Открытый урок по музыке "Искусство объединяет народы".
Показать богатство и многообразие музыкальной культуры народов Карачаево- Черкесии.
Подчеркнуть, что музыка –это интернациональный язык.Знакомство с поэзией Михаила Леонидовича Бегера;
обобщить первоначальное представление об Аслане Даурове и продолжить исследовательскую деятельность детей.
Библиотека материалов Дум Думыча
Тема: Искусство объединяет народы.
Цель урока:
- показать богатство и многообразие музыкальной культуры народов Карачаево- Черкессии.
- подчеркнуть , что музыка –это интернациональный язык.
Задачи
Обучающие:
- Знакомство с поэзией Михаила Леонидовича Бегера;
- обобщить первоначальное представление об Аслане Даурове и продолжить исследовательскую деятельность детей.
- формирование представления о культуре народов Карачаево- Черкессии.
Развивающие:
- способствование умению ориентироваться в музыкально-историческом материале и
самостоятельно аналитически мыслить .
- помощь в развитии музыкальных способностей и слушательских навыков .
- помощь в обнаружении межпредметных связей, развивающих кругозор.
Воспитательные:
- формирование музыкально-эстетических потребностей.
- формирование уважения к музыке народов республики как части культуры,
- формировать творческие умения детей, способность к самовыражению. Тип урока:
Комбинированный (повторение, беседа, лекция, исследовательская работа детей, вокально-хоровая работа)
Методы обучения:
- сравненияи сопоставления
- словестный
- наглядно- слуховой
- анализа
- объяснительно-демонстрационный
- опережения
- обобщения
- поисковый
- практический
- звуковысотный показ
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, презентатор, ТВ, CD,DVD, презентация,фильм, нотныйматериал, интернет-ресурсы (каталог Единое окно , библиотека нот и музыкальной литературы ), раздаточный материал.
Ход занятия
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Слайд |
Технологии, методы и приемы |
|||
|
1.Орг.момент Приветствие
Создание мотивации
Введение новой темы. Сообщение цели занятия
2. Основная часть
Микроитог
|
Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Меня зовут Тамара Олеговна. Я желаю вам, чтобы вы ушли с сегодняшнего урока с новыми знаниями и впечатлениями. Садитесь, пожалуйста.
А чтобы узнать тему урока и чем мы будем сегодня заниматься, я предлагаю послушать вам стихотворение: Штурмуют
космос корабли, Кто уже догадался, какая тема урока?
А точнее Искусство объединяет народы.
Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Сегодня мы поговорим о том, как музыка может объединить наши народы, проживающие в КЧР, Какие средства используют художники? Поэты и писатели в создании своих произведений? Мы с вами постараемся быть в 3-х лицах: человек должен уметь быть зрителем, слушателем, но особенно творцом. Поднимите руки, кто хотел бы сам стать творцом-композитором? Хорошо. Чтоб им стать мы будем учиться у поэтов, композиторов и художников, которые черпают истоки творчества в любви к своей Родине и к своему народу.
А свой урок я начала со стихотворения Михаила Леонидовича Бегера. Стихи Михаила Бегера, душевные и честные, уже много лет вдохновляют своих читателей. Михаил Леонидович - народный поэт КЧР и любимец почитателей поэтического таланта” Михаил Бегер – член Союза писателей России и единственный в КЧР русский, обладатель звания «Народный поэт Карачаево-Черкесии». А какие стихи вы знаете?
Какие чувства вызывает это стихотворение? Поэты подобрали такие красивые слова, чтобы описать любовь к нашему народу.
- О чем это стихотворение?
- Да картины тоже могут говорить.Мы сейчас с вами убедимся рассмотрев картину нашего местного художника Николая Григорьевича Кузнецова. Какие цвета использовал художник? Может ли картина говорить?
Художники тоже находят выразительные средства в изображении пейзажей нашей Родины.
|
Дети садятся на свои места.
- Музыка нашей Родины.
Мы будем говорить об искусстве народов нашей республики.
Дети поднимают руки.
Дети читают стихи.
-восторженность, радость, ликование.
Должны
картины говорить,
Дети рассматривают картину.
- Яркие краски. - Картина показывает красоту нашей природы. |
|
Сравнения и сопоставления.
Исследовательская. |
||
2. « Угадай мелодию».
|
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру « Угадай мелодию». Звучит 1 мелодия.
-Что такое марш?
Звучит 2 мелодия.
- Что такое вальс?
Звучит 3 мелодия. -Что такое песня?
А вы узнали, что это за песня? Правильно. Композитор, педагог, дирижер, публицист, фольклорист, музыкально - общественный деятель. Аслан Дауров родился 24 июля 1940 года в селе Хабез Карачаево-Черкесии. Он окончил Московскую Консерваторию . Аслана Даурова принимают в члены Союза композиторов РСФСР.Удивительная деталь - почти всё, что им написано в консерватории (вокальные и инструментальные сочинения), было исполнено. После окончания консерватории Дауров возвращается в родной край и становится директором музыкального училища в г. Черкесске. За большой вклад в многонациональную культуру Аслану Даурову присвоены почетные звания "Заслуженный деятель искусств РФ" Народный артист КБР "; "Заслуженный деятель искусств Абхазии".
|
-Марш
Марш – это музыка под которую можно маршировать.
- вальс -Это бальный танец, который исполняется под музыку с тактом в ¾.
Это песня. Песня – это музыка , под которую можно петь. -Песня « Карачаево- Черкесия моя», которую написал Аслан Дауров.
Дети смотрят слайды. |
Проверка (сопровождение слайдами.) .
|
Проблемное обучение
Коллективное обучение
Игровая
|
|||
3.Исполнение фрагментов, составленных в игре, произведений. |
Давайте исполним его песню, которую он посвятил своему народу и своей Родине. - Какой характер у этой песни? |
Исполнение песни.
Мягкий, Спокойный, нежный. Нужно петь с любовью. |
|
Здоровье- сберегающая .
Коллективного обучения. |
|||
4. Новый музыкальный материал. Разучивание песни.
5. Физминутка
6. Исполнение гимна.
|
- А какие народы проживают в нашей республике? Да все эти народы проживают вместе уже много лет в дружбе и согласии. И мы сейчас с вами попробуем создать свой оркестр из детских шумовых инструментов. А что же такое оркестр? Оркестр -большой коллектив музыкантов-инструменталистов. Мы сейчас с вами сыграем русскую народную песню « Калинка».
Литература, живопись, музыка- относятся к искусству, которые сближают людей разных национальностей. А что еще относится к искусству? Правильно! Я знаю, что вы очень хорошо танцуете. Покажите мне, как это у вас получается.
Молодцы, ребята. А послушайте, что сейчас прозвучит.
Вы узнали мелодию?
Да, мы с вами уже пели песню Аслана Даурова « Карачаево-Черкессия моя». А также эта мелодия звучит , когда мы слышим гимн нашей республики. Гимн Карачаево-Черкесской Республики — один из государственных символов Карачаево-Черкесии. Гимн установлен Законом КЧР от 9 апреля 1998. |
Абазины, ногайцы, черкесы, карачаевцы, русские.
Дети с учителем играют на детских шумовых инструментах.
- Танец
Дети танцуют.
Слушание.
Это музыка Даурова.
Это гимн.
|
|
Развивающая.
Сравнения и сопоставления.
Музыкально – творческая.
Здоровьесберегающая.
|
|||
Микроитог
7.Выполнение флага.
8. Рефлексия |
- А как исполняют гимн? – А вы знаете слова гимна? Давайте встанем и дружно, торжественно исполним гимн Карачаево- Черкесской республики.
А что еще относится к символам республики?
А что изображено на гербе?
А кто мне сможет рассказать о флаге?
А теперь подведем небольшой итог. Какие символы КЧР?
У вас на столах лежат полоски, такие же как на флаге нашей республики. Давайте каждый сделает флаг.
- Что нового узнали за урок? Стихотворение какого поэта слушали? - Кому было интересно? - Какое задание понравилось больше? - Что показалось трудным? -Как искусство может объединить народы?
А сейчас у вас на столах лежат ноты 3 цветов. Если вам урок понравился вы возьмите золотую нотку и повесьте на нотный стан. Если вам было интересно, но не всегда- тогда зеленый цвет. А если вам было скучно- тогда повесите красную нотку.
|
-Торжественно. Стоя. - да.
Дети исполняют гимн.
- Герб и флаг. До 2001 г., когда из герба были убраны все надписи, герб Карачаево-Черкесской республики немного отличался: "Герб Карачаево-Черкессии имеет круглую геральдическую форму. Фон желтый, символизирует солнечную Карачево-Черкесию. В центре композиции стилизированный силуэт Эльбруса, который означает вечность, силу и величие. Он наложен на синий круг, символизирующий вечное небо и синие воды. Диаметр круга по отношению к общему кругу равен 1:2. С двух сторон ветки и цветы рододендрона - одного из самых специфических высокогорных растений Карачево-Черкесии. Эти цветки - символ мира, здоровья, чистоты. Внизу герба дата - 1922 год. Это год образования автономии Карачаево-Черкесии. Год вписан в форму, напоминающую чашу, которая символизирует гостеприимство. Вверху, в малом круге, вписаны две буквы РФ - Российская Федерация. Голубая полоса символизирует светлые побуждения, мир и спокойствие; зеленая – природу, ее богатство и плодородие; красный – единство, мужество и национальную близость. Неофициальное значение расцветки флага Карачаево-Черкесии – единства этнических групп населения Республики: голубой цвет принадлежит тюркским народам (карачаевцы и ногайцы), зеленый – адыгам (черкесы и абазины), красный – славянам в составе населения Республики.
Выполнение работы.
- Михаила Бегера
-поиграли на шумовых инструментах
Искусство формирует такие качества , как уважение и любовь к музыке, живописи, к литературе разных народов.
Музыкальный язык является интернациональным.
|
|
Развивающая.
Объяснительно- иллюстративного обучения.
Развивающая.
Сравнения и сопоставления
|
|
||
11. Оценка работы учащихся. |
Вы проявили большой интерес к нашему уроку. Благодарю за прекрасную домашнюю исследовательскую деятельность и активность на уроке. |
|
|
|
|||
12. Организационное завершение урока. |
Подарок каждому ребенку –шарик с пожеланиями.
|
|
|
|
Материалы подготовил(а): Хатуева Тамара Олеговна
Мне нравится | 0