ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
В силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей и взрослых, в ДОУ разработана и успешно реализуется специальная Программа «Крепыш», которая отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в отведенные сроки.
Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников активной позиции в деле сохранения собственного здоровья, создания оптимальной системы здоровьесбережения, а в последующие годы ее совершенствования.
Библиотека материалов Дум Думыча
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» принципиальной установкой деятельности дошкольного образовательного учреждения (в дальнейшем ДОУ) является приоритет охраны жизни и укрепления здоровья детей, обеспечение личностного и физического развития ребенка.
В силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей и взрослых, в ДОУ разработана и успешно реализуется специальная Программа «Крепыш», которая отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в отведенные сроки.
Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников активной позиции в деле сохранения собственного здоровья, создания оптимальной системы здоровьесбережения, а в последующие годы ее совершенствования.
Реализация задач Программы потребовала от коллектива детского сада целенаправленной систематической работы:
Систематизирована нормативно-правовая база учреждения:
Работа по здоровьесбережению осуществляется на основе федеральных законов и постановлений Правительства РФ, документов Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, касающиеся медицинского обеспечения детей в ДОУ; относящиеся к кадровым вопросам.
Разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу по здоровьесбережению воспитанников в детском саду.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ обусловлен: видом дошкольного учреждения, имеющимися условиями, образовательной программой, по которой работают педагоги, показателями здоровья детей, профессиональной компетентностью педагогов.
Детский сад является дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления в развитии детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Их можно выделить в три подгруппы:
● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ осуществляется с учетом основной комплексной общеобразовательной программы «Радуга» /Т.Н. Доронова; региональной программы «Наш дом – Южный Урал» Сост: Е.С. Бабунова .
Активно используются в практике работы технология программы «Кроха» Г.Г. Григорьевой по воспитанию, обучению и развитию детей раннего возраста;
технология физического развития дошкольников программы «Из детства - в отрочество» / Т.Н. Доронова; технология ОБЖ / К.Ю. Белая и др.
в качестве регионального компонента применяются: технология парциальной программы «Я и мое здоровье» / Т.А. Тарасова; технология парциальной программы «Будь здоров» / Л.И. Крупицкая.
Ведущий принцип здоровьесберегающих технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Проводятся для всех детей в качестве профилактики утомления. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Проводится со всеми детьми, особенно с речевыми проблемами. Проводится 2 раза в день.
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Используется наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводится в проветренном помещении, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводится в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в физкультурно-музыкальном зале, в дошкольных группах 1 из них на свежем воздухе. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15мин., средний возраст – 20мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием проводится проветривание и влажная уборка помещения.
Проблемно-игровые тренинги, игротерапия – в свободное время, во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие организуется незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Факультативные занятия по курсу «Познай себя» -1 раз в неделю по 25-30 мин. для старшего дошкольного возраста. Занятия включены в регламент непосредственно образовательной деятельности в качестве вариативной части реализации образовательной программы учреждения.
Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, проводится сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, где объясняется ребенку серьезность процедуры и даются детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды 2 раза в день с младшего дошкольного возраста. Проводится по специальной методике А. Уманской, особенно с детьми, часто болеющими простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Психогимнастика – Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Логоритмика – направлена на согласование речи с движением и музыкой. Проводится во всех возрастных группах детского сада, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от поставленных целей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, способствовало формированию у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Одна из особенностей подхода ДОУ к воспитанию здорового ребёнка - сотрудничество с семьёй, где особое внимание уделяется следующим положениям:
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, достигается благодаря тому, что цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно–оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку, и к каждой семье на основе учёта их интересов и возможностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Упорядочению и регламентации совместной деятельности родителей, коллектива ДОУ в сфере здоровьесбережения способствует разработанная Модель взаимодействия родителей, медицинских и педагогических работников, система работы по здоровьесбережению воспитанников ДОУ; усовершенствованный «Паспорт здоровья» ребенка как часть системы мониторинга здоровья детей на основе комплексных медико-педагогических обследований.
Реализация Модели взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса при организации и осуществлении здоровьесбережения воспитанников детского сада способствовала успешному взаимодействию с семьей через проектную деятельность:
- выпуск фоторепортажей «Зимние виды спорта в моей семье»; семейных газет «Вместе с мамой, вместе с папой», «Спортивная семья» по формированию у детей дошкольного возраста привычки к ЗОЖ, стимулированию работы по здоровьесбережению в семье;
-привлечение родителей к участию декаде «Защита здоровья ребенка совместными усилиями ДОУ, семьи, школы, фельдшерского пункта», в неделе правовых знаний «Право на отдых»;
- приглашение родителей на открытые мероприятия «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»;
- проведение Дней здоровья «Фестиваль народных игр Южного Урала», «Волшебный мир здоровья», «Внимание, на старт!»;
- организацию Недели здоровья «В мире сказок и приключений», «Зимняя спартакиада», «Олимпийский огонек».
При активном участии медицинских работников детского сада, сельского фельдшерского пункта и семей воспитанников стали традиционными в ДОУ День борьбы с туберкулезом, Неделя иммунизации населения, Уроки здоровья.
Ведется внедрение инновационных форм взаимодействия с семьей через создание клубов по интересам для родителей групп раннего и дошкольного возраста. Семейные клубы «Кроха», «Береги здоровье смолоду» способствуют повышению педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья, как у детей, так и у взрослых; изучению и обмену среди родителей опыта семейного воспитания по проблеме здоровьесбережения.
Получила развитие материально-техническая база для здоровьесбережения воспитанников ДОУ.
Оборудованы: сенсорная зона, центр ОБЖ «Дорожка безопасности», автодром.
- Осуществлен ремонт групповых ячеек, коридоров, холлов с учетом пожарной безопасности, цветотерапии, создания психологического комфорта для детей и взрослых.
Приобретено необходимое оборудование:
Медицинское (ионизаторы воздуха, ингалятор, ОУФК-1);
Спортивное: (ДСК «Карусель», шведская стенка, детские спортивные тренажеры, сухой бассейн, мячи, скакалки, обручи, качели, двигательные игрушки для детей раннего возраста и т.д.), нестандартное оборудование (объемные модули, чудо-коврики).
- Частично заменено технологическое оборудование на кухне, в прачечной, в групповых ячейках мебель (стулья, столы, кровати, шкафы).
Пополняется развивающая среда нестандартным оборудованием (атрибуты для ОРУ и спортивных игр, изготовленные совместно педагогами, детьми и родителями).
В детском саду выстроена оптимальная система физкультурно-оздоровительной работы, которую осуществляют квалифицированные педагогические работники.
В результате заболеваемость воспитанников детского сада на протяжении 8 лет сохраняется на уровне ниже районного и областного показателей.
Анкетирование среди семей воспитанников детского сада, позволило выяснить, что
- 89% родителей удовлетворяет уход, оздоровление, воспитание и обучение ребенка в ДОУ;
- 85% - удовлетворяет система организации питания в ДОУ.
Материалы подготовил(а): Папулова Елена Игоревна
Мне нравится | 1