед собой?
- Узнаем, чем питаются разные животные?
V. Актуализация опорных знаний и осуществление первого пробного действия
1. Рассмотрим, как животные питаются.
- Рассмотрите группы животных, и попробуйте сами дать название каждой группе.
- Как называется группа животных, которым нужна растительная пища (листья, стебли, плоды, семена, корни, трава, мох, грибы)? (Растительноядные)
- Как называется группа животных, которые питаются пищей животного происхождения? (Хищники)
- Как называется группа животных, основную пищу которых составляют насекомые, сороконожки и черви? (Насекомоядные)
- Как называется группа животных, употребляющих как растительную, так и животную пищу? (Всеядные)
Вывод: Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому ещё называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.
Демонстрация схемы:
Животные
растительноядные несекомоядные хищники всеядные
2. Закрепим ваши знания. Выполните задание в тетради (№ 1, с. 55).
Коллективная проверка.
VI. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
VII. Открытие нового знания.
Я предлагаю вам выступить в роли учёных-экологов и заняться поисковой деятельностью. Определите, кто здесь лишний?
Огород: капуста – слизни – жаба («лишний» - медведь).
- Почему медведь оказался лишним? Обратите внимание на стрелки. Капустой питаются слизни, слизнями- жабы.
- Учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Первичное закрепление знания.
Работа с учебником.
Учащиеся открывают учебник с. 94 и рассматривают иллюстрацию «Цепи питания».
- Какие цепи питания приведены в учебнике? (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.)
- В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
(1 звено – растения. Ведь только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды; 2 звено – растительноядные животные; 3 звено – насекомоядные или хищные животные.)
Вывод: что же такое пищевая цепь?
Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.
Работа в паре.
Попробуем составить цепь питания лисицы
У вас на партах есть картинки, из которых надо составить 2 цепи питания лисы.
Самостоятельная работа в тетради с.56, №4
Самопроверка по эталону.
VIII. Решение экологических задач для учёных экологов.
1. Работа в парах.
- Подумайте, что произойдёт, если из цепи питания выпадает какое-либо звено. Обсудите этот вопрос в парах, опираясь на цепи питания, которые составили.
Учащиеся обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить на примере. (Например:если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо.)
Вывод: В природе существует своё хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
2. Как вы думаете, как животные приспосабливаются к добыванию пищи, к защите от врагов.
Чтение вслух текста учебника с.95-96
-Как приспособились хищники к добыванию пищи?
(Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)
- Как приспособились животные защищаться от хищников?
(Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой белый, летом – серый). У ежа иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. Кузнечик – зелёный цвет. У божьей коровки – едкая кровь)
Работа в тетради с. 57 №5 Объяснение детей.
Обсуждение результата работы.
IХ .Обобщение изученного
- Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили.
- Какую цель ставили? (Узнаем, чем питаются разные животные?)
- Добились ли этой цели? Что узнали?
- На какие группы делятся животные по способу питания?
- Как связаны животные между собой?
- Кто может ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.)
Материалы подготовил(а):
Мне нравится | 1