Урок на тему « Осенняя экскурсия в природу» проводится во 2 классе. (учебник Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н.)

Цель урока: дать представление о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы.
Планируемый результат
Дети учатся:
- наблюдать за природой;
- фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков;
- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии.

Библиотека материалов Дум Думыча

Урок на тему « Осенняя экскурсия в природу» проводится во 2 классе. (учебник Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н.)

Цель урока: дать представление о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы.

Планируемый результат

Дети учатся:

- наблюдать за природой;

- фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков;

- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии.

  • Проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации и проверки гипотез об изменениях в природе.


- Ребята, сегодня мы будем говорить о признаках подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предположения. Для того чтобы ваши предположения были разнообразны, у меня есть подсказки – начало предложений для формулирования гипотез.

Работа в группах.

1 группе

Большинство растений_________________________________________________________


2 группе

Плоды и семена __________________________________________________________________


3 группе

Окраска листьев ________________________________________________________________


4 группе

Семена растений ____________________________________________________________


Ребята записывают предположения, вставляя слова в предложения. В процессе выдвижения гипотез у детей могут возникнуть споры и возражения, но учителю надо записывать все догадки детей, чтобы усилить проблемность ситуации и стимулировать интерес к изучению возникших вопросов.

- Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?

(Изучить, наблюдать)

- Действительно, нам необходимо выяснить или собрать сведения о том, как растения готовятся к зиме. Какой же будет цель нашего исследования?

(Собрать факты и проверить гипотезы)

Исследование в группах

- Для того, чтобы собрать факты, мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие – на экскурсию по школьному двору и саду. На экскурсии мы будем учиться собирать факты с помощью наблюдения.

Вводная беседа

Ребята, постойте тихо и послушайте звуки школьного сада.

- Понаблюдайте за состоянием неба.

-Расскажите, какая сегодня погода.

-Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад, или слабее?

- Изменился ли по сравнению с началом сентября внешний вид сада и растений школьного двора?

- Какие признаки осени вы наблюдаете? (Изменили окраску листья, облетают листья.)

- Как называется это явление? (Листопад)

Задания группам для наблюдения

Явление

Что наблюдать

(объекты наблюдений)

Содержание рабочего листа

Группа №1

Листопад

1.Дерево (у которого значительная часть листьев опала).

2.Опавшие листья. (Листопаду предшествует изменение окраски листьев.)

3.Погодные условия. Наличие или отсутствие ветра. (При ветре листьев опадает больше, чем в затишье.)

Рабочий лист № 1

1.Посмотрите на это дерево. Как оно называется?________________________

2.Зарисуйте, каким образом опали листья с дерева.

3.Посмотрите на опавшие листья. Установите, какой цвет листьев преобладает среди опавшей листвы. Зарисуйте.

4.Подумайте, что предшествует литопаду.___________________________

5.Посмотрите на листья, которые висят на ветках, и определите, есть ли сейчас ветер.____________________________

6.Выясните, когда, в какую погоду, в какой момент листья опадают больше всего.______________________________

Группа №2

Распространение плодов и семян


1.Травянистое растение с плодами и семенами (одуванчик, лопух, подорожник).

2.Кустарник (шиповник, сирень).

3.Деревья (сосна, клен, яблоня, лиственница, береза). (Ветер переносит семена на другое место в землю, где они будут зимовать под снегом. Плоды являются кормом для животных зимой, поэтому семена хорошо защищены.

Ягоды – пища для зимующих птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния.)

Рабочий лист № 2

1.Изучите, какие растения находятся на школьном дворе и в саду (травянистые растения, кустарники, деревья), запишите.__________________________

2.Соберите плоды с растений. Зарисуйте каждый плод. Опишите плод, в котором прячутся семена.

3.Посмотрите внимательно на землю: нет ли там семян? Определите, с каких они растений.___________________________

4.Подумайте, как они сюда попали._____________________________
5.Собранные плоды положите на ладонь и подуйте на них, имитируя ветер. Что произошло? Почему?____________________

6.Какое это имеет значение для растений и животных?_____________________________

7.Сделайте заключение о том, что происходит с плодами и семенами растений осенью._______________________________

Группа №3

Сбрасывание листвы. Хвойные деревья


1.Хвоя у сосны и лиственницы.

2.Лист клена (березы, яблони). (У хвои маленькая поверхность – испаряется мало влаги. Хвоя покрыта восковым налетом. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания.)

Рабочий лист № 3

1.Посмотрите на крону клена и сосны. Чем они различаются?_____________________

2.Подумайте, почему почти все хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму._________________________________

3.Для ответа на этот вопрос проведите наблюдения. Сравните лист клена и хвоинку сосны. Зарисуйте в натуральную величину лист и хвоинку. Что вы можете сказать о размере хвои?__________________________

4.Потрите хвоинку. Что вы ощущаете на пальцах?______________________________

5.Подумайте, откуда влага испаряется быстрее – с листа или хвои._______________

6.Сравните хвою сосны и лиственницы. В чем различия?_________________________

7.Запишите ответ на вопрос №2___________


Группа №4

Зимующие почки


1.Ветка лиственных деревьев.

2.Травянистое растение.

3. Зимующие почки. (У травянистых растений в пазухе листьев зеленые почки расположены прямо у земли. В земле остаются корни с почкой, которые зимуют под снегом, а весной из почки разовьется новое травянистое растение.)

Рабочий лист № 4

1.Рассмотрите ветки лиственных деревьев. Что осталось на месте опавших листьев?_________ Зачем?______________

2.Найдите травянистое растение (землянику, подорожник). Предположите, где может находиться зимующая почка.____________

3.Проверьте. Для этого аккуратно выкопайте растение вместе с корнем. Внимательно рассмотрите все его части и найдите зимующую почку._______________________

4.Сделайтье заключение о том, как приготовились зимовать травянистые растения.______________________________

Закончив исследование, ученики приходят в класс для обмена информации и ее анализа.

Обмен информацией и подведение итогов.

Большинство растений _______(увядает).

Плоды и семена _________ (зреют).

Окраска листьев _______ (изменяется).

Семена растений ________ (разносятся, сохраняются в плодах).

Домашнее задание: Нарисуйте эти листья по памяти или с натуры.


Материалы подготовил(а): Табакова Марина Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение