ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

В силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей и взрослых, в ДОУ разработана и успешно реализуется специальная Программа «Крепыш», которая отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в отведенные сроки.
Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников активной позиции в деле сохранения собственного здоровья, создания оптимальной системы здоровьесбережения, а в последующие годы ее совершенствования.

Библиотека материалов Дум Думыча

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» принципиальной установкой деятельности дошкольного образовательного учреждения (в дальнейшем ДОУ) является приоритет охраны жизни и укрепления здоровья детей, обеспечение личностного и физического развития ребенка.

В силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей и взрослых, в ДОУ разработана и успешно реализуется специальная Программа «Крепыш», которая отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в отведенные сроки.

Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников активной позиции в деле сохранения собственного здоровья, создания оптимальной системы здоровьесбережения, а в последующие годы ее совершенствования.

Реализация задач Программы потребовала от коллектива детского сада целенаправленной систематической работы:

Систематизирована нормативно-правовая база учреждения:

Работа по здоровьесбережению осуществляется на основе федеральных законов и постановлений Правительства РФ, документов Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, касающиеся медицинского обеспечения детей в ДОУ; относящиеся к кадровым вопросам.

Разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу по здоровьесбережению воспитанников в детском саду.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ обусловлен: видом дошкольного учреждения, имеющимися условиями, образовательной программой, по которой работают педагоги, показателями здоровья детей, профессиональной компетентностью педагогов.

Детский сад является дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления в развитии детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Их можно выделить в три подгруппы:

●         организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

●         психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

●         учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ осуществляется с учетом основной комплексной общеобразовательной программы «Радуга» /Т.Н. Доронова; региональной программы «Наш дом – Южный Урал» Сост: Е.С. Бабунова .

Активно используются в практике работы технология программы «Кроха» Г.Г. Григорьевой по воспитанию, обучению и развитию детей раннего возраста;

технология физического развития дошкольников программы «Из детства - в отрочество» / Т.Н. Доронова; технология ОБЖ / К.Ю. Белая и др.

в качестве регионального компонента применяются: технология парциальной программы «Я и мое здоровье» / Т.А. Тарасова; технология парциальной программы «Будь здоров» / Л.И. Крупицкая.


Ведущий принцип здоровьесберегающих технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.


Технологии сохранения и стимулирования здоровья


 Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Проводятся для всех детей в качестве профилактики утомления. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

 Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Проводится со всеми детьми, особенно с речевыми проблемами. Проводится 2 раза в день.

 Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Используется наглядный материал, показ педагога.

 Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводится в проветренном помещении, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

 Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

 Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводится в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни:


Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в физкультурно-музыкальном зале, в дошкольных группах 1 из них на свежем воздухе. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15мин., средний возраст – 20мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием проводится проветривание и влажная уборка помещения. 

Проблемно-игровые тренинги, игротерапия – в свободное время, во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие организуется незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.  

Факультативные занятия по курсу «Познай себя» -1 раз в неделю по 25-30 мин. для старшего дошкольного возраста. Занятия включены в регламент непосредственно образовательной деятельности в качестве вариативной части реализации образовательной программы учреждения.

 Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, проводится сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, где объясняется ребенку серьезность процедуры и даются детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды 2 раза в день с младшего дошкольного возраста. Проводится по специальной методике А. Уманской, особенно с детьми, часто болеющими простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).


Коррекционные технологии


Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. 

Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

 Психогимнастика – Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. 

Логоритмика – направлена на согласование речи с движением и музыкой. Проводится во всех возрастных группах детского сада, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от поставленных целей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, способствовало формированию у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.


Одна из особенностей подхода ДОУ к воспитанию здорового ребёнка - сотрудничество с семьёй, где особое внимание уделяется следующим положениям:

  • Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, достигается благодаря тому, что цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно–оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

  • Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду.

  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку, и к каждой семье на основе учёта их интересов и возможностей.

  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Упорядочению и регламентации совместной деятельности родителей, коллектива ДОУ в сфере здоровьесбережения способствует разработанная Модель взаимодействия родителей, медицинских и педагогических работников, система работы по здоровьесбережению воспитанников ДОУ; усовершенствованный «Паспорт здоровья» ребенка как часть системы мониторинга здоровья детей на основе комплексных медико-педагогических обследований.

Реализация Модели взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса при организации и осуществлении здоровьесбережения воспитанников детского сада способствовала успешному взаимодействию с семьей через проектную деятельность:

- выпуск фоторепортажей «Зимние виды спорта в моей семье»; семейных газет «Вместе с мамой, вместе с папой», «Спортивная семья» по формированию у детей дошкольного возраста привычки к ЗОЖ, стимулированию работы по здоровьесбережению в семье;

-привлечение родителей к участию декаде «Защита здоровья ребенка совместными усилиями ДОУ, семьи, школы, фельдшерского пункта», в неделе правовых знаний «Право на отдых»;

- приглашение родителей на открытые мероприятия «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»;

- проведение Дней здоровья «Фестиваль народных игр Южного Урала», «Волшебный мир здоровья», «Внимание, на старт!»;

- организацию Недели здоровья «В мире сказок и приключений», «Зимняя спартакиада», «Олимпийский огонек».

При активном участии медицинских работников детского сада, сельского фельдшерского пункта и семей воспитанников стали традиционными в ДОУ День борьбы с туберкулезом, Неделя иммунизации населения, Уроки здоровья.

Ведется внедрение инновационных форм взаимодействия с семьей через создание клубов по интересам для родителей групп раннего и дошкольного возраста. Семейные клубы «Кроха», «Береги здоровье смолоду» способствуют повышению педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья, как у детей, так и у взрослых; изучению и обмену среди родителей опыта семейного воспитания по проблеме здоровьесбережения.

Получила развитие материально-техническая база для здоровьесбережения воспитанников ДОУ.

  • Оборудованы: сенсорная зона, центр ОБЖ «Дорожка безопасности», автодром.

- Осуществлен ремонт групповых ячеек, коридоров, холлов с учетом пожарной безопасности, цветотерапии, создания психологического комфорта для детей и взрослых.

  • Приобретено необходимое оборудование:

Медицинское (ионизаторы воздуха, ингалятор, ОУФК-1);

Спортивное: (ДСК «Карусель», шведская стенка, детские спортивные тренажеры, сухой бассейн, мячи, скакалки, обручи, качели, двигательные игрушки для детей раннего возраста и т.д.), нестандартное оборудование (объемные модули, чудо-коврики).

- Частично заменено технологическое оборудование на кухне, в прачечной, в групповых ячейках мебель (стулья, столы, кровати, шкафы).

  • Пополняется развивающая среда нестандартным оборудованием (атрибуты для ОРУ и спортивных игр, изготовленные совместно педагогами, детьми и родителями).


В детском саду выстроена оптимальная система физкультурно-оздоровительной работы, которую осуществляют квалифицированные педагогические работники.

В результате заболеваемость воспитанников детского сада на протяжении 8 лет сохраняется на уровне ниже районного и областного показателей.

Анкетирование среди семей воспитанников детского сада, позволило выяснить, что

- 89% родителей удовлетворяет уход, оздоровление, воспитание и обучение ребенка в ДОУ;

- 85% - удовлетворяет система организации питания в ДОУ.

Материалы подготовил(а): Папулова Елена Игоревна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение