Занятия по математике в старшей группе детского сада 🦜 «38 попугаев. Измерение длины»
🦜Цель: Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки; Формировать представления о зависимости результата измерения от величины мерки; Закреплять счет в пределах 5.
Материалы подготовил(а): Барсукова Валентина Григорьевна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Занятия по математике в старшей группе по теме «Измерение длины».
Автор: Воспитатель Барсукова В.Г. О себе: Педагогический стаж 20 лет. Мое педагогическое кредо: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение» (Б.Спиноза).
Цель: Формировать
практические навыки измерения длины с
помощью условной мерки. Формировать
представления о зависимости результата
измерения от величины мерки. Закреплять
счет в пределах 5, умение соотносить
цифру с количеством, пространственно-временные
отношения. Развивать воображение,
мышление, память. Воспитывать
любознательность, самостоятельность
в выполнении заданий.
Материалы
к занятию:
Демонстрационный –
изображения зверей для измерения длины
Удава, 3-4 картинки, связанные одним
сюжетом, карточки с отрезком числового
ряда
Раздаточный –
ленты, плоские – мерки, зеленые листы,
геометрические фигуры разного цвета и
разной формы, цифры от 1 до 5.
Предварительная
работа:
Просмотр
детьми мультфильма «38 попугаев».
Выявление главных героев и беседа по
сюжету мультфильма.
Ход занятия:
1.
Зависимость результата измерения от
величины мерки.
1)
Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь
расстояние, например, от стола до окна.
Затем-то же расстояние измеряют своими
шагами дети. Получаются разные результаты.
Как это объяснить: расстояние одно и то
же, а результаты измерения – разные?
Дети
должны догадаться, что разные результаты
получаются из-за того, что у воспитателя
шаги большие, а у них – маленькие. Чем
больше шаг, тем меньше их получается.
2)
На фланелеграфе выставляется изображение
Удава. Воспитатель рассказывает, что
звери в лесу решили измерить его
длину.
Сначала стал измерять длину
Удава своими шагами Слон, затем Мартышка,
а потом Попугай.
Воспитатель
спрашивает:
-Как
вы думаете, кто из зверей сделал больше
всего шагов для измерения Удава? Меньше
всего? Почему?
Затем он выставляет
по длине Удава двух слонов, четыре
мартышки и восемь попугаев.
Детей
надо подвести к выводу: если измеряют
длину разными мерками, то получаются
разные результаты; число мерок больше,
когда мерка меньше. Для этого можно
использовать следующий диалог:
-Какова
длина Удава в слонах, мартышках, попугаях?
(2 слона, 4 мартышки, 5 попугаев).
-Почему
получились разные числа? (У всех зверей
разные шаги).
-Когда получается больше
шагов – когда они крупные или маленькие?
(когда шаги маленькие, их больше).
-А
длина Удава меняется при измерении
шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).
3)
На столах у детей ленты и полоски разной
длины (полоски укладываются по длине
стола целое число раз).
Воспитатель
рассказывает, что длины часто измеряют
тем, что всегда при себе: шагами, локтями,
саженями, пядями и т.д., и показывает,
как измерить длину ленты саженями и
локтями. Затем дети самостоятельно
измеряют саженями и локтями свои
ленты.
После этого дети измеряют
длину стола пядями, полосками разной
длины. Для удобства после каждого
выкладывания мерки можно выставлять
фишку (палочки). Тогда число мерок равно
числу фишек (палочек).
В процессе этой
работы закрепляются представления о
том, что большая мерка уместится по
длине стола меньше раз.
2.Физкультминутка
«Три медведя».
Дети
изображают медведей и выполняют действия
согласно тексту.
Три медведя шли
домой.
Папа был большой-большой,
Мама
с ним – поменьше ростом,
А сынок –
малютка просто.
Очень маленький он
был -
С погремушками ходил.
З.Игра
« Садовники».
Воспитатель
предлагает вспомнить лето и посадить
на клумбу цветы. « Клумбой» служит лист
зеленой бумаги прямоугольной формы, а
«цветами» – геометрические фигуры
разного цвета и разной формы.
- Какой
формы ваша клумба?
- Сколько у нее
углов?
- Покажите верхние углы
(нижние).
-Покажи углы, которые справа
(слева). Сколько их?
- А теперь найди
верхний правый угол, нижний левый,
верхний левый, нижний правый.
- Начинаем
« сажать» цветы: «посадите» в верхний
левый угол 2 синих цветка, в нижний правый
– 1 желтый, в верхний правый – красный
и синий цветки.
- Какой угол остался
свободным? « Посадите» туда столько
цветов, чтобы всех цветов на клумбе было
5 (3 цветка).
Затем воспитатель просит
детей посчитать от 1 до 5 и от 5 до 1 и
показывает карточки с отрезками числового
ряда, в которых одна клетка пропущена.
Дети должны определить, какая цифра
пропущена.
4.Пальчиковая
игра «Паук».
Пальцы
согнуты, медленно передвигаются по
столу.
5.Игра:
«Не ошибись».
Перед
началом игры ведущий дает детям задание:
« Закройте глаза, я буду хлопать. Вы же
внимательно слушайте, а потом покажите
цифру, которая обозначает число ударов».
Сосчитав удары, дети показывают цифру
и объясняют, почему показали именно ее.
6.Игра:
«Распутай клубок».
Воспитатель
помещает на доску 3-4 картинки, связанные
одним сюжетом:
1) Бабушка вяжет, на
земле лежит клубок. Рядом котенок.
2)
Котенок играет с клубком. Клубок стал
заметно меньше.
3) Котенок размотал
весь клубок.
Дети должны расставить
картинки по порядку и объяснить, почему,
по их мнению, порядок именно такой.
7.
Итог занятия.
-Ребята,
что мы с вами делали сегодня на нашем
занятии?
-Что нового и интересного
вы узнали?
-Понравилось вам работать
с мерками?
-Хотите продолжить
измерения?
-На следующем занятии мы
с вами продолжим наши измерения. Вы
сегодня хорошо поработали. Молодцы,
старались и были внимательными. Всем
спасибо
Материалы подготовил(а): воспитатель Барсукова Валентина Григорьевна
Мне нравится | 2