Главная / Библиотека / МАТЕМАТИКА

Открытое занятие по математическому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Задачи:
образовательные - формировать навыки вычислительной деятельности: упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, в разборе числа по составу, в установлении равенства между числами; закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на листе;
развивающие - развивать познавательные интересы, умение аргументировать свои высказывания;
воспитательные - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку работать сообща.

Библиотека материалов Дум Думыча

Открытое занятие

по математическому развитию в старшей группе

«Путешествие в страну Математики» (2022г.)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Физическое развитие

Технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемый результат: систематизированы элементарные математические представления у детей.

Цель: систематизация элементарных математических представлений у детей.

Задачи:

образовательные - формировать навыки вычислительной деятельности: упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, в разборе числа по составу, в установлении равенства между числами; закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на листе;

развивающие - развивать познавательные интересы, умение аргументировать свои высказывания;

воспитательные - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку работать сообща.

Оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук; презентация «Страна Математики»; книга «Путешествие в страну математики с героями сказок»; магнитная доска; магниты для доски, указка; корзинка с цветами;

Оборудование для воспитанников: раздаточный материал «Состав числа»; игровое поле для геометрических фигур; блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера, квадрат Воскобовича, сундучок с чупа-чупсами .

Предварительная работа:

чтение сказок русских и зарубежных авторов, отгадывание загадок по сказкам. Составление числового ряда от 1 до 10, ДУ «Засели жильцов» (состав числа), «Назови соседей», «Больше – меньше»; ДИ с палочками Кюизенера, «Строительство домов», «Дачный поселок» и др.; графические диктанты.

Ход занятия:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

(Дети садятся на стульчиках полукругом. Звучит музыка «В гостях у сказки» Воспитатель обращает внимание детей на новую книгу).

Воспитатель: Посмотрите, ребята. У нас появилась новая книга. Хотите я вам её почитаю?

Дети: Да (воспитатель читает детям присказку).

В некотором царстве, в Математическом государстве, жили-были числа - красивые, с хвостиками и закруглениями, с прямыми и наклонными палочками, стройные и ровные. Имена у них были самые разные: один, два, три, четыре, пять и другие. Для обозначения чисел на письме служили цифры: 1, 2, 3, 4, 5 и другие. Жили себе числа, нетужили, с разными героями сказок дружили…

Воспитатель:  Ребята, какие сказки вы знаете, в названии которых встречаются числа? (ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «12 месяцев», «Три поросенка» и др.).

Воспитатель: Все эти герои встретятся в нашей новой книге. Читаем дальше (воспитатель пытается продолжить читать сказку).

Воспитатель: Что такое? Странички книги пустые, сказочные герои потерялись. Давайте поможем персонажам вернуться в страну Математики в свои сказки. Если мы пройдем математический лабиринт, они окажутся на своих местах.

Воспитатель: Как можно быстро добраться до волшебного лабиринта? (машина, самолет и т.д.)

До лабиринта мы долетим на самолете, а сделаем его из квадрата Воскобовича (дети подходят к столам, при помощи квадрата выполняют задание «Самолет».

Для взлёта надо считать в обратном порядке, как при запуске - 10,9,8,.... 0. Полетели!!! (самолет «взлетает» на экране).

Воспитатель: Вот мы и приземлились на лесной опушке у лабиринта (на экране лесная опушка). И у нас первое задание: мы должны построить крепкий дом, затем узнаем, какие герои вернутся в сказку.

Задание №1. «Конструирование дома». Палочки Кюизенера.

-Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат.

- Чем гордится квадрат? (у квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)

- Что мы построили у дома этим квадратом? ( стены, пол, потолок)

- Дальше строим крышу из трёх синих палочек.

- Какой формы получилась крыша у дома? (треугольной формы)

- Как вы поняли, что это треугольник? (потому что есть 3 угла)

- Чего не хватает на крыше? (на крыше нет трубы)

- Постройте трубу красного цвета из 1-ой палочки.

- Что есть у дома ещё, кроме стен и крыши? (у дома есть окна и двери)

- Возьмите 2 розовые и 2 жёлтые палочки и постройте в доме окно.

- Какой формы получилось окно? (окно получилось прямоугольное)

- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (прямоугольник отличается от квадрата тем, что у него 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. А у квадрата все стороны одинаковые).

- Теперь поставим дверь, возьмите одну бордовую палочку и поставьте её с правой стороны дома.

Воспитатель: Молодцы! Героям какой сказки мы помогли? Внимание на экран (на экране «Три поросенка»).

Воспитатель: Двигаемся по лабиринту дальше. Пройдите за столы. Внимание на экран (на экране волк).

Задание №2 «Засели жильцов»

Воспитатель: Мама этих героев искала в разных местах: на круглой полянке, у рек прямоугольных, у гор треугольных. Для нас задание при помощи блоков Дьёнеша заселить дом по схеме.

Вопросы после выполнения задания:

1) Какая фигура расположена в верхнем левом углу?

2) Какая фигура расположена в нижнем правом углу?

3) В правом верхнем углу и т.д.

Воспитатель:  Задание выполнено, внимание на экран! Мы помогли вернуться героям сказки..... "Волк и семеро козлят"

Воспитатель: Герои следующей сказки предлагают нам размяться.

Физкультминутка «Три медведя».
Эти звери в сказке жили - руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Вперевалочку ходили - идут переваливаясь из стороны в сторону
К ним девчушка прибежала - бег на месте
В дом зашла и увидала - руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга
Стол большущий у окна - правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке
Стула три – вот это да - левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.
Чашки три, и ложки три - приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри - руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Ела Маша и пила - изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.
На кроватку прилегла - руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
И уснула сладким сном - ладошки сложены, голова наклонена и лежит на ладошках.
Тут медведи воротились – идут, переваливаясь из стороны в сторону.
И на Машу, рассердились - руки на пояс, топают ногами.
Маша очень испугалась - изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась.


Воспитатель: Герои какой сказки провели с нами физкультминутку?

(ответ, экран)

Воспитатель: Двигаемся дальше. Садимся за столы.

Педагог демонстрирует корзину с подснежниками и предлагает детям посчитать цветы, дети считают и определяют количество цветов – 10 подснежников.

Задание №3. Состав числа 10 «Подснежники»

Воспитатель: В этой сказке мачеха решила отнести подснежники во дворец и получить за них золотые монеты, так как она была очень жадная, стала перекладывать цветы в две корзины, надеясь больше за них выручить.

Перед вами корзинки и цифры.

При помощи цифр покажите, как можно разложить число 10 из двух меньших чисел.

(дети составляют разные варианты состава числа 10 ). (после выполнения задания на экране «12 месяцев»)

Воспитатель: Чтоб помочь вернуться следующим героям в сказку мы должны решить их задачки. Показать ответ прищепкой на цветке.


Задачка 1 На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3) Гном 1) на экране

Задачка 2

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал -

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (5) Гном 2) на экране

Задачка 3

Три гуся летят над нами,

Три других над облаками,

Два спустились на ручей.

Сколько было всех гусей? (8) Гном 3) на экране

Задачка 4

Я рисую Кошкин дом:

Три окошка, дом с крыльцом.

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки. (4) Гном 4) на экране

Задачка 5

Четыре спелых груши

на веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (2) Гном 5) на экране

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Посчитайте-ка улов.

У кого ответ готов? (9) Гном 6) на экране


Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело.

Сколько всех их прилетело? (7) Гном 7) на экране

Воспитатель: Из какой сказки эти герои? (слайд, появление Белоснежки)


Воспитатель: Лабиринт пройден, все задания выполнены, мы возвращаемся в детский сад. Прошу всех на борт самолета. Начинаем обратный отсчет для взлёта - 10,9, 8... (слайд самолет приземлился)

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад, наше путешествие подошло к концу. Чем мы с вами занимались? Задание, каких героев было самым сложным, интересным? Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?

Подведение итогов

Воспитатель: Посмотрите, ребята! В книге появились пропавшие страницы сказок. Теперь мы сможем их прочитать! Герои сказок вас благодарят и приготовили для вас сюрприз. (на экране герои всех сказок и шкатулка с Чупа - Чупсами) .










Анализ занятия (самоанализ)

Занятие: непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию.

Тема: «Путешествие в страну Математики»


Возрастная группа старшая группа "Сказка"

Воспитатель:  Ольга Владимировна Дубровская

Количество детей 12 человек

Цель: уточнить знания о геометрических фигурах и счет до 10.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

- учить понимать отношения между числами в числовом ряду;

- продолжать учить детей решать математическую задачу на сложение и вычитание

- закрепить с детьми математические понятия.

Развивающие:

способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- развивать мелкую моторику рук;

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Воспитательные:

1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

2. воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно;

3. воспитывать у детей интерес к математике.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно – эстетическое развитие», «Коммуникация», «Социализация», «Физическое развитие»

Подготовительная работа: дидактические игры «Какой по счету», «Дни недели», «Веселый счет», «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьёнеша», «Палочки Кюизенера»,«Квадрат Воскобовича», «Сбежавшая цифра», «Скажи наоборот», «Нади закономерность»; составление и решение задач на сложение и вычитание.

Материал, наглядное пособие, оборудование для НОД было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям. Особая расстановка перед экраном, достаточный размер демонстрационного материала, посадка за столы – все было сделано с учетом индивидуальных особенностей детей.

Задачи НОД были выбраны в соответствии с образовательной программой ДОУ и перспективным тематическим планированием по данной образовательной области.

НОД была построена таким образом, чтобы вызвать и поддерживать у детей познавательный интерес, и имела следующую структуру:

  • Вводная часть – организационный момент, приветствие.

  • Основная часть была проведена с использованием ИКТ, что позволило удержать внимание, познавательный интерес и работоспособность детей на протяжении всей образовательной деятельности. В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкультминутка.

  • Заключительная часть – подведение итогов, рефлексия.

В ходе занятия были использованы следующие методические методы и приёмы:

- наглядные (мультимедийная презентация),

- словесные (вопросы к детям, повторение и уточнение, поощрение)

- практические (решение математических упражнений),

- репродуктивный («Квадрат Воскобовича», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьёнеша»), направленные на применение познавательно-исследовательских, двигательных, логических, практических умений и навыков.

Методы и приемы были подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

НОД была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий.

Во время НОД применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, мимика. Для активизации мыслительной деятельности задавались вопросы поискового характера.

В процессе НОД непрерывно велась работа над развитием логического мышления, воображения, умения согласовывать слова в предложении.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, а также в учете особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.

Использование презентации обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач.

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

  • Дети успешно справились с заданиями, получили благодарность и подарки от героев сказок, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;

  • Дети усовершенствовали навык решения задач на сложение и вычитание;

  • Поставленные в НОД задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее, не выходя за рамки времени – 25 минут.


Материалы подготовил(а): воспитатель Дубровская Ольга Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение