Урок музыки в 6 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".

На уроке музыки в 6 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство" учащиеся анализируют прослушанные музыкальные произведения; определяют связь музыки с изобразительным искусством; сравнивают средства выразительности музыки и изобразительного искусства в создании художественного образа; исполняют песню, передавая художественный образ и характер мелодии.

Библиотека материалов Дум Думыча

Краткосрочный план ОТКРЫТОГО УРОКА по предмету «Музыка»

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 3: Музыка и виды искусства. Урок № 3

Школа: Тобольская СШ № 116

Дата: 25.01.2019


ФИО учителя: Говяженко Е.Б.

Класс 6 «А»


Количество присутствующих:


Количество отсутствующих:

Тема урока:

Музыка и изобразительное искусство. 1 урок

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

6.1.1.1 – анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

6.1.2.3 – сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа;

6.1.3.1 – исполнять песни разных стилей и жанров, используя элементы канона, двухголосия, передавая художественный образ и характер мелодии.

6.2.2.1 - сочинять и импровизировать композиции, используя средства музыкальной выразительности, голос, музыкальные инструменты.

Цели урока

Учащиеся:

  • будут анализировать прослушанное музыкальное произведение;

  • будут определять связь музыки с изобразительным искусством;

  • будут сравнить средства выразительности музыки и изобразительного искусства в создании художественного образа;

  • будут исполнять песню, передавая художественный образ и характер мелодии.

Критерии

оценивания

Учащийся:

  • анализирует произведения «Сары - Арка» Курмангазы, «Утро» Э. Грига и определяет связь музыки с изобразительным искусством;

  • сравнивает средства выразительности музыки и изобразительного искусства в создании художественного образа;

  • исполняет песню "Я рисую этот мир" в характере музыки.

Языковые цели

Учащиеся могут:

  • обсуждать и анализировать прослушанную музыку и картины с применением предметной терминологии;

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Изобразительное искусство, средства музыкальной выразительности, средства художественной выразительности.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Кюй Курмангазы раскрывает образ…;

Данная музыка рисует образ…;

Вопросы для обсуждения:

  • Какое настроение передают эти два произведения?

  • Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Привитие

ценностей

Воспитание уважительного отношения к культуре разных народов посредством изучения произведений изобразительного искусства различных авторов.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство. Связь с предметом прослеживается в заданиях на анализ картин, изучаемых на уроке.


Навыки ИКТ

По возможности учащиеся могут работать на смартфонах и ноутбуках при выполнения задания на подбор музыки к картинам.


Предварительные знания

Учащиеся рассматривали художественные средства выразительности музыки и других видов искусства на предыдущих уроках данного раздела.


Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока



7 мин

Ребята, сегодня мы продолжаем постигать секреты содружества музыки с другими видами искусств.

«Мозговой штурм».

Предлагаю вам вспомнить виды искусств и язык каждого вида искусства.

Чтобы ответить на вопрос, о связи каких видов искусств мы будем сегодня постигать связь, предлагаю вам прослушать стихотворение Ирины Исаковой «Я хочу увидеть музыку».


Выход на тему урока: учитель читает стихотворение И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку».

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка?

Расскажите мне скорей!


Птичьи трели - это музыка,

И капели - это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.


Видишь - лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку.

Видишь - тучка в небе хмурится:

Будет музыка дождя.


И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку...

Обсуждение в классе.

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

  • О чем рассказывается в стихотворении?

  • Как вы понимаете, понятие увидеть музыку?

Ознакомление учащихся с темой и целями урока.

Постановка перед учащимися цели и задачи их деятельности на уроке.

Обратить внимание учащихся на лексическую терминологию урока.












Стихотворение И.Исаковой «Я хочу увидеть музыку»

http://tekstovoi.ru/text/8375738_927411278p564035689_text_pesni_ya_hochu_uvidet_muzyku.html

Середина урока




2 мин















12 мин
















8 мин

























9 мин

Задание 1. Беседа.

Музыка на протяжении всей истории своего развития не существовала сама по себе. Всегда была связана с другими видами искусств, оказывала на них воздействие и, в свою очередь, испытывала на себе их влияние.

Так художниками были созданы портреты великих композиторов: Вольфганга Моцарта, Фридриха Генделя, Петра Чайковского.

С древних времен музыкальные инструменты, музицирующие люди часто становились персонажами картин разных художников. Например, французского живописца Жана Антуана Ватто.


Что вы сейчас ощущаете при рассмотрении данных произведений живописи?

Ответы: глядя на картины, мы внутренним слухом слышим звучание музыкальных инструментов, на которых играют музыканты.

Да, существуют такие картины, которые можно назвать «звучащими» или «музыкальными».

В свою очередь есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность.

Предлагаю вам в этом убедиться.


Задание 2. Слушание и анализ. Творческая проектная деятельность. Прослушайте произведения, проанализируйте и составьте композицию – аппликацию, соответствующую характеру и содержанию произведения.

- Курмангазы кюй «Сары0;

- Э. Григ «Утро» (симфоническая сюита «Пер Гюнт»)


Сопроводите свою работу кратким комментарием.


Критерии оценивания к заданию.

  • подбор изобразительных образов в соответствии с содержанием музыкального произведения;

  • описание связи музыки с составленной композиции;

  • сравнения средств выразительности музыки и изобразительного искусства.


Задание 3. Исследование.


Исследуя связь музыки и изобразительного искусства, а также их отличительные черты, предлагаю выбрать подходящие для них средства выразительности и отметить их в процессе нашей работы в соответствующих колонках таблицы на рабочих листах.

Ну, а начнем мы, пожалуй, с указания известных вам средств музыкальной выразительности.

Вспомните, что первоначально вызвала в нас зазвучавшая музыка?

Версии: Зрительные образы в воображении, то есть картины (сходство – образ, различие – язык воплощения);

Какое главное средство музыкальной выразительности вам помогло воплотить образ?

Ответы: мелодия, а в ИЗО – это линия.


В изобразительном искусстве часто употребляют выражение - цветовая гамма – основные цвета. Сколько их в ИЗО? Ответы: 7 основных.

А сколькими основными звуками вам рисовала образ музыка? Ответы: 7 звуков – до. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля .си.

Версии: ладу в музыке, чередованию быстрого и медленного темпа может соответствовать контраст в ИЗО – теплые и холодные тона.

Какой же мы можем сделать вывод?

Вывод: Музыка и живопись рисуют образы, каждая своим языком; два вида искусств дополняют друг друга и поэтому картины становятся «звучащими», а музыка « живописной».



Организация взаимооценивания групп.



Задание 4. Исполнение Разучивание 2 куплета песни «Мир, который нужен мне» композитора А. Ермолова, спойте выразительно, чисто интонируя песню.


1.Я рисую на окне мир, почти такой, как наш.

я рисую на окне акварели и гуашь.

краски яркие возьму и закрашу серый цвет.

нарисую ту страну, где для слёз причины нет,


где улыбки каждый день, где почти всегда весна,

где у всех, у всех людей очень добрые глаза.

кто-то ищет целый век: "где же счастье?" - вот оно!

здравствуй, добрый человек - посмотри в моё окно!


припев:

ты посмотри: на моём окне

я рисую этот мир, где ни зла, ни горя нет.

ты посмотри: будет этот мир,

где добро всегда царит, мир, который нужен мне!


2.я рисую новый мир. пусть моя не сохнет кисть!

я рисую новый мир. эй, прохожий, обернись!

если что-то ты хотел в этой жизни изменить -

нарисуй в своём окне мир, каким он должен быть.


и я верю, что когда каждый кисть свою возьмёт,

с наших окон доброта в настоящий мир войдёт.

и наступит долгий век. без обид и слёз в глазах.

где ты, добрый человек? это всё в твоих руках!




Репродукция картин композиторов, старинных музыкальных инструментов, музицирующих людей.











Аудиозапись кюй «Сары Арка» Курмангазы, «Утро» Э. Грига (из симфонической юиты «Пер Гюнт»).



























Конец урока

2 мин


Рефлексия «Ноты успеха»

Проведите рефлексию своей деятельности на уроке.

Определите свое место на страницах нот.

  • Что хорошо получилось?

  • Что не совсем хорошо получилось и почему?

  • Что нужно сделать, чтобы улучшить результат?


































нарисованные на доске « Ноты успеха»

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Учащиеся с более сильными навыками в изобразительном искусстве смогут описать все художественные средства картины.

В задании на исполнение музыки учащиеся с более сильными вокальными умениями могут исполнить солирующую тему куплета песни А. Ермолова.

Взаимооценивание групп по критериям оценивания в задании на подбирание музыки к картине.

Группы оценивают свой ответ по обсуждению выполненных проектов.

Наблюдение учителя за деятельностью класса.

Соблюдение техники безопасности при проведении практических заданий.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?



Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка



Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?




Материалы подготовил(а): Говяженко Елена Борисовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение