Внеклассное мероприятие по химии 8 класс в форме интеллектуальной игры телешоу «Своя игра»

Предмет: Химия 8 класс
Тема: Первоначальные химические понятия
Цели мероприятия: расширить кругозор, активизировать опыт учащихся, развить логические и аналитические способности мышления.
Задачи:
Образовательные: углубить и обобщить представления обучающихся о химических элементах, их свойствах и применении; проверить уровень усвоения обучающимися основных законов и понятий химии.
Развивающие: выявить умение применять полученные знания в жизни, развивать интерес и познавательную активность обучающихся.
Воспитательные: способствовать развитию навыков межличностного общения, устойчивый интерес к изучаемому предмету – к химии.
Материалы подготовил(а): Халимжон Дадажанович Мамаджанов.

Библиотека материалов Дум Думыча

Внеклассная мероприятия в форме интеллектуальной игре телешоу «Своя игра»

Предмет: Химия

Класс: 8

Цели мероприятия: расширить кругозор, активизировать опыт учащихся, развить логические и аналитические способности мышления.

Задачи:

Образовательные: углубить и обобщить представления обучающихся о химических элементах, их свойствах и применении; проверить уровень усвоения обучающимися основных законов и понятий химии.

Развивающие: выявить умение применять полученные знания в жизни, развивать интерес и познавательную активность обучающихся.

Воспитательные: способствовать развитию навыков межличностного общения, устойчивый интерес к изучаемому предмету – к химии.

Методы: словесный (фронтальный опрос, беседа).

Оборудование: интерактивная доска, доска меловая, презентация.

Этап предварительной подготовки:

Для игры формируются 3 команды из учащихся 8 классов. Заранее командам даётся задание – от каждого класса формируется команда участников по 5 человек, и команда болельщиков, по 5 человек. Команды подготовят название, представление команд, обращение к жюри и соперникам. (Команды представляются примерно так).

I. Команда “Химики”

1. Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;

2. Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;

3. Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.

II. Команда “Алмаз”

1. Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;

2. Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;

3. Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.

III. Команда “Феррум”

1. Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;

2. Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы вам бед, а желаем вам побед”;

3. Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”.

Ход работы:

  1. Этап приветствия команд: (2-5 мин.).

Просто знать – еще не все, знания нужно использовать” И.В. Гете

Ведущий:

Без химии жизни, поверьте, нет,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим.

Химией лечимся, клеим и шьем

С химией мы бок о бок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значенье ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,

Надо химию понять!

Разрешите мне представить жюри, которое будет внимательно следить за игрой (представление жюри).

Команды тоже представляются перед жюри и других команд.

  1. Этап объяснение правила игры: (2-3 мин.).

Ведущий: Правила игры сходны с правилами телеигры «Своя игра». Команды по очереди выбирают вопрос, называя тему и цену вопроса в баллах. Ассистент закрывает названное число в таблице, а ведущий зачитывает задание. Право на ответ имеет команда, выбравшая вопрос. При правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном – право ответа передаётся команде, капитан которой первым поднимет руку. Если выпадает «Кот в мешке», команда передаёт вопрос одному из соперников по своему выбору. Если выпадает «Аукцион», все команды сделают свои ставки, отвечает на вопрос тот команда, который сделал самую высокую ставку, и перед тем как сказать ответ оценивают, на сколько балов тянет вопрос, и потом скажут, окончательный ответь.

  1. Этап актуализация знаний: (2-3 мин.).

Итак, мы начинаем игру. Для начала игры проведем жеребьевку, командам предлагается ответить на вопросы:

1. Первый элемент Периодической системы Д.И. Менделеева. (Водород)

2. Формула поваренной соли. (NaCl)

3. Наука о веществах и их свойствах. (Химия)

4. В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

5. Сколько групп в Периодической системе Д.И. Менделеева. (Восемь)

6. Какой легкий металл используют в самолетостроении? (Алюминий)

7. О каком веществе писал Антуан де Сент-Экзюпери “… Ты самое большое богатство на свете…” (О воде)

8. В этой стеклянной посуде смешивают малые количества вещества и проводят химические реакции. (Пробирка)

9. Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (Железо)

10. Какой газ используют для заполнения летающих шаров. (Гелий).

IV. Этап начало иры:

Игру начинают те группы, которые ответили на больше вопросов, чем их соперники.

Первый раунд:

Химические элементы

10. Самый распространенный на Земле элемент. (Кислород)

20. Какой химический элемент не имеет постоянной прописки в Периодической системе химических элементов? (Водород)

30. Какой химический элемент содержится в морских водорослях? (Йод)

40. Какой элемент составляет основу всех органических веществ? (Углерод)

50. Аукцион. Что общего между яичной скорлупой, раковиной моллюска, жемчужиной и мелом? (Все они содержат кальций)

Химические понятия

10. Как называется цифра перед формулой или знаком? (Коэффициент).

20. Наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения, называется … (Химия).

30. Явление, при котором происходит превращение одних веществ в другое называется … (химическое).

40. Мельчайшая частица вещества химически неделимая. (Атом)

50. Вещества, которые состоят из атомов или ионов, относят к веществам… (Немолекулярного строения).

Химические загадки

10. Гость из космоса пришел в воде приют себе нашел. (Водород)

20. Давно известна человеку.

Она тягуча и красна.

Еще по бронзовому веку.

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

30. Меня в составе мрамора найди.

Я твердость придаю кости.

В составе извести еще меня найдешь.

Теперь меня ты, верно, назовешь. (Кальций)

40. Я крылатый элемент.

В небеса лечу на керосине.

Провожу тепло и ток.

Нахожусь в природе в глине. (Алюминий).

50. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).

Галерея химиков

10. Что отвечал Михаил Васильевич Ломоносов на вопрос “Кто Вы по профессии?” (Химик).

20. Назовите фамилию выдающегося французского ученого, который сформулировал Закон постоянства состава веществ. (Ж.Л. Пруст).

30. Какой ученый предложил в качестве символов химических элементов использовать латинские буквы. (Й.Я. Берцелиус).

40. Известно, что один учёный наблюдал солнечное затмение, поднявшись на воздушном шаре выше облаков. А приземлиться ему пришлось в другой губернии, далеко в поле. Из ближайших деревень сбежались люди и посчитали, что это спустился на землю Бог. О каком учёном идёт речь? (О Д.И.Менделееве).

50. Кот в мешке. Какое хобби было у Менделеева? (Изготовление чемоданов).

Второй раунд:

Закончите фразу

10. 21% по объему в воздухе занимает … (Кислород).

20. Дождь – это … явление (физическое).

30. Алюминиевые и железные стружки можно разделить… (магнитом).

40. Аукцион. Формула углекислого газа … (СО2).

50. Огонь – это… явление (химическое).

Верите ли вы, что… (Да или нет)

10. Аргентина названа в честь серебра? (Да)

20. Платину назвали “гнилое золото”, “лягушачье золото”, “серебришко”. (Да)

В 1557 г. итальянский ученый и поэт Юлий-Цезарь Скалигер никак не мог понять, почему белый природный металл, похожий на серебро, не плавится при нагревании (температура плавления платины 1770oС, а серебра почти вдвое ниже — 960oС). «Белое золото», «гнилое золото», «лягушачье золото» — так называли платину в литературе XVIII веке, вместе с пустой породой сбрасывали в отвал.

30.Фтор в избытке придает твердость и белизну зубной эмали. (Нет)

40. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? (Да)

50. Эйфелева башня “железная мадам”, так ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой? (Да)

Узнай вещество или элемент

10. СЛИКОДОР – без этого вещества не проживете и десяти минут. (Кислород)

20. ОРРЕБЕС – блестит, а не золото. (Серебро)

30. ДОРОВОД – этот элемент широко распространен в космосе. (Водород)

40. ОРФОСФ – этот элемент ночью светиться. (Фосфор)

50. МИНКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней. (Кремний)

Правила безопасности

10. Как можно погасить пламя спиртовки? (Закройте ее колпачком).

20. Почему сосуд, из которого наливаешь жидкость, необходимо брать этикеткой в ладонь? (Тогда капли жидкости, стекающие из горлышка, не испортят этикетку).

30. Какое правило необходимо соблюдать при определения запаха веществ в лаборатории? (При выяснение запаха веществ нельзя подносит сосуд близко к лицу, так как вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу).

40. Кот в мешке. Какое правило необходимо соблюдать при растворении серной кислоты в воде? (Не лей воду в кислоту; сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда).

50. Какое правило необходимо соблюдать при нагревании предметного стекла? (Надо держать тигельными щипцами предметного стекла и плавно нагреть всю ее площадь, а потом можно нагреть ту часть предметного стекла, где стоить капля жидкости для проведения опыта).

Третий раунд “Золотой раунд”:

Вопросы этого раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т. д.

Вопрос 1. Угадайте химический элемент. (Железо.)

  1. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в крови.

  2. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

  3. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.

  4. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э.

  5. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.

Вопрос 2. Кот в мешке. Угадайте вещество. (Соль.)

  1. Мы часто ее за столом встречаем.

  2. Рассыпать ее говорят, приведет к несчастью.

  3. Летом в саду иметь с собой, наверное, приведет к счастью.

  4. При добавление ее к овощам, овощи долго храниться будут в бочках.

  5. Ее добавляют практически во все виды блюд в Мире.

Вопрос 3. Аукцион. Угадайте химический элемент. (Хлор.)

  1. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

  2. Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.

  3. Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.

  4. Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.

  5. Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

Вопрос 4. Угадайте металл. (Золото.)

  1. Его называют царем металлов.

  2. Это один из первых металлов, известных человеку.

  3. С незапамятных времен притягивала человеческий взор редкая красота этого металла.

  4. Самые агрессивные кислоты не способны растворить его.

  5. Это очень ковкий металл.

Вопрос 5. Угадайте вещество. (Азот)

  1. Его называют безжизненным газом.

  2. Это довольно инертный газ.

  3. Он легче воздуха.

  4. Он входит в состав воздуха.

  5. Его химическая формула N2.

Вопрос 6. Угадайте химический элемент и веществу. (Кремний.)

  1. Кристаллическая решетка этого вещества такая же, как у алмаза.

  2. Его используют в качестве полупроводника.

  3. При высоких температурах он восстанавливает многие металлы из оксидов.

  4. Это самый распространенный химический элемент на Земле после кислорода.

  5. Он входит в состав речного песка.

Конкурс для капитанов «Химические загадки»

Капитанам команд необходимо отгадать загадки, за правильный ответ получают 2 балла, если помогает капитану команда – то 1 балл.

  1. Кот в мешке. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня – огонь потух. (Кислород).

  1. Действует как сито,
    Но выглядит иначе:
    На столе стоит и плачет.
    (Бумажный Фильтр).

  2. Хоть состав мой и сложный,

Без меня жить невозможно.

Я – отличный растворитель,

А разрушите, так сразу

Два получите вы газа. (Вода).

  1. Первый слог — предлог известный,
    Слог второй трудней найти:
    Часть его составит цифра,
    К ней добавьте букву «Й».
    Чтобы целое узнать,
    Надо вам металл назвать.
    (Натрий).

  2. Я блестящий, светло-серый,
    Образую хлорофилл,
    И меня фотограф первый
    Очень поджигать любил! (Магний).

  3. Меня в составе мрамора найди,

Я твердость придаю в кости,

В составе извести меня найдешь,

Теперь меня ты точно назовешь. (Кальций).

  1. Аукцион. Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает. (Хлор).

Игра с болельщиками.

«Поиграем в слова»

Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин (применяется при лечении пневмонии). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, не имеющие или имеющие непосредственную связь с химией за 3 минуты. За каждое слово имеющий связь с химией команды получают 1 балл, а за каждое слово не имеющий связь команды получают 0,5 балл.

Шуточные вопросы – загадки: 1 балл за правильный ответь.

  1. Как название одного химического элемента можно превратить в название другого, заменив лишь букву? (Хром – бром, цезий – церий, таллий – галлий).

  2. На какую букву алфавита начинается больше всего названий химических элементов? (На букву «к» начинаются названия 11 элементов)

  3. На какую букву алфавита заканчивается больше всего названий химических элементов? (На букву «й» заканчиваются 62 названия элементов)

  4. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)

  5. Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк)

  6. Названия каких химических элементов начинаются и заканчиваются одной и той же буквой? (Неон, олово)

  7. Назовите химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые? (Олово)

  8. В названия каких химических элементов входят названия десертных блюд? (Кремний – крем, железо – желе)

  9. В названия каких химических элементов входят названия женских и мужских имен? (кюрий – Юрий, палладий – Алла, германий – Герман, платина – Тина, вольфрам – Вольф)

  10. Недостаток какого химического элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? (Фтор)

  11. Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).

  12. Какой элемент всегда рад? (Радон).

  13. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).

  14. От какого химического элемента нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).


Кроссворд «Химические элементы и вещества» (Каждый правильный ответ 1 балл).





4










2











13



3













6

1









14




25





5

26





























15





10










24







16


9

















23







7



8




11




17









19



22
























12




18








20

























21







































По вертикали:

1)Газ с запахом свежести, аллотропная модификация кислорода (озон)

2) Сырье для получения натрия (галит)

3) Металл третьего периода, образующий амфотерные оксид и гидроксид (алюминий)

4) Химический элемент, названный в честь солнца (гелий)

5) Простое вещество, необходимое для дыхания (кислород)

6) Химический элемент, входящий в состав мрамора, мела и известняка (кальций)

7) Самое легкое газообразое простое вещество (водород)

8) Инертный газ, составляющий до 1% воздуха (аргон)

9) Химический элемент, названный в честь России (рутений)

10) Входит в состав около 300 минералов-железняков (железо)

11) Простое вещество, которое добавляют в каучук для получения резины (сера)

12) Наука о веществах (химия)

По горизонтали:

13) Химический элемент, обязанный своим названием скандинавской богине красоты (ванадий)

14) Биогенный химический элемент, входит в состав белков (азот)

15) Инертный газ, завершающий второй период (неон)

16) Химический элемент, впервые найденный в минерале берилле (бериллий)

17) Химический элемент, образующий красную, черную и белую модификации (фосфор)

18) Химический элемент, входящий в состав аметиста, цитрина и александрита (кремний)

19) Простое вещество, неметалл, образует темно-лиловые кристаллы с металлическим блеском (йод)

20) Щелочной металл хранимый под слоем керосина (натрий)

21) Металл, превосходящий по устойчивости к коррозии сталь в 10 раз (титан)

22) Редкоземельный металл, названный в честь Скандинавского полуострова (скандий)

23) Микроэлемент, важный для зубной эмали (фтор)

24) Химический элемент, начинающий второй период (литий)

25) Химический элемент, в название которого входят названия двух животных (мышьяк)

26) Аллотропная модификация углерода, самый твердый минерал (алмаз)


Подведение итогов. 

Дорогие ребята! Вы успешно прошли все испытания, приготовленные для Вас. Вы все достойны звания «Юный химик». Жюри решила наградить Дипломом III степени на звание «Юный химик» команду … , Дипломом II степени команду…, Дипломом I степени команду…. .


Материалы подготовил(а): воспитатель Халимжон Дадажанович Мамаджанов

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение