ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В процессе работы с детьми мы стремится решать следующие задачи:
1. Обеспечить оптимальные условия для эффективного физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
2. Формировать доступные представления и знания у детей о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических правилах и нормах;
3. Приобщать детей к традициям большого спорта;
4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности;
5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здорового образа жизни взрослых и детей.

Библиотека материалов Дум Думыча

2


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологийобъединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главноесамих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В  процессе  работы  с  детьми  мы  стремится  решать  следующие  задачи:

  1. Обеспечить  оптимальные  условия  для  эффективного  физического  и  психологического  благополучия  участников  воспитательно-образовательного  процесса;

  2. Формировать  доступные  представления  и  знания  у  детей  о  пользе  занятий  физическими  упражнениямиоб  основных  гигиенических  правилах  и  нормах;

  3. Приобщать детей к традициям большого спорта;

  4. Формировать  основы  безопасности  жизнедеятельности;

  5. Оказывать  всестороннюю  помощь  семье  в  обеспечении  здорового  образа  жизни  взрослых  и  детей.


Теперь подробнее рассмотрим каждую из здоровьесберегающих технологий.

Физкультминуткиэто кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление.

"Релаксация" (от лат. Relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее, вследствие, снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другимсконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Подвижные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми дошкольного возраста. Предусмотренные планированием игры проводятся как в помещении, так и на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.

Эстафе́та — совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции. Они развивают интерес к спортивным играм-соревнованиям, ловкость, меткость, быстроту, учат играть в команде, действовать сообща, по сигналу, а также воспитывают здоровый дух соперничества.

Спортивные праздники и развлечения совместно с родителями приучают детей к активному отдыху, формируют у родителей и детей заинтересованность к занятиям физкультурой, играм и игровым заданиям, содействуют творческому проявлению. Каждую неделю у нас проводятся спортивные досуги, а так же (по плану) спортивные мероприятия, такие, как: «Веселые старты», «Папа, мама, яспортивная семья», «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» и др.

Гимнастику эстетической направленности мы применяли как в младшей группе, так и продолжаем сейчас, немного усложнив, и добавив дыхательные упражнения по А. Стрельниковой. Дети с удовольствием выполняют новые упражнения, которые приносят ряд положительных эмоций.

"Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легко стирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицыбусинки, плетенные веревочкишнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия, они являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Физкультурные занятия три раза в неделю способствует не только физическому развитию детей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются на занятиях в группе.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.

Точечный массаж по системе А.А.Уманской. Частично мы начали его использование еще в младшей группе. Сейчас же мы применяем точечный массаж девяти активных точек.

Комплекс утренней гимнастики с акцентом на упражнения для формирования правильной осанки мы начали проводить с детьми с 4-х лет. В этом же возрасте прививают привычку правильно сидеть за партой, столом, особенно во время занятий, просмотра телевизора, компьютерных игр.

Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и водаЦель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Мы используем закаливание воздушными и солнечными ваннами, хождение босиком, ребята спят без маечек, после сна обтирание и умывание прохладной водой, полоскание горла, а так же систематические прогулки на улицу, вне зависимости от погоды.

Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенкаМузыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Необходимо учитывать, что она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

Технология воздействия цветом или цветотерапияодно из направлений арттерапии. Нервная система здорового ребенка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра; яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития.

А сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками! Получая новые цвета и оттенки, различные по насыщенности, светлоте в той или иной цветовой гамме, они непосредственно познают законы цветоведения без всякого затруднения, просто смешивают разные цвета друг с другом. Чем не игра? (можно использовать во время проведения эстафет).

Приёмы использования игры на занятиях, пожалуй, самые разнообразные и обширные. Они позволяют быстро снизить уровень тревоги, страха, и неуверенности в своих возможностях.

Хромотерапиянаука, изучающая свойства цвета. Его воздействие на людей неоднозначно и сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез, а также отвечают за другие жизненно важные процессы в организме.

Песочная терапия. Игры с пескомодна из форм естественной активности ребенка. Создавая картины из песка, строя
замки, дошкольник приобретает знания и жизненный опыт, познает законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в спортивном зале и группе являются ежедневные проветривания помещения и использование бактерицидных ламп, соблюдение температурного режима и чистота в группе, много света, спокойный, доброжелательный тон взрослого.

Так же очень важным фактором является предметно - развивающая среда в ДОУ. В нашем дошкольном учреждении есть физкультурный зал, тренажерный зал,музыкальный зал, спортивная площадка, уголок физической культуры, уголок здоровья, оборудованные прогулочные участки.

Очень важную роль играет и работа с родителями, мы используем: беседы, индивидуальные консультации, семинарыпрактикумы, информационные стенды, родительские собрания, совместные праздники, конкурсы, соревнования, дни и недели здоровья, анкетирование.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что основой качества образования является здоровьесбережение.


Список использованной литературы

1.Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной

научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.:

Издат-во СГУ, 2007. – 255с.

2. Физкультурнооздоровительная работав ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивнодосуговые мероприятия / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. - 159 с.

3. Физкультурнооздоровительная работав ДОУ: из опыта работы / Авт.-сост. О.Н. Моргунова.- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 176с.

4. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с. – (Здоровьесберегающая педагогика)

5. Интернет источники http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/59/2446/



Материалы подготовил(а): Путина Евгения Петровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение