Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии)

Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности).
Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея.
На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Применительно к учителям — это способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт. Ученики же проявляют её, решая задачи неординарным образом.
Все люди креативны с рождения, но у каждого человека развиты разные составляющие креативности.
Материалы подготовил(а): Побережная Наталья Викторовна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности).

Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея.

На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Применительно к учителям — это способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт. Ученики же проявляют её, решая задачи неординарным образом.

Все люди креативны с рождения, но у каждого человека развиты разные составляющие креативности.

Американский психолог Джой Пол Гилфорд выделил несколько характеристик креативности:

способность к критическому и аналитическому мышлению,

гибкость и беглость при выборе подхода к решению проблемы,

умение предложить оригинальные идеи,

способность совершенствовать свои идеи за счёт их уточнения и добавления новых деталей,

умение воплотить свои идеи в жизнь.

Креативный человек сначала создаёт множество вариантов решений (мыслит вширь), а потом выбирает из них лучшее (сужает выбор). Гилфорд описал это как дивергентное (расходящееся) и конвергентное (сходящееся) мышление. В обиходе мы называем эти фазы этапами придумывания и отбора идей.

Умение мыслить креативно — один четырёх главных навыков XXI века, но не единственный.

В 4К-компетенции входят:

креативность,

критическое мышление,

коммуникация,

командная работа.

Парадокс заключается в следующем: чтобы развить один из четырёх навыков, нужно так или иначе использовать все остальные.

Знаете ли вы, что...

Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности).

Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея.

На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Применительно к учителям — это способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт. Ученики же проявляют её, решая задачи неординарным образом.

Все люди креативны с рождения, но у каждого человека развиты разные составляющие креативности.

Американский психолог Джой Пол Гилфорд выделил несколько характеристик креативности:

способность к критическому и аналитическому мышлению,

гибкость и беглость при выборе подхода к решению проблемы,

умение предложить оригинальные идеи,

способность совершенствовать свои идеи за счёт их уточнения и добавления новых деталей,

умение воплотить свои идеи в жизнь.

Креативный человек сначала создаёт множество вариантов решений (мыслит вширь), а потом выбирает из них лучшее (сужает выбор). Гилфорд описал это как дивергентное (расходящееся) и конвергентное (сходящееся) мышление. В обиходе мы называем эти фазы этапами придумывания и отбора идей.

Умение мыслить креативно — один четырёх главных навыков XXI века, но не единственный.

В 4К-компетенции входят:

креативность,

критическое мышление,

коммуникация,

командная работа.

Парадокс заключается в следующем: чтобы развить один из четырёх навыков, нужно так или иначе использовать все остальные.

В науке парадигму меняют креативно мыслящие ученые, которые смотрят на проблему под новым углом. До Эйнштейна считали, что константа — это скорость времени. Он же поставил вопрос парадоксальным образом («А что, если всё наоборот?») и предположил, а затем и доказал, что константой является скорость света.

С тех пор весь мир перешёл с ньютоновской физики на физику эйнштейновскую.

История

Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности).

Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея.

На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Применительно к учителям — это способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт. Ученики же проявляют её, решая задачи неординарным образом.

Все люди креативны с рождения, но у каждого человека развиты разные составляющие креативности.

Американский психолог Джой Пол Гилфорд выделил несколько характеристик креативности:

способность к критическому и аналитическому мышлению,

гибкость и беглость при выборе подхода к решению проблемы,

умение предложить оригинальные идеи,

способность совершенствовать свои идеи за счёт их уточнения и добавления новых деталей,

умение воплотить свои идеи в жизнь.

Креативный человек сначала создаёт множество вариантов решений (мыслит вширь), а потом выбирает из них лучшее (сужает выбор). Гилфорд описал это как дивергентное (расходящееся) и конвергентное (сходящееся) мышление. В обиходе мы называем эти фазы этапами придумывания и отбора идей.

Умение мыслить креативно — один четырёх главных навыков XXI века, но не единственный.

В 4К-компетенции входят:

креативность,

критическое мышление,

коммуникация,

командная работа.

Парадокс заключается в следующем: чтобы развить один из четырёх навыков, нужно так или иначе использовать все остальные.

В науке парадигму меняют креативно мыслящие ученые, которые смотрят на проблему под новым углом. До Эйнштейна считали, что константа — это скорость времени. Он же поставил вопрос парадоксальным образом («А что, если всё наоборот?») и предположил, а затем и доказал, что константой является скорость света.

С тех пор весь мир перешёл с ньютоновской физики на физику эйнштейновскую.

1. Параметры креативности по Джой Пол Гилфорду:

Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии) - Рисунок 1

Критическое и аналитическое мышление, гибкость и беглость ума, оригинальность и умение усовершенствовать детали

Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии) - Рисунок 2

Оригинальность, вдумчивость, хорошая фантазия, гибкость и беглость ума

Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии) - Рисунок 3

Инициативность, способность к критическому мышлению, коммуникация, коллаборация

Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии) - Рисунок 4

Умение работать в команде, коммуникация, критическое мышление и оригинальность

2. Результатом креативного мышления является:

Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии) - Рисунок 5

Мысль

Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии) - Рисунок 6

Идея

Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии) - Рисунок 7

Затея

Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии) - Рисунок 8

Тезис

Креативные методологии помогают упорядочить процесс придумывания, увидеть новые шаги в решениях и идеях. Это способы обработки информации, но весьма неожиданные, оригинальные, связанные с синтезом, комбинированием и ассоциациями.

В ИКРЕ используют шесть методологий:

1) дизайн-мышление,

2) ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),

3) латеральное мышление,

4) Jobs To Be Done (работа, которую нужно выполнить),

5) ТОС (теория ограничения систем),

6) CRAFT (CReative Algorithm Frames & Tools, наша собственная разработка).

Всё это наборы разных алгоритмов, которые помогают изобретать новые идеи и решения.

Каждый из них включает определённый набор инструментов, с помощью которых людям становится проще придумывать неординарные идеи и находить нестандартные решения в разных сферах.

Методика — это алгоритм, который состоит из приёмов (или методов), идущих в заданном порядке.

Есть три типа идущих друг за другом методик креативного мышления:

анализ и фокусировка,

генерация,

оценка и фильтрация.

Эти этапы есть в каждом творческом процессе.

Далее мы поговорим о методиках, которым вы можете научить учеников, и соберём из них стройный алгоритм, который вы сможете повторить в будущем, комбинируя предоставленные инструменты.

Представьте, что...



Креативные методологии помогают упорядочить процесс придумывания, увидеть новые шаги в решениях и идеях. Это способы обработки информации, но весьма неожиданные, оригинальные, связанные с синтезом, комбинированием и ассоциациями.

В ИКРЕ используют шесть методологий:

1) дизайн-мышление,

2) ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),

3) латеральное мышление,

4) Jobs To Be Done (работа, которую нужно выполнить),

5) ТОС (теория ограничения систем),

6) CRAFT (CReative Algorithm Frames & Tools, наша собственная разработка).

Всё это наборы разных алгоритмов, которые помогают изобретать новые идеи и решения.

Каждый из них включает определённый набор инструментов, с помощью которых людям становится проще придумывать неординарные идеи и находить нестандартные решения в разных сферах.

Есть три типа идущих друг за другом методик креативного мышления:

анализ и фокусировка,

генерация,

оценка и фильтрация.

Эти этапы есть в каждом творческом процессе.

Далее мы поговорим о методиках, которым вы можете научить учеников, и соберём из них стройный алгоритм, который вы сможете повторить в будущем, комбинируя предоставленные инструменты.

...школа стала пространством для инноваций. Участники этой инновационной системы видят себя и свои задачи по-новому. Это уже не просто ученики, учителя и родители. Это творцы, креативные директора, покупатели и пользователи креативного продукта. Это не система, где одни передают знания другим: в этой конструкции стороны совместно придумывают образовательный процесс и активно в него вовлечены в него. Например, ребёнок-творец при помощи учителя-фасилитатора может сформулировать идеи по улучшению образовательного процесса, а креативный директор воплотит их в жизнь.



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Побережная Наталья Викторовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение