Урок русского языка 4 класс

Тема урока «Фразеологизмы»
Цель: Сформировать у учащихся представление о фразеологизме – как единице языка.
Задачи:
1. Продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи.
2. Развивать творческие способности и образное мышление школьников.
3. Воспитывать любовь к родному языку.

Библиотека материалов Дум Думыча

Урок русского языка в 4 классе.



Цель: Сформировать у учащихся представление о фразеологизме – как единице языка.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи.

  2. Развивать творческие способности и образное мышление школьников.

  3. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: раздаточный материал для работы в парах постоянного и сменного состава; раздаточный материал для работы в группах; карточки для задания “Собери фразеологизм».

Ход урока

  1. Проблема.

Сценка. Начало урока. Стук в дверь. Входит Миша.

= Можно войти?

-Почему опять опоздал?

= Заблудился.

- Как можно заблудиться в трех соснах. Каждый день одно и тоже, говоришь тебе, говоришь, а с тебя как с гуся вода. Как горох от стенки отскакивает.

- Кирилл.

Галина Ивановна, я сегодня встал чуть свет, на скорую руку позавтракал и со всех ног бросился в школу. На свежую голову слушаю новую тему, и все у меня идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боюсь лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлая у меня голова!

-Стоп! Причем здесь масло, зубы, головы? Куда это мы с вами попали?

2. -Тема сегодняшнего урока?

= Фразеологизмы. ( 1 слайд)

- Какую цель ставите на урок?

= Вспомнить фразеологизмы, повторить изученные орфограммы, пунктограммы.

3.Орфографическая минутка.

-Л.Н.Толстой сказал:

Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!”( слайд 2)

Что можете сказать об этом высказывании? (Афоризм.)
– Что такое афоризм? (Оригинальная законченная мысль)

- Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого.

- Запишем высказывание. Проверим. Объясните орфограммы. Какие задания можно выполнить?

= У сущ. определить склонение, падеж.

= Звуко- буквенный разбор- язык.

= По составу русский, метких.

4. Фразеологизмы- это богатство нашего народа. Золото человеческой души.

Фразеологизмы - часть национальной культуры 
Они существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века фразеологизмы объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.

-Игра « Узнай фразеологизм» ( с 3- слайд)

- В впр будет задание, объяснить фразеологизм и составить с ним предложение. Потренируемся.

5. Работа в парах. Карточки.

1. Соединить синонимы- фразеологизмы.

Золотые руки

кот наплакал

Бить баклуши

с глазу на глаз

Капля в море

лодыря гонять

Один на один

мастер на все руки



  1. Соединить синонимы- фразеологизмы.


    Усиленно думать

    ни жив, ни мертв

    Сильно перепуган

    душа в душу

    Очень дружно

    ломать голову

    Сильно устать

    сбиться с ног

  2. Соединить антонимы- фразеологизмы.

Заварить кашу

спустя рукава

Засучив рукава

в последнюю очередь

Первым делом

расхлебывать кашу


4.
Соединить слово с синонимом- фразеологизмом.

Угадать

сложить голову.

Помнить

быть на седьмом небе

Погибнуть

попасть в точку.

Радоваться

держать в уме

6.Физкультминутка.

-Покажите часть тела.

1) Его задирают, зазнаваясь. (Нос)

2) Не цветы, а вянут (уши)

3) Ими машут, как мельница (руки)

4) Он длинный и без костей (язык)

50 Ими щелкают от голода (зубы)

6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)

7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)

8) С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)

7. Индивидуальное задание. У доски выполняет Лиза.

1. Найди фразеологизмы, запиши их. Определи значение.

  1. Ах, какие мастера!
    Вот топор, а вот – пила.
    Все в руках у них горит!
    Раз – и дом уже стоит!

  2. Мишка сегодня шалил целый день,
    Чашку разбил, столкнувшись о пень!
    Мама ему говорит: “Вот так да!”
    Мишке же все –
    Как с гуся вода!

Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.

2. Собери фразеологизм. (Ксюша, Оля.)

  1. Нос, в, заблуждение, водить, голову, за, вводить, морочить.

  2. Сломя, дух, во, ног, всех, голову, весь, со.

- Работа в группах.

Задание 1. Найдите и замените фразеологизмы одним словом.

Я проснулся ни свет ни заря. Пошел к Винтику, долго бил баклуши. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнию. Велел зарубить на носу, что нельзя только отдыхать. А мне хоть кол на голове теши.

Задание 2..«Самые внимательные» (у каждой группы листок с текстом)

- Ваша задача - отыскать устойчивые сочетания в рассказе «Попались на удочку»

Пригласил нас как-то сын лесника к себе, за грибами, говорит: «Сходим. Поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь».

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья! Потом он мне покою не давал: «Пойдем! говорит. Он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел!» Не знаю, каких собак он съел. А мы на удочку попались! Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним махом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Уехал,- говорят, -к тетке.»

-Он же нас рыбу приглашал ловить. Охотиться.

-Вот пустомеля! -возмутился дед .-Все время кому-нибудь голову морочит.

У братишки слезы в 3 ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

-Ничего, идемте со мной,- успокоил нас дед.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. И уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать.

Задание 3. «Пантомима»

- С помощью жестов, мимики и предметов показать фразеологизм. Надо правильно назвать его

1.Сесть в галошу.

Водить за нос.

2.Дело в шляпе.

Связать руки.

3.Намылить шею.

Лить крокодиловы слезы.

4.Реветь в три ручья.

Тянуть за уши.



Задание 4. Работа со словарем фразеологизмов. Найти фразеологизмы со словами:

1 группа – язык

2 группа- голова

3 группа- вода

4 группа- рука.

Сценка. (К.Чуковский “От трех до пяти”)

Девочка: –Мама, скоро наступит лето?
Мама: – Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:
Девочка: – Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету!

8. Итог урока.

- Мы оглянуться не успели, как наш урок подошел к концу.

Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.

Что интересного узнали о фразеологизмах?

Для чего нужны фразеологизмы? (Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.)
– Закончите фразу: Чтобы наша речь была красивой надо…..? (Пополнять, обогащать свой словарный запас.)
– Какой новый фразеологизм узнали на уроке?

IX. Рефлексия.

- Свою работу на уроке оцените с помощью фразеологизмов.

Какая работа вас сегодня порадовала?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Кому было трудно?

Вернемся к словам Л.Н.Толстого (начало урока).

Что можете сказать?

X. Домашнее задание. Рисунок к фразеологизму. Составить синквейн со словом фразеологизм.

XI. Оценивание.



Дополнительно.

Карточка.

Я не нашел себе места и встал в проходе.
Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.

3-й уровень – (на карточке). Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их. Карточка.

  1. Его вешают, приходя в уныние;
    его задирают, зазнаваясь;
    его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  2. Не цветы, а вянут;
    не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
    не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.



Задание 2. Прочитайте текст, запишите фразеологизмы.

Игорь красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Котенок был такой красивый, что глаз не оторвать.
Мы дружно работали, сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
Данил сломя голову остановился.

Задание 4. Найди пару. Запишите парами противоположные по значению фразеологизмы:

Во всю Ивановскую Как кошка с собакой
Душа в душу Воспрянуть духом
Повесить нос Держать язык за зубами

Проверка.



1. Соединить синонимы- фразеологизмы.

Золотые руки

кот наплакал

Бить баклуши

с глазу на глаз

Капля в море

лодыря гонять

Один на один

мастер на все руки



  1. Соединить синонимы- фразеологизмы.


    Усиленно думать

    ни жив, ни мертв

    Сильно перепуган

    душа в душу

    Очень дружно

    ломать голову

    Сильно устать

    сбиться с ног

  2. Соединить антонимы- фразеологизмы.

Заварить кашу

спустя рукава

Засучив рукава

в последнюю очередь

Первым делом

расхлебывать кашу


4.
Соединить слово с синонимом- фразеологизмом.

Угадать

сложить голову.

Помнить

быть на седьмом небе

Погибнуть

попасть в точку.

Радоваться

держать в уме























Задание 3. «Пантомима»

- С помощью жестов, мимики и предметов показать фразеологизм. Надо правильно назвать его

1.Сесть в галошу.

Водить за нос.

2.Дело в шляпе.

Связать руки.

3.Намылить шею.

Лить крокодиловы слезы.

4.Реветь в три ручья.

Тянуть за уши.



Задание 4. Работа со словарем фразеологизмов. Найти фразеологизмы со словами:

1 группа – язык

2 группа- голова

3 группа- вода

4 группа- рука.

Сценка. (К.Чуковский “От трех до пяти”)

Девочка: –Мама, скоро наступит лето?
Мама: – Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:
Девочка: – Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету!





















7. Индивидуальное задание.

1. Найди фразеологизмы, запиши их. Определи значение.

  • Ах, какие мастера!
    Вот топор, а вот – пила.
    Все в руках у них горит!
    Раз – и дом уже стоит!

  • Мишка сегодня шалил целый день,
    Чашку разбил, столкнувшись о пень!
    Мама ему говорит: “Вот так да!”
    Мишке же все –
    Как с гуся вода!

  • Ничего я не пойму:
    Что? К чему? И почему?
    Мыслей в голове – сто две…
    Вот так каша в голове.

2. Собери фразеологизм.

1.Нос, в, заблуждение, водить, голову, за, вводить, морочить.

2. Собери фразеологизм.

Сломя, дух, во, ног, всех, голову, весь, со.



Материалы подготовил(а): Гордина Галина Ивановна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение