Урок познания мира "Воздух-щит Земли. Охрана воздуха."

Это урок освоения новых знаний, третий урок раздела «Воздух и погода».
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

Библиотека материалов Дум Думыча








Открытый урок по познанию мира.



Тема: Воздухщит Земли. Охрана воздуха.









Класс: 3-4 «Б»









Открытый урок по познанию мира. Класс: 3-4

Тема: Воздух – щит Земли. Охрана воздуха. Дата:

Цели и задачи:

1. Через методы критического мышления познакомить детей с составом и основными физическими свойствами воздуха; познакомить с понятием "атмосфера"; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;

2. Развивать мышление, речь, умение работать в паре, группе, умение слушать

3. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина своего государства.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: рисунок земной поверхности, компьютер, бумажные цветы, видеоролик, листы бумаги, маркеры, дополнительный материал для чтения в группах.

Ход урока.

  1. Организационный момент:                           

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Психологический настрой:

А начнем мы занятие с круга радости.

Посмотрите вокруг, полюбуйтесь природой – как она красива! Давайте поделимся своей радостью и скажем окружающему нас миру слова благодарности:

Ученики берутся за руки образуя круг и приветствуют произнося хором текст.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Деление на группы

Учащиеся делятся на группы, вытягивая картинки с рисунками самолётов и вертолётов. Дети рассаживаются за свои парты.

Учащиеся повторяют правила работы в группе.

3.  Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь.

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же.

Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Сегодня на уроке мы изучаем тему «Воздух-щит Земли. Охрана воздуха». Прочтите тему нашего сегодняшнего урока.

- Что обозначает слово «щит»? (ответы детей). Посмотрите на доске значение слова в толковом словаре (ЩИТ м. 1. Старинное ручное вооружение в виде круглой или прямоугольной деревянной или металлической доски для защиты от ударов)

4. Работа в парах. Актуализация опорных ЗУН.

- Давайте определим цели нашего урока. Посмотрите вопросы в листочках в колонке «Хочу знать» (Технология ЗХУ) - Кое0; Обсудите в парах и запишите все, что вам известно в первую колонку «Знаю». (Без формы, без цвета, без запаха, упругий, поддерживает горение, сжимается и разжимается, нужен всем…)

Знаю.

Хочу узнать.

Узнал.

 

Что такое воздух?

Из чего он состоит?

Каковы свойства воздуха?

Как человек их использует?

Как воздух защищает нашу планету?

Как человек заботится об охране воздуха?

Почему нужно заботиться об охране воздуха.

 

 

5. Работа по теме урока. Просмотр видеоролика.

- Обсудите информацию и сделайте запись в графе «Узнал»

У доски –свойства воздуха (вывешиваются) - Где используется это свойство?

Находится в постоянном движении (запахи)-приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха, не имеет запаха,

упругость воздуха (мяч)- автомобильные шины,

невидим,

Воздух легче воды, поэтому всплывает-Надувной матрас.

Воздух поддерживает горение Как использовать это свойство при тушении пожара?

Почему в морозные дни вы надеваете кофты? Какое свойство воздуха здесь?

-Где ещё люди применяют это свойство воздуха?

Воздух плохо проводит тепло) Двойные и тройные стёкла в оконных рамах)

Дунула на бумажки (Движение и сила воздуха.)

- Где ещё применили люди это свойство?

- Когда вы чувствуете силу ветра?

(Паруса, ветряные

Мельницы)(Буран.)

Сильная струя воды,тормоза,

Воздушный шар,

Вопросы  Почемучки:- А сейчас вас ожидают вопросы Почемучки. Каждой группе задаю вопросы, вы должны сказать  о каких свойствах воздуха идет речь?

  1.группа:1. Почему при ударе мяч отскакивает от пола?

                   2.Почему окна делают с двойными рамами?        

            3.Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

2.группа: 1.В  чем будет теплее: в 10-ти  шелковых блузках или в 1-й шерстяной?

  2.Почему в сильные морозы птицы  сидят нахохлившись?

3.Что происходит с объемом воздуха при нагревании?

б) Состав воздуха.

- А знаете ли вы, что такое воздух и из чего он состоит? 

Это не просто газ, а смесь  разных газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – состоит из смеси разных необходимых для жизни человека, животных и растений газов, находящихся в пространстве над землей. Какие газы входят в состав воздуха?

Азот занимает самый большой процент в составе воздуха – 78%.

 Это одно из необходимых и важнейших веществ, для жизнедеятельности любого организма. Он нужен растениям для полноценного развития. Без азота пожухла бы трава, огромные деревья превратились бы в карликов, ягоды и фруктовые плоды стали бы мелкими.

Кислород – 21%.Это самый важный газ. Он необходим нам для дыхания. Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь  печь, сварить на газовой плите обед. 

Углекислый  газ- 1%  занимает объем в 700 раз меньше, чем кислород. Дышат люди, животные,  и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород.  Чем больше зелени, тем чище воздух. Кроме того, в воздухе содержатся и другие газы, пыль, водяные пары.

в) Воздух – щит Земли.

1) - Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была  бы, лишь безжизненным небесным телом.

- Сейчас мы представим, что находимся в космосе

 Что вы увидели? (Планета окутана воздухом, как одеялом)

-  Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом. Это атмосфера.

Слово «атмосфера» происходит от двух слов «атмос» - дыхание, «сфера» - шар. Другими словами, атмосфера это воздушная оболочка Земли. Ее еще называют воздушным океаном. Оказывается, мы с вами ходим по дну воздушного океана. 

Если эта информация была для вас новой, запишите ее в графе «Узнал».

- Зачем же нужна атмосфера?

Вывод:  Воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.

4) Охрана воздуха. Работа в группах

Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»

- В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают бактерии. А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения

Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль;

         Автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ;

         Пожары, извержения вулканов;

         Загрязнение земли непереработанным мусором.

-Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым?

Сейчас немало делается для охраны воздуха:

1. На предприятиях работают установки, улавливающие пыль и сажу, ядовитые газы.

2. Разрабатываются новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

3. Используются источники энергии, не связанные со сжиганием каменного угля, древесины. Это солнечная энергия, энергия воды и ветра.

4. Растения не зря называют «зелеными легкими планеты». Озеленяются населенные пункты. 4 больших дерева могут в течение суток обеспечивать одного человека необходимым для его дыхания объемом кислорода. 1 тополь выделяет столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей. К тому же, тополь очень неприхотлив.

- Может ли один человек или одно государство справиться с проблемой охраны воздуха? (Это забота всех государств земного шара)

- Наш Казахстан не стоит в стороне от решения глобальных проблем. В Казахстане действует «Закон об охране окружающей среды». 9 января 2007 года Президент Н.Назарбаев подписал Экологический Кодекс Республики Казахстан, в котором объединены все существующие экологические нормы и правила.

 5. Обобщение Составление синквейна. - Назовите тему урока одним словом (Воздух);

- Назовите 2-3 признака воздуха (Прозрачный, бесцветный, без запаха);

- Назовите действия, которые производит воздух (Сжимается и расширяется);

- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);

- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

6. Итог урока – На какие вопросы мы искали ответы?-  На все ли ответили? – Что нового узнали на уроке?

7. Оценивание: Обсудите в группах оценки, которые вы сегодня заработали за урок.

      8. Рефлексия





САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА


Класс: 3 «Б»-4 «Б»

Предмет: познание мира

Тема: Воздух – щит Земли. Охрана воздуха.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Преподавание познание мира ведется 2 ч в неделю. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Значение воздуха на земле», «Состав воздуха, воздушная оболочка». Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Воздух и погода».

Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

  1. образовательный: Через методы критического мышления познакомить детей с составом и основными физическими свойствами воздуха; познакомить с понятием "атмосфера"; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения

  2. развивающий:Развивать мышление, речь, умение работать в паре, группе, умение слушать

  3. воспитательный: Воспитывать активную жизненную позицию гражданина своего государства

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.


Это урок освоения новых знаний, третий урок раздела «Воздух и погода».

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (иллюстрации, демонстрация видеоролика);

  • практические (работа с карточками).

  1. по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было нерационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга. Затем учащимся предлагается отгадать загадку. Этот этап хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап –повторение раннее изученных тем. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовалась технология ЗУН.

Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся просмотрели видеоролик, проанализировали. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.

Завершающим этапом была проверка полученных знаний, оценка учащимися результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 30 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке.

Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера), возможность самостоятельно выбрать вопрос на этапе закрепления полученных знаний.


Материалы подготовил(а): Равинская Анастасия Юрьевна

Скачать

2019-01-26

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение