Развитие критического мышления у младших школьников (креативные методологии)
Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности).
Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея.
На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Применительно к учителям — это способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт. Ученики же проявляют её, решая задачи неординарным образом.
Все люди креативны с рождения, но у каждого человека развиты разные составляющие креативности.
Материалы подготовил(а): Побережная Наталья Викторовна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности).
Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея.
На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Применительно к учителям — это способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт. Ученики же проявляют её, решая задачи неординарным образом.
Все люди креативны с рождения, но у каждого человека развиты разные составляющие креативности.
Американский психолог Джой Пол Гилфорд выделил несколько характеристик креативности:
— способность к критическому и аналитическому мышлению,
— гибкость и беглость при выборе подхода к решению проблемы,
— умение предложить оригинальные идеи,
— способность совершенствовать свои идеи за счёт их уточнения и добавления новых деталей,
— умение воплотить свои идеи в жизнь.
Креативный человек сначала создаёт множество вариантов решений (мыслит вширь), а потом выбирает из них лучшее (сужает выбор). Гилфорд описал это как дивергентное (расходящееся) и конвергентное (сходящееся) мышление. В обиходе мы называем эти фазы этапами придумывания и отбора идей.
Умение мыслить креативно — один четырёх главных навыков XXI века, но не единственный.
В 4К-компетенции входят:
— креативность,
— критическое мышление,
— коммуникация,
— командная работа.
Парадокс заключается в следующем: чтобы развить один из четырёх навыков, нужно так или иначе использовать все остальные.
Знаете ли вы, что...
Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности).
Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея.
На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Применительно к учителям — это способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт. Ученики же проявляют её, решая задачи неординарным образом.
Все люди креативны с рождения, но у каждого человека развиты разные составляющие креативности.
Американский психолог Джой Пол Гилфорд выделил несколько характеристик креативности:
— способность к критическому и аналитическому мышлению,
— гибкость и беглость при выборе подхода к решению проблемы,
— умение предложить оригинальные идеи,
— способность совершенствовать свои идеи за счёт их уточнения и добавления новых деталей,
— умение воплотить свои идеи в жизнь.
Креативный человек сначала создаёт множество вариантов решений (мыслит вширь), а потом выбирает из них лучшее (сужает выбор). Гилфорд описал это как дивергентное (расходящееся) и конвергентное (сходящееся) мышление. В обиходе мы называем эти фазы этапами придумывания и отбора идей.
Умение мыслить креативно — один четырёх главных навыков XXI века, но не единственный.
В 4К-компетенции входят:
— креативность,
— критическое мышление,
— коммуникация,
— командная работа.
Парадокс заключается в следующем: чтобы развить один из четырёх навыков, нужно так или иначе использовать все остальные.
В науке парадигму меняют креативно мыслящие ученые, которые смотрят на проблему под новым углом. До Эйнштейна считали, что константа — это скорость времени. Он же поставил вопрос парадоксальным образом («А что, если всё наоборот?») и предположил, а затем и доказал, что константой является скорость света.
С тех пор весь мир перешёл с ньютоновской физики на физику эйнштейновскую.
История
Под «креативом» сегодня понимают много разных вещей: это и способность (мыслить творчески), и процесс (создания), и результат (продукт мыслительной деятельности).
Креативное мышление — это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений. Результатом креативного мышления является идея.
На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Применительно к учителям — это способность не просто передать знания, но и создать увлекательный опыт. Ученики же проявляют её, решая задачи неординарным образом.
Все люди креативны с рождения, но у каждого человека развиты разные составляющие креативности.
Американский психолог Джой Пол Гилфорд выделил несколько характеристик креативности:
— способность к критическому и аналитическому мышлению,
— гибкость и беглость при выборе подхода к решению проблемы,
— умение предложить оригинальные идеи,
— способность совершенствовать свои идеи за счёт их уточнения и добавления новых деталей,
— умение воплотить свои идеи в жизнь.
Креативный человек сначала создаёт множество вариантов решений (мыслит вширь), а потом выбирает из них лучшее (сужает выбор). Гилфорд описал это как дивергентное (расходящееся) и конвергентное (сходящееся) мышление. В обиходе мы называем эти фазы этапами придумывания и отбора идей.
Умение мыслить креативно — один четырёх главных навыков XXI века, но не единственный.
В 4К-компетенции входят:
— креативность,
— критическое мышление,
— коммуникация,
— командная работа.
Парадокс заключается в следующем: чтобы развить один из четырёх навыков, нужно так или иначе использовать все остальные.
В науке парадигму меняют креативно мыслящие ученые, которые смотрят на проблему под новым углом. До Эйнштейна считали, что константа — это скорость времени. Он же поставил вопрос парадоксальным образом («А что, если всё наоборот?») и предположил, а затем и доказал, что константой является скорость света.
С тех пор весь мир перешёл с ньютоновской физики на физику эйнштейновскую.
1. Параметры креативности по Джой Пол Гилфорду:
Критическое и аналитическое мышление, гибкость и беглость ума, оригинальность и умение усовершенствовать детали
Оригинальность, вдумчивость, хорошая фантазия, гибкость и беглость ума
Инициативность, способность к критическому мышлению, коммуникация, коллаборация
Умение работать в команде, коммуникация, критическое мышление и оригинальность
2. Результатом креативного мышления является:
Мысль
Идея
Затея
Тезис
Креативные методологии помогают упорядочить процесс придумывания, увидеть новые шаги в решениях и идеях. Это способы обработки информации, но весьма неожиданные, оригинальные, связанные с синтезом, комбинированием и ассоциациями.
В ИКРЕ используют шесть методологий:
1) дизайн-мышление,
2) ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),
3) латеральное мышление,
4) Jobs To Be Done (работа, которую нужно выполнить),
5) ТОС (теория ограничения систем),
6) CRAFT (CReative Algorithm Frames & Tools, наша собственная разработка).
Всё это наборы разных алгоритмов, которые помогают изобретать новые идеи и решения.
Каждый из них включает определённый набор инструментов, с помощью которых людям становится проще придумывать неординарные идеи и находить нестандартные решения в разных сферах.
Методика — это алгоритм, который состоит из приёмов (или методов), идущих в заданном порядке.
Есть три типа идущих друг за другом методик креативного мышления:
— анализ и фокусировка,
— генерация,
— оценка и фильтрация.
Эти этапы есть в каждом творческом процессе.
Далее мы поговорим о методиках, которым вы можете научить учеников, и соберём из них стройный алгоритм, который вы сможете повторить в будущем, комбинируя предоставленные инструменты.
Представьте, что...
Креативные методологии помогают упорядочить процесс придумывания, увидеть новые шаги в решениях и идеях. Это способы обработки информации, но весьма неожиданные, оригинальные, связанные с синтезом, комбинированием и ассоциациями.
В ИКРЕ используют шесть методологий:
1) дизайн-мышление,
2) ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),
3) латеральное мышление,
4) Jobs To Be Done (работа, которую нужно выполнить),
5) ТОС (теория ограничения систем),
6) CRAFT (CReative Algorithm Frames & Tools, наша собственная разработка).
Всё это наборы разных алгоритмов, которые помогают изобретать новые идеи и решения.
Каждый из них включает определённый набор инструментов, с помощью которых людям становится проще придумывать неординарные идеи и находить нестандартные решения в разных сферах.
Есть три типа идущих друг за другом методик креативного мышления:
— анализ и фокусировка,
— генерация,
— оценка и фильтрация.
Эти этапы есть в каждом творческом процессе.
Далее мы поговорим о методиках, которым вы можете научить учеников, и соберём из них стройный алгоритм, который вы сможете повторить в будущем, комбинируя предоставленные инструменты.
...школа стала пространством для инноваций. Участники этой инновационной системы видят себя и свои задачи по-новому. Это уже не просто ученики, учителя и родители. Это творцы, креативные директора, покупатели и пользователи креативного продукта. Это не система, где одни передают знания другим: в этой конструкции стороны совместно придумывают образовательный процесс и активно в него вовлечены в него. Например, ребёнок-творец при помощи учителя-фасилитатора может сформулировать идеи по улучшению образовательного процесса, а креативный директор воплотит их в жизнь.
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Побережная Наталья Викторовна
Мне нравится | 0
Ещё по данной теме:
⭐ Материалы в помощь воспитателю, учителю, родителю по психологии и соц. педагогике