Урок на тему « Осенняя экскурсия в природу» проводится во 2 классе. (учебник Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н.)
Цель урока: дать представление о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы.
Планируемый результат
Дети учатся:
- наблюдать за природой;
- фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков;
- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии.
Библиотека материалов Дум Думыча
Урок на тему « Осенняя экскурсия в природу» проводится во 2 классе. (учебник Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н.)
Цель урока: дать представление о процессе изменения в природе, об объектах живой и неживой природы.
Планируемый результат
Дети учатся:
- наблюдать за природой;
- фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков;
- следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии.
Проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации и проверки гипотез об изменениях в природе.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о признаках подготовки растений к зиме? Попробуйте сформулировать ваши предположения. Для того чтобы ваши предположения были разнообразны, у меня есть подсказки – начало предложений для формулирования гипотез.
Работа в группах.
1 группе
Большинство растений_________________________________________________________
|
2 группе
Плоды и семена __________________________________________________________________
|
3 группе
Окраска листьев ________________________________________________________________
|
4 группе
Семена растений ____________________________________________________________
|
Ребята записывают предположения, вставляя слова в предложения. В процессе выдвижения гипотез у детей могут возникнуть споры и возражения, но учителю надо записывать все догадки детей, чтобы усилить проблемность ситуации и стимулировать интерес к изучению возникших вопросов.
- Вы выдвинули много предположений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предположений, не все готовы принять их на веру. Как можно проверить выдвинутые гипотезы?
(Изучить, наблюдать)
- Действительно, нам необходимо выяснить или собрать сведения о том, как растения готовятся к зиме. Какой же будет цель нашего исследования?
(Собрать факты и проверить гипотезы)
Исследование в группах
- Для того, чтобы собрать факты, мы сегодня отправляемся в маленькое путешествие – на экскурсию по школьному двору и саду. На экскурсии мы будем учиться собирать факты с помощью наблюдения.
Вводная беседа
Ребята, постойте тихо и послушайте звуки школьного сада.
- Понаблюдайте за состоянием неба.
-Расскажите, какая сегодня погода.
-Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад, или слабее?
- Изменился ли по сравнению с началом сентября внешний вид сада и растений школьного двора?
- Какие признаки осени вы наблюдаете? (Изменили окраску листья, облетают листья.)
- Как называется это явление? (Листопад)
Задания группам для наблюдения
Явление |
Что наблюдать (объекты наблюдений) |
Содержание рабочего листа |
Группа №1 Листопад |
1.Дерево (у которого значительная часть листьев опала). 2.Опавшие листья. (Листопаду предшествует изменение окраски листьев.) 3.Погодные условия. Наличие или отсутствие ветра. (При ветре листьев опадает больше, чем в затишье.) |
Рабочий лист № 1 1.Посмотрите на это дерево. Как оно называется?________________________ 2.Зарисуйте, каким образом опали листья с дерева. 3.Посмотрите на опавшие листья. Установите, какой цвет листьев преобладает среди опавшей листвы. Зарисуйте. 4.Подумайте, что предшествует литопаду.___________________________ 5.Посмотрите на листья, которые висят на ветках, и определите, есть ли сейчас ветер.____________________________ 6.Выясните, когда, в какую погоду, в какой момент листья опадают больше всего.______________________________ |
Группа №2 Распространение плодов и семян
|
1.Травянистое растение с плодами и семенами (одуванчик, лопух, подорожник). 2.Кустарник (шиповник, сирень). 3.Деревья (сосна, клен, яблоня, лиственница, береза). (Ветер переносит семена на другое место в землю, где они будут зимовать под снегом. Плоды являются кормом для животных зимой, поэтому семена хорошо защищены. Ягоды – пища для зимующих птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния.) |
Рабочий лист № 2 1.Изучите, какие растения находятся на школьном дворе и в саду (травянистые растения, кустарники, деревья), запишите.__________________________ 2.Соберите плоды с растений. Зарисуйте каждый плод. Опишите плод, в котором прячутся семена. 3.Посмотрите внимательно на землю: нет ли там семян? Определите, с каких они растений.___________________________
4.Подумайте, как они сюда
попали._____________________________ 6.Какое это имеет значение для растений и животных?_____________________________ 7.Сделайте заключение о том, что происходит с плодами и семенами растений осенью._______________________________ |
Группа №3 Сбрасывание листвы. Хвойные деревья
|
1.Хвоя у сосны и лиственницы. 2.Лист клена (березы, яблони). (У хвои маленькая поверхность – испаряется мало влаги. Хвоя покрыта восковым налетом. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает от замерзания.) |
Рабочий лист № 3 1.Посмотрите на крону клена и сосны. Чем они различаются?_____________________ 2.Подумайте, почему почти все хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму._________________________________ 3.Для ответа на этот вопрос проведите наблюдения. Сравните лист клена и хвоинку сосны. Зарисуйте в натуральную величину лист и хвоинку. Что вы можете сказать о размере хвои?__________________________ 4.Потрите хвоинку. Что вы ощущаете на пальцах?______________________________ 5.Подумайте, откуда влага испаряется быстрее – с листа или хвои._______________ 6.Сравните хвою сосны и лиственницы. В чем различия?_________________________ 7.Запишите ответ на вопрос №2___________
|
Группа №4 Зимующие почки
|
1.Ветка лиственных деревьев. 2.Травянистое растение. 3. Зимующие почки. (У травянистых растений в пазухе листьев зеленые почки расположены прямо у земли. В земле остаются корни с почкой, которые зимуют под снегом, а весной из почки разовьется новое травянистое растение.) |
Рабочий лист № 4 1.Рассмотрите ветки лиственных деревьев. Что осталось на месте опавших листьев?_________ Зачем?______________ 2.Найдите травянистое растение (землянику, подорожник). Предположите, где может находиться зимующая почка.____________ 3.Проверьте. Для этого аккуратно выкопайте растение вместе с корнем. Внимательно рассмотрите все его части и найдите зимующую почку._______________________ 4.Сделайтье заключение о том, как приготовились зимовать травянистые растения.______________________________ |
Закончив исследование, ученики приходят в класс для обмена информации и ее анализа.
Обмен информацией и подведение итогов.
Большинство растений _______(увядает).
Плоды и семена _________ (зреют).
Окраска листьев _______ (изменяется).
Семена растений ________ (разносятся, сохраняются в плодах).
Домашнее задание: Нарисуйте эти листья по памяти или с натуры.
Материалы подготовил(а): Табакова Марина Александровна
Мне нравится | 0