Викторина «Профессия геолог»⛏
Программные задачи:
• Продолжать знакомить детей с профессией геолога.
• Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах.
• Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ.
• Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
Материалы подготовил(а): ЕЛЕНА ПАВЛОВНА СКРИПКИНА
Библиотека материалов Дум Думыча
Тема:
«Юные исследователи»
(ознакомление
с профессией геолога)
Программные
задачи:
•
Продолжать знакомить детей с профессией
геолога.
•
Обогащать и расширять знания о полезных
ископаемых и их свойствах.
•
Закреплять навыки исследовательской
деятельности: умение выявлять свойства
и качества предложенных материалов
через проведение опытов.
•
Воспитывать любознательность, умение
аргументировать свой ответ.
•
Закреплять правила безопасности при
проведении опытов.
Предварительная
работа:
1.
Рассматривание коллекции горных пород,
минералов.
2.
Знакомство с картой «Полезные ископаемые
РФ».
3.
Чтение произведения П. Бажова «Голубая
змейка».
4.
Рассматривание иллюстраций о труде
геологов.
Материал:
иллюстрации горных пород, предметов и
инструментов; спортивный инвентарь;
материал и оборудование для опытов:
поваренная соль, морская соль, мел,
розеточки, ложки, стаканы с водой,
фартуки, рюкзаки, мобильный телефон,
мультимедийная презентация, фонограмма
«Звуки леса».
Ход
занятия:
Дети
сидят в зале перед телевизором
Воспитатель:
Ребята, скажите, с какими профессиями
вы уже знакомы? (ответы)
-
Правильно, все взрослые люди трудятся
– выращивают растения, животных, учат
детей, водят машины, лечат людей, следят
за порядком на улицах. Тех людей, которые
ищут полезные ископаемые, называют
геологами.
1
слайд: Геолог
-
Геологи путешествуют по разным местам
и изучают недра земли. Глубоко под землей
ищут они уголь, нефть, золото, алмазы,
воду, соль и другие полезные ископаемые.
2
слайд: Геолог у палатки
-
Работа у геологов трудная, им приходится
жить в палатках, готовить пищу на костре.
Сейчас им, конечно, помогают научные
приборы и разные машины.
3
слайд: Геолог, взбирающийся на гору
-
Но всё равно им приходится проходить
сотни километров, взбираться на горные
кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной.
4
слайд: Орудия труда геологов
-
В рюкзаках специальные молотки – кирки,
чтобы отбивать куски горной породы;
карта и компас для ориентировки на
местности.
5
слайд: Геолог в пещере
-
Иногда земные сокровища таятся в глубоких
пещерах – туда тоже спускаются геологи.
Они должны быть сильными и смелыми,
6
слайд: Карта и компас
-
С помощью карты и компаса находить
дорогу. Ещё геолог должен быть верным
другом, в любую минуту прийти на помощь
своим товарищам в трудной ситуации.
-
Вот такая интересная и трудная работа
у геолога.
Ведущий:
Давайте поиграем в игру «Что нужно
геологу».
-
Подойдите к столу, выберите картинки с
изображением предметов, необходимых
геологу для работы, объясните свой выбор
(для чего нужен предмет).
-
Молодцы, хорошо запомнили, что нужно
людям этой профессии.
-
Подойдите к доске (на доске картинки с
полезными ископаемыми)
-
Вы уже знакомы с некоторыми полезными
ископаемыми, расскажите о них (ответы
детей)
-
Хорошо, рассмотрите коллекции разных
камней. Что это? (горные породы)
-
Потрогайте их, какие они? (гладкие,
шероховатые, блестящие, тёплые, красивые
и т.д.)
-
Геологи считают, что любой камень
интересен. У каждого камня своя история,
как вы думаете, какая? (У древних людей
не было спичек и они высекали огонь из
камня, делали из камней ножи, топоры,
посуду, писали на камнях)
-
Как вы думаете, какую пользу приносят
человеку камни? (строят дороги, мосты,
делают красивые украшения, шкатулки,
поделки)
-
Какой вред могут принести камни? (можно
наступить на острый камень, могут
перегородить проезжую часть, если камень
попадёт на рельсы, поезд может сойти с
рельсов)
Ведущий:
Сегодня на мой мобильный телефон пришло
смс-сообщение от геологов, адресованное
вам. Давайте его прочитаем:
«Дорогие
ребята! Мы рады, что вы уже многое знаете
о нашей профессии, знакомы с горными
породами. Мы предлагаем вам узнать
больше о таких минералах, как соль и
мел. Для чего они нужны? Какими свойствами
и качествами обладают? Для этого вам
необходимо провести исследования в
лаборатории. Желаем удачи!»
-
Ребята, одевайте рюкзаки – мы отправляемся
в лабораторию. На нашем пути встретятся
препятствия, которые необходимо
преодолеть.
Под
фонограмму «Звуки леса» проводится
физкультминутка
1.
Перешагнуть через упавшее дерево.
2.
На пути высокая гора – подняться и
спуститься с неё.
3.
Проползти через пещеру (арка).
4.
Перейти горную реку по камням.
-
Вот и наша лаборатория, снимайте рюкзаки.
Вспомните, какие правила надо соблюдать
при проведении опытов.
1.
Внимательно слушать взрослого.
2.
Не брать ничего в рот и не пробовать на
язык.
3.
Не кричать и не шуметь.
4.
Специальные вещества может использовать
только взрослый, а дети смотреть.
-
Все правила вспомнили, одевайте фартуки
и присаживайтесь за столы.
-
Геологи нас просили узнать о свойствах
мела и соли. Для этого проведём опыт.
-
В синих чашках у вас мел, какого он цвета?
(белый)
-
Понюхайте, есть ли у мела запах? (да)
-
Возьмите ложки и попробуйте его
пересыпать, какой он? (рассыпчатый,
сыпучий)
-
Насыпьте 2 ложки мела в стакан с водой,
размешайте. Что произошло, какой стала
вода? (мутная, на дне осадок)
-
Мел растворяется в воде или нет? (нет)
-
Посмотрите, я возьму мел и добавлю в
него уксус. Что произошло с мелом? (он
шипел, разбухал, неприятно пах, стал
грязного цвета)
-
Я проведу мелом по досточке. Что осталось?
(след, полоска)
-
Значит, мелом можно рисовать, писать.
Где люди используют мел? (в строительстве,
им можно рисовать, писать)
-
О меле мы всё узнали. Посмотрите, у меня
на столе стоит соль, но она разная.
-
Это морская соль. Кто знает, где она
используется? (для ванны, прогревания,
приготовления еды)
-
А это какая соль? (пищевая, поваренная)
-
Для чего она нужна? (для приготовления
пищи, полощут горло при простуде, можно
делать поделки из солёного теста)
-
Рассмотрите соль, какого она цвета?
-
Понюхайте, есть ли у соли запах?
-
Возьмите ложки и попробуйте её пересыпать,
какая она? (сыпучая)
-
Попробуйте растворить соль в воде,
растворилась или нет? (да, она растворимая)
-
Молодцы, хорошо поработали. Мы обязательно
напишем ответ геологам о проделанных
опытах.
-
Встаньте из-за столов, снимите фартуки.
-
Ребята, что хорошего в профессии геолога?
(она интересная, нескучная, нужная людям,
без геологов ничего не построить, не
изобрести)
-
Послушайте замечательное стихотворение
о людях этой профессии:
Геолог!
Странник наш земной.
Разведчик
недр земли родной!
Спешишь
вперёд и в праздник свой,
Рюкзак
тяжёлый за спиной.
Но
и за труд ценна награда,0;
Вдруг
обнаружить блеск алмаза
Иль
меди, олова и злата.
Но
чаще – место нефти, газа.
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов ЕЛЕНА ПАВЛОВНА СКРИПКИНА
Мне нравится | 0