Урок русского языка 4 класс
Тема урока «Фразеологизмы»
Цель: Сформировать у учащихся представление о фразеологизме – как единице языка.
Задачи:
1. Продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи.
2. Развивать творческие способности и образное мышление школьников.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Библиотека материалов Дум Думыча
Урок русского языка в 4 классе.
Цель: Сформировать у учащихся представление о фразеологизме – как единице языка.
Задачи:
Продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи.
Развивать творческие способности и образное мышление школьников.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: раздаточный материал для работы в парах постоянного и сменного состава; раздаточный материал для работы в группах; карточки для задания “Собери фразеологизм».
Ход урока
Проблема.
Сценка. Начало урока. Стук в дверь. Входит Миша.
= Можно войти?
-Почему опять опоздал?
= Заблудился.
- Как можно заблудиться в трех соснах. Каждый день одно и тоже, говоришь тебе, говоришь, а с тебя как с гуся вода. Как горох от стенки отскакивает.
- Кирилл.
Галина Ивановна, я сегодня встал чуть свет, на скорую руку позавтракал и со всех ног бросился в школу. На свежую голову слушаю новую тему, и все у меня идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боюсь лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлая у меня голова!
-Стоп! Причем здесь масло, зубы, головы? Куда это мы с вами попали?
2. -Тема сегодняшнего урока?
= Фразеологизмы. ( 1 слайд)
- Какую цель ставите на урок?
= Вспомнить фразеологизмы, повторить изученные орфограммы, пунктограммы.
3.Орфографическая минутка.
-Л.Н.Толстой сказал:
“Как
богат русский язык!
Как много в нем
метких слов!”( слайд 2)
– Что
можете сказать об этом высказывании?
(Афоризм.)
– Что такое афоризм?
(Оригинальная законченная мысль)
- Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого.
- Запишем высказывание. Проверим. Объясните орфограммы. Какие задания можно выполнить?
= У сущ. определить склонение, падеж.
= Звуко- буквенный разбор- язык.
= По составу русский, метких.
4. Фразеологизмы- это богатство нашего народа. Золото человеческой души.
Фразеологизмы
- часть национальной культуры
Они
существуют на протяжении всей истории
языка. Уже с конца 18 века фразеологизмы
объяснялись в специальных сборниках и
толковых словарях под различными
названиями (крылатые выражения, афоризмы,
идиомы, пословицы и поговорки.
-Игра « Узнай фразеологизм» ( с 3- слайд)
- В впр будет задание, объяснить фразеологизм и составить с ним предложение. Потренируемся.
5. Работа в парах. Карточки.
1. Соединить синонимы- фразеологизмы.
Золотые руки |
кот наплакал |
Бить баклуши |
с глазу на глаз |
Капля в море |
лодыря гонять |
Один на один |
мастер на все руки |
Соединить синонимы- фразеологизмы.
Усиленно думать
ни жив, ни мертв
Сильно перепуган
душа в душу
Очень дружно
ломать голову
Сильно устать
сбиться с ног
Соединить антонимы- фразеологизмы.
-
Заварить кашу
спустя рукава
Засучив рукава
в последнюю очередь
Первым делом
расхлебывать кашу
4.Соединить
слово с синонимом-
фразеологизмом.
Угадать |
сложить голову. |
Помнить |
быть на седьмом небе |
Погибнуть |
попасть в точку. |
Радоваться |
держать в уме |
6.Физкультминутка.
-Покажите часть тела.
1) Его задирают, зазнаваясь. (Нос)
2) Не цветы, а вянут (уши)
3) Ими машут, как мельница (руки)
4) Он длинный и без костей (язык)
50 Ими щелкают от голода (зубы)
6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)
8) С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)
7. Индивидуальное задание. У доски выполняет Лиза.
1. Найди фразеологизмы, запиши их. Определи значение.
Ах, какие мастера!
Вот топор, а вот – пила.
Все в руках у них горит!
Раз – и дом уже стоит!Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: “Вот так да!”
Мишке же все –
Как с гуся вода!
Ничего
я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей
в голове – сто две…
Вот так каша в
голове.
2. Собери фразеологизм. (Ксюша, Оля.)
Нос, в, заблуждение, водить, голову, за, вводить, морочить.
Сломя, дух, во, ног, всех, голову, весь, со.
- Работа в группах.
Задание 1. Найдите и замените фразеологизмы одним словом.
Я проснулся ни свет ни заря. Пошел к Винтику, долго бил баклуши. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнию. Велел зарубить на носу, что нельзя только отдыхать. А мне хоть кол на голове теши.
Задание 2..«Самые внимательные» (у каждой группы листок с текстом)
- Ваша задача - отыскать устойчивые сочетания в рассказе «Попались на удочку»
Пригласил нас как-то сын лесника к себе, за грибами, говорит: «Сходим. Поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь».
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья! Потом он мне покою не давал: «Пойдем! говорит. Он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел!» Не знаю, каких собак он съел. А мы на удочку попались! Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним махом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Уехал,- говорят, -к тетке.»
-Он же нас рыбу приглашал ловить. Охотиться.
-Вот пустомеля! -возмутился дед .-Все время кому-нибудь голову морочит.
У братишки слезы в 3 ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
-Ничего, идемте со мной,- успокоил нас дед.
И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. И уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать.
Задание 3. «Пантомима»
- С помощью жестов, мимики и предметов показать фразеологизм. Надо правильно назвать его
1.Сесть в галошу.
Водить за нос.
2.Дело в шляпе.
Связать руки.
3.Намылить шею.
Лить крокодиловы слезы.
4.Реветь в три ручья.
Тянуть за уши.
Задание 4. Работа со словарем фразеологизмов. Найти фразеологизмы со словами:
1 группа – язык
2 группа- голова
3 группа- вода
4 группа- рука.
Сценка. (К.Чуковский “От трех до пяти”)
Девочка:
–Мама, скоро наступит лето?
Мама: –
Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Девочка
стала как-то странно вертеться. Вертелась,
вертелась и говорит:
Девочка: – Я
оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все
нету!
8. Итог урока.
- Мы оглянуться не успели, как наш урок подошел к концу.
Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.
– Что интересного узнали о фразеологизмах?
– Для
чего нужны фразеологизмы? (Как приятно
разговаривать с человеком, речь которого
богата, образна, каждое слово употреблено
и к месту, и ко времени.)
– Закончите
фразу: Чтобы наша речь была красивой
надо…..? (Пополнять, обогащать свой
словарный запас.)
– Какой новый
фразеологизм узнали на уроке?
IX. Рефлексия.
- Свою работу на уроке оцените с помощью фразеологизмов.
– Какая
работа вас сегодня порадовала?
– Кто
доволен своей работой на уроке?
–
Кому было трудно?
Вернемся к словам Л.Н.Толстого (начало урока).
– Что можете сказать?
X. Домашнее задание. Рисунок к фразеологизму. Составить синквейн со словом фразеологизм.
XI. Оценивание.
Дополнительно.
Карточка.
Я
не нашел себе места и встал в проходе.
Отец
не находил себе места от волнения.
За
едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он
чуть было не проговорился, но вовремя
прикусил язык.
В двух словах он изложил
свою просьбу.
В двух словах он допустил
три ошибки.
3-й уровень – (на карточке). Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их. Карточка.
Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
Задание 2. Прочитайте текст, запишите фразеологизмы.
Игорь
красиво, как курица лапой, написал
заглавие.
Котенок был такой красивый,
что глаз не оторвать.
Мы дружно
работали, сложа руки.
Мы с другом
долго спорили, но в конце концов нашли
общий язык.
Данил сломя голову
остановился.
Задание 4. Найди пару. Запишите парами противоположные по значению фразеологизмы:
Во
всю Ивановскую Как кошка с собакой
Душа
в душу Воспрянуть духом
Повесить нос
Держать язык за зубами
Проверка.
1. Соединить синонимы- фразеологизмы.
Золотые руки |
кот наплакал |
Бить баклуши |
с глазу на глаз |
Капля в море |
лодыря гонять |
Один на один |
мастер на все руки |
Соединить синонимы- фразеологизмы.
Усиленно думать
ни жив, ни мертв
Сильно перепуган
душа в душу
Очень дружно
ломать голову
Сильно устать
сбиться с ног
Соединить антонимы- фразеологизмы.
-
Заварить кашу
спустя рукава
Засучив рукава
в последнюю очередь
Первым делом
расхлебывать кашу
4.Соединить
слово с синонимом-
фразеологизмом.
Угадать |
сложить голову. |
Помнить |
быть на седьмом небе |
Погибнуть |
попасть в точку. |
Радоваться |
держать в уме |
Задание 3. «Пантомима»
- С помощью жестов, мимики и предметов показать фразеологизм. Надо правильно назвать его
1.Сесть в галошу.
Водить за нос.
2.Дело в шляпе.
Связать руки.
3.Намылить шею.
Лить крокодиловы слезы.
4.Реветь в три ручья.
Тянуть за уши.
Задание 4. Работа со словарем фразеологизмов. Найти фразеологизмы со словами:
1 группа – язык
2 группа- голова
3 группа- вода
4 группа- рука.
Сценка. (К.Чуковский “От трех до пяти”)
Девочка:
–Мама, скоро наступит лето?
Мама: –
Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Девочка
стала как-то странно вертеться. Вертелась,
вертелась и говорит:
Девочка: – Я
оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все
нету!
7. Индивидуальное задание.
1. Найди фразеологизмы, запиши их. Определи значение.
Ах, какие мастера!
Вот топор, а вот – пила.
Все в руках у них горит!
Раз – и дом уже стоит!Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: “Вот так да!”
Мишке же все –
Как с гуся вода!Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.
2. Собери фразеологизм.
1.Нос, в, заблуждение, водить, голову, за, вводить, морочить.
2. Собери фразеологизм.
Сломя, дух, во, ног, всех, голову, весь, со.
Материалы подготовил(а): Гордина Галина Ивановна
Мне нравится | 2