Урок окружающего мира в 4 классе

Тема урока: «Наши подземные богатства».
Вид урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир, музыка, химия, география)
Тип урока: открытие нового знания, поиск решений.
Цели урока:
создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
В папку входят урок, презентация, маршрутный лист, физминутки, видео.

Библиотека материалов Дум Думыча

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема урока: «Наши подземные богатства».

Вид урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир, музыка, химия, география)

Урок окружающего мира в 4 классе - Рисунок 1
Тип урока: открытие нового знания, поиск решений.

Цели урока:

создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» .

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей

Оборудование: учебник А.А. Плешакова "Окружающий мир", атлас-определитель "От земли до неба", компьютер; физическая карта России, карта области; коллекция полезных ископаемых, лупа, фильтр, колба, песок для проведения опыта.

Межпредметные связи: русский язык, музыка, химия.


Ход урока:


1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (2 мин.)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4 мин.)

- Прочитайте девиз нашего урока: Грызть гранит науки.( прилежно, старательно учиться ) Подберите синонимы к данному выражению. (учиться, изучать)

- Спишите красиво в маршрутный лист. Запишите число. Что вы можете рассказать о данном словосочетании и о сегодняшнем дне?

- А эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова К. Паустовского «Любовь к родной стране начинается с любви к ...(природе)». Вставьте пропущенное слово, определите падеж.

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Загадка:

В нём живёт моя семья:

Папа, мама, брат и я.

В нём четыре стенки, крыша

И труба ещё повыше. (дом)

- Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём, наша планета (вывешиваю плакат планеты на доску) Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке (о водоёмах)

Проверка д/з

- На прошлом уроке мы говорили о богатствах нашего края и сейчас я хочу проверить как вы усвоили этот материал.

фронтальный опрос

 – Что мы называем водоемами? (Водоемы это хранилища воды, которая нужна всему живому)

На какие группы можно разделить водоемы?
– Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)
– Каково значение водоемов в жизни людей?
– Какие опасности угрожают водоемам?

-Что может привести к загрязнениям водоемов? Вы должны были нарисовать рисунки по защите водоема. Проведите защиту своих работ. Вы уже знаете, что 2017 год по указу нашего президента В. Путина объявлен годом экологии в России.

Как бороться с загрязнениями?
– Назовите водоемы нашего края. (Волга, Медведица, Хопер - Саратовская область, Чернава, Иргиз - Ивантеевский район)

- На что может влиять загрязнение окружающей среды, нашей планеты в первую очередь?

- Что нужно делать, чтобы планета наша была чистая? Здоровье у человека было крепким?

- О чем мы сегодня еще поговорим на уроке?


-  Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, глиняные поделки, таблетки активированного угля, стакан, пластиковая бутылка, изделия из камней, статуэтка. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям).

Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).

Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых).

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент из детской телепередачи «Кругосветное

путешествие». 1 мин. (нач. 32 сек. –конц.1мин 20 сек.)

- А еще, чтобы нам на уроке было комфортно и весело, мы будем разгадывать "секреты" нашего лучистого солнышка. И чтобы определить первый "секрет",нужно просмотреть фильм.

- Смотреть нужно очень внимательно, чтобы ответить на вопрос, в какое путешествие решили отправиться главные герои? (просмотр)

- О каких богатствах шла речь в просмотренном фрагменте?

- Каким термином их можно назвать?

- Почему их назвали «полезные»?

- А почему «ископаемые»? (Их добывают глубоко под землей).

- Что такое месторождение?

- Вы верно ответили на вопросы. Действительно, посмотрите на доску: «Полезные ископаемые - это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, и используют во многих сферах жизнедеятельности».

- Значимость полезных ископаемых для человечества огромна! Это настоящее богатство нашей Земли!

- Как будет звучать тема нашего урока? И какой же первый " секретик", давайте прочитаем. (Соблюдай чистоту)

III. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (3 мин.)

- Оказавшись под землей можно услышать спор, прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре

(Подготовленные ученики читают текст по ролям. Приложение )

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль Земли,– говорит соль, – без меня каши не сваришь.
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. –  Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
– А на чем варить будете? – интересуется уголь. – Без топлива в этом деле не обойтись.
– А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,– говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».
– Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
– Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
– Кто знает, как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? 
(Геологи)

- Давайте проверим, верны ли ваши предположения при помощи толкового словаря.

Учитель просит ученика найти значение слова «геолог».

- Геологи занимаются поиском полезных ископаемых. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места.

- Как вы думаете, что геолог берет с собой в экспедицию?

- А еще среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока.

- Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением сегодня будет ручка, полевой дневник – листы для записей, карта, учебник, атлас.

- В экспедицию отправится один геологический  отряд:

1. Наблюдательный

2. Любознательный

3. Находчивый

- Давайте составим план нашего урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке? (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? ) Чем мы будем заниматься на уроке? (исследование, анализ, составление отчет о проделанной работе). Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества при работе командой в любой экспедиции.

Итак, проверим готовность отряда к экспедиции:

1- На какой планете мы живём?

2- Какую форму имеет наша планета?

3 –Чем окружена планета?

1 – Что называют макушкой Земли?

2 – Что находится на поверхности земли?

3 – Что находится в ее недрах?

- Я рада, что отряд готов. Отправляемся в экспедицию.

- Вы, как геологи, сегодня на уроке будете работать с картой, а значит, придется напрягать глазки. Поэтому, чтобы подготовиться к работе, давайте выполним гимнастику для глаз. И откроем "секретик". (сочетай труд и отдых)

Учитель демонстрирует физминутку для глаз.


IV. Построение проекта выхода из затруднения

1.Работа с физической картой России.

- Какая карта необходима, чтобы узнать о том, где добывают полезные ископаемые?

- Откройте физическую карту в учебнике, с. 58- 59

- Рассмотрите условные обозначения. Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Каждое полезное ископаемое на карте обозначено специальным значком.

- Представьте себе, если вы захотите перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добываются из недр земли, нам бы понадобился длинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы земной шар.

Работа в тетради с. 71, з. 1.

2. Работа с физической картой Саратовской области.

-Ребята, в какой области мы с вами живём? районе?

Слайд.

- Ребята, посмотрите на карту. Что вы видите? Как вы думаете, почему я взяла именно карту Саратовской области?

- Какую цель поставим перед собой?

- Саратовская область не богата полезными ископаемыми. Посмотрите на карту и скажите, какие полезные ископаемые добывают в нашей области? В нашем районе? (В области ведётся добыча строительного и силикатного песка, нефти, известняка, глины; а в нашем районе нефть, щебень)

Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

Мы геологами станем?
Да? – да! ( хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами)
Ее не проплывешь («плывут»)
Ее не пролетишь («крылья»)
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой)

Следующий "секретик" ( Больше двигайся)

3. Работа в группе.

- Итак, начинаем нашу исследовательскую работу. У вас на партах лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача, определить полезное ископаемое, заполнить таблицу, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. Результаты ваших исследований записывайте в таблицу.

Правила работы. Инструктаж. (1ученик читает)

  1. Работать дружно.

  2. Уметь слушать мнение своего друга.

  3. Не выкрикивать.

  4. Работать тихо.

  5. В рот веществ мы брать не будем,
    Помнить надо – ядовит!
    Избежать, чтоб отравленья
    И здоровью не вредить!

  6. Чтоб почуять запах резкий
    Лишь ладонью помогай.
    Воздух от сосуда к носу
    Плавным взмахом направляй.

- Итак, отгадав ребус, вы узнаете какое полезное ископаемое мы будем исследовать первым.


не

Урок окружающего мира в 4 классе - Рисунок 2
ь (нефть)

- Как образовалась нефть? (просмотр видео, после этого, дети сами характеризуют нефть)

- Рассмотрите образец данного полезного ископаемого и сделайте выводы.

Название полезного ископаемого





Свойства





Способы добычи





Применение





Условное обозначение







- Вы должны представить результаты своей работы. Ваш ответ должен быть чётким, интересным, кратким.

- В каком населенном пункте в нашем районе добывают нефть? Как это происходит?

- Итак, переходим к следующему полезному ископаемому. Отгадайте загадки.

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

- Что вы можете сказать об этих полезных ископаемых. Вы должны были приготовить сообщение дома. Давайте проведем опыт и выделим главные их свойства.

Основные свойства

Песок

Глина

Цвет

 


Сыпучесть

 

 

Вязкость

 

 

Водопроницаемость

 

 








Актуализация знаний о тексте рассуждение. Работа с деформированным текстом.

Ученикам раздаются карточки с деформированным текстом, самостоятельная работа.

Восстанови порядок предложений и частей в тексте. Вставь пропущенные окончания существительных. Определи падеж и склонение существительных. Определите тип текста.

Почему же так понравился строителям кирпич? С давних пор строят из кирпич. . Очень он строителям понравился.

А они повсюду есть под рук.. . В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Во-первых, делают кирпич из глин. и песк. . Во-вторых, кирпич не горит и вод. не боится. Кроме того, в кирпичном дом. тепло зимой и прохладно летом.

(С давних пор строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился строителям кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А он повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всём мире домов из кирпича.)

Поэтому так много во всём мире домов из кирпича.

- И еще одно полезное ископаемое рассмотрим, разгадав ребус.

- Что вы можете о нем сказать? Используйте для информации учебник и атлас-определитель.

Возьмите в руки карандаш. Найдите в нем полезное ископаемое. Это графит. Ваше дополнительное задание на дом. Найти информацию об этом полезном ископаемом.

- С какими полезными ископаемыми мы встречаемся в быту, используем каждый день. Да это соль. Что вы о ней знаете. (просмотр видео)

- Откроем третий "секретик". (Правильно питайся)

- На какие группы можно разделить рассмотренные нами полезные ископаемые. Составьте схему, используя карточки. (жидкие, твердые и газообразные)

- Ребята, я вам предлагаю составить кластер, какие бывают полезные ископаемые.

Какие существуют виды полезных ископаемых? (составление кластера)


Рудныеископаемые из горных пород, в которые включены металлические и неметаллические полезные компоненты (асбест, графит). Приведите примеры (железная руда).

Нерудные – негорючие и неметаллические полезные ископаемые: гравий, песок, мел, глина, различные соли, известняк. Нерудные ископаемые делят на строительные и горючие. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(7 мин.)


-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве.

Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

1.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Он черный, блестящий,

юдям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

4. Он очень прочен и упруг,

Строителям -надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

5. Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

6. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

7.

Урок окружающего мира в 4 классе - Рисунок 3


-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые? (сообщение ученика)

Экономично использовать

Оберегать от пожаров

Соблюдать правила перевозки

Заменять по возможности искусственными материалами

Охрана подземных богатств

Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. В 1920 г. На южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник. Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывали разные ценные минералы. Теперь копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют. Учёные заповедника изучают как залегают в недрах земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают в заповедник на практику.

Следующий "секретик" (Сохранив природу - сохранишь здоровье!)

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7 мин.) - Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых. Вставьте пропущенные слова и определите падеж и склонение существительных.

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

На песке дом не построишь.

Глину не мять — горшков не видать.

Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.

Печаль точит человека, как ржавчина железо.

Железом добывают золото, а золотом железо.

Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).

Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.


- В начале урока я поставила перед вами задачи? Какие?


VII Включение в систему знаний и повторение (7 мин.)


Узнать полезное ископаемое по описанию и показать


1. Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф)

2. Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда)


3. Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь)


4. Прочная, тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит)


5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк)


6. Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть)


7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок)


8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)


- "Проверь себя" (тест)

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

Сегодня на уроке мы работали с разными картами, давайте тоже составим карту нашего настроения от урока окружающего мира. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению сейчас,  и прикрепите на карту.

- Какие открытия для себя сделали?

Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:

1-я строка0;ния, тема (обычно существительное);

2-я строка0;

3-я строка0;гола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка0;ноним» 1-й строки (обычно существи­тельное).


Домашнее задание

Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.

Написать мини-сочинение «Использование полезных ископаемых или продуктов их переработки в твоей семье».

- И давайте, ребята, узнаем последний "секретик". (живи с хорошим настроением). Закончим мы с вами урок тоже хорошим настроением.

песня

Природных ископаемых земля хранит немало,

Так долго, миллионы лет, она их создавала.

И строя дом, кирпичный дом, кидая уголь в печь,

Мы скажем им спасибо и будем их беречь.


Материалы подготовил(а): Панюкова Ольга Васильевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение